Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально гуманитарной направленности «Денежная азбука»
рабочая программа

Наталья Ивановна Струнга

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека. В условиях современного общества экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста. 

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол №

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»  

________Ермолаева С.Н.

Приказ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально гуманитарной направленности «Денежная азбука»

Возраст детей:6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Струнга Наталья Ивановна

воспитатель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека. В условиях современного общества экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста.  

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться.         Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта.  Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Конечно же, речь не идет о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами у дошкольников 5-7 лет.  Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как  ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансов грамотного гражданина. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Цели экономического воспитания дошкольников
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие
формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных      и семейных финансов.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Участники проекта:

• дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет

• воспитатели группы

• родители.

Сроки  реализации  программы: 2 года

Категория: старший дошкольный возраст 5- 7 лет

Режим занятий – 2 раза в месяц

Время проведения: вторая половина  дня

Формы проведения: групповая, индивидуальная и коллективная.

В старшей группе – 25 минут.

В подготовительной группе  -30 минут.

   Занятия проводятся в групповом помещении с использованием      мультимедийного оборудования.

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:

• беседа, обсуждение, дискуссия,

• просмотр слайд -  презентации, мультфильма,

• коллекционирование,

• чтение художественной литературы,

• игровые ситуации,

• решение проблемных ситуаций,

• рассматривание картин,

• сюжетно-ролевые игры,

• продуктивная деятельность,

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

5. Карта «Путешествие денежки»

6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, интерактивная доска и т.д..

Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания                      дошкольников


Изучение основ финансовой грамотности  должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников.
Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее
сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого
освоения учебного материала и личностного развития.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных
представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников
в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно
беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное
отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано
человеком. Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.


Формы взаимодействия с родителями

  1. Тематические стенды,  консультации для родителей, создание библиотеки.
  2. Создание предметно-пространственной среды,
    семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки,
    театрализованные постановки.
  3. Праздники, выставки,  экскурсии, встречи с
    интересными людьми.
  4. Анкетирование, тестирование, личные беседы,  анализ мнений и запросов родителей.

    Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

- знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

- проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.

Примерный календарно-тематический план по финансовой грамотности в старшей группе

№ п/п

Месяц

Тема занятия

1.

Сентябрь

«Откуда пришли деньги?» (вводное занятие)

Чтение Экономии для детей (Л.В. Кнышева)

История 1: Как Миша стал бизнесменом

Беседа на тему «Как возникают потребности»

Д/и «Кому что нужно», (просмотр мультфильма «Простоквашино»

2.

Октябрь

Чтение Экономии для детей (Л.В. Кнышева) История 2: Откуда в Мишином магазине мед взялся

«Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки»

Чем пахнут ремесла?»

(о важности труда, разнообразии профессий)

С-р/ игры «Парикмахерская», «Детский сад»

3.

Ноябрь

 Деловая игра «Биржа труда»

«Дом, где живут деньги» (Экскурсия в банк)

«Услуги и товары»

«Карманные деньги у детей»

4.

Декабрь

Чтение Экономии для детей (Л.В. Кнышева) История 3: Как Сорока Мишин товар хвалила.

Беседа «Откуда берётся то, что нам необходимо для комфортной жизни» (С-р/игра «Магазин», «Кафе»)

Беседа « Что такое товары и услуги» ( просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

«Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех» «Барбоскины и реклама».

5.

Январь

Чтение Экономии для детей (Л.В. Кнышева) История 4: Как Миша цену назначал

Просмотр мультфильма «Простоквашино»

Игра-занятие  «Природные богатства нашего края».  Рассматривание и обсуждение коллекций, полезные ископаемые «Металл», «Земля», «Вода», «Уголь».

6.

Февраль

«Знакомство с понятием экономике».  

Работа в тетради О. Дыбиной «Природные объекты и предметы, созданные человеком».

Труд. Создание подарков, игрушек к новому году.

Просмотр мультфильма « Кабы не было зимы» Простоквашино.

7.

Март

Чтение Экономии для детей (Л.В. Кнышева) История 5: Как Миша продал много-много малины.

Коллективная аппликация «Лес наше богатство». Закрепить понятие необходимости беречь лес, как источнике природных богатств – воздух, древесина, редкие животные, грибы, ягоды, орехи.

«Д/И «Чудесный мешок». Закрепить знание о материалах необходимых для изготовления разных предметов, напомнит какие природные богатства были использованы (при помощи карточек, расширить знания о профессиях людей (иллюстрации или презентации, которые делают предметы, использованные в игре.

Просмотр мультфильма « Уроки совы – Что такое деньги». Знакомство с внешним видом денег. Ручной труд: изготовление монеток из бумаги для детских игр.

Просмотр мультфильма « Трое из Простоквашино»

Чтение сказки А. Толстого « Буратино» - обсуждение поступков герое.

Где хранятся деньги. Изготовление кошелька – оригами.

8.

Апрель

Беседа, зачем нужны деньги. С-р/и Путешествие на автобусе».

Чтение сказки « Мхи-Цакатухи, И. Галлиева «Три копейки за покупку». Выставка рисунков «Сказка и деньги»

С-р/игра «Семья», «Магазин», «Стройка».

Деловая игра «Директор магазина»

9.

Май

Чтение Экономии для детей (Л.В. Кнышева) История 6: Почему у Миши растет не только малина, но и цена

«Учимся экономить»

Беседа «Как сохранить семейный бюджет».

Игра «Хорошо - плохо» - сладости, игрушки.

«Веселая реклама»

Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги».

Примерный календарно-тематический план по финансовой грамотности в подготовительной группе

№ п/п

Месяц

Тема занятия

1.

Сентябрь

«Азбука финансов» (вводное занятие)

«Откуда пришли деньги?»

«Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»

2.

Октябрь

«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»

«Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки»

«Магазин или супермаркет: где выгодно?»

«Чем пахнут ремесла?»

(о важности труда, разнообразии профессий)

3.

Ноябрь

 Деловая игра «Биржа труда»

«Дом, где живут деньги» (Экскурсия в банк)

«Услуги и товары»

«Карманные деньги у детей»

4.

Декабрь

«Наука Экономика»

«Большой или маленький? Проблема выбора»

«Моя копилка»

«Выбираем подарок другу»

5.

Январь

«Сохранить и приумножить»

«Производители и ресурсы»

6.

Февраль

«Как сберечь ресурсы Планеты?»

«Какая бывает валюта?»

Деловая игра «Финансовая безопасность»

«Копейка рубль бережет»

7.

Март

«Как заработать миллион?»

«Долг платежом красен»

«Школа гнома Эконома»

«Что? Где? Почем?»

8.

Апрель

Деловая игра «Аукцион идей»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

«Ты – мне, я  - тебе!»

Деловая игра «Директор магазина»

9.

Май

«Сколько нужно человеку?»

 (потребности человека)

«Учимся экономить»

«Веселая реклама»

«Путешествие на экономическую планету

 «Финансия»

Ожидаемые результаты.

        В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие  понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42.
  3. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  4. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Денежная азбука»

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни чело...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...