Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности» на 2024-2025 учебный год
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Белоусова Татьяна Геннадьевна

Возраст обучающихся: 6-7  лет

Срок реализации: 1 год 

Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_24-25_fin._gr._podgot._gr._ds77.docx54.27 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Принята на заседании

Педагогического совета

от «21» августа 2024 г.

Протокол № 1

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ  «Детский сад № 77»

____________ Томчук И.И.

Приказ 51-ОД от 21 августа2024г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Азбука финансовой грамотности»

Возраст обучающихся: 6-7  лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Белоусова Татьяна Геннадьевна, воспитатель

Смоленск, 2024

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука финансовой грамотности» является программой социально-гуманитарной  направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБДОУ  «Детский сад № 77 «Машенька».

Актуальность программы

         Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

          Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

          К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

         Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.                Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

         Не секрет, что в России очень низкий процент информированности  населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена основной целью образовательного процесса по ФГОС ДОО – развитие личности дошкольника.  Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Новизна программы: основной идеей данной программы является – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

        Программа предполагает использование таких форм развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая.

Адресат программы: программа «Азбука финансовой грамотности» предназначена для детей старшей группы (6-7 лет). Комплектование кружка и организация работы проводится с учетом интересов и способностей детей, а также с учетом их желания (добровольного участия).

Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этом возрасте закладываются основы для развития социального интеллекта, умения вести себя в группе на равных - сотрудничать, находить компромисс, выступать с собственной инициативой. В это же время происходит формирование произвольности поведения: на основе ранее приобретенной способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.

Способность к осознанности и волевой саморегуляции – это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Не маловажную роль в приобщении ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста начинает осознавать суть понятий «выгодно – не выгодно», «выигрыш – проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха - неуспеха».

Огромную роль в восприятии экономической области играет становление и развитие децентрализации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.

Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах,  выставках.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться  по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объем программы: занятия по программе проводятся один раз в неделю (4 занятия в месяц), что составляет  36 часов. Проводятся в подгруппах (10-15 человек).

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 30 минут.

Формы организации учебного процесса

Занятия по программе проходят в очной форме, предполагает совместную деятельность детей и взрослого: беседа, ответы на вопросы, рассказ и т.п., использование ТСО при беседе. Предполагается так же использование дистанционных образовательных технологий: домашнее задание - выполнение творческого задания по пройденной теме - рисунок, работа с родителями через социальные сети, консультации.

Виды занятий:

- беседа;

- практическое занятие;

-выставки творческих работ.

Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Задачи:

образовательные:

-сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических     понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;

-дать представление детям о разных видах ресурсов,  понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;

-расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

-создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;

-заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника;

развивающие:

-развивать  способность понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

-способствовать развитию ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности;

-расширять словарный запас детей экономическими терминами через игру;

воспитательные:

-способствовать воспитанию гармоничной личности, которая осознает нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

-воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту;

- воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;

-воспитывать интерес к миру финансов.

Планируемые результаты

Решение задач программы «Азбука финансовой грамотности» поможет детям старшего дошкольного возраста получить следующие результаты:

  • личностные:

-проявляют         интерес и уважение        к        экономической        деятельности взрослых, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги (кем работают родители,        как        ведут        хозяйство        и т. д.);

-замечают        и        ценят         заботу о себе, проявляют инициативность и самостоятельность;

-могут объяснить         различие        понятий        благополучия,        счастья        и достатка;

-способны проявлять        сочувствие        к другим в        сложных        ситуациях с удовольствием        помогают        взрослым,        объясняют        необходимость оказания помощи другим  людям.

  • метапредметные:

-сформировано  понимание и оценивание окружающего мира, с целью обогащения личного опыты;

-способны воспринимать информацию и высказывать свое мнение, оценочное суждение, объяснять свою точку зрения;

-проявляют коммуникативные навыки: вступают в диалог с товарищами (взрослым), решают спорные вопросы, отстаивают свою точку зрения;

-способны решать поставленные практические задачи;

-развито элементарное экономическое мышление, познавательная и речевая активность.

  • предметные:

-знают элементарные экономические понятия курса и могут объяснить их значение (банк, бюджет, потребности, профессии и т.п),  историю появления денежных единиц и их назначении;

- сформировано  представление о потребностях человека на основе экономических     понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребитель;

Условия реализации программы

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует систематическое проведение занятий, обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание условий для самостоятельной деятельности детей, а также сотрудничество педагога с детьми.

Учебно-методическое сопровождение:

1.учебные видео фильмы;

2.изображения денежных знаков разных стран;

3.рекламные постеры;

4.тематический иллюстративный материал.

Материально-техническое обеспечение:

1. групповое помещение, оснащенное столами, стульями, учебной доской;

2.ТСО (ноутбук, телевизор).

Виды и формы контроля

Программа  «Азбука финансовой грамотности» предполагает проведение мониторинга динамики усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы детьми старшей группы (см. Приложение 1). Он проходит в два основных этапа:

1.Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения  дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы и педагогического наблюдения.

2.Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка  дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит также в форме беседы. Завершается программа викториной, выставкой творческих работ.

Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени первоначальной осведомленности и освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Экономика. Потребности.

4

1,6

2,4

Педагогическое наблюдение,  просмотр и анализ детских работ, беседа, выставка творческих  работ.

2

Понятие «ресурсы».

2

0,8

1,2

3

Мир профессий

6

2,4

3,6

4

Что такое деньги!?

6

2,4

3,6

5

Учимся планировать

4

1,6

2,4

6

Покупаем и продаем

5

2

3

7

Зарабатываем и сберегаем

5

2

3

8

Твари добро!

4

1,6

2,4

Итог

36

14,4

21,6

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1.  Экономика. Потребности.

Теория: Ввести понятие «Экономика»; дать понятие «потребности»; уточнить от чего зависят потребности человека. Уточнить понятие «семья».

Беседы «Понятие об экономике», «Потребности современного человека», «Потребности семьи», «Что нужно мне».

Практика: определить потребности современного человека, помочь детям определить  потребности семьи, личные потребности, от чего они зависят; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» - «Потребности и возможности», «Об экономике». Д/и «Найди лишнее», практическое задание «Мои потребности».

Раздел 2.  Понятие «ресурсы».

Теория: Ввести понятие «ресурсы»,  уточнить знания детей о ресурсах в масштабах Планеты. Беседы «Что такое ресурсы?», «Как сберечь ресурсы планеты».

Практика: формировать представление детей о видах ресурсов (природные и трудовые), практическое задание «Богатство моей Родины».

Раздел 3.  Мир профессий.

Теория: Уточнить и расширить знания детей о видах профессиональной деятельности взрослых; формировать представление о деятельности людей новых современных профессий. Ввести понятия «источники дохода», «заработная плата», как форма оплаты труда. Беседы «Труд и продукты труда», «Профессии», «Зачем нужно много профессий», «Профессии моей семьи», «Мое будущее», «Что такое заработная плата».

Практика: Рассказ о профессиях родителей.  Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» - «Работа и зарплата», «Я вырасту богатым». Д/и «Угадай профессию», «Подбери пару».

Раздел 4.  Что такое деньги!?

Теория: Дать представление о денежной единице; познакомить детей с историей возникновения денег, с деньгами разных стран; познакомить  с современным производством денежных знаков; познакомить  с видами и формами обмена; дать понятие «торговля», «купля-продажа». Беседы «Что такое деньги», «Деньги разных стран», «Виды денег», «Современные деньги», «Обмен и деньги».

Практика: Уточнить и закрепить  знания детей о том, как выглядят современные деньги в нашей стране. Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» - «Что такое деньги?», «Безналичные деньги». Д/и «Давай поменяемся», «Угадай, чья?», рисуем эскиз для детской банковской карты

Раздел 5.  Учимся планировать.

Теория: Ввести понятие «стоимость». Расширить представления детей о том, что значит «дорого» и «дешево», «дороже – дешевле». Дать понятие «бюджет»; познакомить с составляющими бюджета, с путями формирования бюджета. Познакомить с «доход» и «расход», со способами формирования семейного бюджета. Беседы «Что такое цена?», «Бюджет.  Доходы и расходы», «Семейный бюджет», «Как правильно беречь деньги?».

Практика: Закрепить понятия «семейный бюджет»; систематизировать знания детей о том, что значит экономить, за счет чего возможно сэкономить свои денежные средства (способы экономии); воспитывать бережливость, расчетливость, желание трудиться. Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» - «Ценные вещи», «Карманные деньги», «Семейный бюджет».  Д/и «Что сколько стоит?», «Угадай, где продается».

Раздел 6.  Покупаем и продаем.

Теория: Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин». Дать представление о рекламе, ее назначении, вреде и пользе; познакомить с существующими формами рекламы и о том, где ее размещают. Беседы «Магазин», «Что, где продается?», «Реклама.  Зачем она нужна?», «Что я могу продать?».

Практика: уточнить у детей представления о разных видах магазинов; учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов, различать рекламные уловки; учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой. Творческое задание - создание собственной рекламы. С/р игра «Магазин», «Рынок», «Рекламное агентство».

Раздел 7.  Зарабатываем и сберегаем.

Теория: Дать понятие «банк», познакомить с историей создания банков; дать представление детям о назначении данной организации, о способах сохранения своих денежных средств и что значит «их приумножить». Ввести понятия «долг», «кредит», «рассрочка», их различия. Беседы «Банк», «Сохраним и умножим», «Финансовая безопасность», «Сначала заработай, потом трать», «В долг брать легко, да платить тяжело!».

Практика: Закрепление понятий «банк», «долг», «кредит», «рассрочка». Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» - «Осторожно: деньги!», «О банке», «Кредиты и депозиты». Д/и «Занимаем и одалживаем», «Заработай и потрать».

Раздел 8.  Твари добро!

Теория: Знакомство с понятием «бартер», «благотворительность», «благотворительный фонд», «меценатство».  Систематизировать и закрепить  знания о  бюджете семьи,  правильном расходовании денежных средства,  исходя из личных потребностей и (или) своей семьи. Беседы «Твари добро», «Благотворительность»,  «Что важнее денег?», «Учимся бережливости», «Мое, чужое, общее».

Практика: Помочь детям расставить жизненные приоритеты;  объяснить, почему «не в деньгах счастье»; воспитывать в детях правильное отношение к деньгам, к людям разного достатка. Закрепление понятий «меценат», «благотворительность». Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» - «Умение экономить». Творческое задание «Кому я хочу помочь?».

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

  1. 1

сентябрь

Понятие об экономике. Как жили первобытные люди и каковы их потребности.

Подгрупповая.

Беседа, рассказ педагога, просмотр м/ф

1

Беседа, ответы на вопросы, наблюдение, просмотр и анализ детских работ, выставка творческих  работ

  1. 2

Потребности современного человека.

1

  1. 3

Потребности семьи.

1

  1. 4

 Что нужно мне?

1

  1. 5

октябрь

Что такое ресурсы?

1

  1. 6

Как сберечь ресурсы Планеты?

1

  1. 7

Труд и продукт труда (товар).

1

  1. 8

Поговорим о профессиях.

1

  1. 9

ноябрь

Зачем нужно так много профессий?

1

  1. 10

Профессии моей семьи

1

  1. 11

Моё будущее. Современные профессии.

1

  1. 12

Что такое заработная плата?

1

  1. 13

декабрь

Что такое деньги?

1

  1. 14

История появления денег.

1

  1. 15

Деньги разных стран.

1

  1. 16

Какие деньги бывают?

1

  1. 17

январь

Современный вид денег.

1

  1. 18

Обмен и деньги.

1

  1. 19

Что такое цена (стоимость)?

1

  1. 20

Бюджет. Доходы и расходы.

1

  1. 21

февраль

Формируем семейный бюджет.

1

  1. 22

Как правильно беречь деньги? Учимся экономить.

1

  1. 23

Магазин. Виды магазинов.

1

  1. 24

Идем в магазин или как делать покупки с умом.

1

  1. 25

март

Реклама. Что это и зачем?

1

  1. 26

Сочиняем рекламу сами.  

1

  1. 27

Что я смогу продать?

1

  1. 28

Банк. Виртуальное путешествие.

1

  1. 29

апрель

Сохранить и приумножить.

1

  1. 30

Финансовая безопасность

1

  1. 31

Сначала зарабатываем, потом тратим.

1

  1. 32

В долг брать легко, да платить тяжело!

1

  1. 33

май

Твари добро! Благотворительность.

1

  1. 34

Что важнее денег?

1

  1. 35

Учимся бережливости.

1

  1. 36

Мое, чужое, общее.

1

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации

Реализации программы «Азбука финансовой грамотности» предполагает использование информационного материала из специальной литературы и в сети Интернет, учебного материала, наглядного, дидактического. А также на занятиях предусматривается использование мультимедийного оборудования.

Дидактический материал

Программа предполагает использование следующего дидактического материала:

-настольно-печатные игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-раскраски;

-схемы, плакаты и т.п.

Наглядный материал

На занятиях используется следующий наглядный материал:

-иллюстрации по теме занятия;

-видеофильмы (мультфильмы), презентации;

- коллекция монет и купюр разных стран, пластиковые банковские карты.

Описание общей методики работы

Каждое занятие проходит по классической схеме, имеет следующие этапы:

  1. Организационный этап: организация детей на занятие, проверка их готовности, сообщение темы занятия.
  2. Основной этап: беседа по теме в начале каждого занятия, закрепление на последующих занятиях по данному разделу. Первичное закрепление: ответы на вопросы по теме, уточнение значения непонятных слов. В основном этапе проводят динамическую паузу, физкультминутку.
  3. Заключительный этап. Он предполагает подведение итогов, объяснение домашнего задания.

Начать занятие можно с проверки домашнего задания по теме предыдущего занятия, по желанию детей.

Методы обучения

1. словесные (беседа, рассказ); 

2.наглядные (демонстрация иллюстраций, просмотр видеофильмов, оформление выставок); 

3.практические (самостоятельная творческая работа).

Технологии обучения

В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

1.Информационно-коммуникативные технологии

2.Игровые технологии

3.Здоровьесберегающие

4.ТРИЗ

Контрольно-измерительные (оценочные) материалы

Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных)  используются мониторинг динамики усвоения дополнительной образовательной программы детьми подготовительной к школе группы.  В течение всего учебного года педагог проводит наблюдение за тем, как дети усваивают предлагаемый материал. На его основе, а так же беседы и ответов на вопросы делаются выводы, которые позволяют провести итоговую оценку знаний детей.

VI. ЛИТЕРАТУРА

1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

2. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

4. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности (для дошкольников). – Калининград, 2013. 26 с.

5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256с

6. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 96с.

7. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет. / авт.- сост. А.Д.Шатова, Ю.А.Аксенова и др. – Москва, 2018.

8.  [Электронный ресурс]. URL: https://vashifinancy.ru 

9.  [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru 

10.  [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru 

VII . ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Мониторинг освоения программы.

Уровень освоения программы:

Низкий 1б – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний 2б – ребёнок с помощью воспитателя ориентируется и имеет представление о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.

Высокий 3б – ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный        бюджет. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей.

Критерии оценки

Понимает и ценит окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда взрослых).

Ориентируется в мире профессий, имеет представление о содержании их трудовой деятельности.

Оценивает способы и средства исполнения желаний, корректирует собственные потребности относительно возможностей взрослых.

Употребляет некоторые экономические понятия в играх, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми  (деньги, цена, реклама и т.п).

Итог

Фамилия, имя детей

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Приложение 2

«Уроки тетушки Совы. Азбука денег».

№ серии

Название и описание серии мультфильма

Ссылка для просмотра мультфильма

1 серия

«Что такое деньги?»

В этом мультфильме «Азбуки денег» тетушка Сова рассказывает о том, что такое деньги и зачем они нужны. Деньги - это всеобщее платежное средство, с помощью которого совершаются различные сделки, это мера стоимости товара или услуги.

https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk

2 серия

«Ценные вещи»

Тетушка Сова, рассказывает о том, что такое цена, и какие вещи мы называем ценными. Цена - это такое количество денег, которое понадобится, чтобы купить какую-то вещь или заплатить за услугу.

https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk 

3 серия

«Семейный бюджет»

У каждой семьи есть общие доходы и расходы. Папа и мама работают, получают заработную плату. Дедушка и бабушка получают пенсию. Старшая сестричка учится в институте и ей выдают стипендию. Если все эти деньги сложить вместе, получится доход семьи, например - за месяц. 

https://www.youtube.com/watch?v=U6U5XlKTO_w

4 серия

«Карманные деньги»

Тетушка Сова рассказывает о том, что такое карманные деньги и как следует ими правильно распоряжаться.

https://www.youtube.com/watch?v=Lf0s_lA5B_o

5 серия

«Умение экономить»

Чтобы стать успешным и благополучным, надо знать Азбуку денег и, особенно, учиться быть бережливыми и экономными.

https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

6 серия

«Работа и зарплата»

За свой труд все люди получают деньги. Кто-то занимается торговлей, кто-то работает на заводе или фабрике или управляет большой компанией или даже банком, кто-то лечит людей, работает учителем, рисует картины, занимается музыкой, - в мире множество профессий!

https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

7 серия

«Потребности и возможности»

Потребности -- это то, что нам необходимо, что очень хочется иметь. Например, у Непослухи, кроме потребности в еде, в сладком сне, одежде и учебниках, есть мечта купить велосипед.

https://www.youtube.com/watch?v=jtwIdTFPIaM

8 серия

«Осторожно: деньги!»

Рассказ о том, как следует соблюдать осторожность с деньгами, как не стать жертвой мошенников и о многом другом.

https://www.youtube.com/watch?v=YAdNg_JZoZA

9 серия

«Об экономике»

Экономика - это отношения между людьми, возникающие между ними, когда одни создают товары, другие их продают, а третьи - покупают. Это могут быть разные вещи и услуги, интеллектуальная собственность, - музыка, песни и стихи, кино и мультфильмы.

https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw

10 серия

«О банке»

Тетушка Сова рассказывает о том, что такое банки, для чего они нужны и как эти знания могут помочь вырасти богатыми и счастливыми.

https://www.youtube.com/watch?v=g9tRRV7jRsA

11 серия

«Кредиты и депозиты»

Часто в жизни мы слышим слова -- одолжить деньги, дать взаймы, вернуть долг, взять кредит. Это очень простые вещи, люди придумали их еще в незапамятные времена. А для того, чтобы все происходило честно и по правилам, люди придумали банки. Проще всего пояснить это на мультипликационных примерах.

https://www.youtube.com/watch?v=a0t1TUihPHw

12 серия

«Безналичные деньги»

С тех пор, как люди придумали безналичные деньги, а было это в Америке в 1950-ом году, все в мире изменилось к лучшему. Появились банковские пластиковые карты...

https://www.youtube.com/watch?v=PPs547gYogg

13 серия

«Я вырасту богатым»

В этом мультфильме тетушка Сова говорит ребятам о будущем, о том, кем вы станете, когда вырастете. Кто-то станет управляющим самого суперсовременного банка, как мечтает об этом Непослуха. А кто-то из вас, как наш Буля, станет настоящим фотохудожником, мастером своего дела, прославится и разбогатеет.

https://www.youtube.com/watch?v=geS96GYlPeI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Денежная азбука»

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни чело...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально гуманитарной направленности «Денежная азбука»

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни чело...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ладушки» на 2024-2025 учебный год

1 .1. Пояснительная записка.Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необход...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "По ступенькам финансовой грамотности"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "По ступенькам финансовой грамотности"...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программаСоциально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности» ...

2024-2025 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Пластилиновые чудеса»

Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития...