Рабочая программа дополнительного образования (1 младшая группа)
рабочая программа по окружающему миру на тему

Черемушкина Оксана Евгеньевна

Данная рабочая программа дополнительного образвования по детскому экспериментированию в 1 младшей группе поможет воспитателям организовать кружковую работу с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №3 г.Заволжска

155410 г.Заволжск, Ивановская область, ул.Герцена, д.4, тел.8(49333)2-13-30

Принято                                                                                          Утверждаю

Педагогическим советом                                                              Заведующий МКДОУ д/с №3

МКДОУ д/с №3                                                                              Кравченко В.М.___________

Протокол № __                                                                               Приказ № _____

От «____» ______20____г.                                                           От «___» ______20_____г.

Рабочая программа

дополнительного образования

по детскому экспериментированию

для воспитанников 1 младшей группы

на 2016 – 2017 учебный год.

Составитель: воспитатель

высшей квалификационной

 категории

Черемушкина

Оксана Евгеньевна

г.Заволжск

2016 г.

Пояснительная записка

Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция РФ ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989г)
  •  Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного Образовательного стандарта дошкольного образования»  (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
  • СанПиН 2.4.1.3049
  •  Устав МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г.Заволжска (утвержден)

 Актуальность данной программы

Дети по своей природе – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.  Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

 Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Приходится следовать времени и искать новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в работе современные образовательные технологии. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, попробовать, понюхать, постучать им и т.п. Взаимодействие с песком и водой стабилизирует эмоциональное состояние. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
   

Основная цель программы: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Достижение поставленной цели рабочая программа предусматривает решение следующих задач:

  • Воспитывать у детей интерес к явлениям природы.
  • Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
  • Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.

Принципы программы

Рабочая программа по опытно-экспериментальной  деятельности дошкольников построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

Основные принципы, заложенные в основу рабочей программы:

- научности (сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интегративности (интеграция с другими образовательными областями);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки; использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук).

Особенности возрастной группы детей.

Программа реализуется с группами детей 2-3 лет. На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом.

К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.

К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.

Основные формы и методы работы с детьми

Дополнительная образовательная программа по детскому экспериментированию рассчитана на 1 год обучения.

В данной программе участвуют дети 1младшей группы. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме.
Кружок «Познавай-ка » проводится 1 раз в две недели по 10 минут.

организации детей - опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Во время проведения кружковых занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.

Для реализации Рабочей программы по опытно-экспериментальной деятельности,   используются формы работы:

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. Здесь относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Общение в совместной деятельности обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и формирующих оценок, школа развития познавательного интереса, общения с другими людьми, школа положительного и отрицательного. На этой основе формируются черты характера ребенка, он овладевает нормами и правилами поведения, которые затем отражаются в делах и поступках.

Самостоятельная деятельность детей

Планирование этой работы предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.

     В «Детской лаборатории» выделено:

  • Место для приборов.
  • Место для хранения материалов
  • Место для проведения опытов.
  • Место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)

Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?).  

Методы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

 

- беседы

- постановка и решение вопросов проблемного характера

- наблюдения

- опыты

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

- использование художественного слова

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации

- трудовые поручения, действия.

Приёмы  реализации рабочей программы:

Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:

- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций;

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.

Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Интеграция с другими образовательными областями:

         1. Социально — коммуникативное развитие:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду сверстников и их результатам; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

        2. Познавательное развитие:

сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.

        3. Речевое развитие:

практическое овладение воспитанниками нормами речи, выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря,  

        4. Художественно — эстетическое развитие:

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности.

        5. Физическое развитие:

развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа.

Предполагаемые результаты.

В ходе реализации задач Рабочей программы кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Познавай-ка», предполагается, что воспитанники ДОУ приобретут:

представления о свойствах веществ;

умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

расширять знания об объектах и их свойствах.


Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой в 1 младшей группе

Сентябрь

Неделя

Название игры

Цель

Задачи

Оборудование:

Словарь:

2

«Сыпем, лепим».

 Формировать  знания о свойствах сухого и влажного песка.

Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.

Центр « Вода-песок».

Формочки для песка.

Что это? Песок. Ребята! Какой песок? Сухой, мокрый.

Сухой песок сыплется.

А из мокрого можно лепить.

4

«Про маленькую капельку».

 Познакомить  детей со свойствами воды.

Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Развивать активный словарь.

 

2 тазика с водой (холодная, тёплая)

Банка с грязной водой.

Домашний фонтанчик.

Чистая кипячёная вода, чашки.

Прозрачные одноразовые стаканчики.

Цветные губки.

Плавающие игрушки.

Что это? Вода.

Какая вода?

Потрогайте.

Холодная, тёплая.

Чистая вода, грязная вода.

Почему стала грязной. Мы её покрасили и она стала грязной.

Молодцы!

Октябрь

2

«Отпечатки наших рук».

 Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета.

Учить детей делать отпечатки ладони.

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

        

 Песок.

 Разноцветные камушки.

Будем играть. Песок мокрый.

Как сделать песок мокрый. Надо налить воды. А теперь положите ручки на мокрый песок. Это ваша ручка.

Как интересно мы играли.

А сейчас отпечатаем камушки.

И т.д.

4

«Тонет, не тонет, плавает».

 Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.

Воспитывать  положительное отношение к персонажу.

 вода – песок.

Маленькие резиновые мячики по количеству детей.

Разноцветные камушки

Резиновая утка.

Будем играть.

Что это? Вода. У меня ещё что-то  есть. Что это? Уточка, рыба, мяч и

камешки.

У нас есть таз с водой. Опустим в таз уточку. Утка

не тонет. Лёгкая. Опустим камешек, он упал на

 дно. Камень тяжёлый. И т.д.

                                                                                     

2

«В гости к мышке».

 Закрепить  знания детей о свойствах воды и песка.

Формировать умение узнавать и называть основные цвета.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Центр «Вода-песок».

Дорожка.

Подвижная мышка.

Маленькие мышки по количеству детей.

Цветные коробочки.

Косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки.

Тарелочки.

Красный и синий таз.

Будем играть.

Что это? Вода. Песок.

Какого цвета вода? Красного, синего, зелёного, жёлтого.

Её покрасили краской.

4

«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».

 Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Учить детей действовать с природным материалом.

Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Камешки  разного размера.

Пёрышки.

Таз с водой.

Ведёрки.

Будем играть.

Что это?

Камень маленький.

Камень большой.

Ноябрь

Декабрь

2

«Речка и ручеёк».

 

 Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

        

Песок.

Узкий и широкий совок.

Мерные стаканчики.

Ведро с водой.

Большой и маленький бумажные кораблики.

Будем играть.

Что это? Песок. Совок узкий. Совок широкий. Большой, маленький.

Ведро. Вода.

4

«Разноцветная водичка».

Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

Приучать  называть основные цвета.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

        

Игрушка- капитошка.

Одноразовые стаканчики с водой.

Гуашевые краски.

Будем играть. К нам в гости пришёл Капитошка.

Он принёс нам краску. Какого цвета? Красного, зелёного и синего.

Что нам с ней делать? Будем красить воду. Получилась. Какого цвета вода получилась? Верно. Красного, зелёного и синего.

Вот видите, какие мы молодцы!

Январь

2

«Норки для ежат».

 

Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Формировать представление о количестве (один- много), размере (большой- маленький).

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

                       

Игрушка-ёж.

Пластилиновые ежата по количеству детей.

Сосновые иголки в тарелочках.

«Вода- песок».

Песок. Какой песок? Сухой Сколько ежей? Много. У них нет домика. Давайте сделаем им норку. Какой ёж? Большой. Ему нужна какая нора? Большая. А маленькому? Маленькая. А как мы будем делать дом, песок сухой?

Верно, нам нужно сделать песок мокрым. Полить из лейки водой. Правильно. Молодцы!

4

« Снеговик в гостях у детей».

Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду.

Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.        

Снеговик –игрушка.

Формочки для песка.

Совочки.

Подносы.

Чистый снег в тазу.

Ребята! К нам пришёл в гости Снеговик. Что он нам принёс? Формочки, совочки. А ещё он нам принёс снег.

Это снег. Он холодный. Посмотрите, мы его положим на тарелку. Что с ним стало? Получилась вода. Снег растаял.

Февраль

2

«Горки для козлят».

Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

Формировать знания о высоте предмета- высокий, низкий.

Развивать общую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

        

Песок.

Набор деревянного театра

« Волк и семеро козлят».

Ведёрки большие и маленькие.

Будем делать горку. Будем лепить из песка. Какой песок нам нужен? Нам нужен мокрый песок. Получилась высокая горка.

Низкая горка.

Делайте как я.

Молодцы!

4

«Какая разная вода».

Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

Формировать умение называть основные цвета.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение персонажу.

        

Формочки из донышек пластиковых бутылок10-15штук.

Вкладыш из-под шоколадных конфет в коробке.

Стакан с прозрачной водой.

Цветная вода в стаканчиках.

Игрушка- зайчик.

Привет! Я зайчик. Будем играть?

Да. Что это? Вода.

Налью в формочку воду. Надо поставить на холод. Посмотрите! Что получилось? Получился лёд.

А можно сделать цветной лёд. А как? Покрасить воду краской. Какого цвета? Красного, синего, зелёного и жёлтого. Молодцы.

                                                                                                   

  Март

2

«Лисичка в гостях у ребят».

        

 Закрепить    умение определять свойства сухого

( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.

Развивать  общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

        

Игрушка-Лисичка.

Шнур.

Крупные бусины 15шт.

Песок в прозрачных стаканах.(по количеству детей).

Сита (по количеству детей).

Формочки, подносы .

Лейка с водой.

Будем играть.

Что это? Песок, совок, сито, бусинки. Какой песок? Сухой, мокрый. Положите совком песок, а там бусинки. Песок просейте. Чистый песок. Сухой песок сыпется. Из мокрого можно лепить.

4

«Бусы для мишки».

 Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

        

Игрушки (заяц, медведь, белочка).

Угощение для животных ( капуста, морковь, шишки, конфеты).

Цветные бусы из льдинок.

Крупные деревянные бусинки.

Шнур для нанизывания бус.

Будем играть.

Будем делать бусы.

А бусы будут цветные. Посмотрите! У меня есть льдинки.

Какого цвета?  Красного, жёлтого, зелёного, синего.

Апрель

2

«День рожденья куклы Маши».

 Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

        

Песок.

Кукла –большая.

Формочки.

Подносы.

Совки.

Большой строительный материал.

Что это? Песок. А какой песок? Верно. Мокрый.

К нам пришла в гости кукла. У неё день рожденье. Давайте сделаем кукле подарок. Будем лепить для куколки угощения. Молодцы!

4

«Постираем кукле платье».

 Формировать  у детей умение называть температуру воды.

Упражнять  в назывании предметов одежды, белья.

Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).

Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

        

Кукла.

Тазик

По ведру с горячей, холодной водой.

Мыло.

Мыльница.

Что тут у нас на столах стоит? Вода, таз, мыло. Тут грязное платье. Его надо постирать. Нам надо мыло. Нам нужна вода. Нам нужен таз. Ребята! Потрогайте воду. Какая? Тёплая или холодная. Будем  стирать платье в тёплой воде. Молодцы!

2

«Мы ходили в огород».

 Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Воспитывать положительное отношение к персонажу.

        

Песок.

Овощи- муляжи (лук, огурец, морковь, помидор).

Корзина.

Формочки, разносы, совки (по кол-ву детей).

Лейка с водой.

Будем играть.

Тут лежит песок. Там в песке спрятались: помидор, морковь, огурец, лук.

Что ты нашёл(а)? Огурец, помидор, морковь, лук.

А сейчас будем делать из формочек морковь, помидор, огурец, лук. Молодцы! Красиво! Всё.

4

«Купание куклы Кати».

Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.

Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.

Воспитывать культурно- гигиенические навыки,  поведения.

        

Кукла.

2 ведёрка с водой (холодная, горячая)

Ванночка.

Мыло.

Полотенце.

К нам пришла испачканная кукла. Что же нам делать? Надо её вымыть. Какая нужна вода? Горячая, холодная или тёплая? Верно. Вода нужна тёплая. А что ещё нужно? Мыло, полотенце. Чтобы сделать тёплую воду, надо налить горячую и холодную. Получится тёплая вода. Искупайте куклу. Вытирайте полотенцем.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»

Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»

Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «УМный КАрандаш»

Развитие мелкой моторики посредством художественно - творческой деятельности.Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет....

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"

Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа дополнительного образования в младшей группе на 2017-2018 учебный год

Программа дополнительного образования составлена к структуре ООП дошкольного образования на основе особенностей "Программы "Оберег" и ее подпрограммы "Гуленьки" Е.Г. Дороновой...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста "Лоскутная техника"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная техника"...

«Пластилиновое Чудо » Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста

Программа строится на принципе личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами....