ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОСТИ К МАТЕМАТИКЕ»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 93.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято на педагогическом совете Утверждено приказом директора
МБУДО Дорогобужский ДДТ МБУДО Дорогобужский ДДТ
от «__» __ 2025г. протокол №_ № _________ от_________2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«В ГОСТИ К МАТЕМАТИКЕ»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Котрелева Кристина Эрастовна, педагог
дополнительного образования
Березовская Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования
г. Дорогобуж
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гости к математике» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по времени реализации – годичной. Данная программа включена в курс программ творческого объединения «Школа раннего творческого развития «Радуга» и рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования. Программа составлена на основе образовательного курса С.В. Поповой, Н.Б. Истоминой «Готовимся к школе», поэтому является модифицированной.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
• Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20);
• Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК–2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
• Локальные акты образовательной организации (Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Новизна данной программы состоит в соединении двух курсов: практического и теоретического, для развития мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в школе.
Социальная значимость программы заключается в том, что она способствует формированию условий для самореализации и успешной социализации детей, и обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка.
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного взаимодействия семьи и образовательного учреждения на этапе подготовки детей к школе. Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью оказания помощи родителям во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки. Программа позволяет детям получить элементарные математические представления о количестве, числе, форме и величине предметов; научиться выполнять счётные операции в пределах первого десятка; пользоваться арифметическими знаками; развивать умения в решении и составлении простых задач на сложение и вычитание; соотношение количества предметов с цифровым обозначением и т.д.
Предмет изучения – математика.
Цель программы: создание условий для развития у дошкольников элементарных математических представлений через игровую деятельность.
Задачи программы.
Образовательные:
- формировать элементарные представления о количестве, числе, форме и величине предметов;
- научить выполнять счётные операции в пределах первого десятка;
- создавать условия для формирования основ культуры математического познания.
Развивающие:
- развивать наглядно-образное и логическое мышление;
- развивать простейшие способы измерения величин;
- развивать умение решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию общеучебных умений и навыков;
- воспитывать самостоятельность и укреплять мотивационную сторону готовности к школе.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных возможностях каждого обучающегося; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнку в достижении им поставленных образовательных целей; реализовать права каждого воспитанника на способы освоения образовательной программы.
Форма реализации: групповая, индивидуальная.
Форма организации образовательного процесса – очная.
Направленность и содержание программы дает толчок к дальнейшему развитию устойчивого интереса к математическим знаниям, к умению пользоваться ими и стремлению самостоятельно их приобретать.
Практическая значимость:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала.
Планируемые результаты освоения программы и способы их проверки.
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
- начальные основы мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого обучающегося;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- начальные представления о целостности окружающего мира;
- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную педагогом;
- понимать и выполнять под руководством педагога учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, под руководством педагога описывать результаты действий, используя изученные математические термины;
- осуществлять под руководством педагога пошаговый контроль своих действий.
Познавательные
Обучающийся научится:
- ориентироваться в материале учебной тетради и находить нужную информацию по заданию педагога;
- проводить сравнения объектов с целью выделения их различных признаков;
- различать существенные и несущественные признаки;
- определять закономерность следования объектов и использовать её для выполнения задания;
- строить несложные цепочки логических рассуждений.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе в коллективе;
- определять общие цели работы;
- намечать способы их достижения;
- распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- задавать вопросы и отвечать на вопросы;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь;
- уважительно вести диалог с товарищами.
Предметные результаты освоения программы:
Числа и величины.
Обучающийся научится:
- считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
- сравнивать (используя знаки сравнения <, >, =, термины равенство и неравенство) - упорядочивать числа в пределах 20;
- выполнять действия на основе знаний о нумерации;
- распознавать последовательность чисел;
- устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20).
Арифметические действия. Сложение и вычитание.
Обучающийся научится:
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание;
- отражать это на схемах с использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание (в пределах 20);
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым;
- составлять задачу по рисунку;
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Обучающийся научится:
- понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее - правее), вверху, внизу (выше — ниже), перед, за, между;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырёхугольника, круга);
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры;
- находить сходство и различия геометрических фигур.
Программа «В гости к математике» рассчитана на 1 год обучения - 36 часов и имеет стартовый уровень сложности.
Основной формой обучения являются групповые занятия, проводимые 1 раз в неделю по 1 учебному часу (30 мин.), с детьми 6-7 лет. На занятиях широко используются дидактические игры и игровые приёмы, игры-путешествия, конкурсы, опрос, викторины, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. Занятия проводятся на основной площадке Дома детского творчества. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие имеет дробную структуру, которая предусматривает смену видов деятельности с физкультурными паузами.
Пособие С.В. Поповой и Н.Б. Истоминой содержат практические задания, которые состоят из двух Тетрадей с печатной основой. В них предложены задания, содержание которых способствуют уточнению и расширению представлений дошкольников о пространственных и количественных отношениях, о числе и цифре, о геометрических фигурах.
Способы проверки.
Способы проверки: устный опрос, тестирование, открытое занятие.
Уровень знаний определяется по критериям: правильность и полнота ответов.
Уровень умений определяется по критериям: умение работать с инструментами (ручка, цветные карандаши, ножницы, линейка), самостоятельность и аккуратность в работе.
Каждый из этих критериев оценивается по 5-ти балльной системе.
Полученные баллы суммируются, и определяется уровень сформированности практических умений.
Высокий уровень «Все делает сам» - 18-20 баллов.
Средний уровень «Делает сам, но иногда обращается за помощью» - 15-17 баллов.
Низкий уровень «Не справляется без помощи» - до 15 баллов.
Уровень воспитанности определяется по критериям: отношение к старшим (вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, доброжелательное отношение к старшим), отношение к сверстникам (умение договариваться в совместной деятельности и играх, чувство сопереживания и взаимопомощи).
Уровень освоения программы выводится из итогов оценки знаний, умений и воспитанности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: устный опрос, открытое занятие для родителей, самоанализ.
Обобщение итогов обучения выстраивается при помощи диагностических процедур:
1.Определение уровня теоретических знаний и практических умений (устные ответы, тестирование, задания).
2.Определение уровня воспитанности у обучающихся (диагностика, беседы).
Формы контроля:
1. По признаку последовательности: текущий, итоговый.
2. По периодичности: эпизодический.
3. По объекту контроля: обобщающий, тематический.
Промежуточный контроль.
1. Тестовый контроль.
2. Фронтальная и индивидуальная беседа.
4. Выполнение практических заданий различных уровней сложности.
5. Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.
6. Игровые формы контроля.
Часто образовательную деятельность невозможно оценить, как положительную или отрицательную для конкретного ребенка. Для разных детей она может иметь разную значимость, с учетом неравных возможностей и разной подготовленности воспитанника.
Мониторинг образовательных результатов.
Выявление знаний по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
1. Выявление умений счета. Педагог предлагает ребенку посчитать до 20 и обратно.
2. Выявление знаний цифр. Набор цифр в произвольном порядке. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те цифры, которые ему покажут .
3. Выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах десяти, умения различать количественный и порядковый счет.
На столе лежат в ряд игрушки. Педагог предлагает ребенку сказать, из каких игрушек составлена группа, которая по счету каждая игрушка, просит посчитать по порядку.
4. Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
«Математический набор». Педагог предлагает ребенку отсчитать десять кружков, а потом обозначить это количество цифрами.
5. Выявление знаний о геометрических фигурах.
Набор геометрических фигур разной формы и величины: треугольник, квадраты, прямоугольники, круги, овалы. Педагог предлагает отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания, предлагает сказать, какие фигуры на столе.
6. Выявление умений ориентироваться в пространстве.
Педагог предлагает ребенку сказать, что находится слева или справа и т.д.
7. Выявление знаний о днях недели и месяцах.
Педагог предлагает ребенку назвать все дни недели по порядку; а) назвать сегодняшний день неделька сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; б) какой сейчас месяц; в) какой среди названных месяцев - зимний: май, декабрь, апрель какой - летний: сентябрь, июль, февраль.
Оценка результатов:
В - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает вопросы.
С - ребенок справляется с заданием с дозированной помощью педагога или со второй попытки.
Н - ребенок не справился с заданием.
Формы контроля: итоговые занятия; опрос; письменные работы; наблюдение; самоконтроль; фронтальная и индивидуальная беседа; выполнение практических заданий различных уровней сложности; решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.
В сентябре проводится входная диагностика обучения по математике и в декабре промежуточная диагностика (Приложение № 1).
В марте проводится промежуточная диагностика. Тестирование. (Приложение № 2).
В мае проверяются предметные результаты в итоговой диагностике и фиксируются в диагностической карте «Оценка результатов освоения программы по математике» (Приложение № 3).
Личностные результаты определяются по методике определения самооценки «Лесенка» (Приложение № 4).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1ч.)
ТЕОРИЯ.
Знакомство с детьми. Ознакомление с планом работы. Демонстрация необходимых для занятий принадлежностей (ручки, цветные карандаши, ластик, линейка, ножницы). Знакомство с правилами по технике безопасности при работе с этими принадлежностями и правилами поведения на занятии.
ПРАКТИКА.
Устный опрос, проверка знаний.
II. КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ (7ч.)
ТЕОРИЯ.
Закреплять счет в пределах 20. Закреплять знания о «соседях» числах. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». Развивать умение расставлять числа по порядку. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
ПРАКТИКА.
Игры: «У какой цифры, какие соседи», «Встань по порядку», «Отгадай этаж»,
«Числовая карусель», «Математические жмурки», «Рассели ласточек».
Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
III. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. (7ч.)
ТЕОРИЯ.
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Проведение графических диктантов в разных направлениях по клеточкам и через клеточки.
Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.
ПРАКТИКА.
Простейшее построение геометрических фигур, подсчет геометрических фигур, составление геометрических фигур. Задание с палочками «Картинка из 7 палочек», «Построй домик по образцу» (геометрические фигуры), «Переложи палочку», «Сравнение», «Найди пару» «Геометрическое лото», «Найди предмет».
Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
IV. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТАНСТВЕ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. (7ч.)
ТЕОРИЯ.
Развивать умение сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. Выполнение заданий по ориентированию относительно себя, относительно правой и левой руки. Ориентирование «перед», «назад», «под», «над».
ПРАКТИКА.
Игры: «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «Проведи маршрут»,
«Нарисуй по точкам», «Где, чей домик», «Что изменилось»
Выполнение заданий в рабочих тетрадях. Игровые задания.
V. ВЕЛИЧИНА (7ч.)
ТЕОРИЯ.
Формирование представлений по форме, по цвету, по размерам.
Сравнение предметов по длине и высоте, по ширине и толщине.
Введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
ПРАКТИКА.
Нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам; подбор и группировка предметов по 1-2 признакам; изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма); задания на наложения и приложения и попарного сравнения. Игра «Цепочка», «На сколько больше, меньше», «Игра сравнение». Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
VI. РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ. (6ч.)
ТЕОРИЯ.
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Учить понимать отношения между числами. Решение логических задач, решение арифметических задач. Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. «Задачи на действия (сложение и вычитание)». Научить анализировать решение и делать вывод.
ПРАКТИКА.
Игры: «Волшебные монетки» «Я беру с собой в дорогу», «Один - одна — одно»,
«Стол находок», «Числовые домики», «Загадай число». Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
VII. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1ч.)
ПРАКТИКА.
Логические задачи, антонимические игры: продолжение логического ряда; классификация предметов по признакам; нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам; головоломки различного вида сложения; занимательные вопросы, ребусы, логические загадки. Игры: «Разложи цифры», «Праздник числа».
Календарный учебный график
Дата проведения | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Комбинированное занятие | 1 | Вводное занятие. Игра «Давай познакомимся» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 7 1 | Количество и счет. Счет в пределах 20 Игра «Встань по порядку» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Закреплять знания о «соседях» числах. Игра: «У какой цифры, какие соседи» Входная аттестация. | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Счет. Математические знаки. Игра «Отгадай этаж» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Расставляем числа по порядку.Игра «Числовая карусель», | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Цифры от 1 до 20.Игра «Математические жмурки» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Счет. Столько же. Игра «Рассели ласточек». | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Математические знаки. Анализ, сравнение, обобщение. | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 7 1 | Геометрические фигуры. Графические работы. Форма. Фигуры одинаковой формы. | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Сравнение окружающих нас предметов. Игра «Сравнение» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Составление геометрических фигур, игра «Построй домик по образцу» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Названия геометрических фигур. Игра «Картинка из 7 палочек». | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Признаки фигур. Игра «Найди пару» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Игра «Геометрическое лото» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Изменение формы и размера. Игра «Найди предмет». Промежуточная аттестация | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 7 1 | Ориентировка во времени, пространстве. Сравнение размеров предмета. | Здание учреждения | Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие. | 1 | Одинаковые рисунки. Игра «Нарисуй такую же фигуру». | Здание учреждения | Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Левый, правый угол. Игра «Что изменилось» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Составление фигур из частей по образцу. «Где, чей домик» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Отношения «слева», «справа». Игра «Нарисуй по точкам» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Ориентация в пространстве. Игра «Проведи маршрут» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Варианты выбора. «Найди лишнюю фигуру» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 7 1 | Величина. Большой – маленький. На сколько больше, меньше» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Широкий – узкий. «Игра сравнение» | Здание учреждения | Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Длинная - короткая. Промежуточная аттестация. | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Сравнение длин предметов. Длиннее – короче. | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Выше – ниже. | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Одинаковые и разные по цвету и размеру. | Здание учреждения | Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Анализ, сравнение. Игра «Цепочка». | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 6 | Решение логических задач. Анализ, сравнение,обобщение. «Один - одна -одно» | Здание учреждения | Педагогический контроль. |
Дата проведения | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Комбинированное занятие | 1 | Отношения между числами. Порядок. Игра «Загадай число» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие. | 1 | Логические задачи. Игра «Числовые домики» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Задачи на сложение и вычитание. Игра «Волшебные монетки» | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Цифры. Игра «Стол находок». Итоговая аттестация. | Здание учреждения | Устный опрос. Педагогический контроль. | |
Комбинированное занятие | 1 | Занимательные примеры и задачки. | Здание учреждения | Устный опрос Педагогический контроль. | |
Игровое занятие | 1 | Итоговое занятие Игры: «Разложи цифры», «Праздник числа». | Здание учреждения | Устный опрос |
ПРОГРАММА
воспитательной работы в творческом объединении
«Мир цветных чудес»
В 2025-2026 учебном году воспитательная работа с обучающимися творческого объединения «Мир цветных чудес» будет направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Цель программы: формирование у обучающихся духовно-нравственных, экологических ценностей, способности к здоровому и безопасному образу жизни, а также успешной социализации в обществе.
Программа направлена на то, чтобы подготовить молодое поколение к ответственной и осознанной жизни, основанной на уважении к окружающей среде и собственному здоровью.
Задачи программы:
- воспитать чувства патриотизма к малой Родине и чувства принадлежности к малой Родине.
- создать условия для активизации талантов и способностей обучающихся.
- создать условия для реализации возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей обучающихся в различных видах деятельности.
- объединить усилия педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) и общественности для реализации практических природоохранных акций, а также развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Приоритетные направления деятельности
Гражданско-патриотическое
Задачи воспитания:
- Формирование чувства гордости за свою страну и ее историю.
- Развитие ответственности и уважения к законам и порядку в обществе.
- Воспитание толерантности и уважения к многонациональной культуре.
Интеллектуально-познавательное
Задачи воспитания:
- Стимулирование любознательности и развитие критического мышления.
- Развитие навыков самообразования и саморазвития.
- Развитие навыков самостоятельного поиска информации, постановки цели и планирования своего обучение.
- Поддержка творческого мышления и развитие креативности.
Духовно-нравственное
Задачи воспитания:
- Формирование у детей чувства морали, справедливости, сострадания и сопереживания.
- Развитие эмоционального интеллекта и самоконтроля.
- Развитие способности к саморегуляции и эмпатии к окружающим.
- Воспитание духовных ценностей и нравственных убеждений.
- Обучение уважать себя и других, развивать чувство достоинства и самоуважения, а также понимание важности искренности, честности и ответственности.
- Поддержка развития духовности и веры.
- Формирование понимания и ценности духовного роста, стремлению к самосовершенствованию, работа над развитием своих личностных качеств, принятие ответственности за свои поступки и решения.
Профориентационное
Задачи воспитания:
- Содействие в определении своих интересов, наклонностей и способностей.
- Развитие творческого мышления и креативности.
- Воспитание ответственности и понимания важности выбора профессии.
- Развитие готовности к самообразованию и саморазвитию.
- Приобщение к труду.
Культурно-досуговое и художественно-эстетическое
Задачи воспитания:
- Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
- Содействие в формировании уважения к культурному наследию и искусству.
- Способствование развитию творческого мышления и фантазии.
- Обучение активного участия детей в культурной жизни общества.
- Содействие развитию эстетического восприятия и чувства красоты.
Основы здорового образа жизни
Задачи воспитания:
- Способствование физической активности и здорового образа жизни.
- Обучение правильному питанию и соблюдению режима питания.
- Развитие навыков гигиены и заботы о здоровье.
- Поддержка эмоционального и психологического здоровья.
- Содействие развитию социальных навыков и здоровых отношений.
- Обучение детей основам безопасности и профилактике травм.
Безопасность жизнедеятельности
Задачи воспитания:
- Обучение правилам дорожного движения, безопасности на воде, в доме и на улице.
- Обучение безопасности в быту, на улице, на природе, в общественных местах, в транспорте и других ситуациях.
- Совершенствование форм и методов пропаганды правил безопасности и охраны труда.
Экологическая и природоохранная деятельность
Задачи воспитания:
- Обучение детей основам экологии и понимание важности сохранения природы.
- Формирование активного участия детей в экологических мероприятиях и инициативах.
- Развитие ответственного отношения к окружающей среде.
- Привитие умений по сохранению экосистем и обеспечению устойчивого развития, экологическому сознанию, умению принимать осознанные решения в повседневной жизни, а также понимать взаимосвязь между человеком и природой.
Формы и методы воспитательной работы
- беседы;
- викторины;
- игры;
- конкурсы;
- акции;
- практические занятия и проекты;
- творческие задания;
- дискуссии.
Планируемые результаты работы
- Формирование гражданской активности и ответственности.
- Развитие критического мышления, логики и аналитических способностей.
- Понимание собственных способностей и интересов.
- Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
- Формирование здоровых привычек и занятий спортом.
- Формирование и соблюдения правил безопасного поведения в различных ситуациях.
Стремление к созданию безопасной среды для себя и окружающих.
- Забота о сохранении природы и природных ресурсов.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№ п/п | Мероприятие | Направление | Сроки проведения |
Беседа «Правила эвакуации обучающихся при чрезвычайных ситуациях» | Безопасность жизнедеятельности | Сентябрь | |
Беседа «Профессии родителей» | Профориентационное | ||
Викторина «Правила дорожного движения» | Безопасность жизнедеятельности | ||
Участие в природоохранной акции «Очистим планету от мусора»». | Экологическая и природоохранная деятельность | ||
Творческая работа «Красавица Золотая осень» | Художественно - эстетическое | ||
Беседа «16 октября - Всемирный день здорового питания» | Основы здорового и безопасного образа жизни | ||
Творческое задание «12 ноября – Синичкин день» | Экологическая и природоохранная деятельность | ||
Творческая работа «Самое прекрасное слово на земле» День матери. | Культурно-досуговое | ||
Беседа «Полезные продукты» | Основы здорового и безопасного образа жизни | ||
Беседа «Экология – зона тревоги» | Экологическая и природоохранная деятельность | Декабрь | |
Беседа «Соблюдение охраны труда на рабочем месте» | Основы здорового и безопасного образа жизни | ||
Беседа «Фейерверки и петарды – детям не игрушки» | Безопасность жизнедеятельности | ||
Новогоднее мероприятие «Вместе встретим Новый год» | Культурно - досуговое | ||
Беседа «Старый Новый год» | Духовно – нравственное | Январь | |
Беседа «О дружбе, доброте и отзывчивости» | Духовно – нравственное | ||
Беседа ПДД «Осторожно, гололед!» | Основы здорового и безопасного образа жизни | ||
Выставка «Любимые зимние забавы» | Художественно- эстетическое | ||
Участие в природоохранной акции «Покормите птиц зимой!» | Экологическая и природоохранная деятельность | ||
Беседа «Все профессии нужны!» | Профориентационное | ||
Игровое занятие «Чтоб расти и закаляться, будем спортом заниматься» | Основы здорового и безопасного образа жизни | ||
Викторина «Интернет и безопасность» | Интеллектуально-познавательное | ||
Урок мужества «День Защитника Отечества» | Гражданско-патриотическое | ||
Беседа ПДД «Будь внимателен на зимней дороге!» | Безопасность жизнедеятельности | ||
Праздник «Масленица» | Культурно - досуговое | Февраль | |
Викторина «Почему идет дождь? Почему идет снег?» | Экологическая и природоохранная деятельность | Март | |
Творческое занятие, выставка 8 марта «Праздник весны, красоты и радости» | Культурно - досуговое | ||
Игровое занятие «Весна пришла!» | Интеллектуально-познавательное | ||
Беседа «Пожарная безопасность в доме, квартире» | Основы здорового и безопасного образа жизни | ||
Беседа «Соблюдение мер предосторожности в период весеннего таяния льда на водоемах» | Основы здорового и безопасного образа жизни | ||
Викторина «Птицы прилетели» | Экологическое, культурно-досуговое | Апрель | |
Игра-викторина «День Земли» | Интеллектуально-познавательное | ||
Беседа «Правила эвакуации обучающихся при ЧС» | Безопасность жизнедеятельности | ||
Беседа «Пасхальные традиции» | Духовно – нравственное | ||
Игровое занятие «Мы выбираем здоровый образ жизни!» | Основы здорового и безопасного образа жизни | ||
Конкурс рисунков «Космическое путешествие» День космонавтики | Культурно-досуговое | ||
Участие в викторине «Очистим город от мусора!» | Экологическая и природоохранная деятельность | ||
Беседа ПДД «Азбука пешехода» | Основы здорового и безопасного образа жизни | ||
Беседа «Правила поведения на водных объектах в период летнего купального сезона» | Безопасность жизнедеятельности | ||
Праздник «Выпускной на Радуге» | Май | ||
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Содержание программы дополнительной общеразвивающей программы «В гости к математике» соответствует возрастным особенностям детей 6-7-летнего возраста и составляет основу для использования личностно- ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка и подготовкой к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе данная программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы.
Содержание программы построено на интегрированной основе и деление на предметы условно. Условность обозначена подготовкой ребенка к названию школьных предметов.
Основные виды деятельности - игра и продуктивная деятельность.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, - коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-экскурсия;
- по дидактической цели – комбинированные формы занятий.
- занятие - изучение нового материала;
- занятие - повторение, закрепление и обобщение;
Методы:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- эвристический.
Приёмы:
- объяснение,
- сообщение,
- показ,
- текущий инструктаж,
- устный опрос,
- выполнение задания.
Структура занятий:
- приветствие, настрой на занятие;
- обсуждение домашнего задания;
- игры и упражнения на повторение и закрепление уже усвоенного материала;
- физкультминутка;
- изучение нового материала;
- подведение итогов занятия (внимание детей акцентируется на основных идеях занятия, дети могут высказать свое отношение к занятию - что им понравилось, что было трудным и т.д.);
- обсуждение заданий для работы дома;
- прощание.
Результат занятий:
- формирование мотивации учения;
- увеличение объема внимания и памяти;
- формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение);
- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения;
- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя в глазах окружающих;
- формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Дидактический материал:
1. Геометрические фигуры.
2. Наборы разрезных картинок.
3. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
4. Полоски, ленты разной длины и ширины.
5. Цифры от 0 до 20.
6. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка.
7. Счётные палочки.
8. Предметные картинки.
Для занятий по данной программе требуются:
1. Простой карандаш, набор цветных карандашей.
2. Точилка, ластик, линейка.
3.Доска и мел.
4. Помимо этого, к каждому занятию педагог готовит определенный демонстрационный материал.
5. Тетради по математике №1 и №2.
Формы подведения итогов:
- итоговые занятия;
- опрос;
- письменные работы;
- наблюдение;
- самоконтроль.
1. Принцип обучения деятельности.
Курс «В гости к математике» основан на проблемно-диалогической технологии введения новых знаний. Разработки занятий для детей дошкольного возраста содержат систему дидактических игр, на основе которых и происходит знакомство детей с новыми знаниями и умениями.
2. Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития.
Данная программа предполагает организацию на занятиях атмосферы сотрудничества, поиска, открытия. Работая на занятиях, дети должны ощущать себя в центре игровой ситуации, участвовать в равноправном диалоге и друг с другом и с педагогом. Детям предлагаются задания, которые способствуют креативности мышления, развивают не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяют ребенку познавать себя, формируют навыки самоконтроля и саморегуляции.
3. Принцип целостного представления о мире.
Материалы курса «В гости к математике» для дошкольников тесно связаны с такими областями, как риторика и окружающий мир, осуществляется взаимосвязь между обучением математики и обучением языку. Педагог добивается от детей участия в общем диалоге, обращая при этом особое внимание на точность ответов детей, их умение слышать и понимать заданные вопросы. Начинается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи таких предметных областей как математики и окружающий мир.
Для проведения занятий по данной программе разработан небольшой учебно-методический комплект, состоящий из:
- двух рабочих тетрадей на печатной основе;
- методического руководства для педагога, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях;
- программа курса.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к математике и знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей дошкольников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах выполнения заданий можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться повести к обоснованию ответа.
Современные педагогические технологии, применяемые в программе обучения:
1. Проблемные технологии.
Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:
- создание проблемных ситуаций;
- обучение воспитанников в процессе решения проблем;
- сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
2. Игровые технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Применяются игры познавательные, занимательные, игровые, решение практических ситуаций и задач.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Структура здоровьесберегающей технологии – это:
- условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Методика диагностики:
Диагностика по математике детей 6-7 лет:
1. Умение считать в пределах 20 в прямом порядке и в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 20 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 20
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа.
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать предметы в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.
Уровни математического развития дошкольников
Ф.И. | Уровни развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Умеет сравнивать группы предметов характеризовать их количество словами: больше, меньше, поровну; Узнает и правильно называет количество элементов в группах. Соотносит между собой множества, с зрительно и на слух. Использует знания о размере предметов в самостоятельной деятельности. Называет отдельные параметры размера (длина, ширина, высота); Обследует предметы по форме, используя геометрические фигуры как эталоны (будильник, платочек и т.д.); Называет части суток по порядку, узнает их на картинке. | Выделяет в группе каждый элемент (предмет), обозначает его словом один; Сравнивает группы по количеству элементов без счета: больше-меньше-поровну; Понимает вопрос «Сколько?», отвечает на него: один, мало, много, ни одного Узнает фигуры: квадрат, круг, шар, куб, треугольник. Понимает слова обозначающие ориентировку в пространстве: вверх-вниз, впереди-сзади. Понимает слова: утро, день, вечер, ночь, ориентируется во времени. | Выделяет идентичный предмет, называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Сравнивает, выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. На вопрос, заданный после изменения расположения 3- 4 предметов: «Их столько же или стало больше?» = не отвечает или дает неправильный ответ. | |
Умеет сравнивать группы предметов, отличающиеся по количеству на один элемент. Группирует множества по одному из признаков. Знает числа в пределах 20, состав чисел. Считает и отсчитывает предметы в пределах 10. Знает названия и особенности геометрических фигур, использует их как эталоны. Ориентируется в пространстве. | Умеет сравнивать множества, отличающиеся на один элемент, знаком с образование чисел в пределах 10. Умеет считать предметы в пределах 10. Сравнивает две группы предметов и обозначает их числом. Называет числительные по порядку с опорой на множества или цифры. Сравнивает предметы по размеру и по отдельным параметрам. | Различает предметы по свойствам, называет их, группирует, и соотносит по признакам с помощью педагога. Сравнение, счет самостоятельно не применяет, связи и зависимости увеличесния или уменьшения не поясняет. Пользуется числами в пределах 5-10, допускает ошибки. | |
Самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам. | Осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать; Считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью педагога выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества. | Классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает. Самостоятельности не проявляет. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся свойств. | |
Имеет представление о свойствах предметов. Выделяет самостоятельно основания для классификации. Замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур. Проявляет интерес и творчество в играх интеллектуального характера. Не испытывает затруднений в выполнении учебных программ | Выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует. Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки. Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер. | Выделяет свойства предметов, определяет наличие/отсутствие признака. Считает, измеряет, сравнивает. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношениях. В играх пользуется образцами, не проявляет инициативы. | |
МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
Требование к оснащению учебного процесса на занятиях разрабатываются с учетом реальных условий работы.
Для работы обучающимся необходимо:
- доска настенная магнитная;
- мультимедийный проектор с экраном;
- индивидуальное рабочее место.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ:
1. Голубь В.Т. Предшкольная подготовка. Математика. Практическое пособие. - Воронеж: «Метода», 2020.
2. Житко И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб. - метод. пособие для педагогов дошк. образования. – Минск: «Экоперспектива», 2016.
3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: Тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., исправл. – М.: «ТЦ Сфера», 2019.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПЕДАГОГОМ:
1. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. - СПб.: «Акцидент», 2021.
2. Михайлова З.А. Математика – это интересно. Методическое пособие. - СПб.: «Детство-Пресс», 2021.
3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2022.
4. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие». /Под ред. Булычевой А.И. - М.: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016.
5. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - 2-е изд. – М.: «Мозаика-Синтез», 2021.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ:
1. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Учеб. -метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е.В. Колесникова. - М.: «ТЦ Сфера», 2015.
2. Кац Е.М. Необычная математика. Тетрадка логических заданий для детей 4 лет. / Е.М. Кац. - М.: «МЦНМО», 2018.
3. Колесникова Е.В. Математика вокруг нас. 120 игровых заданий для детей 3-4 лет. - М.: «ТЦ Сфера», 2015.
4. Бортникова Е.Ф. Набор рабочих тетрадей для дошкольников. Учимся писать цифры; Мои первые прописи; Развиваем математические способности 1 часть; Развиваем математические способности 2 часть; Развиваем внимание и логическое мышление. – М.: «Литур», 2023.
Приложение № 1
Входная аттестация по ДООП «В гости к математике»
«Школа раннего творческого «Радуга» г. Дорогобуж
№ п/п | Фамилия, имя | Счёт в пределах 20 | Знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Ориентирование в пространстве (право – лево) | Ориентирование во времени. | |
«СОЛНЫШКО» | ||||||
1 | нг | + | + | о | + | |
сг | ||||||
2 | нг | + | + | о | + | |
сг | ||||||
Условные обозначения:
+ высокое
о среднее
- низкое
Приложение № 2
Тестирование.
1. Знает и называет шар, куб, цилиндр.
Задание «Назови геометрическую фигуру»
Материал: шар, куб, цилиндр (двух-трех размеров или разных цветов можно из строительного материала).
Инструкция к проведению:
На стол перед ребенком выставляются геометрические фигуры: кубы, шары, цилиндры. Педагог предлагает назвать каждый предмет,
2. Знает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Умеет находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
Задание «Найди похожие предметы в группе»
Материал: геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает взять в руку геометрическую фигуру, назвать ее и найти в окружающей обстановке предметы, похожие на эту геометрическую фигуру.
3. Пытается сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
Задание «На что похоже?»
Материал: геометрические фигуры, картинки с изображением предметов разной формы (пирамидка, мяч и т. д.).
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает взять картинки и сравнить на что это похоже.
4. Отвечает на вопрос «Сколько всего?»
Задание «Счет игрушек»
Материал: пять игрушек разной величины, цвета, формы (например: большой и маленький мяч, большая и маленькая пирамидка и т. д.)
Инструкция к проведению:
Педагог выставляет игрушки на стол, просит ответить на вопросы: «Что на столе? Сколько игрушек? Одинаковые ли они по форме, по величине, по цвету? Сосчитай игрушки. Сколько всего?»
5. Сравнивает две группы предметов путем составления пар.
Задание «Угости зайца морковкой»
Материал: 5 морковок, 4 зайчика.
Инструкция к проведению:
Педагог размещает на столе зайчиков с одной стороны и морковки с другой стороны. Спрашивает, как узнать, сколько зайчиков. Предлагает ребенку посчитать их. Затем предлагает угостить зайчиков морковкой, спрашивает: «А хватит ли всем зайчикам морковки? Как это узнать?». (Положить под каждым зайчиком по морковке). Ребенок раскладывает морковки. Педагог спрашивает: «Сколько морковок? Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? Чего больше: зайчиков или морковок? Чего меньше: зайчиков или морковок?»
Приложение № 3
Оценка результатов освоения программы по курсу «В гости к математике»
№ п/п | Фамилия, имя | Количество и счет | Ориентировка во времени | Величина | Ориентирование в пространстве | Геометрические фигуры | Уровень | |||||||
Прямой счет до 20 | Порядковый счет до 20 | Умение находить цифры в таблице | Представление о сутках | Умение устанавливать последовательность событий | Сравнение предметов по высоте путем раскладывания по порядку | Сравнение предметов по толщине и ширине путем наложения | Сравнение предметов по длине путем прикладывания | Определение взаимного расположения предметов в пространстве | Умение двигаться в заданном направлении | Знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Сравнение геометрических фигур с окружающей обстановкой | |||
Знания определяются по 5 бальной шкале.
Высокий уровень от 50 до 60;
Средний уровень от 40 до50;
Низкий уровень от 30 до 40.
Приложение № 4
Диагностика личностных результатов
1. Методика «Волшебная палочка»
Цель.
Выявить мотивационно-потребностные предпочтения и типологию доминирующих желаний у ребенка.
Инструкция.
«Эта волшебная палочка может выполнить любые твои желания. Попроси у нее то, что ты очень хочешь, и скажи об этом вслух».
Анализ и интерпретация результатов.
В основу типологизации ответов положен метод контент, анализа, позволяющий типизировать все многообразие детских мотивов по различным основаниям.
Ответы детей фиксируются в специальной таблице:
2. Методика определения самооценки «Лесенка»
Цель: исследование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.
Возраст применения: с 5 лет.
Процедура проведения: Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и дают инструкцию.
Инструкция:
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа».
Обработка результатов:
1-2 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная)
3-5 ступенька – средний уровень самооценки (правильный)
6-7 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «В гости к книжке» на 2023-2024 учебный год
Возраст обучающихся: 5-6 летСрок реализации: 1 годЦель программы: создать условия для знакомства воспитанников с детской литературой для раскрытия перед детьми мира нравственно-эстетических...
