«Арифметишка»
проект по математике (старшая группа)

Выжанова Татьяна Вениаминовна

Проект «Арифметишка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arifmetishka.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

           муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Солнышко»

Номинация: Образовательные проекты

Проект

«Арифметишка»

                                                                            Выжанова Т.В. – воспитатель

Красноярск, 2019

Аннотация

Краткое описание проекта - основная суть

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: долгосрочный проект – август 2019 г. по май 2020 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.

Проект направлен на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой обучение ментальной арифметике, для развития умственных способностей и творческого потенциала детей.

Сведения об авторе:

Выжанова Т. В., воспитатель, МБДОУ № 6 «Солнышко», 2478580

Описание проекта

Проблема. Известный исследователь Д.И. Фельдштейн обращает внимание на недостаточное развитие коммуникативных навыков нынешних детей, неготовность общаться и дружить, неспособность к социальному взаимодействию, «неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, умственных способностей и творческого потенциала».

По результатам диагностики у детей старшего дошкольного возраста можно подтвердить выше изложенное. Только 25% детей имеют высокий уровень развития логического мышления, мелкой моторики, синтеза и анализа, что влияет на низкий уровня освоения образовательной программы ДО в части ФЭМП.

Актуальность. Обучаясь ментальной арифметике у детей старшего дошкольного возраста развиваются процессы (мелкая моторика, внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, восприятие, воображение), что способствует эффективному и быстрому освоению всех направлений образовательной программы ДО.

Цель:

 Развитие умственных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста,  по средствам ментальной арифметики.

Задачи:

- Научить детей старшего дошкольного возраста использовать счеты Абакус при сложении и вычитании.

- Использовать в работе игры, задания для развития интеллектуальных способностей детей.  

- Развивать оба полушария мозга одновременно за счет мысленной визуализацией вычислений на счетах Абакус.

- Воспитывать у детей интерес к ментальной арифметике.

- Сформировать интерес у родителей к совместным занятиям ментальной арифметикой в домашних условиях.

Предполагаемый результат:

-Дети 6-7 лет будут знать понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.

- Познакомятся со счетами Абакус, научатся работать на них, считая двумя руками одновременно.

- Освоят прием ментального счета.

- Научатся держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди.

- Будут знать арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)

- Научатся совершать арифметические действия на Абакусе и ментально («+», «-»).

- Дети станут более внимательными, повысится самодисциплина.

Деятельность в рамках проекта

На подготовительном этапе (август, сентябрь 2019 год) будут проводиться родительские собрания, диагностика детей старшего дошкольного возраста, сбор и изучение методической литературы, анкетирование родителей по ментальной арифметике и приобретение счет Абакус.

В основном этапе (3-я неделя сентября 2019 по май 2020 г.) будут организованы семинары - практикумы для педагогов, консультации для родителей, разработка комплексно- тематического планирования, конспектов ОД и развивающих игр по ментальной арифметике.

В заключительном этапе предполагается проведение итогового мероприятия, анализ реализации проекта.

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ, консультации);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

План работ по проекту

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный):

Мероприятия

Участники

Сроки

Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний о ментальной арифметике.

Старший

воспитатель, педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ

август, сентябрь  2019 год

Родительское собрание и индивидуальные беседы по теме: «Методика ментальной арифметики».

Изучение литературы по ментальной арифметике.

Подбор литературы для разработки комплексно – тематического планирования, разработки конспектов занятий, игр с использованием счет Абакус.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста на определение уровня знаний умственных способностей.

Приобретение счет Абакус, развивающих игр по ФГОС ДО, методической литературы и флеш-карты для обучения ментальной арифметике.

Подбор развивающих игр по ментальной арифметике.

II. Основной этап:

Проведение ОД по работе с Абакусом через развивающие игры.

Педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников

3-я неделя сентября 2019 по май 2020 г.

Организация совместной деятельности родителей и  детей в домашних условиях по закреплению знаний, умений и навыков по ментальной арифметике.

Консультации для родителей по своевременному выполнению домашних заданий по ментальной арифметике.

Семинары - практикумы для педагогов по теме: «Методические аспекты преподавания ментальной арифметики дошкольникам».

III. Заключительный этап:

Проведение итогового мероприятия – Интеллектуально – соревновательная  игра «Волшебный абакус».

Педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников

3-я, 4-я неделя мая 2020 г.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста на определение уровня знаний по ментальной арифметике.

Анкетирование родителей «Влияние ментальной арифметики на интеллектуальное развитие Вашего ребенка».

Анализ работы по реализации проекта.

Оценка результатов реализации проекта

В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня

знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные навыки выполнения задания. В конце первого года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.

Существуют следующие методы оценки освоения детьми метода ментальной арифметики: диагностика детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей «Влияние ментальной арифметики на интеллектуальное развитие Вашего ребенка», проведение итогового занятия по ментальной арифметике.  

Распространение результатов проекта

Сайт ДОУ, педагогический совет.

Перспективы дальнейшего развития: продолжить работу по внедрению ментальной арифметики в ДОУ, начиная с детьми пятилетнего возраста.

Устойчивость проекта

          Был сформирован прогноз возможных негативных последствий: отсутствие материальных ресурсов и спонсорской помощи. Отсутствие интереса родительской общественности к ментальной арифметике. Способы их коррекции: использование имеющегося материала, проведение семинаров-практикумов, игр-тренингов по использованию ментальной арифметики.

Бюджет проекта

9 тыс. руб. – абакусы на 30 человек, 6 тыс. руб. – методическое сопровождение.

                                                                                   

Список литературы

  1. Царев С.А., Царева Р.Ш. К вопросу о педагогических ресурсах ментальной арифметики в подготовке детей к социальному взаимодействию // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №4; Интернет ресурс: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27721 
  2. Семенченко, А. Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике. Еженедельник «Аргументы и Факты» № 19, 2016 г.
  3. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей (К.Э.Жунисбекова) интернет ресурс: https://kartaslov.ru/ книги/Жунисбекова К. Э. Ментальная арифметика Методическое пособие для/2
  4. Маулешева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников //

Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-

225

  1. Карпова С.И. Обогащение содержания образования как фактор развития детской одаренности / А.И.Савенков, С.И. Карпова, Н.А. Вершинина // Вестник Московского городского педагогического университета.

Серия: Педагогика и психология. 2012. №3 (21). С. 73-83.