Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" (подготовительной группы 6-7 лет ) 23-24 уч.год
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Ольга Юрьевна Комард

В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.

Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО                                                   УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете                                    Директор школы

Протокол №_________                                                  И.В.Ракова

от «____»  ___________2023г                               от « _____» ______2024г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная математика»

Направленность программы: познавательное  

Уровень программы: базовый

Возраст  обучающихся: 6 — 7 лет

Срок реализации программы:   1 год

Автор - составитель: педагог дополнительного образования

Комард Ольга Юрьевна

Георгиевка

2023

Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательная математика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе «Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е., а также на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа

2013 г. № 1014)

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• ФГОС ДО.

Целью программы : является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

    Задачи :

  • формировать навыки решения логических задач на разбиение по свойствам;
  • ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
  • развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
  • развитие творческих способностей.
  • закрепление представлений о величине;
  • развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
  • освоение способов измерения с помощью условной мерки;
  • развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
  • развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
  • Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.
  • Продолжать считать по образцу и названному числу.
  • Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
  • Формировать навык воспроизводить количество движений по названному числу.
  • Формировать навык записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
  • Формировать навык составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
  • Объяснить, как из неравенства сделать равенство.
  • Формировать навык устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
  • Формировать навык решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
  • Продолжать  решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
  • Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.

  Новинка  и актуальность программы: 

 Занятия данной программы включают в себя игры и упражнения, головоломки, логические задачи. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

 Математика всегда необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.   Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.

 Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.

Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов.

  Отличительные особенности программы:  является способ подачи материала.  Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.

Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов.

  Сроки реализации и объем учебных часов:

Данная программа состоит из 35 занятий, предназначенных для детей подготовительной к школе группы, и рассчитана на проведение занятий в течение учебного года - с сентября  по май. Численность группы  10 человек. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.

  Формы организации кружка:

Традиционные

Комбинированные

Практические

Игры, конкурсы

  Методы:

Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

Показ мультимедийных материалов

Планируемые результаты

предметные

  • Объединять группы предметов по общему признаку
  • Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
  • Называть числа в прямом порядке до 10;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту;
  • Делить предметы на несколько равных частей
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

   • Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

    • Знать предшествующее число, последующее число, соседей числа;

    • Знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

    • Знать название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года

метапредметные :

  • Умение четко выразить свои мысли; правильно подобрать математические определения; умение анализировать свой ответ и ответ товарища.
  • Умение правильно использовать штриховку; изображать различные фигуры, пользоваться карандашами, цветными мелками, восковыми мелками.  
  • Расширить кругозор в процессе рассматривания фигур и сравнивания их с предметами, окружающими нас.

  • Стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.

личностные

  • Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость,  доброжелательно оценивать ответы других детей, спокойно отстаивать свое мнение.
  • навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  • желание заниматься математической деятельностью.

Содержание программы

Содержание программы включает пять основных разделов, представленных в приложении к рабочей программе

Раздел 1 – Количество и счет.

Раздел 2 – Величины.

Раздел 3 – Форма.

Раздел 4 – Ориентировка во времени.

Раздел 5 – Ориентировка в пространстве.

Раздел 1. Количество и счет.

Упражнение в отработке навыков прямого и обратного счета в пределах 10, устного счета до 10.

Закрепление представлений о натуральном числе как результате счета предметов (количественной характеристике совокупности предметов). Закрепление знаний образования следующего числа путем прибавления единицы.

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами и точками. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства. Упражнение в сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры.

Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Закрепление знаний о числовом отрезке.

Присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке. (Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка).

Упражнение в решении простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Раздел 2. Величины.

Закрепление представлений о длине, массе, объеме (вместимости), площади.

Упражнение в непосредственном и опосредованном сравнение предметов по длине, массе, объему (вместимости), площади.

Упражнять в измерении объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Закреплять представления о том, что результат измерения зависит от величины условной мерки.

Закрепить знания об общепринятых единицах измерения различных величин.

Раздел 3.Геометрические фигуры.

Закреплять умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Закреплять знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, шар, круг, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.

Упражнять в составлении фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Раздел 4. Ориентировка во времени.

Закрепить знания детей о таком понятии как – сутки.

Закреплять представления детей о последовательности времен года, месяцев года, дней недели и их названия.

Раздел 5.Ориентировка в пространстве.

Упражнять детей в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клеточку( левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол и т.д.) Закрепить пространственные отношения: на, над, под; слева, справа, впереди, сзади; между, посередине, внутри, снаружи. Упражнять графически изображать пространственные отношения в виде плана, рисунка.

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы.

Диагностическая работа  строится исходя из основных задач каждого этапа.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела,тема

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Количество и счет»

10

5

5

Опрос, беседа

2.

Величина.

8

4

4

Беседа , игра эксперимент

3.

Ориентировка во времени.

3

2

1

Викторина

4.

Ориентировка в пространстве.

5

3

2

Дидактическая игра, практическое занятие

5.

Геометрические фигуры

9

4

5

Конкурс

Итого часов

35

18

17

Поурочное планирование

п/п

Тема

Датта

По плану

По факту

1 раздел. «Количество и счет»

1

«В какой сетке больше мячей»

15.09

2 раздел Величина.

2

«Кто быстрее подберет коробки»

22.09

3 раздел Ориентировка во времени.

3

«12 месяцев»

29.09

4 раздел Ориентировка в пространстве.

4

«Когда это бывает?» Математическая сказка

06.10

5 раздел Геометрические фигуры

5

«Сломанная машина»

«Приключения Маши и Вани» Математическая сказка

13.10

1 раздел «Количество и счет»

6

«Угадай, какое число пропущено»

20.10

2 раздел Величина.

7

«Достань мяч» Карточка»

27.10

3 раздел Ориентировка во времени.

8

«Назови пропущенное слово»

03.11

4 раздел Ориентировка в пространстве.

9

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

10.11

5 раздел Геометрические фигуры

10

«Подбери фигуру»

«Как Круг и Квадрат отправились в поход» - математическая сказка

17.11

1 раздел «Количество и счет»

11

«Матрешки»

24.11

2 раздел Величина.

12

«Что шире, что уже»

01.12

4 раздел Ориентировка в пространстве

13

«Как расположены фигуры»

«Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

«Что где находится?»

08.12

3 раздел Ориентировка во времени.

14

«Когда это бывает»

.

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

15.12.

5 раздел Геометрические фигуры

15

«Сложи из палочек»

Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?»,

22.12

2 раздел Величина.

16

«Поездка»

«Яблоко» -Математическая сказка

29.12

17

«Кто какого роста?»

12.01

18

«Клумба»

«Путешествие»

«Назови пропущенное слово»,

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

19.01

5 раздел Геометрические фигуры

19

«Сложи фигуру»

26.01

1 раздел «Количество и счет»

20

«Встань на свое место»

02.02

1 раздел «Количество и счет»

21

«Найди парную картинку»

09.02

2 раздел Величина.

22

«Чем отличаются полоски?»

16.02

5 раздел Геометрические фигуры

23

«Где какие фигуры лежат»

02.03

1 раздел «Количество и счет»

24

«Живые числа»

09.03

2 раздел Величина.

25

«Кто быстрее найдет предмет?»

16.03

4 раздел Ориентировка в пространстве.

26

«Куда бросим мяч?»

23.03

5 раздел Геометрические фигуры

27

«Разложи по порядку»

30.03

1 раздел «Количество и счет»

28

«Аэродром»

06.04

29

«Сосчитай, не ошибись»

13.04

30

«Кто больше увидит»

20.04

4 раздел Ориентировка в пространстве.

31

«Угадай, где стоит»

27.04

1 раздел «Количество и счет»

32

«Сосчитай правильно»

04.05

5 раздел Геометрические фигуры

33

«Найди свою фигуру»

11.05

34

«Найди нужную картинку».

18.05

5 раздел Геометрические фигуры

35

«Сколько разных игрушек»

25.05

Учебно - методическое обеспечение

Программа реализуется на базе дошкольной группы МБОУ « Георгиевская СОШ».

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

· геометрические фигуры

- Цветные счетные палочки;

- Цветные счетные палочки Кюизенера;

- Объемные геометрические фигуры;

- Шаблоны из геометрических фигур;

- Раздаточный материал (цифры);

- Блоки Дьенеша;

- Рабочие тетради;

- Цветные и простые карандаши.

· Наборы разрезных картинок

· Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года

· Полоски, ленты разной длины и ширины

· Цифры от 1 до 9

· Игрушки

· Доска

· Ноутбук

· Чудесный мешочек

· Счётные палочки

· Предметные картинки

· Знаки – символы

· Игры на составление плоскостных изображений предметов

- Занимательные книги по математике

· Линейки и шаблоны с геометрическими фигурами

· Счетный материал;

· Конспекты.

Литература.

1 От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошколь¬ного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.    Комаровой, М. А. Васильевой. - М.  Мозаика-Синтез, 2014

2. И.АПомораева , В.А.Позина  «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013

3. Н.Е Веракса,, О.Р,Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013

4. Е.Е Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)» - М.Мозаика-синтез,2014