Рабочая программа по дополнительному образованиюпо мнемотехнике в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа)

Шамба Жанна Владимировна
Рабочая программа по дополнительному образованию, по мнемотехнике, в подготовительной группе.Эта программа может быть использована педагогами допонительного образования в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №100 Калининского района Санкт-Петербурга

                     «ПРИНЯТА»

       «УТВЕРЖДАЮ»

Решением педагогического совета

ГБОУ школы № 100 Калининского района

Санкт-Петербурга

Протокол №_________

От «____»____________2020 г.

 

Директор ГБОУ школы № 100

Калининского района Санкт-Петербурга

________________О.А. Лудкова

Приказ №_____________

От «___»________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе
«Мнемотехника»

в группе подготовительного возраста

на 2021 - 2022 учебный год

Педагог дополнительного образования

Шамба Жанна Владимировна

Батырова Альбина Мухтаровна

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.        3

Актуальность программы        3

Направленность данной программы        4

Цель программы        4

2.УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ        4

Подготовительный возраст        4

3.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА        6

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ        6

Задачи программы  подготовительного возраста        6

Формы работы  с детьми и подведение итогов        7

Примерная структура занятий с детьми        7

Методы  работы  с детьми        7

Время проведения занятий        7

Педагогическая диагностика        8

4.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК        9

5.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        9

Учебный план   подготовительной группы        9

Учебно-тематический план на год подготовительной группы        9

6.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ        10

Подготовительная группа        10

Условия набора групп.        15

Методическое обеспечение.        15

Описание используемых методов и методик        15

Мнемоквадрат        15

Мнемодорожки        15

Коллаж        15

Метод «Крокирования»        15

Метод ассоциативных цепочек        15

Метод трансформации (превращения)        15

Метод Цицерона        16

Материально техническое  обеспечение программы        16

8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        16

ПРИЛОЖЕНИЯ        17

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У детей дошкольного возраста преобладает зрительная память над слуховой. Поэтому ребенку будет легче запомнить какой-то рассказ или стихотворение, если он будет видеть сюжетные картинки. Такой прием для легкого запоминания информации называется мнемотехникой. Кроме того, мнемотехника для дошкольников помогает развивать мышление, связную речь, воображение.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.

      Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами,       которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию  – это способность к наглядному моделированию.

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.

Одной из них является мнемотехника  - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника способствует формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному участию в образовательном процессе.
Мнемотехника предполагает решение задач по речевому развитию,  развитию мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы, что облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность программы

Зачем нужна мнемотехника? Казалось бы, ответ очевиден - мнемотехника нужна для запоминания информации. Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами кажется невозможно запомнить. Но польза от мнемотехники не сводится только к запоминанию. Регулярное использование мнемотехники или выполнение упражнений по запоминанию позволит развить и другие способности, очень необходимые в обычной жизни. 

Регулярное использование мнемотехники позволит включить в работу и развить:

1.Внимание. Внимание и память сильно взаимосвязаны. Необходимость отслеживать связи между образами, замена объектов образами приводит к тому, что у вас тренируется внимание и повышается способность к концентрации на текущей деятельности.

2.Образное мышление. Начав работать с образами для запоминания, через некоторое время вы начнете использовать их и в процессе мышления. Вы обнаружите, что способны гораздо быстрее разобраться в новой для вас  ситуации, что у вас улучшились интуитивные способности, а для поиска решения (как в обычных житейских ситуациях, так и при решении сложных проблем) вам потребуется меньше времени. И там, где другие люди, пытаются что-то неуклюже анализировать,  вы уже видите ответ.

3.Способность к визуализации. Конечно, образы, могут быть самыми разными. Но чаще всего используются зрительные или визуальные. И привычка к их использованию может существенно изменить ваш взгляд на мир и отношение к нему. Вспомните о таких великих визуалах как Александр Сергеевич Пушкин и Уолт Дисней. Многие вещи, над которыми обычному человеку пришлось бы долго размышлять, оценивая их преимущества и недостатки, они просто видели. Пушкин, при написании своих произведений использовал изображения. Мысленные или действительные. Очень часто он сначала рисовал в своих рукописях рисунки, а потом описывал в прозе или стихах изображенное. Знаменитый Диснейленд Диснея также однажды просто появился перед его глазами. Как-то он подумал, что было бы хорошо, чтоб было такое сказочное место, в которое можно было бы пойти погулять, увидел его в своем воображении, а остальное уже было делом техники.

4.Воображение. Необходимость постоянно заменять абстрактные предметы образами, а также связывать их с помощью ассоциаций приводит к необходимости использовать воображение. Вы можете обнаружить, что у вас сама собой появилась способность находить неожиданные решения. Ну, или эти решения вам будут казаться самыми обычными, но в глазах окружающих они будут казаться яркими и нестандартными.

5.И напоследок: мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое это ритм, восприятие цвета, воображение, образы и пространственные соотношения. Обычно человек в большей степени использует только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения встающих задач используются логические методы. Использование образов позволит использовать больше возможностей вашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.Вот такую пользу может принести мнемотехника, которая не сводится только к запоминанию.

Направленность данной программы:

социально-педагогическая.

Цель программы развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа по «Мнемотехнике» рассчитана на  детей подготовительного возраста. 

2.УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Подготовительный возраст

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела.. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сенситивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания. Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок. Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии. Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения). • Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

3.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

Задачи программы  подготовительного возраста

Учить выделять у предметов различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, назначение).

- Учить создавать образы на основе схематического изображения. Тренировать детей в быстрой зарисовке слов.

-  Формировать у детей навыки запоминания любой информации методом: «Крокирования» (чертёж, схема, набросок), «ассоциативных цепочек» (метод чепухи), трансформации, методом Цицерона (увязка информации в пространстве). - Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа.

 - Развивать мелкую мускулатуру и моторику руки.

 - Развивать логическое и образное мышление, внимание, слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную память. Тренировать долговременную память детей.

-Развивать умение связно и последовательно пересказывать текст с помощью опор. - Развивать умение находить выход из проблемной ситуации..

Ожидаемые результаты подготовительного возраста: Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы

Формы работы  с детьми и подведение итогов:

  • Вводное занятие
  • Игровые занятия по теме
  • Обобщающие занятия
  • Наблюдения педагога
  • Тематические игры и игровые ситуации
  • Открытое игровое занятие для родителей

Примерная структура занятий с детьми

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления).

1.Дыхательная гимнастика.

2.Упражнения на развитие слуховой памяти.

3.Упражнения на развитие зрительной памяти.

                 4. Физкультминутка.

                 5.Упражнения из тем: восприятие, воображение, ассоциативный тренинг.

                 6.Коллажи.

                 7.Мнемотаблицы. 

Методы  работы  с детьми:

-Метод «Крокирования» (от франц.crogu-чертеж, схема, набросок) – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связывать их по смыслу. 

Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов. 

Метод трансформации (превращения) Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее, то, что их связывает.

Метод Цицерона (увязка информации в пространстве) – суть метода Цицерона в воображаемом размещении образов в конкретном месте или комнате.

Время проведения занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 30 минут, 1 час равен 30  минутам.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится два раза в год в октябре на вводном и в мае. диагностическом занятии, а также в мае на обобщаем диагностическом занятии.

  • Уровень развития мелкой моторики, сформированности восприятия.

Игра «Проведи линии».

     Игровое задание: «Проведи линию внутри дорожки, не отрывая карандаш от бумаги»

  • Диагностика сформированности сенсорного восприятия. Игра «Нарисуй по точкам».

Игровое задание:  «Нарисуй рядом с изображенной фигурой точно такую же по точкам. Будь внимателен»        

  • Уровень сформированности внимания.  Игра «Зашей коврик».

Игровое задание:  «Обведи из шести квадратиков тот, который закроет дыру на ковре»

  • Диагностика умения сосредотачиваться, уровня развития кратковременной памяти.

Игровое задание:  «До тех пор, пока я не скажу стоп, заполни каждую фигурку по образцу сверху»

  • Характер логических связей и отношений между понятиями. 

Игра «Зрительные аналогии».

Игровое задание:  «Посмотри внимательно, какая фигура должна стоять вместо знака вопроса, обведи ее»        

Ф.И. ребенка

Уровень  развития мелкой моторики, сформированности восприятия

  Уровень сформированности сенсорного восприятия

Уровень  сформированности внимания 

  Умение  сосредотачиваться, уровня развития кратковременной памяти 

 Характер логических связей и отношений между понятиями 

Результат

1

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

Итого

Условные обозначения: о- октябрь, м- май

Критерии оценки:

1 балл – ребенок отвечает или воспроизводит те или иные действия вместе со взрослым или по его показу;

2 балл – у ребенка имеется определенный объем знаний, но он нуждается в помощи взрослого;

3 балла – ребенок применяет то, что он знает и умеет самостоятельно это использовать.

Подсчет результатов по горизонтали:

1 – 5- низкий уровень,   6 – 10 средний уровень, 11- 15- высокий уровень

 Подсчет общего результата* по вертикали:

1 – 1,5 - низкий уровень,       1,6 – 2,4 - средний уровень,      2,5 – 3 - высокий уровень

*- среднее арифметическое число (сложить сумму по вертикали и разделить на количество детей)

В конце учебного года педагог заполняет итоговую таблицу и  составляет аналитическую справку по результатам работы (см. Приложение № 1 к ДООП «Мнемотехника»)

4.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

4 год

1 октября

31 мая

31

31

1 р/неделю

5.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Учебный план   подготовительной группы

Теория 0,5 часа, практика 0,5 часа от одного часа занятий с детьми

Модуль программы

Часы в год

 Количество  занятий в месяц

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

1.

Вводное диагностическое занятие

1

1

2.

Тематические игровые занятия с педагогом

28

4

4

4

4

4

4

4

3

3.

Обобщающее диагностическое занятие

1

1

4.

Проведение открытого занятия  родителей

1

1

Итого

32 часа в год

Учебно-тематический план на год подготовительной группы

Теория 0,5 часа, практика 0,5 часа от одного часа занятий с детьми

№ занятия

Тема недели

Часы в год

 Количество  занятий в месяц

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

1.

Вводное, педагогическая диагностика. 

1

1

2.

Тема.  Снова в детском саду.

1

1

3.

Тема, Осень в городе.

1

1

4.

Тема. Грибное царство.

1

1

5.

Тема. День знаний.

1

1

6.

Тема. Состав числа 8. 

1

1

7.

  1. Тема. Осень золотая.

1

1

8.

Тема. Порядковый счет.

1

1

9

Тема.  Времена года.

1

1

10

Тема. Знайки и Незнайки.

1

1

11

Тема. Волшебные буквы и цифры.

1

1

12

Тема. Сложи слово.

1

1

13

Тема. У королевы знаний.

1

1

14

Тема. Путешествие Миши в королевстве знаний. 

1

1

15

Тема. Приключение Миши.

1

1

16

Тема «Волшебное слово».

1

1

17

Тема: Состав числа 9.

1

1

18

Тема. Экскурсия по Невскому проспекту.

1

1

19

Тема. Поход в зоопарк.

1

1

20

Тема. Поход по магазинам.

1

1

21

Тема. Чудо — шиповник.

1

1

22

Тема. Космические приключения.

1

1

23

  1. Тема. Сочинение сказки.

1

1

24

  1. Тема: Признаки зимы.

1

1

25

  1. Тема Путешествие в страну весны.

1

1

26

  1. Тема. Заучивание стихотворение «Береза».

1

1

27

  1. Тема. Яблонька — кормилица.

1

1

28

  1. Тема. Домашние животные.

1

1

29

Тема. Сказочные герои — наши друзья.

1

1

30

  1. Обобщающее диагностическое занятие

1

1

31.

Открытое занятие для родителей

Тема: «Путешествие в страну Читляндию.

1

1

Итого

31 часа

6.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Подготовительная группа

Тема

Содержание

1.

  Вводное диагностическое занятие

Диагностические игровые  задания

  1. Игра «Проведи линии».

Игровое задание: «Проведи линию внутри дорожки, не отрывая карандаш от бумаги»

  1. Игра «Нарисуй по точкам».

Игровое задание:  «Нарисуй рядом с изображенной фигурой точно такую же по точкам. Будь внимателен»

  1. Игра «Зашей коврик».

Игровое задание:  «Обведи из шести квадратиков тот, который закроет дыру на ковре»

  1. Игровое задание:  «До тех пор, пока я не скажу стоп, заполни каждую фигурку по образцу сверху»
  2. Игра «Зрительные аналогии».

Игровое задание:  «Посмотри внимательно, какая фигура должна стоять вместо знака вопроса, обведи ее»

2.

Снова в детском саду

Теория: Обучать навыкам составления рассказа по плану Профессии в детском саду, воспитывать уважение к труду людей, работающих в детском саду.

Практика: Задания на рабочих листах: ”Что лишнее?”• дифференциация и размещение картинок по заданным признакам.

З.

Осень в городе

Теория: Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, воспитывать уважение к труду взрослых, учить проводить сравнительный анализ стихотворений АС. Пушкина, Ф.И. Тютчева и другие об осени.

Практика: Сравнительный анализ по иллюстрациям и открытками осеннего города, решение ребусов.

4.

Грибное царство

Теория: Закрепить представление детей о съедобных и ядовитых грибах; сформировать представление о том, что грибы нужны не только людям, но и животным, развивать связную речь.

Практика: Отгадывание загадок; придумывание слов, которые начинаются на определенную букву. Работа с коллажами ”Грибы” .

5.

День знаний

Теория: Дать представления о школе, школьниках, учителе; развивать желание к школьному обучению.

Стихи о школе, школьниках.

Практика: Рассматривание иллюстрации с изображением школы и школьных предметов; упражнение со словами; мнемотаблица, зарисовка мнемотаблицы.

6.

Состав числа 8

Теория: Дать детям знания, что такое число и цифра; объяснить, что число 8 состоит из двух меньших чисел, способы составления числа 8.

Практика: Карточки с вариантами состава числа 8 в виде примеров; счетные палочки, палочки Кюизенера, мнемотаблица на 8.

7

Порядковый счет

Теория: Формировать представления о порядковом счете; развивать логическое мышление, зрительное внимание

Практика: Решение задач в одно действие; мат диктант. Игра ”Какой цифры не стало? ” ”Повтори цепочку слов и цифр ” .

8

Знайки и незнайки

Теория: Закрепить устойчивый навык счета и решения задач, ориентировку на листе бумаги.

Практика: Решение примеров и задач; математический диктант Игра ”Блоки Дьенеша” .

9

Времена года

Теория: Формировать устойчивые знания обо всех временах года; развивать образное мышление, память, речь.

Практика: Работа с моделями временных изменений в природе. Игра ”Когда это бывает?“ Зарисовка мнемотаблицы.

10

Знайки и незнайки

» Теория: Закрепить устойчивый навык счета и решения задач, ориентировку на листе бумаги.

Практика: Решение примеров и задач; математический диктант Игра ”Блоки Дьенеша”

11

Волшебные буквы и цифры

Теория: Что такое буква и цифра. Закреплять умение писать буквы, цифры; развивать зрительную память. Практика: Упражнения написания цифр и букв; чтение слогов; расшифровка коллажа. Игра ”Назови части целого.».

12

Сложи слово

Теория: Продолжать развивать различные виды памяти, используя прием трансформации для запоминания слов, учить делить слова на слоги, предметные картинки. Практика: Сравнение слоговой структуры слов; работа с моделями «Разгадывание загадок», словесная игра «Какое слово самое короткое».

13

У королевы Знаний

Теория: Дать детям знания об игре с шашками.

Объяснить правила игры, развивать внимание, память, логическое мышление.

Практика: На магнитной доске «изучаем ходы для шашек» Упражнение для запоминания слов, игры «Что не так», «Волшебный мешочек»

14

Путешествие Миши в королевстве Знаний

Теория: Продолжать учить детей решать простые задачи по игре с шашками; закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать речь.

Практика: Упражнение на развитие на устойчивости внимания - игра «Чего не стало», упражнение на ориентировку на плоскости — математический диктант.

15

. Приключение Миши

Теория: Развивать слуховую, двигательную, тактильную память. Закреплять умение решать простые задачи по шашкам, развивать логическое мышление.

Практика: Работа с коллажем, тактильными дощечками; игра «Что изменилось», упражнение на слуховую память «Запоминание слов».

16

 Помоги Мише

Теория: Активизировать мышление за счет использование загадок; составление слов из букв, закреплять умение ориентироваться в пространстве. Практика: Работа с моделями загадок и загадками, слова для запоминания. Словесная игра «Какое слово не подходить», игра «Сложи картинку

17

Состав числа 9

Теория: Дать знания о составе числа 9 из двух меньших чисел. Закреплять умение составлять задачи в одно действие. Развивать логическое мышление.

Практика: Счет порядковый и обратный. Счетные палочки, цифры. Упражнение с карточками на составление и решения задач. Зарисовка мнемотаблицы на 9 клеток.

18

Экскурсия по Невскому проспекту

Теория: Закреплять знания о родном городе:

центральная часть города — Невский проспект, Дворцовая площадь. Продолжать развивать речь и слуховую память.

Практика: Работа с коллажем, открытками с видами города. Упражнения со словами для запоминания, рисование силуэтов, двигательная игра «Зеркало».

19

Поход в зоопарк

Теория: Закреплять знания о диких животных, их обитания в зоопарке. Закреплять ориентировку на плоскости. Развивать зрительную память. Практика: Работа с карточками, на которых изображены дикие животные. Словесная игра «Кто лишний». Упражнение со словами для запоминания, игра

«Выложи из палочек по памяти»

20

 Поход по магазинам

Теория: Дать знания по ориентировке на план-схеме.

Развитие зрительной памяти, саморегуляции.

Закрепление метода Цицерона, развитие речи.

Практика: «Путешествует» по плану-схеме, предметные карточки. Метод Цицерона, игра «Что перепутал художник».

21

Чудо шиповник

. Теория: Закреплять знания о кустарниках и деревьях, проводить аналогию между ними, дать знания о пользе шиповника, развивать связную речь.

Практика: Рассматривание картинок с разными видами деревьев, кустарников. Упражнение на запоминание слов, составление рассказа, игра «Назови части целого», зарисовка мнемотаблицы на 9 клеток

22

. Космические приключения

Теория: Дать знания детям о космическом пространстве, планетах. Обогащение активного словаря, развитие различных видов памяти, закрепление порядного и обратного счета.

Практика: Работа с коллажем, тактильными дощечками, словесная игра «Что не так», д/и «Земля и солнечная система».

23

Сочинение сказки

Теория: Закрепить знания о понятии «сказка», видов сказок; развивать связную речь детское речестворчество. Практика: Иллюстрации с персонажами из разных сказок. Упражнение «придумай конец известной сказки».

Зарисовка мнемотаблицы на 9 клеток

24

Признаки зимы

Теория: Формировать представление о зимних признаках, почему происходить смена времен года, зимние месяцы, зимние забавы, развивать речь, творчество, фантазию.

Практика: Работа с коллажем, упражнение на запоминание слов, модели зимних изменение, игры «Чего зимой не бывает», «Чья шуба». Зарисовка мнемотаблицы на 12 клеток.

25

Путешествие в страну Весны

Теория: Закрепить знания о весенних признаках, о месяцах, о перелетных и зимующих птицах. Развивать память, умение последовательно рассказывать по сюжетным картинкам.

Практика: Сюжетные картинки, модели весенних изменений в природе, упражнение со словами для запоминания. Игра «Улетает — не - улетает». Зарисовка мнемотаблицы на 9 клеток.

26

Заучивание стихотворения «Береза» А Прокофьева

Теория: Продолжать учить детей с помощью мнемотаблицы заучивать стихи. Учить выразительно читать их, пользоваться различными средствами интонационной выразительности (темп, ритм, ударение). Практика: Беседа о березе, картинки с изображение березы, чтение стихотворение и прочтение стихотворение по мнемотаблице. Упражнение со словами и игра «Что лишнее».

27

Яблонька-кормилица

Теория: Формировать знания о плодовых деревья и деревья леса. Познакомить с полезностью яблони. Обогащение активного словаря и развитие словотворчества детей.

Практика: Работа с сюжетными картинками, загадками, упражнение на запоминание слов. Игра «Найди по описание». Зарисовка мнемотаблицы на 9 клеток

28

Домашние животные

Теория: Закреплять представление детей о домашних животных, воспитывать дружеское и бережное отношение к ним. Развивать речь, обогащать словарь, ориентирование на плоскости.

Практика: Работа с загадками о домашних животных, придумывание загадок, модели питание и особенности жизни домашних животных. Математический диктант, игра «Муха в клетке». Зарисовка мнемотаблицы на 9 клеток.

29

Сказочные герои наши друзья

Теория: Продолжать обучать детей чтению, придумывать новые сказки со знакомыми персонажами, развивать речь.

Практика: Чтение по карточкам, придумывание сказок с заданными героями, игры «Что в начале, что потом»,

«Узнай, из какой сказки».

30

  Обобщающее диагностическое занятие

Диагностические игровые  задания

  1. Игра «Проведи линии». Игровое задание: «Проведи линию внутри дорожки, не отрывая карандаш от бумаги»
  2. Игра «Нарисуй по точкам».

Игровое задание:  «Нарисуй рядом с изображенной фигурой точно такую же по точкам. Будь внимателен»

  1. Игра «Зашей коврик».

Игровое задание:  «Обведи из шести квадратиков тот, который закроет дыру на ковре»

  1. Игровое задание:  «До тех пор, пока я не скажу стоп, заполни каждую фигурку по образцу сверху»
  2. Игра «Зрительные аналогии».

Игровое задание:  «Посмотри внимательно, какая фигура должна стоять вместо знака вопроса, обведи ее»

31

Проведение открытого занятия для  родителей Путешествие в страну Читляндию

Теория: Продолжать учить детей навыкам чтения.

Закреплять понятия слова «слог», развивать устную речь, умение разгадывать загадки и логическое мышление. Практика: Работа со словами, деление слов на слоги, графическое изображение слов. Упражнение «Сложи слова по первым буквам», решение ребусов

7.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Условия набора групп

На обучение по программе принимаются все желающие.   Прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в данной области деятельности не проводится. Набор в группу происходит по заявлению и заключению договора с родителями (законными представителями) ребенка. Группа формируется в количестве 8-15 человек. Программа может осваиваться учащимися с любого года обучения. В течение каждого года обучения допускается до набор  в группу.

Методическое обеспечение

Описание используемых методов и методик

Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.
Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Коллаж - это обучающее пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Этот учебный материал выполняет разные задачи:

- Закрепление различных методов запоминания;

-Развитие фотографической памяти;

-Расширение словарного запаса, образного восприятия;

-Развитие связной речи.

Метод «Крокирования» (от франц.crogu-чертеж, схема, набросок) – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связывать их по смыслу. 

Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов. 

Метод трансформации (превращения) Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее, то, что их связывает.

Метод Цицерона (увязка информации в пространстве) – суть метода Цицерона в воображаемом размещении образов в конкретном месте или комнате.

Материально техническое  обеспечение программы

  1. Столы, стулья для занятий
  2. Картотека мнемотаблиц; коллажи к сказкам
  3. Набор букв на магнитах, магнитная доска
  4. Тетради и карандаши.
  5. Сборники сказок.
  6. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
  7. Компьютер, принтер, мультимедиа презентации по различным темам;
  8. Магнитофон, диски с аудиозаписями.
  9. Электронные картотеки с гимнастиками, подборками песен;
  10.  «Алгоритм» описания игрушки.

10.Деревянная доска и цветные мелки.

  11. маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пособие Н. В. Нищевой «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок».

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

3.  Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10.

4. Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

5. О.А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» С-П «Паритет», 2007 г. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов» журнал Д.в..№10, 1990,

6.Матюшин И. «Зрительная память», «Эйдос», М., 1992;

        7..Волина В. «Занимательное азбуковедение», «Просвещение», М., 1994;

8.Тихомирова Л. «Развитие познавательных способностей», «Академия развития», Ярославль, 1995;

9.Юдин Г. «Заниматика», «Росмэн», М., 1995;

10.Симановский А. «Развитие творческого мышления», «Академия развития», Ярославль, 1996;

11.Тихомирова Л., Басов А. «Развитие логического мышления», «Академия развития», Ярославль, 1997;

12.Сафронова Е. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга» (комплект коллажей и мнемотаблиц). Учебно — методический центр ассоциации «Интеркаспий», СПб, 1996;

13.Бодрова И. «Мнемотехника для детей». Образовательный центр «Гармония», СПб, 1998;

14.Гурьева Н. «Год до школы. Развиваем память». Часть 1 и 2, «Светлячок», СПб 2000,

15.Ткаченко Т. «Тетрадь дошкольника. Логические упражнения для развития речи». «Детство - Пресс», СПб, 2000;

16.Широких Т. «Учим стихи — развиваем память» Ребенок в детском саду. 2004. №2.

17.Тихомирова Т. «Познавательные способности детей 5-7 лет». М., 2005;

18.Фалькович Т., Барылкина Л. «Развитие речи, подготовка к освоению письма». «ВАКО», М., 2005;

ПРИЛОЖЕНИЯ

Результаты педагогической диагностики по программе ДОО «Мнемотехника»

Ф.И. ребенка

Уровень  развития мелкой моторики, сформированности восприятия

  Уровень сформированности сенсорного восприятия

Уровень  сформированности внимания 

  Умение  сосредотачиваться, уровня развития кратковременной памяти 

 Характер логических связей и отношений между понятиями 

Результат

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

Итого

Условные обозначения: о- октябрь, м- май

Критерии оценки:

1 балл – ребенок отвечает или воспроизводит те или иные действия вместе со взрослым или по его показу;

2 балл – у ребенка имеется определенный объем знаний, но он нуждается в помощи взрослого;

3 балла – ребенок применяет то, что он знает и умеет самостоятельно это использовать.

Подсчет результатов по горизонтали:

1 – 5- низкий уровень,   6 – 10 средний уровень, 11- 15- высокий уровень

 Подсчет общего результата* по вертикали:

1 – 1,5 - низкий уровень,       1,6 – 2,4 - средний уровень,      2,5 – 3 - высокий уровень

*- среднее арифметическое число (сложить сумму по вертикали и разделить на количество детей)

В конце учебного года педагог заполняет итоговую таблицу и  составляет аналитическую справку по результатам работы (см. Приложение № 1 к ДООП «Мнемотехника»)

Итоговая таблица результатов диагностики

За 2021- 2022 учебный год

Уровень

Начало года

Конец года

Итог (<, >, =)

Количество детей (%)

Количество детей (%)

Количество детей (%)

Количество детей (%)

Низкий

Средний

Высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УМКА» в подготовительной группе

Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи....

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)

В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Радуга красок». Подготовительная группа

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчес...

Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе

Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе...

Рабочая программа дополнительного образования «Эрудит» для подготовительной к школе группы

Таким образом, следует признать, что в настоящее время, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первокласснико...

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" (подготовительной группы 6-7 лет ) 23-24 уч.год

В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математ...

Рабочая программа дополнительного образования "Эрудит" для подготовительной школе группе

Рабочая программа дополнительного образования "Эрудит" для подготовительной школе группе...