Рабочая программа по дополнительному образованию "Радуга красок" (нетрадиционные тхники рисования)
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Михайлова Елена Фёдоровна

Рабочая программа по дополнительному образованию "Радуга красок" (нетрадиционные техники рисования"

Программа «Радуга красок» рассчитана на 4 года. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся  один раз в неделю, с  октября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий: 15минут-2младшая группа, 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Р.П.ТАМАЛА

Рабочая программа по дополнительному образованию

«Радуга красок»

(нетрадиционные техники рисования)

                 

 Воспитатель:

                         Михайлова Елена Федоровна

                                                 

Содержание                                                      

  1. Пояснительная записка ……………………………………………… 3
  2. Тематический план ……………………………………………………7
  3. Планирование работы с детьми… …………………………………...11
  4. Мониторинг ……..
  5. Литература …………

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. В своей деятельности, в играх ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действенной форме. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем художественно-изобразительном творчестве.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к изобразительной деятельности, в результате чего детские работы невыразительны, статичны, недостаточно четко передаются характерные и индивидуальные особенности предметов, у детей не развиты технические навыки рисования. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, снижается их творческая активность. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс  нетрадиционные приемы изобразительной деятельности в работе с дошкольниками. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель программы:

Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник рисования; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Задачи программы:

  1. Художественно-эстетические:
  • развивать художественное восприятие жизни;
  • уточнять представления об окружающем мире;
  • развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
  1. Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
  • развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
  • развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.

  1. Задачи на формирование технических навыков:
  • упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
  • обучать детей различным нетрадиционным техникам рисования: тычок, монотипия, пальцеграфия,  кляксография, рисования «по сырому», граттаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами и др.
  • помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые  и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
  1. Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
  • вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
  • замечать красивое в окружающем мире;
  • знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
  • научить различать жанры живописи;
  • развивать художественно – эстетический вкус.
  1. Воспитательные:
  • развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
  • учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
  • радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
  1. Речевые:
  • развивать у детей планирующую функцию речи.

Принципы реализации программы

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от более простых техник к сложным. Это позволяет расположить ребенка к занятиям, позволяет ему своими руками, уже на первых порах, достичь определенного успеха.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Радуга красок» рассчитана на 4 года. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся  один раз в неделю, с  октября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий: 15минут-2младшая группа, 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа.

Учебно-тематический план

2 младшая группа.

Месяц

Тема занятия

Количество занятий

в неделю

Количество

занятий

в месяц

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. «В нашем саду листопад».

2. «Божьи коровки на лужайке».

3. «Весёлый мухомор».

4. «Мой любимый дождик».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Н

О

Я

Б

Р

Ь

     1. «Рябина».

2. «Солнышко».

3. «Жили у бабуси два весёлых гуся».

4. «Шарики воздушные ветерку послушные».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

  1. « «Мои рукавички».

2. «Снежок порхает кружиться».

3. «Маленькой ёлочке холодно зимой».

4. «Праздничная ёлочка».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Я

Н

В

А

Р

Ь

1. «Снеговик»

2. «Зимние узоры».

3. «Вишнёвый компот».

4. «Разноцветные рыбки».

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. «Зимний денёк».

2. «Волшебные снежинки».

3. «Колобок- румяный бок».

       4. «Украсим чашку для папы».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

М

А

Р

Т

1. «Красивые бусы для мамы».

2. «Звонкая капель».

3. «Воздушные шары».

4.  «Тарелки».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. «Смотрит солнышко в окошко».

(Коллективная работа).

2. «Космос».

3. «Клоуны в цирке».

4.«Петушок- золотой гребешок».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

М

А

Й

1. «Цветочек радуется солнышку».

2. «Салют на нашей улице».

        (Коллективная работа).

3. «Гусеница в траве».

4. « Одуванчики на полянке».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учебно-тематический план

Средняя группа.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1«Грибы в лукошке».

  1.  «Цыплёнок».

  1. «Улитка».

  1. «Два петушка».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. «Укрась платочек».

2. «Мои любимые рыбки».

3. «Первый снег».

4.  «Овечка».

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. «Снегопад».

2. «Рябинка».

3. «Мои рукавички».

4. «Зимний лес».

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Я

Н

В

А

Р

Ь

  1. «Ёлочка пушистая, нарядная».

  1.  «Снежок».

  1.  «Семейка снеговичков».

  1.  «Зимнее дерево».

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

       1. «Чашка».

       2. «Цветочек для папы».

       3. «Ягоды и фрукты».

      4. «Плюшевый медвежонок».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

М

А

Р

Т

        1. «Мимозы для мамы».

       2. «Солнышко лучистое».

       3. «Моё любимое животное».

4. «Подснежники».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. «Неваляшка - нарядная рубашка».

2. «Волшебные картинки».

3. «Подарок для кошки Мурки».

4. «Насекомые».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

М

А

Й

1. «Черёмуха».

2. «Как я люблю одуванчики».

3. «Котёнок».

4. «Салют».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учебно-тематический план

Старшая группа.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

  1. «Бабочки».

  1. «Ёжики на опушке».

  1. «Ваза для цветов».

  1. «Два петушка» (по мотивам дымковской росписи).

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Н

О

Я

Б

Р

Ь

  1. «Листопад».

  1. «Ковёр из осенних листьев».

  1. «Дары осени».

  1. «Красивая тарелочка».

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

  1. «Волшебная птица».

  1. «Вечер».

  1. «Снежинки».

  1. «Новогодняя фантазия».

        

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Я

Н

В

А

Р

Ь

  1. «Сказочный сад».

  1. «Сова».

  1. «Комнатное растение».

  1. «Волшебные цветы».

        

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

  1. «Подводное царство».

  1. «Полярная ночь».

  1. «Матрёшка».

  1. «Ваза с цветами».

        

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

М

А

Р

Т

    1. «Платок для бабушки».

     2. «Весенние цветы».

     3. «Натюрморт».

     4. «Украшаем фартук».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. «Роспись подноса».

2. «Бабочка».

(Монотипия)

3. «Наш сад».

4. «Солнышко весеннее».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

М

А

Й

1. «Пчёлки».

2. «Полянка из одуванчиков».

3. «Весеннее дерево».

4. «Дорога».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учебно-тематический план

Подготовительная группа.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. «Осенний лес».

2. «Цветочная клумба».

3. «Ночной пейзаж»».

4. «Железная дорога».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. «Рыбки в аквариуме».

2. «Звёздный коллаж».

3. «Осенний пейзаж».

4. «Волшебные клубочки».

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. «Зимняя ночь». (Кляксография)

2. «Рисуем сказку на пластинках». (Пластилинография)

3. «Букет в вазе».  (Граттаж)

4. «Новогодняя красавица».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Я

Н

В

А

Р

Ь

  1. «Ёлочка».

    (Монотипия)

   2. «Лесная избушка».

(Раздельный мазок)

  3. «Снежная семейка».

   (Оттиск смятой бумагой)

  4. «Новогодний хоровод».

 (Оттиск печатками)

        

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. «Морозный узор».

 (Уголь и сангина)

     2. «Кораблик папе».

          (Шаблон ступни)

   3. «Три медведя».

           (Трафарет)

4. «Зимний пейзаж».

 (Паспарту)

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

М

А

Р

Т

1.  «Портрет мамы». (Восковые мелки)

     2. «Семь разноцветных братьев».

(Посыпание работы крупной  солью)

3. «Сорока белобока».  (Восковые мелки)

4. «Ветка мимозы».

    (Пшено)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. «Мир сказок». (Пластилинография)

2. «Путешествие в весну». (Распыление красок)

3. «Укрась салфетку».

  (Батик)

4. «Весеннее дерево». (Кляксография выдуванием из трубочки)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

М

А

Й

1. «Грибная семейка». (Шаблон ладони)

2. «День Победы». (Ниткография)

3. «Бабочки, которых я видел». (Монотипия)

4. «Звёздный коллаж». (Мастер- класс)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

План работы во 2 младшей группе.

Задачи:

- Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

-Развивать чувство композиции, воспитывать аккуратность.

Содержание:

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. «В нашем саду листопад».

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

Рассматривание опавших листьев в саду. Дидактическая игра «Найди лишний листок».

2. «Божьи коровки на лужайке».

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования, воспитывать аккуратность.

Наблюдение за божьими коровками на лужайке.

Чтение стихотворения про «Божью коровку».

3. «Весёлый мухомор».

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

Рассматривание муляжей грибов.

Беседа «Съедобные и несъедобные грибы».

4. «Мой любимый дождик».

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности (проводя линию сверху – вниз).

Наблюдение за тучами. Разучивание танца «Дождик».

П/игра «Солнышко и дождик».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. «Рябина».

Закреплять умение нетрадиционной техникой рисования пальчиками, закреплять умение равномерно наносить точку (ягодки) и примакивать пальчик к листу бумаги (листочек).

Рассматривание рябины на участке.

Хоровод вокруг рябины.

2. «Солнышко».

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки- лучики у солнышка.

Наблюдение за солнцем.

П/игра «Солнышко и дождик».

3. «Жили у бабуси два весёлых гуся».

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону).Закреплять умение дополнять изображение деталями.

Беседа «Домашние животные». Д/игра «Кто в домике живёт?»

4. «Шарики воздушные ветерку послушные».

Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним - ватными палочками.

Д/игра «Подбери шарики к ниточкам».

Надувание воздушных шаров.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1.    «Мои рукавички».

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Рассматривание рукавичек. Повторение основных цветов.

2.  «Снежок порхает кружиться».

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).

Наблюдение за падающим снегом.

Чтение стихотворения «Снегопад».

3. «Маленькой ёлочке холодно зимой».

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности

Рассматривание еловой ветки.

Заучивание песенки «Ёлочка».

4. «Праздничная ёлочка».

Познакомить с техникой  «тычкования». Учить использовать такое средство выразительности, как «фактура» . Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.

Рассматривание украшенной ёлочки. Разучивание стихов и песен про ёлочку.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1. «Снеговик».

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью.

Беседа «Что можно слепить из снега?».

Чтение стихотворения Е.Седовой «Снеговик».

2. «Зимние узоры».

Знакомить с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесённым свечой рисунком.

Рассматривание морозного окна.

3. «Вишнёвый компот».

Упражнять в технике печатания пробкой. Воспитывать аккуратность.

Д/игра «Фруктовое лото».

Психогимнастика «Вкусный компот».

4. «Разноцветные рыбки».

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Разрезные картинки: «Собери рыбку». Рассматривание иллюстраций.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. «Зимний денёк».

Познакомить с техникой рисования клеем и солью. Учить посыпать солью аккуратно, не выходя за контур.

Наблюдение на прогулке за погодой.

2. «Волшебные снежинки».

Закрепление приемов печатания и рисование пальчиками, создание образа снегопада. Развивать чувство цвета и ритма.

Рассматривание вырезанных  из бумаги снежинок.

3. «Колобок - румяный бок».

Побуждать детей к самостоятельному выбору различных средств выразительности: линия, цвет, форма, нетрадиционные техники рисования: печать картофелем, рисование ватными палочками, поролоновым тампоном;

Д/игра «На что это похоже?». Рассматривание предметов округлой формы.

4. «Украсим чашку для папы».

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Д/игра «Подбери чашки к блюдцам». Чаепитие с родителями.

М

А

Р

Т

1. «Красивые бусы для мамы».

Закрепить приём печатания пробками. Развивать чувство композиции

Д/игра «Собери бусы».

Чтение стихотворения о маме.

2. «Звонкая капель».

Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками падающие с них капли.

Наблюдение за тающими сосульками.

Экспериментирование с водой.

3. «Воздушные шары».

Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.

Рассматривание воздушных шаров.

Наблюдение за их полётом.

Упражнение на дыхание «Надуем шар».

4. «Тарелки»

Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: ватные палочки, пальчиковое рисование, различные печатки.

Рассматривание тарелок.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. «Смотрит солнышко в окошко».  (Коллективная работа).

Учить наносить отпечатки ладошек – для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Игры с солнышком.

Чтение потешки «Солнышко- вёдрышко».

2. «Космос».

Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звёзды в космосе).

Рассматривание иллюстраций.

3. «Клоуны в цирке».

Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («Украсим костюм клоуна»,- наряд в горошек). Развивать чувство ритма.

Игры с мягкими игрушками «Дрессированная собачка».

4. «Петушок - золотой гребешок».

Познакомить с техникой рисования клеем и песком. Учить посыпать песком аккуратно, не выходя за контур.

Чтение сказки «Петушок- золотой гребешок».

М

А

Й

1. «Цветочек радуется солнышку».

Упражнять в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка). Учить дорисовывать простые детали.

Рассматривание иллюстраций с цветами. Д/игра «Найди лишний цветок».

2. «Салют на нашей улице».

(Коллективная работа).

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон.

Развивать чувство ритма.

Рассматривание иллюстраций.

3. «Гусеница в траве».

Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просвета между мазками. Песком нарисовать траву.

Наблюдение в природе за гусеницей. Эстафета «Гусеница».

4. «Одуванчики на полянке».

Совершенствовать умение рисовать кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью (головки одуванчиков). Развивать эстетическое восприятие.

Чтение стихотворения Е.Седовой «Одуванчик».

Д/игра «Как растёт одуванчик».

План работы в средней группе.

Задачи:

- Развивать продуктивную деятельность детей;

- Способствовать развитию детского изобразительного творчества;

- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

- Создать условия, способствующие, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;

- Побуждать детей к созданию своего неповторимого образа, оригинального замысла, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования.

Содержание:

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. «Грибы в лукошке».

Упражнять в рисовании натюрморта, предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

Рассматривание муляжей грибов.

Беседа «Съедобные и несъедобные грибы».

Физкультминутка «Грибочки».

2. «Цыплёнок».

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек

Загадки об игрушках.

Рассматривание картины «Курица с цыплятами».

Чтение стихотворения М. Майна «Цыплята».

3. «Улитка».

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью.

Д/игра «Обведи рисунок».

4. «Два петушка»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Пальчиковая гимнастика «Петушок».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. «Укрась

платочек».

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Д/игра «Составь узор».

2. «Мои любимые рыбки».

Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

Чтение стихотворения А. Фета «Рыбки».

П/игра «Аквариум».

3. «Первый снег».

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Театрализованная деятельность - кукольный спектакль «Как медведь считал снежинки»

4. «Овечка»

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками.

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Просмотр мультфильма «Маша и медведь». Лепка персонажей сказки из пластилина и муки.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. «Снегопад».

Продолжать работать с техникой рисования клеем и солью. Учить посыпать солью аккуратно, не выходя за контур.

Экскурсия «Природа родного края». Игры и развлечения со снегом.

2. «Рябинка».

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Рассматривание ветки рябины.

Чтение стихотворения А. Толстого «Осень».

3. «Мои рукавички».

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Д/игра «Составь узор».

Рассматривание рукавичек.

4. «Зимний лес».

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Чтение стихотворения Д. Руматко: «Зимний лес».

Д/игра «Угадай-ка».

Я

Н

В

А

Р

Ь

1. «Ёлочка пушистая, нарядная».

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Беседа «Хвойные и лиственные деревья». Д.игры «Найди дерево по описанию», «Укрась ёлку правильно», «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник» Загадки о деревьях.

2. «Снежок».

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Развивать чувство композиции.

Экскурсия в парк.

Пословицы о зиме.

3. «Семейка снеговичков».

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиками (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Лепка снеговиков из снега.

Д/игра «Из чего можно сделать снеговика?» (вата, мех, салфетка, рваная бумага и др.).

4. «Зимнее дерево».

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Д/игра «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник» Загадки о деревьях.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. «Чашка».

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет.

Рассматривание чайной посуды.

Д/игра «Подбери чашки к блюдцам».

2. «Цветочек для папы».

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

Беседа о первоцветах. Рассматривание открыток, иллюстраций. Заучивание стихов.

Беседа о папином празднике.

3. «Ягоды и фрукты».

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Рассматривание ягод и фруктов. Обратить внимание на их форму, размер, цвет.

Чтение стихотворения Е. Седовой «Маленькие ягодки».

4. «Плюшевый медвежонок».

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

Загадки об игрушках.

Физкультминутка: «Мишка с куклой пляшут полечку».

М

А

Р

Т

1. «Мимоза для мамы».

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

Заучивание стих. Е. Благининой «Посидим в тишине».

Беседа о мамином празднике.

2. «Солнышко лучистое».

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.

Рассматривание игрушки «Солнышко».

Гимнастика для глаз.

3. «Моё любимое животное».

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина.

Д/игра «Собери животное».

4. «Подснежники».

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Игровое упражнение «Цветы расцвели».

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. «Неваляшка - нарядная рубашка».

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий.

Загадки об игрушках.

Д/игра «Составь узор».

2. «Волшебные картинки».

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка.

Д/игра «Тёплое - холодное».

3. «Подарок для кошки-мурки».

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Котята».

П/игра «Лови- лови».

4. «Насекомые».

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Загадывание загадок о насекомых.

Рассматривание муляжа «Насекомые».

М

А

Й

1. «Черёмуха»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.

Экологическое воспитание-рассматривание живых веток черёмухи. Беседа «Береги деревья».

Д/игра «Узнай дерево по описанию».

2. «Как я люблю одуванчики».

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Наблюдение за цветами на лугу. Отгадывание загадок о цветах, построенных на сравнении и описании. Д/игра «Какой цветок лишний» Игра «Цветочный магазин».

3. «Котёнок».

Закреплять навык печати кистью по трафарету.

Пальчиковая гимнастика «Котята».

4. «Салют».

 Закрепление навыка рисования акварелью, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

Рассматривание иллюстраций.

План работы в старшей группе.

Задачи:

- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

- Познакомить детей с различными видами техники рисования;

- Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;

- Формировать у детей умение создавать сюжетные композиции;

- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности, чувство композиции, цветовосприятие.

Содержание:

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. «Бабочки».

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Беседа-обсуждение «Что мы знаем о бабочках». Упражнение на развитие речевого дыхания: «Подуй на бабочку». Упражнение для глаз: «Бабочка».

2. «Ёжики на опушке».

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок  жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Беседа о ежах. Рассматривание открыток, иллюстраций. Пальчиковая гимнастика: «Маленький ёжик».

3. «Ваза для цветов».

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» (печать печатками по трафарету) для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

Чтение стихотворения «Натюрморт».

Д/игра «Художник составляет натюрморт».

4. «Два петушка».

Закрепить умение рисовать ладошками, передавать колорит дымковских узоров. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Пальчиковая гимнастика «Петушок».

Рассматривание «Дымковских игрушек».

Д/игра «Составь узор».

Инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. «Листопад»

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

Слушание песни «Падают, падают листья»

(муз. М. Красева, сл. М. Ивенсон). Наблюдение за листопадом.

2. «Ковёр из осенних листьев».                                        

Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью.

   Д/игра «Разложи по образцу» (чередование листьев). Упражнение на развитие речевого дыхания «Сдуй листок со стола» Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».                                                                                                                    

3. «Дары осени».

Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.              

Д/игра «Составь натюрморт».

Беседа «Фрукты и овощи». Игра «Съедобное  - несъедобное». Д/игра «Назови лишнее». Разучивание стихов и песен о фруктах. Отгадывание загадок.

4. «Красивая тарелочка».

Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге, используя печатки. Развивать чувство композиции.

 Д/игра «Составь узор на посуде».

Рассматривание элементов городецкой росписи.                                                                                                      

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. «Волшебная птица».

Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи), используя трафарет.

Рассматривание «Городецких птиц» и элементов городецкой росписи.

Д/игра «Найди чем будешь рисовать».

2. «Вечер».

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого  граттажа. Учить передавать настроение тихого  зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Рассматривание картинок и иллюстраций.

Д/игра «Части суток».

Гимнастика для глаз.

3. «Снежинки».

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Наблюдение за снежинками. Вырезание снежинок из бумаги. Отгадывание загадок.

4. «Новогодняя фантазия».

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках.

Повторение стихов и песен про ёлочку.

 Беседа «Ёлочка, ёлочка - колючая иголочка».

Рассматривание новогодних игрушек.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1. «Сказочный сад».

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).

Д/игра «Разложи по образцу» (чередование деревьев). Упражнение на развитие речевого дыхания «Сдуй листок со стола». Рассматривание иллюстраций.

2. «Сова».

Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.

Беседа-обсуждение «Что мы знаем о совах» Упражнение для глаз «Сова».

Рассматривание иллюстраций птиц.

3. «Комнатное растение».

Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью.

Беседа о пользе комнатных растений.

Д/игра «Выбери ненужное».

4. «Волшебные цветы».

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Наблюдение за цветами в уголке природы. Отгадывание загадок о цветах, построенных на сравнении и описании. Д/игра «Какой цветок лишний». Игра «Цветочный магазин».

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. «Подводное царство».

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

Фантазии детей на тему «Я в подводном мире».

П/игра «Морская фигура».

Чтение И. Токмаковой: «Где спит рыбка».

2. «Полярная ночь».

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности

Беседа «Какая бывает ночь?».

Рассматривание иллюстраций.

3. «Матрёшка».

Познакомить детей с семёновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи, используя трафареты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Загадки об игрушках.

Д/игра «Составь узор».

4. «Ваза с цветами».

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки, используя трафарет и выдувание клякс из трубочки.

Рассматривание букета цветов в вазе.   Чтение стихов о цветах. Д/игра «Какой цветок лишний».

М

А

Р

Т

1. «Платок для бабушки».

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. Учить договариваться между собой о будущем узоре.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Д/игра «Составь узор».

2. «Весенние цветы».

Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Чтение стих О. Архангельской «Подснежник».

Игровое упражнение «Цветы расцветают».

3. «Натюрморт».

Продолжать учить составлять натюрморт, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Д/игра «Составь натюрморт».

Рассматривание натюрмортов.

4. «Украшаем фартук».

Совершенствовать умения выбирать и рисовать предмет, украшать его, используя засушенные цветы.                                                                                                                                

Д/игра «Составь узор».

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. «Роспись подноса».

 Учить рисовать несложный орнамент, используя печатки. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Д/игра «Составь узор на посуде».

2. «Бабочка».

Познакомить детей с техникой - «Батик» (Рисование на ткани). Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Беседа-обсуждение «Что мы знаем о бабочках» Упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на бабочку». Упражнение для глаз «Бабочка».

3. «Наш сад».

Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу.

Д/игра «Разложи по образцу» (чередование деревьев). Упражнение на развитие речевого дыхания «Сдуй листок со стола» Рассматривание иллюстраций.

4. «Солнышко весеннее».

Продолжать знакомить детей с техникой по мокрому. Развивать цветовосприятие.

Чтение потешек про солнышко. Составление рассказа на тему «За что мы благодарны солнышку». Беседа «Какая бывает погода».

М

А

Й

1. «Пчёлки».

Совершенствовать умения в тампонировании.                                                                                                                                                             Развивать чувство композиции.

Рассматривание энциклопедии «Мир животных». Придумывание рассказа про пчёлку.

2. «Полянка из одуванчиков».

Совершенствовать умения в работе с мыльными пузырями и гуашью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

Загадывание загадок про одуванчики.

Рассматривание букетика из одуванчиков.

Чтение стихотворения Е. Седовой «Одуванчик».

3. «Весеннее дерево».

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции.                    

Экологическое воспитание-рассматривание берёзы. Беседа «Береги деревья».

Д/игра «Узнай дерево по описанию».

4. «Дорога».

Совершенствовать умения в работе печатками от конструктора «Лего».                                                                                                                                                             Развивать глазомер, чувство композиции.

Конструктивная игра «Построй, что хочешь» П/игра «Беги по дороге».

Экскурсия к проезжей части.

План работы в подготовительной группе.

Задачи:

- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

- Познакомить детей с различными видами техники рисования;

- Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;

- Формировать у детей умение создавать сюжетные композиции;

- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.

- Побуждать детей к созданию своего неповторимого образа, оригинального замысла, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования.

Содержание:

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. «Осенний лес».

Продолжать совершенствовать умения детей в работе печатками  засушенных листьев. Развивать чувство композиции.

Д/игра «Разложи по образцу» (чередование листьев). Упражнение на развитие речевого дыхания «Сдуй листок со стола» Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

2. «Цветочная клумба».

Закрепить приёмы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Подбирать цвета.

Наблюдение за цветами в цветнике. Отгадывание загадок о цветах, построенных на сравнении и описании. Д/игра «Какой цветок лишний?». Игра «Цветочный магазин».

3. «Ночной пейзаж».

Закрепить умение использовать технику «Монотипия пейзажная», изображать пространства в композиции.

Беседа «Какая бывает ночь?».

Рассматривание иллюстраций.

4. «Железная дорога».

Развивать умения детей в экспериментировании с конструктором «Лего». Закрепить умение выбирать самостоятельно технику к теме.

Конструктивная игра «Построй железную дорогу». П/игра «Поезд».

Экскурсия к железной дороге.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. «Рыбки в аквариуме»

Совершенствовать умения в экспериментировании - «Тычкование», учить выполнять работу аккуратно.

Рассматривание картинки «Рыбки в аквариуме» Беседа о рыбках. Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина: «Сказка о золотой рыбке». Чтение рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка». П/игра «Караси и щука» Пальчиковая игра «Рыбка» Сюжетно-ролевая игра «На рыбалке».

2. «Звёздный коллаж».

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие.

Чтение рассказа В. Бороздина «Звездолётчики».

Рассматривание иллюстраций неба.

3. «Осенний пейзаж».

Закрепить умение в работе с техникой «Тиснение». Обводить шаблоны. Развивать чувство композиции.

Вспомнить народные названия месяцев осени, пословицы и поговорки.

4. «Волшебные клубочки».

Закрепить умение использовать технику «Кляксография с ниточкой», выкладывать из нитки изображение. Развивать цветовосприятие.

Рассматривание клубочков ниток.

Д/игра «Волшебный клубочек».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. «Зимняя ночь».

Продолжать знакомить детей с техникой « чёрно-белого граттажа». Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Использовать «штрих, линию».

Чтение стихотворения Д. Руматко: «Зимняя ночь».

Д/игра: «Угадай- ка».

2. «Рисуем сказку на пластинке».

Учить украшать пластинку эпизодом из сказки  техникой «пластилинография». Закрепить умение выбирать самостоятельно тему сказки.

Вспомнить с детьми эпизоды из сказок.

Д/игра «Найди любимого героя».

3. «Букет в вазе».

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике «монотипия».

Беседа о цветах. Рассматривание открыток, иллюстраций. Заучивание стихов.

Словесная игра «Назови этот веток».

4. «Новогодняя красавица».

                                                                                                                                                     Продолжать совершенствовать умения детей в работе с «морской солью и клеем». Развивать чувство композиции.                                    

Наблюдение за новогодней ёлкой. Вырезание снежинок из бумаги. Отгадывание загадок.                                                                                      

Я

Н

В

А

Р

Ь

1. «Ёлочка».

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (чёрно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно.

Беседа «Хвойные и лиственные деревья». Д/игры «Найди дерево по описанию», «Укрась ёлку правильно».

2. «Лесная избушка».

Совершенствовать умения в экспериментировании -«рисование ватой и клеем», учить выполнять работу аккуратно.

Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Суровой осени печален поздний вид».

3. «Снежная семейка».

Развивать умения детей в экспериментировании с  «манкой и клеем». Закрепить умение изображать снежные постройки.

Лепка снеговиков из снега. Аппликация «Весёлые снеговики»

4. «Новогодний хоровод».

Продолжать развивать умения детей в экспериментировании с конструктором «Лего». Закрепить умение выбирать самостоятельно технику к теме.

Экскурсия «Природа родного края». Игры и развлечения со снегом.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. «Морозный узор».

Закрепить умение в работе с техникой «печать мятой бумагой и акварелью».

Развивать чувство композиции.

Повторение стихов и песен про ёлочку. Беседа «Морзный  узор - где он бывает?».

2. «Кораблик папе».

Совершенствовать умения в экспериментировании -«пластилинография», учить выполнять работу аккуратно.

Игра-соревнование «Чей кораблик быстрее приплывёт?» Повторить прямой и порядковый счёт. Д/игра «Что едет, летает, плывёт».

3. «Три медведя».

Учить рисовать семью медведей техниками: «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой», передавая разницу в величине животных.

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Просмотр мультфильма «Маша и медведь»

4. «Зимний пейзаж».

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).

Беседа «Какой бывает пейзаж?».

Рассматривание иллюстраций.

М

А

Р

Т

1. «Портрет мамы».

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо, пользуясь приёмами рисования «сангиной». Развивать чувство композиции.

Чтение стихотворения «Портрет».

Д/игра «Посмотри в зеркало».

Беседа о маме.

2. «Семь разноцвет-ных братьев».

Закрепить приёмы рисования карандашей пастелью. Развивать чувство композиции. Подбирать цвета.

Д/игра «Тёплое - холодное».

3. «Сорока белобока».

Развивать умения детей создавать выразительный образ сороки, используя технику «тычка и уголь». Закрепить навыки работы с данным материалом.

Беседа-обсуждение «Что мы знаем о птицах?» Пальчиковая гимнастика «Сорока - белобока». Повторение потешки.

4. «Ветка мимозы».

Продолжать совершенствовать умения детей в работе печатками  от карандаша. Развивать чувство композиции.

Развитие речи - разучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине».

Беседа «Мамочка любимая моя».

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. «Мир сказок».

Продолжать  украшать пластинку эпизодом из сказки техникой «пластилинография». Закрепить умение выбирать самостоятельно тему сказки.

Чтение русских народных сказок (по выбору детей). Просмотр мультфильмов.  Лепка персонажей сказки из пластилина и муки.

2. «Путешествие в весну».

Совершенствовать умения в экспериментировании -«рисование пряжей и клеем», учить выполнять работу аккуратно, развивать чувство композиции.

Экскурсия на луг. Чтение стихов о цветах. Д/игра «Какой цветок лишний». Сбор гербария.

3. «Укрась салфетку».

Продолжать совершенствовать умения детей в работе техникой «батик», используя акриловые краски. Развивать чувство композиции.

Д/игра «Составь узор».

Рассматривание коллекции ткани.

4. «Весеннее дерево».

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой природе, используя техники рисования по желанию.

Д/игра «Назови дерево». Беседа о том, какую пользу приносят деревья.

Д/игра «Определи из чего сделан предмет».

М

А

Й

1. «Грибная семейка».

Совершенствовать умения в работе печатками от  «картофеля».                                                                                                                                                             Развивать глазомер, чувство композиции.

Рассматривание муляжей грибов.

Беседа «Съедобные и несъедобные грибы».

Физкультминутка «Грибочки».

2. «День Победы».

Продолжать знакомить с техникой рисования с помощью  «мыльных пузырей».

Развивать чувство композиции, развивать творческие способности.

Развлечение «День Победы».  Экскурсия к памятнику погибшим воинам, возложение цветов.

3. «Бабочки, которых я видел».

Продолжать совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочек в природе.

Загадывание загадок о бабочках.

Рассматривание иллюстрации «Бабочки».

4. «Звёздный коллаж».

Познакомить с новой техникой рисования с помощью мыльных пузырей.

Закрепить умение вырезать нарисованные предметы.

Развивать чувство композиции, желание создавать коллективные работы.

Рассматривание иллюстраций о космосе. Чтение и рассматривание энциклопедии «Человечество и космос».

 Просмотр обучающего видеофильма о космосе.

Мониторинг

2 младшая группа

Диагностическая карта уровня развития изобразительной  деятельности детей

Фамилия, имя ребёнка

Характер тематики детских рисунков

Уровень развития действий

Анализ качества рисунков

Средний балл

%

Восприятие

Изобрази-тельные дей-ия

Техника рисования

Резуль-татов дея-ти

Сразу после рис-ия

1

Опт. –

Выс. –

Ср. –

Низ. -

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл:

Средняя группа

Диагностическая карта уровня развития изобразительной  деятельности детей

Фамилия, имя ребёнка

Характер тематики детских рисунков

Уровень развития действий

Анализ качества рисунков

Средний балл

%

Восприятие

Изобрази-тельные дей-ия

Техника рисования

Резуль-татов дея-ти

Сразу после рис-ия

1

Опт. –

Выс. –

Ср. –

Низ. -

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл:

Старший дошкольный возраст

Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, используются критерии, предложенные методикой Т.С. Комаровой.

Выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продуктов деятельности

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.

2. Передача формы:

• форма передана точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• части предмета расположёны неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

• по всему листу;

• на полосе листа;

• не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

• соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Передача движения:

• движение передано достаточно четко;

• движение передано неопределенно, неумело;

• изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступления от реальной окраски;

• цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Сводная таблица оценок,

 полученных детьми по каждому критерию и показателю

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее количество баллов

Итого баллов по критериям

 1 - низкий уровень              2 - средний уровень                3 - высокий уровень

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

• слитная;

• линия прерывистая;

• дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

•средний;

• сильный, энергичный (иногда бумагу);

• слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

     г) регуляция силы нажима:

• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

    2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

     в)        эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

З. Уровень самостоятельности:

• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в)        стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

Сводная таблица оценок,

 полученных детьми по каждому критерию и показателю

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Линия

Регуляция деятельности

Уровень

самостоятельности

Общее количество баллов

характер

нажим

раскрашивание

сила нажима

отношение к оценке взрослого

оценка ребенкомизображения

Итого

 баллов по критериям

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

• форма передана точно — З балла;

• есть незначительные искажения — 2 балла;

• искажения значительные, форма не удалась — 1балл.

   Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

Тестовое задание на выявление уровня творческого развития

  В качестве теста, детям детского сада предлагается задание на дорисовывание шести кругов: ребятам выдается стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть на рисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.

  Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все шесть кругов, то выставлялась оценка 6, если 5, то оценка была 5, и т. д. Все баллы суммировались. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.

 Следующий критерий - «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей  более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» — высокий уровень — ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко желтое, красное, зеленое или мордочки зверюшек заяц, мишка и т.п.), или близкого образа. Оценка «2» — средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допуска ли практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п.). Оценка «1» — низкий балл — ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.

1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;

2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;

З балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней). Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом и отдельных детей между собой. И подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней).

Оценка результатов тестирования осуществляется в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);

2) по группе в целом (выводя общее число баллов, средний балл, общее число образов), и это позволяет оценить не только уровень развития творчества, но и уровень воспитательно-образовательной работы в группе.

Фамилия, имя ребенка

Продуктивность

Разработанность образа

Оригинальность

Качество

Всего

Диагностическая карта «Нетрадиционные техники рисования»

Фамилия, имя ребенка

Оттиск

Монотипия

Пальчиковая живопись

Кляксография

Набрызг

Метод тычка

Печатки из листика

Поролон

Мятая бумага

Предметная

Пейзажная

С ниткой

С трубочкой

1 - низкий уровень              2 - средний уровень                3 - высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию дошкольников: с использованием нетрадиционных техник рисования «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на с...

Примерное Календарно - тематическое планирование в средней группе для рабочей программы по дополнительному образованию "Рисование на песочных столах"

Примерное Календарно - тематическое планирование в средней группе для  рабочей программы по дополнительному образованию "Рисование на песочных столах". Данное планирование составлено ав...

Рабочая программа по дополнительному образованию (нетрадиционные техники рисования)

Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать вним...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Фантазёры» (5-7 лет)

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координац...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...