ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОВИЧОК"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Математическое развитие детей – значимый компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике.
Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЛОГОВИЧОК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
Составил воспитатель:
Борисова Татьяна Владимировна
Братск, 2025 г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………….…………3
2. Учебный план ……………………………………………………………………………7
3. Календарно - учебный график………………………………………………..…………8
4. Рабочая программа 8
Планируемые результаты 9
Тематическое содержание программы 10
#1058;ематический план ………………………………………………………………………10
6. Календарно -тематическое планирование ……………………………………….……11
Методы, приемы и формы……………………………………………………… 15
7. Оценочный материал……………………………………………………………………16
Диагностика навыков и умений детей 16
8. Заключение………..………………………………………………………………..….. 16
9. Список литературы……………………………………………………………………. 18
Приложение 19
- Пояснительная записка
Математическое развитие детей – значимый компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике.
Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.
Дополнительная общеразвивающая программа «Логовичок» имеет познавательную направленность, которая направлена на развитие основных интеллектуальных качеств детей 6 – 7 лет, пространственных представлений и логического мышления старших дошкольников.
Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную деятельность с детьми 6 – 7 лет.
Новизна и оригинальность программы: заключается в самом важном условие раскрытия познавательных способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности. Обучение детей проводится с 6 – 7 лет; подобраны приемы и методы; разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий область познавательного развития. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Актуальность программы развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью.
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних дошкольников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом. В целом эти занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Цель: способствовать развитию логического и творческого мышления и воображения у детей, строить простейшие умозаключения, аргументировать свои высказывания.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать.
2. Способствовать формированию мыслительных операций.
3. Побуждать к решению логических и комбинаторных задач.
4. Способствовать расширению кругозора.
5. Формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников.
Развивающие:
1. Продолжать развивать внимание, память.
2. Создать условия для развития мотивации к познанию и творчеству.
3. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
4. Развивать у детей коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Содержание программы строиться на следующих принципах:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса познавательной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития познавательной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем, позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
- обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
- возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Материально-техническое обеспечение программы включает:
- группа, столы, стулья;
- доска, мольберт, ноутбук, логоцентр;
- графические диктанты, схемы;
- сборники логических задач, прописи, дидактические игры, лабиринты, игровые наборы «Блоки Дьнеша», «Палочки Кюзенера», «Прозрачные квадраты».
Срок освоения Дополнительной общеразвивающей программы «Логовичок» – 7 месяцев.
Условия вхождения в программу: Кружок посещают дети по запросам родителей (законных представителей).
Основной формой организации образовательной деятельности: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность); познавательная деятельность детей (фронтальная, групповая, индивидуальная форма организации детей).
Для занятий познавательной деятельностью необходимо заранее подготовить оборудование и материалы.
- Учебный план
Возраст детей | 6 – 7 лет | |
Длительность одного занятия | 30 минут | |
День недели | Среда | |
Время проведения | 16:00 | |
Количество детей, посещающих кружок | В подгруппе не более 10 человек | |
Продолжительность | С октября по апрель | |
Место проведения | Группа | |
Количество занятий в месяц | 4 | |
Общее количество занятий в год | 27 | |
- Календарно – учебный график
X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Начало учебного года | |||||||||||
Продолжительность 7 месяцев (с до ) | |||||||||||
Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь | |||||||||||
Сроки проведения итогового мониторинга (диагностики) май |
4. Рабочая программа
Содержание программы составлено с учетом следующих принципов:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество ДОУ с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Все занятия включают в себя 5 этапов проведения, включающие следующий алгоритм реализации технологии логического мышления:
- Создание проблемной ситуации - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности (подготовительный этап).
- Этап психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.
- #1055;рактическая деятельность (этап творчества - формирование способности находить нестандартные решения).
- Этап индивидуализации - развитие личностных качеств.
- Выводы - установление связей (заключительный этап).
Формы проведения занятий - групповая. Игровые занятия включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены:
- - работа с занимательным материалом;
- - работа в тетрадях;
- - физкультминутки, гимнастика для глаз;
- - работа с д/и.
В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры. Разнообразить занятия можно технологиями по программе ПРОдетей: «Линейный календарь».
Планируемые результаты
Дети умеют:
1. Выделять выразительные средства лабиринтов, находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.
#1042;ыявлять особенности логических и математических задач, решать их.
3. Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
4. Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (словесно-логические, математические, геометрические, конструктивные).
5. Обобщать и сравнивать предметы по признаку формы, размера, назначения, цвета.
6. Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.
#1056;ешать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы.
#1054;риентироваться в пространстве и на плоскости.
9. Следовать инструкциям, работать со схемами и простейшими таблицами.
Тематическое содержание программы
Программа дополнительного образования «Логовичок» направлена на развитие специальных умений и навыков, познавательная деятельность положительно влияет: на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих и логических способностей, они дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами.
Одним из основных мотивов программы является - воспитание целеустремлённого, любознательного дошкольника, умеющего решать интеллектуальные и логические задачи, владеющего универсальными предпосылками учебной деятельности через сотрудничество, взаимодействие посредством интеллектуальных игр, логических задач и упражнений, творческо-поисковых заданий. У воспитанников развивается способность обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; установление отношений по принципу решения простых и сложных аналогий.
5. Тематический план
Месяц | Тема занятий | Количество занятий: теория и практика |
Октябрь | #1058;ема: «Путешествие в мир логики» | 1 |
#1058;ема: «Свойства и признаки предметов» | 1 | |
#1058;ема: «Сравнение предметов» | 1 | |
Ноябрь | #1058;ема: «Поиск всех возможных вариантов решения задачи» | 1 |
#1058;ема: «Решение логических задач» | 1 | |
#1058;ема: «Развитие произвольного внимания» | 1 | |
#1058;ема: «Путешествие по лабиринту» | 1 | |
Декабрь | #1058;ема: «Ориентировка в пространстве. | 1 |
#1058;ема: «Графический диктант по клеточкам» | 2 | |
#1058;ема: «Заколдованные ребусы» | 1 | |
#1058;ема: «Загадки» | 1 | |
Январь | #1058;ема: «Задачки в кроссвордах» | 1 |
#1058;ема: «Измерение площади» | 1 | |
#1058;ема: «Который час?» | 1 | |
Февраль | #1058;ема: «Игралочка с блоками Дьенеша» | 1 |
#1058;ема: «Задачки в кроссвордах» | 1 | |
#1058;ема: «Танграм» | 1 | |
#1058;ема: «Графический диктант по клеточкам» | 1 | |
Март | #1058;ема: «Скорый поезд» (палочки Кюизенера) | 1 |
#1058;ема: «Мы играем с Тико | 1 | |
#1058;ема: «Линейный календарь» | 1 | |
#1058;ема: «Тетрис» | 1 | |
Апрель | #1058;ема: «Мемо» | 1 |
#1058;ема: «ЛогикУМ» | 1 | |
#1058;ема: «Прозрачный квадрат» | 1 | |
#1058;ема: «Головоломки» | 1 | |
ВСЕГО | 27 |
6. Календарно - тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель |
Октябрь | Тема 1. «Путешествие в мир логики»:
Тема 2. «Свойства и признаки предметов»:
Тема 3. «Сравнение предметов»:
| Познакомить детей с содержанием кружка «Логовичок» через дидактические игры и упражнения. Сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов); тренировать умение определять и применять свойства предметов. Формировать умение сравнивать предметы по величине, форме, цвету, материалу, назначению; применять полученные умения при решении задач. |
Ноябрь | Тема 1. «Поиск всех возможных вариантов решения задачи»:
Тема 2. «Решение логических задач»:
Тема 3. «Развитие произвольного внимания»:
Тема 4. «Путешествие по лабиринту»:
| Создать условия для активизация мыслительной деятельности детей, формировать умение находить разные варианты решения проблемы. Продолжать развивать у детей произвольное внимания и его свойств с помощью системы игровых упражнений Закрепить представления о лабиринтах и правилах их прохождения. |
Декабрь | Тема 1. «Ориентировка в пространстве:
Тема 2. «Графический диктант по клеточкам»:
Тема 3. «Заколдованные ребусы»
Тема 4. «Загадки»
| Создать условия для развития пространственной ориентации, способности логически мыслить; закреплять умение ориентироваться по плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Познакомить с понятием «ребус», научить разгадывать ребусы, зафиксировать метод решения ребусов, обогащать словарь. Продолжать формировать представления о функциональных загадках, их отличии от обычных загадок. |
Январь | Тема 1. «Задачки в кроссвордах»:
Тема 2. «Измерение площади»:
Тема 3. «Который час?»:
| Создать условия для формирования представлений о сложении и вычитании чисел. Познакомить с понятием «площадь»; формировать представление о способе измерения площади с помощью мерки. Продолжать формировать представление о времени, разных видах часов; тренировать умение определять время по часам. |
Февраль | Тема 1. «Игралочка с блоками Дьенеша» Разминка
Тема 2. «Задачки в кроссвордах»:
Тема 3. «Танграм»:
Тема 4. «Графический диктант по клеточкам»:
| Создать условия для решения логических действий и операций, умения декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов); Продолжать тренировать умение определять и применять свойства предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету. Формировать у детей развитие графических навыков, ориентировки в пространстве. Подготовить руку к письму. |
Март | Тема 1. «Скорый поезд» (палочки Кюизенера):
Тема 2. «Мы играем с Тико:
Тема 3. «Линейный календарь»:
Тема 4. «Тетрис»
| Создание благоприятных условий для развития конструкторских умений, интеллектуального развития через формирование пространственного и логического мышления. Продолжать учить ориентировки в пространстве. Познакомить детей с составом чисел из двух меньших. Формировать у детей элементарных математических представлений. Развивать творческое воображения у детей при составлении схем из деталей головоломки |
Апрель | Тема 1. «Мемо»:
Тема 2. «ЛогикУМ»
Тема 3. «Прозрачный квадрат» Тема 4. «Где логика?»:
| Продолжать развивать память, внимание, мышление, выработать быстроту реакции. Учить запоминать предметы в пространстве. Развивать навыки выявления закономерностей и умения доводить изображение до образца, дорисовывая недостающие предметы. Осваивать приемы сложения плоскостных фигур, используя прозрачный квадрат Воскобовича. Закрепить характерные признаки геометрических фигур. Продолжать развивать логическое мышление. |
Методы, приемы и формы:
Технология: игровая.
Методы и приемы проведения:
- наблюдение;
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые;
- право выбора;
-рассуждение;
- фиксирование результата;
-закрепление.
Используемые приемы:
- Показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
- Игровые приёмы;
- Индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- Обследование, рассматривание, наблюдение;
- Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение фото - выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов и родителей.
- Оценочный материал
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя октября, 3-4 неделя апреля с целью выявления динамики развития познавательного развития.
Обследование дошкольников по определению уровня логического мышления проводиться по методикам: Р.С. Немова, С.Д.Забрамной, А.Я. Ивановой.
Диагностика навыков и умений детей, посещающих кружок
«Логовичок»
Анализ | Синтез | Сравнение | Обобщение | Классификация | Баллы |
Оценка критериев:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
8. Заключение
Обучение по данной программе способствует развитию у детей познавательной активности, появлению интереса к логике.
Логика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию.
Поэтому занятия по кружковой работе проводились представлены в игровой форме. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность.
Таким образом, развитию познавательного интереса к логическому мышлению способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
9. Список литературы
1. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л., Чего не свете не бывает? – М.: Просвещение, 2020 г.
2. Кашкаров А.П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. – М.: СОЛОН-Пресс, 2022.
3. Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2023.
4. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2021.
5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-6 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2022.
7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Который час? Математика для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2022.
8. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников. – М.: АРК-ТИ, 2008.
9. Сунцова А., Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. – СПб.: Питер, 2022.
10. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Тест № 1. «Невербальная классификация» (для детей 6 - 7 лет)
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (20 шт.).
Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, взрослый молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может дать этим группам.
Оценка критериев:
В норме классификация картинок занимает не больше 5—7 мин, медлительные дети делают это за 8—10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.
Высокий уровень. Ребенок выполняет задания без ошибок.
Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.
Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает название не всем группам.
Тест № 2. «Нелепицы» для детей 6-7 лет
Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, рассуждать логически и грамматически, правильно выражать свою мысль.
Оборудование: Картинка с изображением 7 нелепиц.
Оценка критериев:
10 баллов — за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть;
8—9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле;
6—7 баллов — ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 3— 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
4—5 баллов — ребенок заметил все нелепицы, но 5—7 из них не успел за 3 мин до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
2—3 балла — за 3 мин ребенок не успел заметить 1—4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло;
0—1 балл — за 3 мин ребенок успел обнаружить меньше 4-х нелепиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
