Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «В гости к книжке» на 2023-2024 учебный год
рабочая программа по художественной литературе (старшая группа)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Цель программы: создать условия для знакомства воспитанников с детской литературой для раскрытия перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11» города Смоленска
Принята на заседании Педагогического совета от «___» _________ 2023 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 11» ____________ Портениер Т.В. Приказ № ___ от ______2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«В гости к книжке»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Белоусова Татьяна Геннадьевна, воспитатель
Смоленск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «В гости к книжке» является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от № 28 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 11».
Актуальность программы
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература, как часть общей литературы, является искусством слова. Её особенности определяются воспитательными и образовательными задачами, возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие на ребенка активно. И для их восприятия не требуется того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.
В настоящее время возник удивительный парадокс: в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее предпочтут посадить ребенка перед телевизором с популярным мультфильмом. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснять ребёнку...
Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Здесь проводится непосредственно образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления, включающая в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена основной целью образовательного процесса по ФГОС ДОО – развитие личности дошкольника. Литература (художественная литература) является важным аспектом в формировании и воспитании личности дошкольников.
Процесс этот достаточно длительный, проходит через все дошкольное детство и включает в себя читательское развитие и литературное развитие. Под первым - имеют ввиду длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг. А под литературным развитием – процесс, направленный на приобщение детей к литературе, как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании смысла читаемого, пересказе и в словесном творчестве).
Программа «В гости к книжке» будет способствовать развитию личности детей старшего дошкольного возраста, тем самым поспособствует достижению основной цели образовательного процесса.
Новизна программы заключается в решении проблемы совместного чтения взрослого ребенку. В программе для прочтения собраны наиболее известные и интересные произведения детской художественной литературы. Программа позволяет не только приучить современных детей слушать читающего, но и вызвать интерес к самостоятельному чтению в недалеком будущем.
Так же при последующей работе над произведением дома происходит объединение детей и их родителей для повторного прочтения или рассказывания. Время, проведенное со своим ребенком, бесценно! Программа позволяет интересно проводить совместное время в рисовании сюжета в «Дневнике маленького читателя».
«Дневник маленького читателя» – это простой альбом для рисования, на отдельном листе которого дети рисуют по мотивам прочитанного на кружке педагогом художественного произведения. И совсем не важно, насколько развиты художественные навыки детей, главное пробовать рисовать, рассказывать, представлять и воображать.
Адресат программы: программа «В гости к книжке» предназначена для детей старшей группы (5-6 лет). Комплектование кружка и организация работы проводится с учетом интересов и способностей детей, а также с учетом их желания (добровольного участия).
Старший дошкольный возраст является очень важным периодом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логичным, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Появляется интерес и к чтению. Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, выставках.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: занятия по программе проводятся один раз в неделю (4 занятия в месяц), что составляет 36 часов. Проводятся в подгруппах (10-15 человек), по 25 минут.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 25 минут.
Формы организации учебного процесса
Занятия по программе проходят в очной форме, предполагает совместную деятельность детей и взрослого: прочтение воспитателем художественного произведения, работа по прочитанному (ответы на вопросы, пересказ и т.п.), использование ТСО при беседе и работе с текстом. Предполагается так же использование дистанционных образовательных технологий: домашнее задание - выполнение творческого задания по произведению - рисунок, работа с родителями через социальные сети, консультации,
Виды занятий:
- беседа;
- практическое занятие;
-выставки творческих работ.
Цель программы: создать условия для знакомства воспитанников с детской литературой, для раскрытия перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры.
Задачи:
образовательные:
-обогащать чувственный опыт детей, их реальные представления об окружающем мире и природе;
-сформировать у детей способность воспринимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ;
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- формировать умение высказывать свое оценочное суждение о прочитанном произведении в целом или о героях (характере и поступках).
развивающие:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-развивать воображение детей, ассоциативное и образное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, развивать художественный слух;
- развивать умение передавать основную мысль произведения по опорным вопросам (краткий пересказ);
- способствовать развитию умения предполагать содержание литературного произведения, ориентируясь на его название.
воспитательные:
- прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ;
- воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;
-воспитывать у детей эстетическое отношение к жизни через художественную литературу.
Планируемые результаты
Решение задач программы «В гости к книжке» поможет детям старшего дошкольного возраста получить следующие результаты:
- личностные:
- научатся уважать и любить книгу, художественное слово и приобретут способность чувствовать художественный образ;
- научатся чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов и стихотворений;
-приобретут способность сопереживать героям и эмоционально откликаться на прочитанное.
- метапредметные:
- научатся понимать информацию, заложенную в тексте, с целью обогащения своего жизненного опыта;
-получат возможность научиться изображать в рисунке содержание художественного произведения;
- будут уметь предполагать содержание произведения, опираясь на его название;
-сформируется воображение, ассоциативное и образное мышление;
- смогут высказывать свое оценочное суждение поступков и характеров героев, выражать свою симпатию или антипатию, объяснять свою точку зрения;
-научатся проявлять интерес к мнению товарищей, результатам их работы, давать доброжелательную оценку их деятельности;
- предметные
- могут отвечать на вопросы педагога по прочитанному произведению, задавать свои дополнительные вопросы;
- умеют передавать основную мысль произведения, его содержание по опорным вопросам (пересказ);
- умеют слушать и воспринимать образный язык художественного произведения, средств выразительности.
Условия реализации программы
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует систематическое проведение занятий, обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание условий для самостоятельной деятельности детей, а также сотрудничество педагога с детьми.
Учебно-методическое сопровождение:
#1080;ллюстрации к детским произведениям;
#1085;астольный театр и кукольный театр.
Материально-техническое обеспечение:
1. групповое помещение, оснащенное столами, стульями, учебной доской;
#1058;СО (ноутбук, телевизор).
Виды и формы контроля
Программа «В гости к книжке» предполагает проведение мониторинга динамики усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы детьми старшей группы. Он проходит в два основных этапа:
#1042;водный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы и педагогического наблюдения.
#1048;тоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит также в форме беседы. Завершается программа викториной, выставкой творческих работ.
Результаты бесед и наблюдения фиксируется в таблице (см. Приложение 1). При оценке используется трехуровневая система оценки: «Высокий уровень», «Средний уровень», «Низкий уровень». В течение всего учебного года педагог осуществляет текущий контроль в виде педагогического наблюдения.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| Русские народные сказки | 4 | 0,8 | 3,2 | Педагогическое наблюдение, просмотр и анализ детских работ, викторина, выставка творческих работ. |
| Фольклор народов мира | 4 | 0,8 | 3,2 | |
| Сказки народов мира | 4 | 0,8 | 3,2 | |
| Авторские сказки | 8 | 1,6 | 6,4 | |
| Рассказы русских писателей | 4 | 0,8 | 3,2 | |
| Советская детская поэзия | 4 | 0,8 | 3,2 | |
| Волшебный мир В. Сутеева | 4 | 0,8 | 3,2 | |
| Басни | 4 | 0,8 | 3,2 | |
Итого: | 36 | 7,2 | 28,8 | ||
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Русские народные сказки»
Теория: Знакомство с понятием «сказка», «народная сказка», с разнообразием русских народных сказок.
Практика: Чтение русских народных сказок «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый и масляный», «Заяц – хвастун». Беседа по прочитанному, ответы на вопросы педагога по тексту. Пересказ сказки по опорным вопросам. Рисование в «альбоме маленького читателя» по сюжету сказок дома.
Раздел 2. «Фольклор народов мира»
Теория: Беседа о разнообразии национальностей, населяющих нашу Землю, их традиций и фольклоре. Знакомство с понятием «фольклор».
Практика: Чтение «Гречку мыли» (литовская песня), «Дом. Который построил Джек», «Веснянка» (украинская песня), «Друг за дружкой» (таджикская песня). Беседа по прочитанному, ответы на вопросы педагога по тексту. Рисование в «альбоме маленького читателя» по сюжету сказок дома.
Раздел 3. «Сказки народов мира»
Теория: закрепить понятие «сказка», знания детей о многонациональности Земли.
Практика: Чтение украинской сказки «Соломенный бычок – смоляной бочок», грузинской сказки «Научись ремеслу», узбекской сказки «Три арбузных семечка», армянской сказки «Хозяин и работник». Беседа по прочитанному, ответы на вопросы педагога по тексту. Рисование в «альбоме маленького читателя» по сюжету сказок дома.
Раздел 4. «Авторские сказки»
Теория: Знакомство с понятием «авторская сказка», беседа об отличии авторской и народной сказки. Знакомство с творчеством некоторых писателей – сказочников: Г.-Х. Андерсен. Шарль Перро, Братья Гримм, А.С.Пушкин.
Практика: Чтение Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Перо и чернильница», Братья Гримм «Бременские музыканты», «Горшок каши», Шарль Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». Беседа по прочитанному, ответы на вопросы педагога по тексту. Рисование в «альбоме маленького читателя» по сюжету сказок дома.
Раздел 5. «Рассказы русских писателей»
Теория: Познакомить детей с отечественными детскими писателями (краткая творческая биография Л.Н.Толстого, Н.Носова, К.Д.Ушинского, М.Пришвина), с разнообразной тематикой детских рассказов – поучительные, юмористические. Помочь выявить проблемную ситуацию рассказов или юмористический компонент, понять скрытые мотивы поведения героев.
Практика: Чтение Л.Н.Толстой «Котенок», Н.Носов «Живая шляпа», К.Д.Ушинский «Четыре желания», М.Пришвин «Лисичкин хлеб». Беседа по прочитанному, ответы на вопросы педагога по тексту, выявление характеров героев и причин их поступков. Рисование в «альбоме маленького читателя» по сюжету рассказов дома.
Раздел 6. «Советская детская поэзия»
Теория: Познакомить с детскими писателями, поэтами советского периода (краткая творческая биография С.Я.Маршака, С.Михалкова, К.И.Чуковского, В.Маяковского), с многообразием детских произведений в стихах. Помочь понять нравственную подоплеку данных произведений.
Практика: Чтение С.Я.Маршак «Вот, какой рассеянный», С.Михалков «Рисунок», К.И.Чуковский «Федорино горе», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Беседа по прочитанному, ответы на вопросы педагога по тексту. Рисование в «альбоме маленького читателя» по сюжету дома. Рисование в «альбоме маленького читателя» по сюжету дома.
Раздел 7. «Волшебный мир В.Сутеева»
Теория: Познакомить детей с творчеством известного художника и писателя В.Сутеева. Помочь проникнуться добротой его сказок и замечательных иллюстраций.
Практика: Чтение сказок В.Сутеева: «Яблоко», «Дядя Миша», «Кот – рыболов», «Палочка – выручалочка». Рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному, ответы на вопросы. Рисование в «альбоме маленького читателя» по сюжету дома.
Раздел 8. «Басни»
Теория: Познакомить детей с таким литературным жанром, как басня; с историей возникновения. Рассказать о творчестве известного баснописца И.А.Крылова.
Практика: Чтение басен «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука». Рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному, ответы на вопросы. Рисование в «альбоме маленького читателя» по сюжету дома.
Итоговая литературная викторина
Теория: Подведение итогов прочитанного за учебный год. Выявление знаний детей.
Практика: ответы на вопросы викторины.
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
| сентябрь | Вводное занятие | Подгрупповая. Беседа, рассказ педагога, чтение художественной литературы | 1 | Беседа, ответы на вопросы |
| «Лиса и кувшин» | 1 | наблюдение, ответы на вопросы по прочитанному, просмотр и анализ детских работ, выставка творческих работ | ||
| «Крылатый, мохнатый и масляный» | 1 | |||
| «Заяц – хвастун» | 1 | |||
| октябрь | «Гречку мыли» (литовская песня) обработка Ю.Григорьева | 1 | ||
| «Дом. Который построил Джек», перевод с англ. С. Маршака | 1 | |||
| «Веснянка» (украинская песня), обработка Г. Литвака | 1 | |||
| «Друг за дружкой» (таджикская песня), обработка Н. Гребнева | 1 | |||
| ноябрь | Украинская сказка «Соломенный бычок – смоляной бочок» | 1 | ||
| Грузинская сказка «Научись ремеслу» | 1 | |||
| Узбекская сказка «Три арбузных семечка» | 1 | |||
| Армянская сказка «Хозяин и работник» | 1 | |||
| декабрь | Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 | ||
| Г.-Х. Андерсен «Перо и чернильница» | 1 | |||
| Братья Гримм «Бременские музыканты» | 1 | |||
| Братья Гримм «Горшок каши» | 1 | |||
| январь | Шарль Перро «Кот в сапогах» | 1 | ||
| Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | |||
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |||
| А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 | |||
| февраль | Л.Н.Толстой «Котенок» | 1 | ||
| Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | |||
| К.Д.Ушинский «Четыре желания» | 1 | |||
| М.Пришвин «Лисичкин хлеб» | 1 | |||
| март | С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный» | 1 | ||
| С.Михалков «Рисунок» | 1 | |||
| К.И.Чуковский «Федорино горе» | 1 | |||
| В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | |||
| апрель | В.Сутеев «Яблоко» | 1 | ||
| В.Сутеев «Дядя Миша» | 1 | |||
| В.Сутеев «Кот – рыболов» | 1 | |||
| В.Сутеев «Палочка – выручалочка» | 1 | |||
| май | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 | ||
| И.А.Крылов «Ворона и лисица» | 1 | |||
| И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1 | |||
| Игровая литературная викторина. | 1 | Ответы на вопросы |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
Реализация программы по чтению детской художественной литературы предполагает использование хрестоматийного материала для чтения, портреты писателей с краткой биографией (в доступной для понимания детей форме), иллюстрации к детским произведениям. В течение учебного года предполагается ведения «Дневника маленького читателя» (дети совместно с родителями рисуют в альбоме по сюжету произведения, прочитанного воспитателем в группе во время занятия).
Дидактический материал
Программа предполагает использование следующего дидактического материала:
-игры по ознакомлению детей с художественной литературой;
- пазлы по произведениям;
-раздаточный материал: раскраски по содержанию художественных произведений;
- материал для театрализованной деятельности.
Наглядный материал
- портреты авторов произведений;
- иллюстрации к сказкам, рассказам;
- иллюстрированные сборники по творчеству детских писателей для оформления тематических выставок.
Описание общей методики работы
Каждое занятие проходит по классической схеме, имеет следующие этапы:
- Организационный этап: организация детей на занятие, проверка их готовности, сообщение темы занятия.
- Основной этап: беседа по теме в начале каждого блока, закрепление на последующих занятиях по данному разделу. Чтение произведения, первичное закрепление: ответы на вопросы по тексту, уточнение значения непонятных слов. Краткий пересказ небольших произведений. В основном этапе проводят динамическую паузу, физкультминутку.
- Заключительный этап. Он предполагает подведение итогов, объяснение домашнего задания.
Начать занятие можно с просматривания рисунков по прошлому художественному произведению, по желанию детей.
Методы обучения
1. словесные (беседа, рассказ, чтение художественных произведений);
2. наглядные (демонстрация иллюстраций, портретов, оформление выставок);
#1087;рактические (самостоятельная творческая работа – изображение прочитанного в рисунке).
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
#1048;нформационно-коммуникативные технологии
#1048;гровые технологии
#1047;доровьесберегающие
#1058;РИЗ
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются мониторинг динамики усвоения дополнительной образовательной программы детьми старшей группы, разработанный на основе мониторинга освоения общеобразовательной программы (речевого развития и художественно-эстетического). В течение учебного года проходит оценка через беседы и анализа выполненных творческих работ в «Альбоме маленького читателя».
VI. ЛИТЕРАТУРА
#1054;стров сказок. Сказки народов СССР. Волгоград, Нижн. - Волж. кн. изд-во, 1977.
2. Андерсен Г.Х. «Дикие лебеди». Сказки. - издательство «Юнатство», 1990.
3. Михалков С.В. «Настоящие друзья». Стихи.- издательство «Детская литература», Москва. – 1979.
#1041;ольшая книга сказок и стихов в рисунках В.Сутеева.
#1041;ратья Гримм. Сказки. Москва, издательство «Детская литература», 1989.
6. Толстой Л.Н. «Лев и собачка», рассказы. Москва, издательство «Детская литература», 1989.
7. Крылов И.А. Басни. ООО «Самовар - книги», 2016.
#1061;рестоматия для чтения детям в детском саду и дома. От 5 до 6 лет, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
9. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2012 г.
#1050;нига для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-6лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П.Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2012 г.
11. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». Мозаика – Синтез, М., 2013 г.
15. .[Электронный ресурс]. URL:
VII . ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Мониторинг динамики усвоения дополнительной программы детьми старшей группы
Критерии оценки | Способен полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. | Отвечает на вопросы взрослого по содержанию произведения. | Высказывает предположения о возможных действиях героев; выражает симпатию или антипатию героям произведения. | Называет авторов некоторых произведений; называет любимые произведения (сказки, рассказы и др.), героев произведения. | Сформирован интерес к чтению детской художественной литературы. | Итоги | ||||||
Фамилии, имена детей | ||||||||||||
В.к | И.к | В.к | И.к | В.к | И.к | В.к | И.к | В.к | И.к | В.к | И.к | |
Шкала оценки.
Высокий уровень - 3б. Показатель развития проявляется в полном обьеме, всегда и наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка.
Средний уровень - 2б. Проявляется не всегда или не в полном обьеме; с небольшой помощью взрослого (с помощью наводящих вопросов, дозированной подсказки, показа, образца и др.).
Низкий уровень- 1б. Проявляется крайне редко или совсем не проявляются; ребенок не справляется даже с небольшой помощью взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Занимательная геометрия»
Программа «Занимательная геометрия» направлена на освоение детьми основ геометрических знаний, формирование первоначальных представлений о геометрии, личностных, метапредметных, пред...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-творческой направленности «В гостях у сказки» для детей средней группы на 2023-2024 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-творческой направленности «В гостях у сказки» для детей средней группы на 2023-2024 учебный годАннотация к програ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» на 2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленностьПредлагаемая программа по своему содержанию имеет социально-гуманитарную направленность.Актуальность программыВ настоящее время проблема безопасности и детского доро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ладушки» на 2024-2025 учебный год
1 .1. Пояснительная записка.Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необход...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ладушки» для детей 1 младшей группы в 2023-2024 году
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-гуманитарной направленности«Ладушки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности» на 2024-2025 учебный год
Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации: 1 год Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финанс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОСТИ К МАТЕМАТИКЕ»
Цель программы: создание условий для развития у дошкольников элементарных математических представлений через игровую деятельность. Задачи программы. Образовательные: - формировать элементарные пред...
