Дидактические игры по математике с детьми дошкольного возраста
материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Екатерина Юрьевна Филиппова
В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. Потребность в игре сохраняется и занимает у детей значительное место и впервые годы их обучения в школе.Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. Они обязательно должны включаться в процесс обучения дошкольников математике как средство формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры как средство развития математических способностей дошкольников. В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. Потребность в игре сохраняется и занимает у детей значительное место и впервые годы их обучения в школе. В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические игры с использованием современного математического материала (количественное и пространственное моделирование, геометрические знания, символическое замещение и другое). Данный тип игр, осуществляя закрепление и расширение математических знаний, ориентируется на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Однако, стремясь к знаниям, следует иметь определенные рамки. Самое главное – это привитие ребенку интереса к познанию. С этой целью занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме Повышение умственной нагрузки на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) заставляет задуматься педагогов над тем, каким образом поддержать у детей интерес к осваиваемому материалу и удерживать на протяжении целого занятия активность. Максимальный можно достигнуть при использовании на занятиях дидактических игр, развлечений, занимательных упражнений и задач. При этом использование увлекательного и интересного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей, задач их воспитания и всестороннего развития. Необходимо детей заинтересовать математическим материалом, активизировать их логическую умственную деятельность, развлекать и увлекать детей, углублять и расширять их математические представления, закреплять приобретенные знания и умения, упражнять детей в применении умений и знаний в прочих видах деятельности. Дидактические игры – это один из разновидностей игр с правилами, которые направлены на решение определенных задач в обучении детей. Они широко применяются в качестве средства обучения, воспитания и развития. Отличие дидактической игры от обыкновенной заключается в том, что в ней участвуют обязательно все дети. Ее содержание, правила, методика проведения разрабатываются таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые совершенно не испытывают интерес к математике, эти игры могут стать отправной точкой в возникновении интереса к науке математике. ИГРЫ По формам проведения По образовательным задачам По типам индивидуальные, групповые, парные игры, направленные на изучение нового материала, получение новых знаний, игры, формирующие определенные умения и навыки, и можно выделить большую группу игр, которые имеют характер контроля знаний и обобщающего повторения ролевые, познавательные, комплексные, деловые игры Использование дидактической игры в образовательной деятельности не является самоцелью, это – средство обучения и воспитания. Дидактическая игра – не забава. В понятии «дидактическая игра» подчеркнута ее педагогическая направленность, в этом понятии отражается многообразие ее применения. В соответствии с этим можно утверждать, что применение дидактических игр в обучении математике является важным средством, которое делает образовательную деятельность дошкольников более оптимизируемой й, а сами дидактические игры являются средством развития математических представлений. Использование дидактических игр требует отслеживания интереса детей дошкольного возраста в игре на протяжении занятия. Если интерес отсутствует или угасает, то не рекомендуется навязывать принудительно игру детям, потому как игра в этом случае потеряет свое развивающее, дидактическое, значение; и из игровой деятельности выпадет самое ценное - ее эмоциональность. Если возникает потеря интереса к игре, то педагогу необходимо своевременно принять необходимые действия, которые приведут к изменению обстановки. Это может быть эмоциональная речь, поддержка отстающих, приветливое отношение к детям. Так же важна выразительность в игре.. Если педагог говорит с детьми равнодушно, сухо и монотонно, то дети будут относятся к занятиям так же безразлично, в процессе занятия начнут отвлекаться. В этих случаях бывает достаточно сложно поддержать интерес детей, сохранить желание их смотреть, слушать, участвовать в игре. Когда это совсем не удается, тогда и дети не получат от игры пользы, она будет у них вызывать только утомление. Математическая составляющая в содержании игры всегда выдвигается на первый план. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в своем предназначении, а именно способствовать математическому развитию детей и воспитанию интереса к математике. Организуя дидактические игры с математическим содержанием педагогу следует продумывать следующие вопросы методики проведения игры: 1. Цель игры. Какими знаниями, умениями и навыками в области математического развития дети дошкольного возраста овладеют в процессе проведения игры? Какому моменту игры необходимо уделить пристальное внимание? Какие иные воспитательные цели преследует процесс проведения игры? 2. Количество играющих детей. В каждой игре необходимо определенное количество играющих или максимальное их число. Это следует учитывать, организуя игру. 3. Какие дидактические пособия и материалы потребуются для проведения игры? 4. Как с наименьшими затратами времени познакомить с правилами игры детей? 5. На какой промежуток времени должна быть рассчитана игра? Будет ли игра захватывающей, занимательной для детей? Захотят ли дети вернуться к игре еще раз? 6. Каким образом организовать участие всех детей в игре? 7. Каким образом организовать наблюдение за детьми, чтобы определить, все ли включены в работу? 8. Какие изменения необходимо внести в игру для того, чтобы поднять активность и интерес детей? 9. Какие следует выводы сообщить детям в заключение, после проведения игры (лучшие моменты в игре, недочеты, результаты усвоения математических знаний, дать оценку отдельным участникам игры, сделать замечания по поводу нарушения дисциплины и др.)? Дидактические игры играют важную роль в решении конкретных задач математического развития старших дошкольников; они активизируют умственную деятельность, заинтересовывают математическим материалом, увлекают и развлекают детей, развивают интеллектуальные способности, углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и умения. Они важны как одно из средств, обеспечивающих упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Для того, чтобы дидактическая игра стала эффективным, результативным средством математического развития старших дошкольников, необходимо создание целенаправленно организованной предметно-развивающей среды, насыщенной разнообразными предметами и игровым материалом математического содержания, включающей в себя: 1.Дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий, на следование и чередование и др. 2. Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера. 3. Игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. 4.Разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, позволяющие детям упражняться в установлении отношений, зависимостей. 5. Развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование, в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты. 6. Разные варианты игр на воссоздание («Танграм», «Монгольская игра», «Листик», «Колумбово яйцо»), игры – головоломки. 7. Игры на способ образования и состав числа, сравнение чисел. Своевременное математическое развитие дошкольника обеспечивают только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. Поэтому они обязательно должны включаться в процесс обучения дошкольников математике как средство формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ПДД с детьми дошкольного возраста

Игры с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения...

дидактическая игра по математике для детей дошкольного возраста "математический лэпбук"

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками в которых имеются дидактические игры, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрени...

Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста.

Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста....

"Дидактические игры по математике для старшего дошкольного возраста "

Интеллектуальное развитие дошкольников имеет важное значение, ведь на основании этого впоследствии формируется учебная деятельность. В данной подборке собраны дидактические игры для детей старшего дош...

Дидактическая игра по математике для детей дошкольного возраста своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по математике своими руками "Собери бусы" с пошаговым фото....