Технологическая карта ОД "Путешествие в страну Математика"
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Файласова Оксана Владимировна

обобщение и закрепление математических представлений детей о геометрических фигурах, счете и сравнение количество предметов, цифрах от 1 до 5, ориентировки в пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_mateiatika.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ОД

Наименование  ОО  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 63

Раздел 1.

1.1.

Ф.И.О.

(квалификационная категория)

Файласова Оксана Владимировна - воспитатель

 1 квалификационная категория

1.2.

группа

средняя

1.3.

дата

Февраль 2023 г.

продолжительность

20 минут

Раздел 2.                    Содержание                                                              Комментарии

2.1.

тема

Путешествие в страну Математика

(в рамках тематической недели "Транспорт. Путешествие")

- Геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник);

- счёт в пределах 4;  

-линии (прямая, кривая, волнистая, ломаная)

Данная деятельность  является обобщением и закреплением пройденного материала

2.2.

цель

обобщение и закрепление математических представлений детей о геометрических фигурах, счете и сравнение количество предметов, цифрах от 1 до 5, ориентировки в пространстве.

2.3.

задачи

образовательные

- закреплять у детей названия геометрических фигур, умение их различать, называть основные признаки

- закреплять умения дошкольников использовать детали конструкторов «Лего» при выполнении дидактических задач, создавать постройки

- закреплять знание основных цветов спектра

- совершенствовать навыки счёта в пределах 4, умение узнавать и различать цифры

- закреплять названия линий (прямая, кривая, волнистая, ломаная), умение их различать среди других

развивающие

- развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, аналитические способности детей

- развивать конструкторские способности дошкольников, пространственное восприятие

- обогащать словарный запас детей, развивать навыки диалогической речи

воспитательные

- воспитывать в детях отзывчивость, желание прийти на помощь другим

- прививать нормы и правила общения, взаимодействия со сверстниками и педагогом

2.4.

образовательные области

приоритетная

Познавательное развитие

в интеграции

Социально-коммуникативное, речевое развитие

2.5.

предпосылки УУД

личностные

- формирование познавательной и социальной мотивации;

формирование умения прийти на помощь другим

познавательные

- умение применять правила и пользоваться инструкциями;

-умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого

- сформированность сенсорных эталонов;

- ориентировка в пространстве

- Сформированность логических операций: сравнение (выделение признака из ряда предметов)

- умение работать по иллюстрации ( рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации);

регулятивные

- осуществление действий по образцу;

- умение работать по инструкции взрослого;

- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

- умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый

коммуникативные

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника.

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- участвовать в совместной деятельности (работа в паре, коллективе)

2.6.

виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Двигательная

- сравнение карточек-билетов (указанной цифры и её цвета) с карточкой-номером посадочного места в "вагоне"

- сопоставление  формы Лего-конструктора с отверстием в домике, выбор нужной  детали (геометрической фигуры)

- сравнение и выбор указанной линии - дорожки

- сравнение геометрических фигур с формами окружающих предметов, поиск предметов заданной формы

- использование сюрпризного момента, создание игровой ситуации - приглашение в путешествие

- игра "Вопрос-ответ"

- логоритмические игры "Весёлые вагончики", "Поезд"

- участие в общем диалоге в поиске решения проблемной ситуации

- ответы на вопросы педагога при описании геометрической фигуры

- оценка и анализ деятельности (собственной у каждого ребёнка и коллективной), достигнутого результата

- двигательная игра (в качестве физминутки)

2.7.

Форма организации ОД

фронтальная

2.8.

методы и приемы, используемые в ОД

Словесные

Наглядные

Практические 

Методы повышения эмоциональной активности.

- Беседа с детьми (о неприятностях в стране Математика)

-  Диалог с детьми о решении проблемной ситуации

-Словесные инструкции педагога при выполнении практических заданий

- Рассматривание схемы происшествия, письма из страны Математика

- Использование карточек-образцов геометрических домиков и домиков для цифр

- Электронная презентация "Транспорт - какой он?"

- Выполнение игрового задания "Найди своё место"

- Практическое задание «Построим поезд» (с использованием конструктора «Лего»)

- Практическое задание "Отремонтируем домики для геометрических фигур"

- Практическое задание "Что на что похоже?"

- Практическое задание "Проводи цифры домой" - выстраивание цифрового ряда

-игровые и воображаемые ситуации.

-сюрпризный момент

- создание ситуации успеха для каждого ребенка

2.9.

предварительная работа

с детьми

- Познавательные беседы с детьми о транспорте, его классификации (наземный, водный, воздушный) с использованием электронной презентации

- Рассматривание иллюстраций о транспорте в художественной литературе, журналах, детских энциклопедиях

- Чтение произведений детской литературы о транспорте

- Экскурсия с детьми к светофору, проезжей части и на железнодорожный вокзал. Наблюдение за проезжающими  машинами, автобусами  и поездами, беседа с детьми о возможностях этих видах наземного транспорта (вместимости пассажиров, скорости, проходимости и т.д.), сравнение машины, автобуса, поезда

- настольно-печатная игра "Геометрические формы вокруг нас"

- Чтение художественной литературы в рамках тематической недели:

В. Сутеев «Разные колеса»,  А. Барто  «Грузовик» «Самолет», «Кораблик» и др.,  Э. Мошковская «Поезд» и другие произведения

с родителями

- Привлечение родителей к оформлению книжного уголка, информационного поля по теме недели

- Рекомендации в родительском уголке о теме недели, цели совместной деятельности, играх и упражнениях дома, в свободное время для закрепления лексической темы

- Консультации для родителей о правилах безопасного поведения на дороге и в транспорте

с литературой и

интернет источниками

Т. Шорыгина "Транспорт - какой он?" - методическое пособие

Касицина М.А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей.

Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5лет.

Сайт работников народного образования "nsportal.ru"

2.10.

оборудование

для педагога

- письмо от жителей страны Математика

- 2 набора  карточек с цифрами разных цветов (для мест в вагончиках и билетов для детей и педагога)

- экран, аппаратура мультимедиа

- магнитная доска, доска переносная

- карточка-образец с геометрическими домиками

-карточка-образец  «Цифровой ряд»

для детей

-раздаточные карточки с изображением домиков

- геометрические фигуры - окошки

раздаточные карточки с домиками для цифр

- карточки с цифрами и линиями -дорожками (с обратной стороны)

- заготовки-раскраски картинок из геометрических фигур

2.11

Используемая технология

Лего-конструирование

Раздел 3.                                                                                                

Структура ННОД

Продолжительность части

Содержание ОД

Целевые ориентиры

                    Комментарии

3.1.

Вводная часть

3мин.

Сюрпризный момент:

В процессе свободной деятельности детей воспитатель обращает их внимание на необычный конверт, который находит в почтовом ящичке группы (в приёмной)

Воспитатель:

 - Ребята, кто-то бросил в этот ящик

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может это воробьишка, пролетая, обронил?

Может кто, письмо, как мышку на окошко заманил?

- А письмо-то необычное. Интересно, что там написано?  Посмотрим?

(воспитатель с детьми вскрывает конверт, в котором  обнаруживает большой рисунок-схему и письмо)

- Ребята, смотрите, какой-то  рисунок. Что здесь нарисовано?

Дети высказывают свои предположения

- Тут ветер сильный, потому что деревья раскачиваются

- Домики сломанные. Их,  наверное, ветер разломал

Воспитатель: - А как вы думаете, от кого могло прийти это письмо?

Дети: - Не знаем. Это, наверное, от цифр, которые тут нарисованы?

- Тут письмо есть, надо прочитать.

Воспитатель: Давайте прочитаем. (читает письмо вслух)

Дорогие ребята группы №12.  Приезжайте к нам, в страну Математика. Вчера в нашей стране дул сильный ветер, была буря. Когда ветер успокоился, остался такой беспорядок! У некоторых жителей разрушены дома, а кто-то не может найти дорогу домой. Помогите нам, пожалуйста, навести в нашей стране порядок.

Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности

- дети рассматривают рисунок-схему, изображающий результаты урагана: сильный ветер, разрушенные домики, цифры в образе человечков, беспорядочно расположенные  в разных местах рисунка.

- Воспитатель сначала предоставляет возможность детям самостоятельно рассмотреть рисунок, поразмышлять над его содержимым, догадаться о сути письма, только потом зачитывает письмо.

Данный приём способствует проявлению познавательной  активности дошкольников, их  самостоятельности, , даёт возможность высказать своё мнение, встать на  позицию активных участников

3.2.

Основная часть

15 мин.

2 мин.

3 мин.

5 мин.

1 мин.

4 мин.

1. Воспитатель: - Ребята, откуда же пришло письмо?

Дети: Из страны Математика.

Воспитатель: Что же там произошло?

Дети: - Там был ветер сильный, буря.

- У них все дома разрушились.

-Они заблудились и не могут домой попасть

Воспитатель: - И что мы с вами будем делать?

Дети: - Поедем помогать  жителям Математики

- Надо им домики наладить

Воспитатель: - А на чём можно поехать?  Можем мы поплыть на корабле или лодке? Посмотрите на рисунок.

Дети: - Нет, не можем, потому что там нет речки (моря).

Воспитатель: - Нам нужен такой транспорт, который может быстро ехать, и в который мы все войдём.

 (на экране дети рассматривают кадр презентации с изображением разных видов транспорта: велосипеда, машины, поезда, лодки, корабля, вертолёта и т.д.) Вместе выбирают поезд, потому что он быстро едет,  и в него входит много пассажиров.

Практическое задание 1 – «Построим поезд»

Поезд строится детьми из конструктора «Лего»

2. Найди своё место

 - Ребята, а что нам нужно, чтобы сесть в поезд? Без чего нас не пустят в вагон?  

Дети: Без билетов

 (Воспитатель раздаёт детям карточки-билеты, на которых изображены цифры от 1 до 4 синего, красного и зелёного цветов. Такими же карточками обозначены вагончики  - "в поезде").

Воспитатель: - Ну что, ребята, занимайте места в поезде, согласно купленным билетам.

(Дети выбирают нужные карточки, сравнивая цифру и её цвет на билете и на вагончике.)

Воспитатель: - Ну что? Отправляемся!

Дети: Да! Поехали! Отправляемся!

«Вагончики весёлые бегут-бегут-бегут…

Колёсики их круглые всё тук, да тук , да тук!»

- В пути обычно играют, чтобы скучно не было, вот и мы с вами поиграем в игру "Вопросы-ответы".

- Сколько всего вагончиков в нашем поезде? (дети считают)

- Какого цвета номер билета у Матвея?

- Кто едет рядом с Данилом, спереди Насти, сзади Таисии? и т.д.

Воспитатель: (голосом диктора)

- Внимание, внимание! Поезд прибыл в страну Математика! Станция "Геометрическая" Уважаемые пассажиры! Поезд дальше не идёт, так как из-за бури разрушены железнодорожные рельсы

3. Станция "Геометрическая"

(Дети выходят из «поезда» и останавливаются перед столиком, на котором находятся хаотично разбросанные детали Лего-конструктора (предположительно – это разрушенные бурей дома), размещены карточки- схемы для постройки домиков с отверстиями для окон в виде геометрических фигур)

Воспитатель: - Ой, ребята, кто же здесь живёт? У кого это мы в гостях?

Дети: - Геометрические фигуры

Воспитатель: - Да, здесь живут геометрические фигуры.

Дети: Наверное, это и есть их разрушенные дома,

Воспитатель: Да, о которых говорилось в письме. Чем мы можем им помочь?

Дети: -Наладить (отремонтировать) домики

- Вставить окошки

Воспитатель: - Ну, тогда не будем терять времени, приступим к работе.  

(Воспитатель  приглашает детей  присесть за общий стол, из имеющихся деталей конструктора Лего собрать домики по схемам.  Дети выполняют задание, принимая собственные решения)

 (В процессе выполнения объясняют свой выбор, характеризуют фигуры, отвечают на вопросы педагога)

- Столько сторон и углов у квадрата? (4 стороны, 4 угла)

- Что есть у треугольника? (У треугольника есть стороны и углы)

- Столько сторон и углов у треугольника? (3 стороны, 3 угла)

- Чем круг отличается от квадрата?

Воспитатель: - Сколько всего домов на ваших карточках?

Дети: - Четыре дома.

Воспитатель: - А сколько домов на доске?

Дети: - А на доске три дома.

Воспитатель: -  Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы и здесь стало четыре дома.

Дети: Ещё один домик поставить.

Воспитатель: Хорошо, попробуйте. (Кто-либо из детей подходит к доске и добавляет  ещё один домик без окна и крыши. Дети считают.)

Дети: - Получилось четыре!

Воспитатель (обобщает) - Скажи, Артем. Что мы сделали, чтобы стало 4 дома.

Ребёнок: - Добавили ещё один.

Воспитатель: - Теперь домов стало поровну.

- Давайте его тоже отремонтируем. (Воспитатель приглашает для выполнения задания желающего ребёнка)

- Ребята, а давайте поищем геометрические фигуры вокруг нас. Они очень любят прятаться в разных предметах. Что похоже на квадрат?

Дети: - Картина, платочек, салфетка, стол

Воспитатель: - Что бывает круглой формы?

Дети: - Тарелки, часы, яблоко

Воспитатель: Что бывает таким же, как треугольник?

Дети: Крыша, башенка, флажок

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием, Ну, а теперь нам пора дальше. Никто не отстаёт, чтобы не потеряться.

4. Физкультминутка. 

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу

Проложи другим дорогу.

Шли мы шли, на полянку мы пришли!

5. Полянка "Весёлые цифры"

(дети замечают цифры от 1 до 4, хаотично разбросанные на столе)

Воспитатель: - Ребята, к кому мы пришли? У кого мы в гостях?

Дети: Мы пришли к цифрам.

Воспитатель: - А почему они нас не встречают у себя в домиках, разбросаны по разным сторонам?

Дети: - Так они же потерялись (заблудились)

- Они не могут найти дорогу домой

Воспитатель: - Ребята, как мы можем помочь цифрам?

Дети: Можем проводить их домой.

Воспитатель: - А чтобы они больше не заблудились, их нужно проводить по нужной дорожке.

(Дети рассаживаются за столом, где на каждого ребёнка приготовлены карточки-схемы и набор карточек с изображением цифр от 1 до 4 с лицевой стороны и разных различных линий - с обратной.

Воспитатель: - Давайте внимательно посмотрим на карточки-цифры с обратной стороны. Цифра 1 идёт домой по прямой дорожке, цифра 2 -  по ломанной, цифра 3 - по кривой, а цифра  4 - по волнистой.

В итоге выполнения задания  получается упорядоченный цифровой ряд от 1 до 4.

Воспитатель обращает внимание детей, что в Математике царит строгий порядок. Все цифры должны стоять по порядку, каждая на своём месте. Все вместе проверяют правильное расположение цифр, называют их, закрепляют счёт.

Ребёнок способен сопереживать неудачам  других, адекватно проявляет свои чувства

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний

Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре

- Ребёнок  учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других

- Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

 - С помощью данного диалога воспитатель обобщает содержание письма, выясняет, насколько дети поняли задачу, побуждает их к действию.

- Данный приём позволяет закреплять классификацию транспорта (наземный, водный, воздушный).

- Воспитатель не навязывает детям готовое решение - ехать на поезде, - а моделирует проблемную ситуацию, ситуацию поиска, из которой дети самостоятельно ищут выход, т.е. выбирают нужный вид транспорта

- Данный приём позволяет закреплять знание цифр, от 1 до 4, названия основных цветов, умение их различать; развивает наблюдательность, внимание, мышление, умение сравнивать, сопоставлять.

- Игра проводится с целью закрепления навыков счёта  в пределах 4, пространственных представлений (спереди, сзади, рядом)

- Практическое задание проводится с целью закрепления геометрических фигур, умения различать и называть их характерные признаки, а также закрепления счёта, понятий "столько же", "поровну"

- Физминутка проводится с целью смены вида деятельности, снятия напряжения, повышения двигательной активности детей

- Практическое задание проводится для закрепления цифр, их названий, а также известных детям линий- прямой, кривой, волнистой и ломаной.

3.3.

Заключительная часть

2 мин.

Воспитатель: -Ну, ребята, какие вы молодцы! Какое хорошее дело мы с вами сегодня сделали?

Дети: - Помогли жителям страны Математика.

Воспитатель: - Какую помощь мы им оказали?

Дети: Отремонтировали дома для геометрических фигур, помогли цифрам найти свои домики.

Воспитатель: - Молодцы! В благодарность жители страны Математика дарят вам небольшой подарок - вот такие раскраски с заданием: на каждом листе найти портрет кого-нибудь из них - геометрические фигуры или линии.

- Ну, а теперь нам пора отправляться обратно, нас ждут в группе. Предлагаю вам вернуться на станцию и занять свои места в вагончиках. А чтобы в пути было веселей, давайте поиграем.

(логоритмическая игра "Поезд")

Вот поезд наш едет, колёса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чух-чух-чух-чух-чух-чух! Летит паровоз,

Далёко-далёко ребят он повёз.

Стоп! Остановка "Детский сад"...

Воспитатель: - Нас встречает наша Н.В. Сейчас можете рассказать ей о наших приключениях и показать подарки.

А кто хочет помочь мне разобрать вещи?

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

- Рефлексия проводится с целью формирования у детей умения оценивать свою деятельность, анализировать результаты групповой и индивидуальной работы

Совместная образовательная деятельность плавно переходит в свободную игровую: дети общаются с помощником воспитателя, рассказывают ей о своём путешествии, раскрашивают рисунки-заготовки

Список используемых ресурсов и методических материалов:

  1. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5лет. ФГОС - М. : Мозаика-Синтез, 2019
  2. Касицина М.А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2022.
  3. Нефёдова К. П., Транспорт - какой он? Методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Издательство Гном-Пресс, 2020 г.
  4. Сайт "nsportal.ru" Социальная сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Путешествие в Страну Математики

Раздел: Формирование элементарных математических представленийГруппа: СтаршаяТема: Путешествие в Страну МатематикиЦель: формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимател...

Технологическая карта Путешествие в страну знаний.

Технологическая карта Путешествие в страну знаний....

Технологическая карта "Путешествие в страну Математики"

Технологическая карта НОД по познавательному развитию...

Технологическая карта занятия "Путешествие в математику" в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного типа«Чечек» Овюрского кожууна Республики Тыва      Непосредственно-о...

Технологическая карта к занятию по математике

quot;Путешевствие в Королевство математики"...

Технологическая карта "Путешествие в мир математики"

Математика сложна для восприятия детей дошкольного возраста. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэтому математика занимает...