ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОВИЧОК"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

tt.bb.86@bk.ru

Математическое развитие детей – значимый компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике.

Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_logovichok_borisova_ispravl_2.docx55.31 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛОГОВИЧОК»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ

Составил воспитатель:

Борисова Татьяна Владимировна

Братск, 2025 г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………….…………3

2. Учебный план ……………………………………………………………………………7

3. Календарно - учебный график………………………………………………..…………8

4. Рабочая программа 8

Планируемые результаты 9

Тематическое содержание программы 10

#1058;ематический план ………………………………………………………………………10

6. Календарно -тематическое планирование ……………………………………….……11

Методы, приемы и формы……………………………………………………… 15

7. Оценочный материал……………………………………………………………………16

Диагностика навыков и умений детей 16

8. Заключение………..………………………………………………………………..….. 16

9. Список литературы……………………………………………………………………. 18

Приложение 19


  1. Пояснительная записка

Математическое развитие детей – значимый компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике.

Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.

Дополнительная общеразвивающая программа «Логовичок» имеет познавательную направленность, которая направлена на развитие основных интеллектуальных качеств детей 6 – 7 лет, пространственных представлений и логического мышления старших дошкольников.

Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную деятельность с детьми 6 – 7 лет.

Новизна и оригинальность программы: заключается в самом важном условие раскрытия познавательных способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности. Обучение детей проводится с 6 – 7 лет; подобраны приемы и методы; разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий область познавательного развития. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Актуальность программы развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью.

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних дошкольников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом. В целом эти занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Цель: способствовать развитию логического и творческого мышления и воображения у детей, строить простейшие умозаключения, аргументировать свои высказывания.

Задачи:

Обучающие:

1. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать.

2. Способствовать формированию мыслительных операций.

3. Побуждать к решению логических и комбинаторных задач.

4. Способствовать расширению кругозора.

5. Формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников.

Развивающие:

1. Продолжать развивать внимание, память.

2. Создать условия для развития мотивации к познанию и творчеству.

3. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.

4. Развивать у детей коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

Воспитательные:

  1. Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
  2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Содержание программы строиться на следующих принципах:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса познавательной деятельности;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития познавательной деятельности дошкольников;
  • предполагает повторяемость тем, позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
  • обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
  • возрасту формах работы с детьми;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Материально-техническое обеспечение программы включает:

  • группа, столы, стулья;
  • доска, мольберт, ноутбук, логоцентр;
  • графические диктанты, схемы;
  • сборники логических задач, прописи, дидактические игры, лабиринты, игровые наборы «Блоки Дьнеша», «Палочки Кюзенера», «Прозрачные квадраты».

Срок освоения Дополнительной общеразвивающей программы «Логовичок» – 7 месяцев.

Условия вхождения в программу: Кружок посещают дети по запросам родителей (законных представителей).

Основной формой организации образовательной деятельности: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность); познавательная деятельность детей (фронтальная, групповая, индивидуальная форма организации детей).

Для занятий познавательной деятельностью необходимо заранее подготовить оборудование и материалы.

  1. Учебный план

Возраст детей

6 – 7 лет

Длительность одного занятия

30 минут

День недели

Среда

Время проведения

16:00

Количество детей, посещающих кружок

В подгруппе не более 10 человек

Продолжительность

С октября по апрель

Место проведения

Группа

Количество занятий в месяц

4

Общее количество занятий в год

27

  1. Календарно – учебный график

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Начало учебного года

Продолжительность 7 месяцев (с до )

Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь

Сроки проведения итогового мониторинга (диагностики) май

4. Рабочая программа

Содержание программы составлено с учетом следующих принципов:

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. Сотрудничество ДОУ с семьей;
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Все занятия включают в себя 5 этапов проведения, включающие следующий алгоритм реализации технологии логического мышления:

  • Создание проблемной ситуации - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности (подготовительный этап).
  • Этап психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.
  • #1055;рактическая деятельность (этап творчества - формирование способности находить нестандартные решения).
  • Этап индивидуализации - развитие личностных качеств.
  • Выводы - установление связей (заключительный этап).

Формы проведения занятий - групповая. Игровые занятия включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

  • - работа с занимательным материалом;
  • - работа в тетрадях;
  • - физкультминутки, гимнастика для глаз;
  • - работа с д/и.

В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры. Разнообразить занятия можно технологиями по программе ПРОдетей: «Линейный календарь».

Планируемые результаты

Дети умеют:

1. Выделять выразительные средства лабиринтов, находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.

#1042;ыявлять особенности логических и математических задач, решать их.

3. Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.

4. Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (словесно-логические, математические, геометрические, конструктивные).

5. Обобщать и сравнивать предметы по признаку формы, размера, назначения, цвета.

6. Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.

#1056;ешать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы.

#1054;риентироваться в пространстве и на плоскости.

9. Следовать инструкциям, работать со схемами и простейшими таблицами.

Тематическое содержание программы

Программа дополнительного образования «Логовичок» направлена на развитие специальных умений и навыков, познавательная деятельность положительно влияет: на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих и логических способностей, они дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами.

Одним из основных мотивов программы является - воспитание целеустремлённого, любознательного дошкольника, умеющего решать интеллектуальные и логические задачи, владеющего универсальными предпосылками учебной деятельности через сотрудничество, взаимодействие посредством интеллектуальных игр, логических задач и упражнений, творческо-поисковых заданий. У воспитанников развивается способность обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; установление отношений по принципу решения простых и сложных аналогий.

5. Тематический план

Месяц

Тема занятий

Количество занятий:

теория и практика

Октябрь

#1058;ема: «Путешествие в мир логики»

1

#1058;ема: «Свойства и признаки предметов»

1

#1058;ема: «Сравнение предметов»

1

Ноябрь

#1058;ема: «Поиск всех возможных вариантов решения задачи»

1

#1058;ема: «Решение логических задач»

1

#1058;ема: «Развитие произвольного внимания»

1

#1058;ема: «Путешествие по лабиринту»

1

Декабрь

#1058;ема: «Ориентировка в пространстве.

1

#1058;ема: «Графический диктант по клеточкам»

2

#1058;ема: «Заколдованные ребусы»

1

#1058;ема: «Загадки»

1

Январь

#1058;ема: «Задачки в кроссвордах»

1

#1058;ема: «Измерение площади»

1

#1058;ема: «Который час?»

1

Февраль

#1058;ема: «Игралочка с блоками Дьенеша»

1

#1058;ема: «Задачки в кроссвордах»

1

#1058;ема: «Танграм»

1

#1058;ема: «Графический диктант по клеточкам»

1

Март

#1058;ема: «Скорый поезд» (палочки Кюизенера)

1

#1058;ема: «Мы играем с Тико

1

#1058;ема: «Линейный календарь»

1

#1058;ема: «Тетрис»

1

Апрель

#1058;ема: «Мемо»

1

#1058;ема: «ЛогикУМ»

1

#1058;ема: «Прозрачный квадрат»

1

#1058;ема: «Головоломки»

1

ВСЕГО

27

6. Календарно - тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

Тема 1. «Путешествие в мир логики»:

  • Тест «Нарисуй человека»
  • Игра на внимание: «Самый внимательный»
  • Игра «Выполни движения»
  • Игра «Слушай и показывай»
  • Игра на зрительную память «Найди пару» (Дьенеш блоки).

Тема 2. «Свойства и признаки предметов»:

  • Найди такой же»
  • «Чем похожи?»
  • «Сравни картинки»
  • «Найди пару»
  • Работа в прописях.

Тема 3. «Сравнение предметов»:

  • «Что общего?»
  • «Какой признак объединяет предметы каждой группы?»
  • «Заполни пустые квадраты»
  • Работа в прописях.

Познакомить детей с содержанием кружка «Логовичок» через дидактические игры и упражнения.

Сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов); тренировать умение определять и применять свойства предметов.

Формировать умение сравнивать предметы по величине, форме, цвету, материалу, назначению; применять полученные умения при решении задач.

Ноябрь

Тема 1. «Поиск всех возможных вариантов решения задачи»:

  • Игра «Продолжи закономерность» (палочки Кюзенера)
  • Игра «Что было сначала, что потом?»
  • Игра «Что раньше»
  • Задачи на логику.

Тема 2. «Решение логических задач»:

  • «Разминка»
  • «Игра Собери узор»
  • «Блицтурнир»
  • Игра «Кто быстрее?».

Тема 3. «Развитие произвольного внимания»:

  • Игра «Кто за кем?»
  • Игра «Лови - не лови»
  • Игра «Карлики и великаны».
  • Работа в прописях.

Тема 4. «Путешествие по лабиринту»:

  • Беседа «Что такое лабиринт?»
  • Физминутка «Три медведя шли домой»
  • Решение лабиринта (карточки).

Создать условия для активизация мыслительной деятельности детей, формировать умение находить разные варианты решения проблемы.

Продолжать развивать у детей произвольное внимания и его свойств с помощью системы игровых упражнений

Закрепить представления о лабиринтах и правилах их прохождения.

Декабрь

Тема 1. «Ориентировка в пространстве:

  • Упражнения «Займи место»
  • Игра «Разноцветные шаги»
  • Игра «В поисках сокровищ»
  • Игра «Найди игрушки»
  • Графический диктант.

Тема 2. «Графический диктант по клеточкам»:

  • Упражнение «Найди картинку и назови ее»
  • Игра «Угадай, кого загадали»
  • Графический диктант.

Тема 3. «Заколдованные ребусы»

  • Беседа «Что такое ребус и как его разгадать?»
  • Разгадывание ребусов
  • Создание своих ребусов.

Тема 4. «Загадки»

  • «Разминка»
  • Игра «Концовки»
  • Игра «Счётная»
  • «Задачки – загадки».

Создать условия для развития пространственной ориентации, способности логически мыслить; закреплять умение ориентироваться по плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Познакомить с понятием «ребус», научить разгадывать ребусы, зафиксировать метод решения ребусов, обогащать словарь.

Продолжать формировать представления о функциональных загадках, их отличии от обычных загадок.

Январь

Тема 1. «Задачки в кроссвордах»:

  • Беседа «Что такое задача?
  • Знакомство с кроссвордом (просмотр и обсуждение презентации)
  • Решение задач в кроссвордах.

Тема 2. «Измерение площади»:

  • Разминка «Отгадай загадку»
  • Д / у «Измерь коврик»
  • Выполнения заданий со схемами.

Тема 3. «Который час?»:

  • Игра «Что случилось раньше?»
  • Игра «Части суток»
  • Игра «Собери часы»
  • Выполнения заданий в рабочих тетрадях.

Создать условия для

формирования представлений о сложении и вычитании чисел.

Познакомить с понятием «площадь»; формировать представление о способе измерения площади с помощью мерки.

Продолжать формировать представление о времени, разных видах часов; тренировать умение определять время по часам.

Февраль

Тема 1. «Игралочка с блоками Дьенеша»

Разминка

  • Игра «Засели домики»
  • Игра «Дорожки»
  • Игра «Найди свой домик»
  • Работа со схемами «Дорисуй».

Тема 2. «Задачки в кроссвордах»:

  • Разминка «Отгадай загадку»
  • Работа в рабочих тетрадях
  • «Придумай свою задачу».

Тема 3. «Танграм»:

  • Игра «Вырежи и собери»
  • Игра «Загадки»
  • Игра «Собери фигуру».

Тема 4. «Графический диктант по клеточкам»:

  • Игра «Сделай как я»
  • Игра «Снежный ком»
  • Графический диктант «Самолет».

Создать условия для решения логических действий и операций, умения декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.

Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов); Продолжать тренировать умение определять и применять свойства предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету.

Формировать у детей развитие графических навыков, ориентировки в пространстве.

Подготовить руку к письму.

Март

Тема 1. «Скорый поезд» (палочки Кюизенера):

  • Разминка «Давайте посчитаем»
  • «Решаем примеры с помощью палочек»
  • Игра «Найди палочки одинаковой длины».

Тема 2. «Мы играем с Тико:

  • Игра «Назови фигуру»
  • Игра «Собери фигуру»
  • Игра «Состав числа».

Тема 3. «Линейный календарь»:

  • Разминка «Отметь дату»
  • Игра «Дни недели»
  • Игра «Назови соседей числа»
  • Решение примеров.

Тема 4. «Тетрис»

  • Создание игры «Тетрис» из подручных материалов
  • Д / у «Закрась клеточку»
  • Игра «Тетрис».

Создание благоприятных условий для развития конструкторских умений, интеллектуального развития через формирование пространственного и логического мышления.

Продолжать учить ориентировки в пространстве.

Познакомить детей с составом чисел из двух меньших.

Формировать у детей элементарных математических представлений.

Развивать творческое воображения у детей при составлении схем из деталей головоломки

Апрель

Тема 1. «Мемо»:

  • Игра «Угадай, где пары»
  • Игра «Найди»
  • Игра «Мемо» (животные)

Тема 2. «ЛогикУМ»

  • Игра «Продолжи ряд»
  • Игра «Лабиринт»
  • Решение логических задач.

Тема 3. «Прозрачный квадрат»

Тема 4. «Где логика?»:

  • Д / у «Что общего?»
  • Игра «Лабиринт»
  • Игра «Судоку - числовая головоломка.

Продолжать развивать память, внимание, мышление, выработать быстроту реакции.

Учить запоминать предметы в пространстве.

Развивать навыки выявления закономерностей и умения доводить изображение до образца, дорисовывая недостающие предметы.

Осваивать приемы сложения плоскостных фигур, используя прозрачный квадрат Воскобовича.

Закрепить характерные признаки геометрических фигур.

Продолжать развивать логическое мышление.

Методы, приемы и формы:

Технология: игровая.

Методы и приемы проведения:

- наблюдение;

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные;

- практические;

- игровые;

- право выбора;

-рассуждение;

- фиксирование результата;

-закрепление.

Используемые приемы:

- Показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

- Игровые приёмы;

- Индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

- Обследование, рассматривание, наблюдение;

- Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение фото - выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проведение мастер-класса среди педагогов и родителей.

  1. Оценочный материал

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя октября, 3-4 неделя апреля с целью выявления динамики развития познавательного развития.

Обследование дошкольников по определению уровня логического мышления проводиться по методикам: Р.С. Немова, С.Д.Забрамной, А.Я. Ивановой.

Диагностика навыков и умений детей, посещающих кружок

«Логовичок»

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Баллы

Оценка критериев:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

8. Заключение

Обучение по данной программе способствует развитию у детей познавательной активности, появлению интереса к логике.

Логика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию.

Поэтому занятия по кружковой работе проводились представлены в игровой форме. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность.

Таким образом, развитию познавательного интереса к логическому мышлению способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

9. Список литературы

1. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л., Чего не свете не бывает? – М.: Просвещение, 2020 г.

2. Кашкаров А.П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. – М.: СОЛОН-Пресс, 2022.

3. Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2023.

4. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2021.

5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-6 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2022.

7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Который час? Математика для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2022.

8. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников. – М.: АРК-ТИ, 2008.

9. Сунцова А., Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. – СПб.: Питер, 2022.

10. Интернет ресурсы.

Приложение 1

Тест № 1. «Невербальная классификация» (для детей 6 - 7 лет)

Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (20 шт.).

Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, взрослый молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может дать этим группам.

Оценка критериев:

В норме классификация картинок занимает не больше 5—7 мин, медлительные дети делают это за 8—10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.

Высокий уровень. Ребенок выполняет задания без ошибок.

Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.

Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает название не всем группам.

Тест № 2. «Нелепицы» для детей 6-7 лет

Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, рассуждать логически и грамматически, правильно выражать свою мысль.

Оборудование: Картинка с изображением 7 нелепиц.

Оценка критериев:

10 баллов — за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть;

8—9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле;

6—7 баллов — ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 3— 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;

4—5 баллов — ребенок заметил все нелепицы, но 5—7 из них не успел за 3 мин до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;

2—3 балла — за 3 мин ребенок не успел заметить 1—4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло;

0—1 балл — за 3 мин ребенок успел обнаружить меньше 4-х нелепиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....