Тематическая программа «Занимательная математика» для детей подготовительной группы
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Русакова Елена Юрьевна

Основная цель программы «Занимательная математика» — формирование устойчивых основ математических знаний и развитие логического мышления у детей 6-7 лет. Программой предусмотрены еженедельные занятия в игровой форме, направленные на расширение математических представлений, стимуляцию познавательной активности и обеспечение качественной подготовки к дальнейшему обучению в школе. Включённые в неё элементы игрового обучения, включая головоломки, загадки и задачи-шутки, призваны вызвать интерес у детей и облегчить процесс усвоения новых знаний. Через организацию занятий формируется база для успешной адаптации к условиям начального школьного образования, создавая прочную основу для дальнейшего изучения математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_neposedy.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25»

Тематическая программа

«Занимательная математика»

для детей подготовительной группы.

Описание: Picture background

                                                                                                                                    Разработали: Русакова Е.Ю.

                                                                                                                                           Баранова Ф.Х.                    

г. Ачинск

2025-2026гг.

Содержание

Пояснительная записка

3

Актуальность программы

3

Цель программы

4

Задачи  программы

4

Основные принципы и методические приемы

7

Целевые ориентиры

8

Мониторинг

10

Подведения итогов реализация рабочей программы

12

Тематический план

15

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений

17

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ

31

Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ по формированию элементарных математических представлений

32

План работы с родителями

33

Список литературы

35

        

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации программы «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.  Программа проводится 2 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.

Актуальность программы

Развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Содержание программы направлено на овладение детьми 6-7 лет важнейшего навыка логического мышления - способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.

Цель программы: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени.

Основные задачи по программе

Количество

  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых    предметы отличаются определенными признаками.
  • Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над ними.
  • Продолжать знакомить с числами и цифрами первого десятка.
  • Познакомить с числами второго десятка.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
  • Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Познакомить с составом чисел в пределах 10.
  • Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
  • Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
  • Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина

  • Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить предмет на 2-4 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку) и линейки.
  • Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях.
  • Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма

  • Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
  • Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу

Ориентировка в пространстве

  • Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  • Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени

  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
  • Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  • Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
  • Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Основные принципы и методические приемы:

Занятия программы построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом ФОП ДО.

Принципы проведения занятий:

  • системность,
  • наглядность,
  • цикличность построения занятий,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

 

Методические приемы:

  • Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Показ мультимедийных материалов

 

Целевые ориентиры

Количество

  • Имеет общие представления о множестве: умеет формировать множества по заданным основаниям, видит составные части множества, в которых    предметы отличаются определенными признаками, объединяет, дополняет, удаляет из множества части или отдельные его части.
  • Владеет навыками количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Называет числа в прямом и обратном порядке до 10, последующее, предыдущее число в пределах 10, соседей числа.
  • Сравнивает количество предметов, используя знаки равенства и неравенства.
  • Проводит сравнительный анализ чисел: «больше», «меньше», «столько же»
  • Самостоятельно выполняет графические изображения цифр от 0 до 9.
  • Имеет представления о составе чисел из единиц
  • Соотносит цифры и количество предметов.
  • Знает состав чисел от 1 до 10, умеет раскладывать число на 2 меньших.
  • Имеет представление о двузначных числах и способе их образования.
  • Имеет представление о структуре задачи, умеет правильно определять в задаче условие и вопрос задачи, давать развернутый ответ на вопрос задачи, употребляя в речи числительное.
  • Имеет представление о деньгах, монетах достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей, соотносить числа и монеты, решать задачи с монетами, способом сложения и вычитания.
  • Умеет на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
  • Умеет решать логические задачи на установление соответствия, задачи на синтез и анализ.

Величина

  • Умеет делить целый предмет на 2, 4 и более равных частей.
  • Имеет представление об «одной второй», «одной четвертой» части.
  • Умеет сравнивать предметы по высоте, длине и ширине, используя слова «выше», «ниже», «длиннее», «короче», «шире», «уже».
  • Умеет измерять длину предметов и отрезков с помощью условной меры и линейки, сравнивать длину отрезков.
  • Умеет рисовать отрезки на бумаге в клетку
  • Понимает зависимость между величиной меры и числом.
  • Умеет измерять объем жидких и сыпучих веществ разными способами.

Форма

  • Различает и называет, геометрические фигуры, умеет соотносить их по цвету и форме, группирует их согласно общим признакам.
  • Имеет представления о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой, о свойствах геометрических фигур, их элементах (вершины, углы, стороны).
  • Решает геометрические задачи.
  • Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Моделирует геометрические фигуры; составляет из нескольких частей целое, конструирует фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составляет тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Ориентировка в пространстве

  • Ориентируется в пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение предметов (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  • Умеет располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • Выполняет изображение узора по образцу

Ориентировка во времени

  • Имеет представления о временных отношениях, узнает и понимает значение понятий «сначала-потом», «до-после», «раньше-позже», «в одно и то же время».
  • Называет время по часам с точностью до часа.
  • Имеет представления о временах и месяцах года, днях недели, частях суток, знает их название и последовательность.

Мониторинг

Педагогическая диагностика овладения детьми математическими представлениями и навыками в подготовительной группе. 

Количество и счет.

Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Задание: «Один» и «много».

Ребенку предлагается из группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

- Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)

- Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)

- Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)

Оценка:

3 балла -  ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)

1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Величина.

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный - короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».

Задание: Сравнение предметов по величине.

 Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

- Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).

- Какая полоска короче? (красная)

- Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.

- На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)

- На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)

Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)

- Какая полоска такой же длины, как и красная?

- Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)

- Какие эти полоски по длине? (одинаковые)

Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.

- Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)

- Чем они отличаются?

- Какого цвета ленточки? (желтая и красная)

- Как узнать, какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)

- Желтая ленточка какая? (широкая)

- Красная ленточка какая? (узкая)

Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)

- Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)

- Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади на высокую елочку.

- Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)

- На какой елке сидит белка? (на высокой)

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно и правильно называет, и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.

2 балла – визуально сравнивает предметы по величине, не пользуясь приемом наложения.

1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Форма.

 Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.

 Задание: Называние формы геометрических фигур.

Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.

 Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Ребенку предлагается назвать фигуры.

- Как называется эта фигура? (треугольник)

- Как называется эта фигура? (квадрат)

- А это что за фигура? (круг)

- Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)

Игра: «Цвет и форма»

Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например, солнце, будильник и т.д

- Солнце какой формы? (круглое)

- Будильник какой формы? (круглый)

Найди предметы, которые имеют квадратную форму.

- Аквариум какой формы? (квадратный)

- Дом какой формы? (квадратный)

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,

треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.

2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.

 1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.

 0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Ориентировка в пространстве.

Цель: выявить умение детей различать пространственные направления «впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».

Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.

- На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)

- На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)

На столе стоят игрушки.

Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.

- Поставь зайца впереди куклы.

- Поставь белку позади куклы.

- Покажи кукле левую руку.

- Покажи кукле правую руку.

- Топни правой ногой, топни левой ногой.

Оценка:

3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».

2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».

1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.

Ориентировка во времени.

Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Задание: Ориентировка в частях суток.

На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.

Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.

- Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)

- Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.

2 балла – называет части суток с помощью взрослого.

1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Логическое мышление.

              Группировка предметов по цвету, форме и величине.

Цель: выявить умение детей группировать предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)

Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.

- Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)

- Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)

*Возможна стимулирующая помощь педагога.

- Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)

Игра: «Четвертый лишний»

Ребенку показывают картинку.

- Какой предмет лишний?

- Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.

2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.

1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Подведения итогов реализации рабочей программы:

1 этап —  открытое занятие кружка в форме математического праздника.

2 этап — выступление на родительском собрании,

совместное с родителями занятие,

выставка детских работ (аппликаций на основе наглядной геометрии).

Режим реализации программы

Общее количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в год

Количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю

Длительность  организованной образовательной деятельности (занятий)

Форма организации образовательного процесса

75

2

до 30 минут

групповая

Тематический план

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

Количество и счет

1.

Деление множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком. Объединение частей в целую группу, дополнение, удаление из множества частей. Установление зависимости между множеством и его частью. Нахождение по части целого и по целому его части.

4

2.

Закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

5

3.

Знакомство с цифрами 0-9

10

4.

Развитие понимания отношений между числами. Сравнение чисел в пределах 10.

1

5.

Знакомство с последовательностью чисел в натуральном ряду в пределах 10; называние чисел в прямом и обратном порядке от любого числа (устный счет) в пределах 10. Называние предыдущего и последующего числа к названному числу или обозначенному цифрой, называние пропущенного при счете числа, понимание выражений «до» и «после».

2

6.

Уточнение приемов деления предметов на две, четыре и более равных частей; установление отношения целого и части.

3

7.

Ознакомление с составом чисел из двух меньших до 10.

2

8.

Знакомство с монетами достоинством в 1,2,5 руб., 1,5,10 коп. их набором и разменом.

1

9.

Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

5

10.

Знакомство с особенностью образования двузначных чисел в пределах 20.

1

11.

Установление закономерностей. Логические задачи на синтез и анализ.

2

Величина

12.

Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры, линейки. Развитие понимания зависимости результата измерения длины от величины меры.

2

13.

Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.

1

14.

Сравнение предмета по весу (тяжелее – легче). Знакомство с весами.

1

Форма

15.

Развитие представлений о геометрических фигурах. Знакомство с многоугольником, его элементами (углы, вершины, стороны). Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

2

Ориентировка в пространстве

16.

Развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

2

17.

Определение направления движения в пространстве (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями.

1

Ориентировка во времени

18.

Знакомство с названия месяцев года, последовательность дней недели, определение времени по часам.

4

Итого

49

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений

Дата

Организованная  образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

  1. Тема

Программные задачи

1

план

факт

3

4

5

 «Ориентировка в пространстве»

Формировать у детей пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Уточнить умения детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету. Уточнить умения детей ориентироваться на листе бумаги (в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, середине).

Д/и «Куда пойдешь и что найдешь» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр.100 №162

Величина. Измерение объема жидких и сыпучих веществ

Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развивать представление о том, что результат измерения зависит

Д/и «Волшебный мешочек» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 36

8.Число 0, Цифра «0». Понятия «Много», «Ни    одного»

Сформировать представления о числе 0,

«0» - как характеристика пустого множества

 Познакомить детей с понятиями «много, ни одного»,

 

Д/игра:

«Продолжи ряд»

«Геометрические фигуры».

Уточнить знание известных геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, их элементов (вершины, углы, стороны) Учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме.

Д/и «Положи такую же фигуру» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр.102 №167

 «Число 1.           Цифра 1»

Познакомить детей с числом 1, как характеристикой множества, состоящего из одного элемента. Познакомить с цифрой «1»

Моделирование из геометрических фигур «Теремок» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 46

«Число 2. Цифра 2». Знаки «+», «=».

Познакомить детей с числом 2, как характеристикой множества, состоящего из двух элементов. Познакомить с цифрой «2». Познакомить детей с составом числа 2. Познакомить со знаком «+», «=». Закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур.

Занимательный материал «Веселая арифметика» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 292

Число 3, цифра «3». Состав числа 3

Познакомить детей с числом 3, как характеристикой множества, состоящего из 3-х элементов, цифрой «3», составом числа 3. Учить составлять число 3 из 2-х меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом, цифрой. Учить решать логические задачи на установление закономерностей. Знакомство с линейкой.

Число 4, цифра «4». Состав числа 4

Познакомить детей с числом 4, как характеристикой множества, состоящего из 4-х элементов, цифрой «4», составом числа 4. Учить составлять число 4 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. Учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их. Уточнить представление о многоугольнике: учить находить стороны, углы, вершины

Д/и «Угадай, какие числа написаны» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 53 № 69

Число 5, цифра «5».  Состав числа 5

Познакомить детей с числом 5, как характеристикой множества, состоящего из 5-и элементов, цифрой «5», составом числа 5. Учить составлять число 5 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков.

Д/и «Сколько в другой руке» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 53 №67

 «Измерение»

Учить измерять с помощью условной меры длину предмета. Учить измерять длину, высоту, ширину предметов с помощью линейки

Д/и «Какой отрезок длиннее» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 112

№ 187

 «Деньги»

Познакомить детей с деньгами, их предназначением. (монеты достоинством 1,5 копеек, 1,2,5 рублей).

Упражнять детей в наборе и размене монет)

Д/и «Разменяй»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 54 № 72

Сравнение множеств. Повторение.

Упражнять в дополнении множеств, удалении из множества части. Устанавливать отношение между множествами путем составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

Занимательный материал. «Занимательные задачи»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 127

Счет до 5. Повторение.

Закрепить знание чисел и цифр от 1 до 5, упражнять в прямом и обратном счете, закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой, упражнять в счете слева направо и справа налево.

Д/и «Будь внимателен»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 44 № 72

«Часы» «Время»  «Ориентировка во времени»

Познакомить детей с часами и их назначением... Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. Упражнять детей в ориентировке во времени,  используя слова: «утром», «днём», «вечером», «раньше», «позже», «в одно и то же время»

Д/и «Который час?»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 126 № 216

 «Год»

Закреплять названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Упражнять детей в ориентировке во времени,  используя слова: «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».

Д/и «Назови время года»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 124 № 213

Количество и счет. «Больше», «меньше», «равно». Знаки «>», «<», «-«.

.Познакомить с математическими знаками «>», «<», «=», закреплять представление о равенстве и неравенстве, учить правильно понимать понятия «больше», «меньше», «равно».

Занимательный материал «Веселая арифметика» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 292

Сложение.

Сформировать представления о сложении как объединении группы предметов. Упражнять в ориентировке на листе бумаги;

 Учить рисовать на листе бумаги предмет, направляя карандаш в нужном направлении словами: вправо, вверх, влево, вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз и т. д..

Д/и «Реши задачу» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 281

Вычитание.          Знак «минус»

Формировать представления детей о вычитании как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «- » (минус).

Д/и «Сколько нас без одного» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 50 № 62

Состав числа 5

. Учить составлять число 5 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять  в прямом и обратном счете.

Д/и «Считай дальше»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 43 № 39

 «Ориентировка на листе бумаги»

Графический диктант

 Упражнять в ориентировке на листе бумаги;

 Учить рисовать на листе бумаги предмет, направляя карандаш в нужном направлении словами: вправо, вверх, влево, вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз и т. д.

Д/и «Пройди лабиринт» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 160

Число 6. Состав числа 6.

Познакомить детей с числом 6, как характеристикой множества, состоящего из 6-и элементов, цифрой «6», составом числа 6. Учить составлять число 6 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять  в прямом и обратном счете.

Д/и «Поймай рыбку»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 48 № 54

Число 7. Состав числа 7.

Познакомить детей с числом 7, как характеристикой множества, состоящего из 7-и элементов, цифрой «7», составом числа 7. Учить составлять число 7 из меньших чисел. Упражнять в прямом и обратном счете. Познакомить с понятием «четные», «нечетные» числа.

Закрепить умение правильно пользоваться знаками неравенства.

Д/и «Дом, в котором ты живешь» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 50 № 60

Дни недели

Учить: пользоваться в речи предлогами и наречиями, обозначающими пространственно-временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше); определять последовательность всех дней недели.

Д/и «Каких дней в неделе недостает»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 122

№ 209

Число 8. Состав числа 8.

Познакомить детей с числом 8 как характеристикой множества, состоящего из 8-и элементов, цифрой «8», составом числа 8. Учить составлять число 8 из меньших чисел. Формировать понятие о том, что число

количество предметов можно узнать не только

сосчитав их, но и глядя на цифры.  Закрепить с детьми знания о четных и нечетных числах.

Д/и «Чет-нечет»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 49

№ 58

Число 9. Состав числа 9.

Познакомить детей с числом 9, как характеристикой множества, состоящего из 9-и элементов, цифрой «9», составом числа 9. Учить составлять число из меньших чисел. Познакомить с приемами деления фигуры на 2 равные части, с понятием «одна вторая часть». Упражнять в делении и составлении целой фигуры из частей.

Д/и «Положи нужную цифру» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 44 № 41

Число 10. Состав числа 10.

Познакомить детей с числом 10 (десяток)

составом числа. Учить считать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку. Упражнять в составлении целой фигуры из частей.

Д/и «Покажи столько же пальчиков» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 44

№ 43

Логические задачи.

Учить решать логические задачи на установление закономерностей, на анализ и синтез.

Д/и «Угадай, сколько здесь грибочков»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 48

№ 56

Часть и целое.

Познакомить с приемами деления фигуры на 4равные части, с понятием «одна четвертая часть». Упражнять в делении упражнять в решении примеров на сложение и вычитание, в составлении целого из частей. Продолжать знакомить с монетами, достоинством 1,2,5,10 рублей. Упражнять в наборе и размене монет.

Д/и «Кто быстро и верно сложит заданную фигуру» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 111

Счет от 1 до 10. Веселая арифметика

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета первого десятка, закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке,  учить определять пропущенное число в числовом ряду, соответствие между количеством предметов, числом, цифрой.

Д/и «Живые числа»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 42

№ 36

«Задачи»

Дать представление об арифметической задаче.

Познакомить со структурой задачи.

Учить различать части: условие (о чем говорится в задаче) и вопрос (о чем спрашивается в задаче).

Понимать: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить.

Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе. Учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=».

Д/и «Составь задачу» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 135

 «Задачи»

Закреплять умение находить в задаче условие и вопрос.

Продолжать формировать умение рассуждать.

Учить формулировать арифметическое действие.

Упражнять: в составление задач на сложение с

использованием наглядного материала.

Учить составлять и решать задачи с использованием монет достоинством в 1,2, и 5 рублей.

Занимательный материал «Задачи Вини-Пуха» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 207

Составление и решение задач

Познакомить с задачами на нахождение суммы (целого), учить решать задачи на нахождение суммы, записывать арифметические действия, используя знак «+», совершенствовать умение моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала, но и разного вида схематических изображений.

Д/и «Кто прав»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 57 № 77

 Задачи в рисунках и стихах

Познакомить с задачами на нахождение части, учить решать задачи на нахождение части, используя арифметический знак «-«, закреплять умение видеть в задаче условие и вопрос.

Д/и «Гаражи»

Решение задач

Продолжить учить решать простые арифметические задачи, формулировать арифметические действия вычитания и сложения, совершенствовать умение записывать арифметические действия, используя карточки с цифрами и знаками «+», «-« и отношения «=».

Д/и «Назови число на единицу меньше (или больше)»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 49

№ 57

Решение задач .

Познакомить с задачами на увеличение числа на несколько единиц, учить решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его.

Д/и «Кубик бросай и правильно считай»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»

Стр. 62 № 88

Счет. Повторение

Закрепить навыки количественного счета в

пределах 10.

Учить считать в любом направлении: слева

направо, справа налево, сверху вниз и независимо от формы расположения предметов.

Д/и «Кто внимательнее

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 47 № 51

Последующее число. Предыдущее число.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, учить называть соседей числа, пропущенное число.

Д/и «Каких чисел недостает» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 47

№ 50

Геометрические тела и фигуры

Познакомить с объемными фигурами:

шар, куб, конус, цилиндр;

научить их распознавать, отличать от плоских фигур. Закреплять умение сравнивать множества, используя знаки «<», «>», «=».

Д/у «Зрительный диктант» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 106

№ 177

Измерение. Прямая линия. Отрезок Понятия «длина», «ширина», «высота»

Дать представление детям, что такое «прямая линия», «отрезок прямой». Упражнять в счете. Развивать мелкую моторику.

Учить  пользоваться линейкой, чертить и измерять отрезки

Д/у «Какой отрезок длиннее»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 112 № 187

Числа-соседи.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, называть соседей числа. Закреплять умение соотносить множество, число и цифру.

 Д/и «Сбежавшие числа»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 46

№ 48

Счет до 10. Повторение

Закрепить навыки счета в пределах десяти, состав числа из двух меньших, формировать умение решать логические задачи.

Д/и «Кто быстрее составит ракету для космонавта» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 145

Счет до 20

Познакомить с особенностью образования

двузначных чисел (11-20). Учить детей считать в пределах 20. Учить называть последующие и предыдущие числа. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах первого десятка.

Д/и «Помоги собрать цветок» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 320

Что тяжелее?

Дать представление о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее, легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Д/и «Один за один»

Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 50

№ 61

Деление на части.

Познакомить с приемами деления фигуры на четыре равные части, с понятием «одна четвертая часть», закрепить состав числа в пределах 10, учить детей моделировать геометрические фигуры, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Д/у «Сложи квадрат» «Планирование на каждый день» Д-Ф. Подг. группа стр. 127

Логические задачи

Закреплять навыки решения логических задач на установление закономерностей, умение составлять целое из частей.

Д/и «Украсим группу к празднику» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 127

Ориентировка в пространстве.

Графический диктант

Продолжать учить считать до 20. Продолжать знакомить детей с образцами и «записью» каждого из чисел второго десятка. Упражнять в решение примеров

Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить выполнять задания под диктовку.

Д/у «Слуховой диктант» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 107

№ 178

Время. Год

Учить детей различать длительность временных интервалов (1 мин, 10 минут, 1 час), учить определять время по часам с точностью до 1 часа. Закреплять названия времен года, месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год.

Д/и«Поставь по порядку» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 124

№ 215

Целое и части

Закрепить умение делить целый предмет на 2, 4, и более равных частей и сравнивать эти части.

Рассмотреть зависимость размера каждой части от общего количества частей.

Показать: чем больше частей при делении целого, тем меньше каждая его часть, и наоборот.

Учить находить по части целое и по целому его часть.

Дать представление о том, что при сравнении частей фигур разного размера получаются неравные части.

Развивать логическое мышление.

Развивающая игра «Танграмм»

Итоговое занятие. Повторение изученного материала

Уточнить умения детей составлять множества (группы предметов) из разных по качеству элементов, устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями. Уточнить умения детей считать до 20. Уточнить умения детей отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу.

Д/и «Распредели числа в домики» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 23

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ

Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

        Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:

        • системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.

        • раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.

        • организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.

        • наблюдение за динамикой психоречевого развития.

        • сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

        • тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ по формированию элементарных математических представлений:

        Основная цель - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов.

        Задачи:

  •  Развивать у детей познавательные интересы, мыслительные операции и речь.
  • Развивать элементарные представления о признаках предметов, геометрических фигур, количестве, числе.
  • Формировать навыки элементарных способов измерения.
  • Выполнять простейшие счетные операции.
  • Обучать составлению и решению простых арифметических задач на сложение и вычитание.
  • Способствовать усвоению элементарного математического словаря.

        При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений нужно продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников). Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

План работы с родителями

        Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению «Формирование элементарных математических представлений»

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Диагностика математических способностей

Выявление уровня знаний по данному направлению

Октябрь

Консультация «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе»

Повышение уровня компетентности в области ФЭМП у старших дошкольников.

Ноябрь

Изготовление дидактических игр по ФЭМП (Совместная работа родителей и педагога)

Привлечение родителей к совместной деятельности, к созданию дидактических игр.

Декабрь

Родительское собрание «Занимательная математика»

Буклет «Игры по ФЭМП, которые можно провести дома»

Повышение уровня компетентности в области ФЭМП у старших дошкольников, посредством игры, занимательного материала. Привлечение родителей к взаимодействию по развитию интереса к математике у дошкольников.

Январь

Размещение информации на сайте организации

Обеспечение доступности информации по ФЭМП у дошкольников.

Февраль

Выставка творческих работ «Веселые формы» (из геометрических фигур)

Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Март

Папка-передвижка «Как развивать познавательную деятельность ребенка»

Получение информации по развитию познавательной деятельности дошкольника.

Апрель

Математический КВН

Привлечение родителей к взаимодействию, установление дружеских отношений среди родителей группы.

Май

Фотовыставка «Изучаем математику дома»

Знакомство родителей с математической работой, проводимой в детском саду.

Обмен опытом между родителями по формированию элементарных представлений у детей в домашних условиях.

Список используемой литературы

Методические пособия

  1. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
  2. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
  3. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
  4. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. -2-е изд.,перераб. Перова М.Н. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996. -144с.
  5. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий Серия «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду» Вера Арнольдовна Позина, Ирина Александровна Помораева  Мозаика-Синтез; М.:; 2011
  6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
  7.  Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений Колесникова Е.В. - М.:ТЦ Сфера, 2001.-80с.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Занимательная математика" для детей средней группы на 2017-2018 учебный год.

Программа разработана для детей логического мышления,ознокомления детей с цветными палочками Кюизенера. Программа составлена в связи с социальным запросом родителей и педагогов ДОУ....

План программа кружка "Занимательная математика для детей подготовительной к школе группе

Цель кружка - развитие познавательных процессов старших дошкольников через развивающие игры математического содержания....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Занимательная математика» для детей подготовительной группы.

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»Возрастная группа: подготовительная группа.Тема: «Занимательная мате...

КВН по математике для детей подготовительной группы Тема: «Занимательная математика»

Цель: Развитие мыслительной деятельности, логического мышленияПрограммные задачи:Воспитывать любовь к математике. Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с ма...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей подготовительной группы «Занимательная математика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапознавательной направленности«Занимательная математика»...

Программа кружковой работы для детей подготовительной группы "Занимательная математика"

Данный материал заинтересует творческих воспитателей. Программа способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста....

План кружка «Занимательная математика» для детей подготовительной группы

Представляю вашему вниманию план работы кружка в подготовительной группе "Занимательная математика". Удачи!...