Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности в группе развивающего обучения по направлению «Подготовка детей к школе»
методическая разработка (старшая группа)

Моросанова Ольга Владимировна

Рабочая программа по направлению "Подготовка детей к школе" включает в себя занятия по обучению детей грамоте, автора Астафьевой Е.О. "Играем, пишем, читаем."; занятия Волковой С.И. "Математические ступеньки" и занятия Вахрушева А.А. "Здравствуй, мир!".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pogotovka_k_shkole_2013-2014_str.gr_.docx85.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №26 «Радуга»

города Дубны Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительной образовательной деятельности в группе

развивающего обучения по направлению

«Подготовка детей к школе»

2013-2014г.

Принято решением педагогического совета

Муниципального автономного дошкольного

Образовательного учреждения №25 «Радуга»

Протокол №__________от_______________

Разработала:

Воспитатель 1 кв.кат.

Моросанова Ольга Владимировна

2013-2014 учебный

ВВЕДЕНИЕ

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Такое представление о психическом развитии ребенка вытекает из американской теории бихевиоризма, в которой психическое развитие сводится к совокупности усвоенных человеком навыков и форм поведения.

В отечественной психологии на протяжении всего ХХ  столетия развивался принципиально иной подход к пониманию психического развития человека. В работах Л.С. Выготского было разработано понятие психологического возраста, характеризующегося определенными параметрами. Каждый возрастной период, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка, на которых строится  развитие в следующем возрастном периоде. В силу такого понимания развития каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом деятельности, то полноценного психического развития не происходит. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. В психологии доказано, что в семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того, в силу возникающих психологических новообразований, семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что начиная с 5,5 – 6 лет сегодняшние дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах.  При этом следует отметить, что дети все равно оказываются неготовыми к школе, более того они готовы к ней в меньшей степени, чем их сверстники пятьдесят лет тому назад, которых специально к школе не готовили.

Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению, которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которая формируется внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
Чернышевский Н. Г.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.  

Программа способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Актуальность состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка предшкольного возраста, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

        Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

         Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.

        Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Основные принципы работы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий,

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

Систематичность и последовательность занятий;

Наглядность.

Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

       Программа составлена в соответствии с ФГОС и дополняет компоненты примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) М.: Мозаика Синтез, 2014 г.  А так же в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской       Федерации.        

•         «Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666.

•         «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях»,  СанПиН 2.4.1.3049-13 (от29 мая 2013 года №28564).

•        «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» ( утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

•        Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Данная рабочая программа разработана на основе программ и  методических рекомендаций:

1.        Гербова В. В. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 4-6 лет. Мозаика-Синтез;

2.        Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

3.        Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1; №2);

4.        Жукова, Н. С. Букварь ;

5.         Пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С. Жукова. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 96 с.;

6.        Ушакова, О.С. Придумай слово : речевые игры и упражнения для дошкольников : [книга для воспитателей детского сада и родителей] / под ред. О. С. Ушакова. – 2-е изд. – М.: Сфера, 2009. – 208 с.

7. М.И. Моро, С.Н. Волкова «Математические ступеньки» М. «Просвещение», 2012г.

8. С.И. Волкова «Математические ступеньки». Преемственность: программа по подготовке к школе детей 4-6 лет /(Н.А.Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др.; науч.рук. Н.А.Федосова).- М.: Просвещение, 2012.

9.         «Здравствуй, мир!» части 2-3, авторы А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова; под ред. А.А.Вахрушева. М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2015г.

10.        «Здравствуй,мир!».А.А.Вахрушев,Е.Е. Кочемасова. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей и пособиям для детей 2-7 лет»– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000;

11.        Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ООО «Элизе Трэйдинг», 2002.;

Цель программы:

Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе, воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Задачи:

- Готовить детей к обучению чтению, развивать фонематический слух и умение, проводить элементарный звуковой анализ речи

- Дать первоначальные математические представления

- Развивать память, внимание, мышление, воображение

- Воспитывать организованность в учебной деятельности

Содержание занятий опирается на программные требования:

1. Подготовка к обучению грамоте:

-Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

-Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

-Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

-Учить делить слова на слоги.

-Дать первоначальные представления о предложении.

-Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

-Совершенствовать умение составлять рассказы.

К концу обучения дети старшей группы должны знать:

-определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст,  ударная гласная, ударный слог;

-отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;

-обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;

Дети должны уметь:

-различать гласные и согласные звуки;

-различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;

-определять ударные  гласные, слоги;

-определять в словах место и последовательность звуков;

-определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

-выполнять звукобуквенный анализ слов;

-графически обозначать звуки, слоги и слова..

2. Развитие элементарных математических представлений:

-Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.

-Учить решать стихотворные задачи.

-Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.

-Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Обучающиеся должны иметь представление:

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <,  = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;

- практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.);

1. Ознакомление с окружающим миром:

-Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

-Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

-Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

-Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

К концу обучения дети старшей группы должны знать: 

- элементарные правила поведения в городе и на природе;

- о правилах личной безопасности;

- о службах помощи;

- свой адрес, названия страны, города;

- родственные отношения

- о сезонных изменениях в природе;

 - об условиях, необходимых для роста растений;

- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарного т.д.;

 - зимующих птицы.

иметь представление:

 - о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);

- о строении своего тела;

- о погоде в разных частях России в разное время года;

- о растительном и животном мире России;

- об образе жизни людей в других регионах России;

- о народных промыслах;

- о трех состояниях вещества на примере воды.

уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;

- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Структура программы

Данная программа состоит из трех разделов:

  • Обучение грамоте
  • Развитие элементарных математических способностей
  • Ознакомление с окружающим миром

Раздел «Подготовка к обучению грамоте» представлен программой курса «Играем. Пишем. Читаем». Программа  решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.  

      Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Программа раздела «Подготовка к обучению грамоте» курса «Играем. Пишем. Читаем»

      Курс «Играем. Пишем. Читаем» (автор - Астафьева Е.О.) помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
      Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
      Содержание ориентировано на решение следующих задач:
      — создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
      — практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
      — формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

      При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
      При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
      Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

      Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. 

 Таким образом, программа «Играем. Пишем. Читаем.» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Раздел «Развитие элементарных математических представлений» представлен программой курса «Математические ступеньки».

 В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.

Программа раздела «Развитие элементарных математических способностей» курса «Математические ступеньки»

      Автором данного кура является С. И. Волкова. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Раздел «Ознакомление с окружающим миром» состоит из программы «Здравствуй, мир!» (авторы - А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова). Процесс знакомства с окружающим миром сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать свои знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные сведения, которые могут запомнить и понять ребята, не цель обучения, его побочный результат, ведь рано или поздно дети их получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они уже не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому программа составлена, учитывая позицию узнающего мир дошкольника, что позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

Курс обучения подготовки детей к школе рассчитан на 1 года обучения.

 Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.

Обучение проводится 3 раза в неделю:

1. Подготовка к обучению грамоте (1 раз в неделю)

2. Развитие элементарных математических представлений (1 раз в неделю)

3. Ознакомление с окружающим миром (1 раз в неделю)

Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 минут – старшая группа (5-6 лет).

Общее количество занятий в год – 36.

 Занятия проводят воспитатели: Моросанова О.В.; Григорьева С.В.

Сетка занятий

День недели

Название занятий

Время в режиме дня

Ответственный

воспитатель

понедельник

«Играем. Пишем. Читаем»

15.30 – 15.50

Моросанова О.В.

среда

«Математические ступеньки»

15.30 – 15.50

Григорьева С.В.

пятница

«Здравствуй, мир»

15.30 – 15.50

Моросанова О.В.

Григорьева С.В.

Форма отчетности:

Открытое мероприятие для родителей и педагогов. Мониторинг.

Календарно-перспективное планирование

по направлению программы «Подготовка к обучению грамоте»

курса «Играем. Пишем. Читаем» на 2013-2014г

в старшей группе

ТЕМА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1

 Звук А. Буква А.

Речевое развитие

Познание развитие

-четко произносить звук А;

-продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук;

-анализировать звуковой ряд из 2, 3 гласных звуков;

-определять наличие звука А в словах;

-дать представление о букве, ее отличии от звука;

-познакомить с буквой А.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

2

Звук У. Буква У.

Речевое развитие

Познание развитие

-учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;

- учить определять наличие звук У в словах;

-подбирать слова, в которых есть звук У;

-закрепить знания об отличии звука и буквы;

-познакомить с буквой У;

-учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау;

-читать слоги и слова по букварю.  

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

3

Звук О. Буква О.

Речевое развитие

Познание развитие

- четко произносить звук  О;

-продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;

-анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;

-определять наличие звука О в словах;

-познакомить с буквой О;

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

4

Звук И. Буква И

Речевое развитие

Познание развитие

- четко произносить звук И изолированно и в сочетаниях с другими гласными звуками;

-учить выделять начальный гласный звук под ударением и безударный;

-анализировать звуковой ряд из 2, 3. 4 гласных звуков;

- угадывать гласный звук по беззвучной артикуляции;

- учить отбирать картинки на звук И;

-познакомить с буквой И.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

5

Звук М. Буква М.

Речевое развитие

Познание развитие

-подбирать слова со звуком М, определять место звука М в словах;    

-выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;    

-познакомить с буквой М;

-из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;

читать слоги и слова по букварю.  

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

6

Звук П. Буква П

Речевое развитие

Познание развитие

-продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;

 - подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;

- познакомить с буквой П;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

7

Звук Т. Буква Т

Речевое развитие

Познание развитие

-  четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях  звуков;

-учить определять первый и последний звук в словах;

- учить отбирать картинки со звуком Т;

-определять место звука Т в словах;

-познакомить с буквой Т;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

8

Звук К. Буква К.

Речевое развитие

Познание развитие

-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать прямые и обратные слоги обратные слоги;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;

-определять место звука К в словах ( по картинкам);

-познакомить с буквой К;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги  ка, ку, ки, ак, ук, ик;

 - читать слоги по таблице слогов.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

9

Звук Х. Буква Х

Речевое развитие

Познание развитие

-подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;    

 -выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;    

-познакомить с буквой Х;

-из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;

-читать слоги и слова по таблицам.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

10

Звук С. Буква С

Речевое развитие

Познание развитие

-  четко произносить звук С изолированно и в сочетаниях  звуков;

-учить определять первый и последний звук в словах;

- учить отбирать картинки со звуком С;

-определять место звука С в словах;

-познакомить с буквой С;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;  

-читать по таблице слоги и слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

11

Звук З. Буква З.

Речевое развитие

Познание развитие

- четко произносить звук З изолированно и в сочетаниях  звуков;

-учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;

-учить отбирать картинки со звуком З;

-определять место звука З в словах;

-познакомить с буквой З;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;  

-читать по таблице слоги и слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

12

Звук Н. Буква Н.

Речевое развитие

Познание развитие

-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;

-определять место звука Н в словах ( по картинкам);

 - познакомить с буквой Н;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  

 -читать слоги и слова по таблицам.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

13

Звук Ы. Буква Ы

Речевое развитие

Познание развитие

-  четко произносить звук Ы;

-продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;

-анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;

-определять наличие звука Ы в словах;

-познакомить с буквой Ы;

-упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;

-читать слоги и слова по таблицам.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

14

Звук Б. Буква Б

Речевое развитие

Познание развитие

-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;

-определять место звука Б в словах ( по картинкам);

-познакомить с буквой Б;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

 -большая буква в начале предложения;

 - читать слоги и слова по таблицам.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 1);

15

Звук Л. Буква Л

Речевое развитие

Познание развитие

- четко произносить звук Л изолированно и в сочетаниях  звуков;

- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;

- учить отбирать картинки со звуком Л;

-определять место звука Л в словах;

-познакомить с буквой Л;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;

-большая буква в именах собственных;

-читать по таблице слоги и слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

16

Звук Ш. Буква Ш.

Речевое развитие

Познание развитие

-четко произносить звук Ш изолированно и в сочетаниях  звуков;

- учить отбирать картинки со звуком Ш;

-определять место звука Ш в словах;

-познакомить с буквой Ш;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;

-дать понятие о правилах написания слога – ши -;

-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

17

Звук Ж. Буква Ж.

Речевое развитие

Познание развитие

-учить отбирать картинки со звуком Ж;

-определять место звука Ж в словах;

-познакомить с буквой Ж;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

18

Звук В. Буква В

Речевое развитие

Познание развитие

-четко произносить звук В изолированно и в сочетаниях  звуков;

- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;

-учить отбирать картинки со звуком В;

-определять место звука В в словах;

-познакомить с буквой В;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;

-большая буква в начале предложения;

-читать по таблице слогов и слов.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

19

Звук Ф. Буква Ф

Речевое развитие

Познание развитие

продолжать  анализировать  слоги и слова;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;

-определять место звука  Ф в словах ( по картинкам);

- познакомить с буквой Ф;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  

-читать слоги и слова по таблицам;

-большая буква в начале предложения и в именах собственных.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

20

Звук Д. Буква Д

Речевое развитие

Познание развитие

продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Д;

-определять место звука Д в словах ( по картинкам);

-познакомить с буквой Д;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

-читать слоги и слова по таблицам;

-большая буква в начале предложения и в именах собственных.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

21

Звук Г. Буква Г

Речевое развитие

Познание развитие

-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Г;

-определять место звука Г в словах ( по картинкам);

- познакомить с буквой Г;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и  слова;

- большая буква в начале предложения;

-читать слоги и слова по таблицам.  

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

22

Звук Р. Буква Р.

Речевое развитие

Познание развитие

-четко произносить звуки Р, Рь изолированно и в сочетаниях  звуков;

-учить отбирать картинки со звуком Р;

-определять место звука Р в словах;

-познакомить с буквой Р;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;

-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

23

Звук Й. Буква Й.

Речевое развитие

Познание развитие

- четко произносить звук Й изолированно и в сочетаниях  звуков;

-  дифференцировать звуки Й – Ль;

- учить отбирать картинки со звуком Й;

-определять место звука Й в словах;

-познакомить с буквой Й;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;  

-читать по таблице слоги и слова

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

24

Звук Э. Буква Э

Речевое развитие

Познание развитие

-закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;

- четко произносить звук Э;

-учить выделять звук Э в ряду звуков,   слогов, слов;

-формировать навык подбора слов со звуком Э;

-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;

-познакомить с буквой Э;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

25

Буква Е.  

Речевое развитие

Познание развитие

-дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

- познакомить с буквой Е;

- читать обратные и прямые слоги, слова

 -составлять из букв разрезной азбуки слова

-читать по таблице слоги и слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

26

Буква Ь

Речевое развитие

Познание развитие

-дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

- познакомить с буквой Ь;

- читать обратные и прямые слоги, слова; - составлять из букв разрезной азбуки слова

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

27

Буква Я

Речевое развитие

Познание развитие

-дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

 - познакомить с буквой Я;

 - читать обратные и прямые слоги, слова; - составлять из букв разрезной азбуки слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

28

Буква Ё

Речевое развитие

Познание развитие

-дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

 - познакомить с буквой Ё;

 - читать обратные и прямые слоги, слова; - составлять из букв разрезной азбуки слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

29

Буква Ю.  

Речевое развитие

Познание развитие

- дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

 - познакомить с буквой Ю;

- читать обратные и прямые слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

30

Звук Ц.  Буква Ц.

Речевое развитие

Познание развитие

-четко произносить звук Ц;

-учить выделять звук Ц в ряду звуков,   слогов, слов;

-формировать навык подбора слов со звуком Ц;

-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

-учить отбирать картинки со звуком Ц;

-определять место звука Ц в словах;

-познакомить с буквой Ц;

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

31

Звук Щ.  Буква Щ

Речевое развитие

Познание развитие

-четко произносить звук Щ;

-учить выделять звук Щ в ряду звуков,   слогов, слов;

-формировать навык подбора слов со звуком Щ;

-учить отбирать картинки со звуком Щ;

-определять место звука Щ в словах;

-познакомить с буквой Щ;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;

- дать понятие о правописании слогов – ща -, -щу -;

-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

32

Звук Ч.  Буква Ч.

Речевое развитие

Познание развитие

- четко произносить звук Ч;

-учить выделять звук Ч в ряду звуков,   слогов, слов;

-формировать навык подбора слов со звуком Ч;

- учить отбирать картинки со звуком Ч;

-определять место звука Ч в словах;

-познакомить с буквой Ч;

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

33

Буква Ъ

Речевое развитие

Познание развитие

- дифференцировать  твердые и мягкие согласные в   словах;

 - определять место звука в слове;

 «Ехала машина...»

Цели. Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве твердого знака. Учим образовывать глаголы с помощью приставок. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтез

 «Насекомые»

Цели. Учим ребенка разгадывать ребусы, вставлять пропущенные в слове буквы, обобщая их (согласные в слове насекомые). Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа.

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие);

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» (рабочая тетрадь № 2);

34

Чтение букваря

Речевое развитие

Познание развитие

Закрепление пройденного материала

Жуков Н. С. Букварь

35

Повторение пройденного материала

«Знатоки»

Речевое развитие

Познание развитие

Закрепление пройденного материала

Моросанова О.В.

36

Открытая НОД для детей и родителей

Отчетная форма для родителей

Моросанова О.В.

Календарно-перспективное планирование

по направлению программы ««Развитие элементарных математических представлений» курса «Математические ступеньки» на 2013-2014г

в старшей группе

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1

Ориентирование в пространстве. Справа - слева. Пространственные отношения: между, посередине, впереди. Пространственные отношения: над, на, под, вверху, внизу.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

2

Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа)

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009

3

Величина. Длинный – короткий. Величина. Высокий – низкий. Величина. Широкий – узкий. Величина. Толстый – тонкий. Величина. Большой – маленький.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

4

Ориентация на плоскости: слева, справа.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

5

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

6

Закрепление пройденного материала.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

7

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

8

Прямоугольник, квадрат

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

9

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, многоугольник, прямоугольник, овал.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

10

 Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

11

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

12

 Закрепление пройденного материала.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

13

Равенство между предметами. Цифры.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

14

Количество и счет. Число и цифра 1. Сравнение группы предметов.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

15

Количество и счет. Число и цифра 2. Состав числа 2. Понятие пара.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

16

Количество и счет. Число и цифра 3. Состав числа 3.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

17

Число и цифра 4. Состав числа 4. Количество и счет.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

18

Число и цифра 0.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

19

Число и цифра 5. Состав числа 5.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

20

Понятие «равенство». Знак «=».

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

21

Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

22

Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

23

Закрепление пройденного материала

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

24

Сложение. Перестановка слагаемых (частей). Вычитание. Знак «-».

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

25

Знаки сравнения «<», «>», «=».

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

26

Точки, линия, прямая и кривая линии.

Отрезок. Луч. Количество и счет.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

27

Число и цифра 6. Состав числа 6.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

28

Измерение предметов различными условными мерками. Монеты в 1,5,10, 50 копеек. Набор и размен монет.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

29

Количество и счет. Число и цифра 7. Состав числа 7. Числовой отрезок. Приемы присчитывания и отсчитывания

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

30

Количество и счет. Число и цифра 8. Состав числа 8. Измерение объема с помощью условной мерки.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

31

Деление на части. Измерение шагами. Ориентировка в пространстве.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

32

Количество и счет. Число и цифра 9. Состав числа 9.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

33

Количество и счет. Число 10. состав числа 10. Порядковый счет. Количество и счет. Числа 1-10.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009

34

Ориентирование во времени: сутки, неделя, месяц, год. Часы.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

35

Решение арифметических задач.

Установление последовательности событий: вчера, сегодня, завтра, дней недели.

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009. 

36

Занятие-игра «В гостях у царицы Математики».

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

Календарно-перспективное планирование

по направлению программы ««Ознакомление с окружающим миром» курса «Здравствуй, мир!» на 2013-2014г

в старшей группе

ТЕМА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1

Приглашение к путешествию

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях; закрепить умение соблюдать правила безопасности; познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого общения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова,

 И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.288

2

Береги себя

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Уточнить и расширить представления детей о доме – жилище человека, учить видеть приметы времени; расширить представления о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности; научить пользоваться телефонами службы спасения.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова,

И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.291

3

Если хочешь быть здоров

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Уточнить и расширить представление детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники; дать представление об устройстве и функционировании человеческого организма; довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова,

И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.293

4

Если хочешь быть здоров

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма; воспитывать бережное отношение к себе и к другим.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.298

5

Книги в дорогу

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах; уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к книге.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.302

6

«Уж небо осенью дышало»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений. Познакомить с природными особенностями осенних месяцев.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.306

7

Район в котором ты живешь

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Продолжать знакомить детей с историей и культурой города, района, улицы, развивать символическую функцию родного мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления плана и умения пользоваться ими в повседневной жизни; развивать умение наблюдать и описывать.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.308

8

Помощники в путешествии: глобус и карта

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.311

9

Выбираем транспорт

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах, закрепить умение соблюдать правила безопасности.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.313

10

Путешествие на северный полюс

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.315

11

Путешествие в Тундру

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.317

12

Жители Тундры

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей, воспитывать уважение к людям другой культуры.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.320

13

Обитатели Тайги

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия».

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.322

14

Путешествие в смешанный лес

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать представления о вз аимосвязях живых организмов со средой обитания; уточнить знания детей о правилах поведения в лесу.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.325

15

«Идет волшебница Зима»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить с природными особенностями зимних месяцев; приобщать к русской национальной культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.328

16

В гости к мастерам Гжели

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями изделий мастеров Гжели, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.331

17

В гости к Городецким мастерам

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.333

18

Путешествие к мастерам Хохломы

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.335

19

На экскурсию в Москву

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Расширять представления детей о Москве; продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем (внешний и внутренний мир).

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.338

20

Театры и музеи Москвы

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Познакомить детей с самыми известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром и Государственной Третьяковской галереей, с правилами поведения при их посещении; приобщать детей к русской национальной культуре; способствовать развитию эстетического вкуса.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова

. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.344

21

«Были дебри , да леса, стали в дебрях чудеса»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы; познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.347

22

Улицы Москвы

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Продолжать знакомство с историей и культурой города Москвы; познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц города, с изменением их внешнего вида с течением времени; развивать интерес к познанию Москвы.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.351

23

В гости к Дымковским мастерам

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла; закрепить умение соблюдать правила безопасности при работе с глиной; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.354

24

Филимоновская игрушка

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.357

25

История русского костюма

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.359

26

Ярмарка

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями; воспитывать интерес к фольклору; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.362

27

Весна в степи

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; учить устанавливать  связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев; приобщать детей к русской национальной культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.366

28

Откуда хлеб пришел?

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

развитие

 Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; воспитывать бережное отношение к хлебу; сравнить с тем, как это делалось в старину.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.371

29

«Зоопарк России»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Закреплять представления детей о многообразии животного мира России; развивать способность анализировать, делать выводы; дать детям представления о возникновении звука, о способах его передачи и приема и о правилах безопасности при прослушивании звуков.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.373

30

«Широка страна моя родная»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Дать детям представление о России как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление детей об особенностях географического положения России.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.376

31

Мой родной край

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Продолжать формировать представление о России как стране городов; расширять представление детей об особенностях географического положения родного края.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.381

32

«Кто стучится в дверь ко мне?»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Продолжать формировать представление о России как стране городов; познакомить детей с различными видами современной связи (почта, телефон, телеграф, Интернет); закрепить знания детей о поведении в случае чрезвычайной ситуации и о значении средств связи при ЧП.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.382

33

Конкурс эрудитов

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.384

34

Викторина «Что? Где? Когда?»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.387


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности

В данном материале предлагается Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности, используемая в моей группе...

Методическая разработка на тему "Дидактические игры, игры-упражнения, тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе"

Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА».Разработана  на основе примерной общеобразовательной программы дошк...

«Играем всей семьёй». Игры по обучению грамоте для подготовки детей к школе

laquo;Играем всей семьёй». Игры по обучению грамоте для подготовки детей к школеОбучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во мног...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...