Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группы
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Грязнова Ольга Владимировна

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группы

Отчёт по программе дополнительного образования "Юный натуралист" для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_naturalist_dop.docx392.03 КБ
Файл otchet_dop.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»

И. Соколов-Никитов

I. Пояснительная записка

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

Реализация экологического образования в МБДОУ как приоритетного обусловлена рядом причин:

- природное окружение детского сада: особенности сельской местности и, в первую очередь, предметная развивающая среда ДОУ, способствуют более полному раскрытию содержания экологического образования;

- эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования в ДОУ.

Цель: формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и

состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи:

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой);

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Условия организации образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год.

Возраст детей от 5 до 6 лет (старшая дошкольная группа).

Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса в группах разработан перспективный план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД (1 раз в неделю).

Продолжительность НОД для группы старшего дошкольного возраста составляет 25 минут.

Организация образовательного процесса предусматривает:

  • игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
  • творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
  • экскурсии;
  • исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
  • прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
  • развлечения;
  • проектирование решения проблемы;
  • познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала,

музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

  • чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
  • трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Совместная деятельность воспитателя и детей:

  • Экологические досуги и праздники
  • Создание книг самоделок
  • Различные виды ИЗО деятельности на экологическую тему
  • Труд в уголке природы и на участке
  • Опыты, исследовательская деятельность
  • Сбор коллекций семян, камней, листьев и пр.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
  • Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
  • Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
  • Игры
  • Целевые прогулки
  • Наблюдение в уголке природы
  • Диагностика экологического воспитания детей

Самостоятельная деятельность детей:

  • Работа с литературой
  • Уход за растениями в уголке природы
  • Исследование
  • Разные виды игр
  • Самостоятельные наблюдения

Деятельность родителей:

  • Создание дома развивающей среды
  • Равноправный партнер в образовательном процессе
  • Совместно с ребенком выполняет домашние задания формированию экологической культуры детей дошкольного возраста

Предполагаемый результат образования воспитанников:

  • Результатом экологического образования является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании сведений о природе.
  • В результате освоения программы у ребенка формируются следующие отношения:

1.Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.

Охотно включаются в наблюдения за небом, с интересом участвуют в работе с глобусом и другими моделями, слушают рассказ воспитателя, задают вопросы, отражают свои впечатления о Вселенной в рисунках.

С удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно, задают вопросы о воде.

Выражают желание участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по обнаружению воздуха.

Участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают

ее в рисунках, охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников.

2.Многообразие растений и их связь со средой обитания.

Самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдениях, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказы воспитателя.

Замечают и оценивают привлекательные качества растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.

Замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы; охотно участвуют в украшении помещения – в расстановке растений, кашпо, ваз с цветами, ветками; изображают их в рисунках, аппликациях.

Развивается восприятие растений как живых существ: замечают их неблагополучное состояние, обнаруживают   недостаточность   условий    для    их    жизни.

5)Сочувствуют

растениям: сообщают   воспитателю   о   замеченных   неполадках, охотно   выполняют поручения по уходу за растениями, помогают при их пересадке.

3.Многообразие животных и

их связь со средой обитания.

  1. Формируется понимание того, что обитатели уголка природы, домашние животные – живые существа со своими потребностями, что о них нужно постоянно заботиться; появляется готовность удовлетворить эти потребности, участвовать в создании и поддержании необходимых условий жизни.
  2. Развивается познавательный интерес к животным: самостоятельные наблюдения, вопросы, сообщения, активное участие в беседах, желание узнать новые сведения.
  3. Охотно отображают впечатления в изодеятельности, игре.
  4. Проявляют интерес к жизни птиц, коллективно и самостоятельно наблюдают за ними, задают вопросы, сообщают о своих впечатлениях, любуются ими, их поведением, их полетом. Охотно участвуют в подкормке зимующих птиц.

4. Рост и развитие растений и

животных, их связь со средой обитания.

  1. С интересом участвуют в выращивании растений, с готовностью выполняют указания взрослых по уходу за ними, охотно наблюдают за растениями, замечают изменения, делают зарисовки в календаре.

С интересом наблюдают как птицы строят гнезда, выращивают птенцов; сообщают о своих наблюдениях; проявляют готовность создать благоприятные условия для них: не шуметь возле гнезда, вести себя сдержанно и следовать рекомендациям взрослых,

подкармливать птиц; проявляют восторженное, бережное отношение к птенцам. 4)Проявляют чуткость и заботу о молодых животных, бережное отношение к ним, готовность ухаживать за ними, стремятся создать для них хорошие условия, готовы поступиться ради них своими желаниями, радуются их играм и забавам, интересуются их жизнью, наблюдают за ними, с удовольствием слушают рассказы о них, задают вопросы.

5.        Жизнь        растений        и

животных в сообществе.

  1. Приходя в лес, соблюдают правила поведения. Умеют наслаждаться обстановкой леса. Проявляют познавательный интерес к жизни леса: самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в обсуждении.
  2. Проявляют интерес к рассказам о жизни водоема, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на берегу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверхности, полетом стрекоз, растениями, слушают шорохи и звуки обитателей пруда.

Самостоятельно наблюдают за разными насекомыми, рассматривают цветы, слушают

стрекотание кузнечиков. Проявляют интерес к рассказам взрослого, не рвут большие

букеты, не бросают сорванные растения.

6.Взаимодействие человека с

природой.

  1. Охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий (тепло – холодно, чисто – грязно, воздух свежий и приятный или плохой и душный и т.д.), реагируют на красоту чистоту помещения, участка, поддерживают их; радуются тишине, порядку, чистоте, свежем воздуху в местах пребывания на природе.
  2. Закрывают кран с водой, если он течет. Любуются изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их изготовления.
  3. Проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослым и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

  • Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
  • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • Гайки, винтики, гвоздик;
  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
  • Сыпучие продукты (зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы для проведения опытов;

«Уголок природы»

  • Календарь природы;
  • Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
  • Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые);
  • Воронки;
  • Природный материал (шишки, камни, желуди, куски коры и древесины);
  • Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
  • Экологические наборы «Пруд», «Цветок», «Кто, где живет» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).

«Огород на подоконнике»

  • Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
  • Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);

«Умелые ручки»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:

  • Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
  • Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
  • Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).

«Экологическая тропа»

Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

В ДОУ имеются:

  • телевизор;
  • аудио магнитофоны;
  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер
  • интерактивная доска.

Методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал:

  • «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
  • «Любовь к природе» С.Н. Николаева;
  • «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

-«Детям о природе» М.В. Лучичь;

-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

  • Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
  • «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
  • «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
  • «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
  • «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
  • «DVD диск «Мир диких животных. Хищники»;
  • «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;

Экспериментально-исследовательская зона:

  • лупа (1шт.);
  • набор овощей пластмассовых (1шт.);
  • коллекция камней (1шт.);
  • коллекция круп(1шт.);
  • коллекция ракушек(1шт);
  • коллекция шишек (1шт.).

Дидактические и настольные игры:

-«Ягоды. Детский определитель»;

-«Живая и неживая природа»;

-«Учись играя. Времена года»;

-«Кубики. Животный мир Земли»;

-«Съедобные и несъедобные грибы»;

-«Птичий базар»;

-«Собери картинки. Насекомые»

-«Чей хвост?»;

-«Деревья»;

-«Птицы русского леса»;

-«Найди следы».

Перспективный план работы кружка:

Время

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь 1 неделя

«Осенние цветы»

Учить рисовать цветы на клумбе; закреплять основные

приемы        рисования        кистью        и        акварелью.        Развивать эстетический вкус.

Рисование по теме.

2 неделя

«Что        нам        осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами,

обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!»        Е.Благинина, наблюдение, беседа«Что

растет на грядке?»

3неделя

«Дары осени»

Закреплять основные приемы работы с пластилином. Учить работать на положительный результат.

Лепка        с        использованием природного                материала        по

теме.

Октябрь 1неделя.

«Осень        в        белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман.        Развить        познавательную        активность.

Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

2 неделя

«Осенняя корзина»

Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать

из больших форм малые. Учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно.

Коллективная аппликация.

3 неделя

«То        березка,        то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение        стихов:

«Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание        загадок,

наблюдение

4 неделя

«Доброе,        хорошее солнышко»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение,        опыт

«Ладошки»,

Ноябрь 1 неделя

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Рассматривание иллюстраций,        наблюдения, чтение        стихотворений        ,

подв.игра        «Листья        на

дереве»

2 неделя

«Красивое дерево»

Закреплять        приемы        рисования        красками        осенних

деревьев,        учить        пользоваться        палитрой.        Развивать эстетический вкус.

Рисование по теме.

3 неделя

«Домашние

животные»

Формировать у детей обобщенные представления о

домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, использование худ-

ного        слова,        пальчиковая игра «Облака», игра

«Вспомни и назови»

4 неделя

«Зимующие птицы»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи.

(Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за        птицами.

Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная        игра        «Кто        в

домике живет?»

Природные        приметы Массаж пальцев «Грачи» Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?» (конспект)

Декабрь

1 неделя

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях.

Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение        стих-ний,

творческие        задания,        подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

2 неделя

«Зверюшки»

Учить вырезать фигуры овальной и круглой формы,

аккуратно пользоваться клеем.

Аппликация по теме.

3 неделя

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и

их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег.

Наблюдение, беседа, чтение

познавательных        рассказов, проблемная ситуация.

4 неделя

«Снежинки        для

украшения группы»

Учить складывать салфетку несколько раз и вырезать

по нарисованному изображению. Создать радостное настроение.

Работа        с        бумагой        и

ножницами.

Январь

1 неделя

«Защитите        ель        и

сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся

семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение,        беседа,        игра

«Найди по описанию»

2 неделя

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы:

снегопад и видеть красоту окружающего мира. Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение,

рассматривание        картины

«Зима»,        продуктивная,

опытная        (снежки) деятельность.

Февраль

1 неделя

«Наблюдение        за

снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при-

роды;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Проведение        опытов,

подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье»,        использование

художественного слова.

2 неделя

«Жизнь птиц зимой»

Учить        детей        рассматривать        птиц,        различать        их по

размеру,        окраске        оперения,        издаваемым        звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа,        игра        «Накорми

птицу», дид. и. «Улетают – не улетают».

3 неделя

«Птичка-невеличка»

Закреплять приемы лепки птички.

Воспитываем аккуратность, доброту, фантазию.

Лепка по теме.

4 неделя

«Выращиваем лук на

окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке,

желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда.

Март

1 неделя

«К нам весна шагает

быстрыми шагами»

Продолжать        учить        запоминать        названия        весенних

месяцев;        дать        представления        об        изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать

навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение   стих-ния   “Март”,

«Весна идёт», д.и. «Найди настроение.        Покажи настроение», наблюдение.

2 неделя

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных

службах. Закреплять приемы лепки.

Чтение        стихотворений, лепка по теме.

3 неделя

«Забота о здоровье»

Способствовать    воспитанию    у    детей    бережного

отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.)   и

солнце; развивать у детей умения заботиться о своем

Игра        «Порадуйся

солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

здоровье;        воспитывать        чувства        заботы        о        больном

товарище.

4 неделя

«Первые        цветы        в

природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам,

продолжать        знакомить        их        с        названиями,        с особенностями строения.

Сравнительный        рассказ        о

мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.

Апрель

1 неделя

«Появились        из-под

снега первые цветы»

Закреплять умение вырезать из цв. бумаги заготовки

для аппликации и аккуратно наклеивать их.

Аппликация по теме.

2 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему

миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение        за        божьей

коровкой.        Разучивание

потешки,        продуктивная деятельность (рисование карандашами, фломастерами), пальчиковая гимнастика                «Божьи коровки».

3 неделя

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе.

Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание        загадок,

хоровод,        продуктивная деятельность

4 неделя

«Люблю        березку

русскую…»

Развивать        чувство        прекрасного,        патриотические

чувства. Закреплять приемы барельефной лепки.

Барельефная лепка по теме.

Май

1 неделя

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных

особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное

слово, рассматривание и сравнение картин по теме

«Весна»,        загадка, превращение детей в художников,

прослушивание     мелодий

«Времена года».

2 неделя.

«Кто        живёт        в

пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом,

его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об

основных факторах водной среды: природный слой

Беседа,        чтение

стихотворений, рассматривание

иллюстраций, коллективная

почвы, вода, камни, растения, которые приспособились

жить в воде. Закреплять приемы коллективной аппликации.

аппликация по теме.

3 неделя

«Что        такое        облака,

дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков,

электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций, чтение, конспект.

4 неделя

«Лето на пороге»

Расширять кругозор детей. Закрепить знания о летних

изменениях в природе. Воспитывать любовь к родному

краю. Развивать интерес к живой природе, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Чтение загадок, подв. игра,

беседа.        Наблюдение.

Рассматривание иллюстраций.

Список литературы

  1. Баймашова, В. А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями / В.А. Баймашова, Г.М. Охапкина. - М.: Скрипторий 2003, 2015. - 236 c.
  2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2020. - 132 c.
  3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 176 c.
  4. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2020. - 245 c.
  5. Костюченко, М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет / М.П. Костюченко. - М.: Учитель, 2017. - 264 c.
  6. Лыкова, И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2017. - 408 c.
  7. Николаева, С.Н. Где в природе есть вода. Плакат / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 870 c.
  8. Николаева, С.Н. Кому нужны деревья в лесу. Плакат / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 241 c.
  9. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. - М.: Учитель, 2020. - 188 c.
  10. Ремезова, Г. Л. Войди в зеленый мир / Г.Л. Ремезова, М.Е. Эратова. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2019. - 192

c.

  1. Талызина, М.И. Экологический дневник дошкольника. Лето / М.И. Талызина. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 900 c.
  2. Тамбиев, А. Х. Кто где живет? Книга 5. Кто в лесной норе живет? / А.Х. Тамбиев. - М.: Дрофа, 2018. - 127 c.
  3. Шорыгина, Т. А. Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2019. - 903 c. 14.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
  1. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
  2. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп

детского        сада:        Книга        для        воспитателей        детского        сада        /        С.Н.        Николаева.-        М.:        Просвещение        –        2003.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №28 «Надежда»

Отчет

по программе дополнительного образования

«Юный натуралист»

для детей 5-6 лет

 за 2020-2021 учебный год

Подготовила: воспитатель

Грязнова О.В.

Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества.

Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача - формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе. Я уверена, что все приобретенные в это время знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.

Формирование экологической культуры детей - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом должно быть владение определенными знаниями и умениями, навыками и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.

Сегодня в дошкольном образовании приоритетным становится компетентностный подход. Цель его реализации - компетентный выпускник образовательного учреждения.

Экологическая компетентность проявляется в демонстрируемых ребенком умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, анализировать, включаться в экологическую деятельность.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрениеэкологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.

Мною воспитателем  старшей группы «Ручеёк» разработана Программа кружка «Юный Натуралист» на основе парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный Эколог».

Занятия кружка проводились в соответствии с перспективным планом 1 раза в неделю. Время занятия 25 минут.

Цель: формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы;
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Кружковые занятия проводились в группе, зимнем саду, на территории детского сада. Использовали такие методы непосредственного познания как наблюдение, экспериментирование, опыты, организация поисковой и исследовательской деятельности, решение проблемных ситуаций. Наблюдения, которые организовывались в ходе занятий, являются основой и составляющей частью всей работы, т. к. целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменение этих объектов.

Велась работа с календарями природы, дневниками наблюдений.

С большим интересом проходили занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка и т. д. В процессе занятий дети учились высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

В группе имеется картотека экологических игр, дидактические игры по ознакомлению с природой, иллюстрации о природе.

Формы работы кружка самые разнообразные. Например; была организована заочная «выставка домашних питомцев», на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делились собственным опытом воспитания и ухода за животными.

Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала. Все участники были награждены грамотами.

Также совместно с родителями был проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку. Приняли участие в акции «Покорми питомца», которую проводил Смоленкий зоопарк.

Кроме того, в план введены эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии«Экскурсия в огород»«Экскурсия на клумбу с цветами».

Имеется уголок экспериментирования. Он представлен в виде опытного уголка и мини-огорода. На своем «огороде» мы выращивали зеленый лук, рассаду томата и цветов. Детям очень нравиться исполнять роль дежурного на «огороде».

Для того чтобы не только познакомить детей с овощными культурами, но и привить им простейшие навыки по уходу за ними создан огород, на котором растут различные овощные культуры. Приятно наблюдать, как зеленеет укроп, цветут кабачки, вытягивается лучок. Овощи, которые дети вырастили своими руками, используются для приготовления блюд и меню детского сада

На территории детского сада проложена экологическая тропинка, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Она представлена различными растениями, местами обитания насекомых, птиц.

Для того чтобы отслеживать результативность работы, 2 раза в год проведена диагностика. Результаты диагностики показали, количество детей с высоким уровнем развития повысился, количество детей с низким уровнем развития снизился

Уровень

Итого

Сентябрь

Май

Низкий

6 (55%)

1 (9%)

Средний

4 (36%)

3 (27%)

Высокий

1 (9%)

7 (64%)

У детей сформированы знания о природе они понимают, что в окружающем мире всё взаимосвязано: неживая природа, растения, животные, человек.

Выполнение различных заданий показало, что отношение детей к природе (в суждениях) положительные. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.

Для получения более высоких результатов в работе планируем поддерживать непрерывную связь с родителями в нетрадиционных формах общения (Брейн-ринг, викторина, клуб выходного дня.).

Продолжать работу по экологизации развивающей среды (создание новых элементов среды). Использовать в своей работе фотосъёмку в природе.

Вывод о результативности педагогической деятельности
Я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. Работая над экологическим воспитанием детей, я заметила, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, интеллект, творчество ,что так важно при подготовке детей к обучению в школе.
Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рабочая программа по физическому развитию для детей старшей группы(от 5 до 6 лет)

В данной разработке представлены цели и задачи по реализации программы, принрципы и подходы к формированию программы. Формы работы с детьми и родителями. Перспективное планирование. Также представлены...

Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Мультстудия "Родничок", старшая группа.

Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов патриотического содержания ....

Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей старшей группы

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Цветоводство» старшая группа

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок  «Цветоводство» старшая группа                          ...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Оригами" в младшей группе общеразвивающей направленности

Оригами- это быстрый и бюджетный способ занять ребенка в свободное время.С помощью оригами вы можете создавать разнообразные поделки.Оригами очень полезно для детей....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Радуга красок». Подготовительная группа

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчес...

Рабочая программа по физической культуре для детей старшей группы

Рабочая программаОбразовательная область «Физическое развитие»Раздел «Физическая культура»(по реализации основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад &laqu...