Картотека игр "Пространственные представления"
картотека по математике (средняя группа)
Картотека игр пространственные представления для младшей, средней, старшей группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр пространственные представления
Младшая группа
«Замри»
Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.
Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.
Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.
«Мяч по кругу»
Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.
Игровое правило. Не уронить мяч, следовать команде.
Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.
«Аист»
Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.
Игровое правило. Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Средняя группа
«Вверху – внизу. Кто выше?»
Цель. Развитие пространственных представлений.
Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.
В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.
Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».
В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.
«Разговор по телефону»
Цель. Развитие пространственных представлений.
Игровой материал. Палочка (указка).
Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.
Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».
«Где чей домик?»
Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо)
Игровой материал. Набор карточек с числами.
Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.
Старшая группа
«Выставка фигур»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры».
Игровая задача: определять свое местонахождение среди сверстников.
Игровое правило: встать в позу и назвать, кто впереди и сзади стоит.
Игровое действие: взаимодействовать с воспитателем и сверстниками.
Содержание. Воспитатель приглашает пройти на ковёр и встать полукругом. Воспитатель предлагает детям поиграть в выставку фигур. Затем по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Оля подойди ко мне, Таня, встань так, чтобы Оля была сзади тебя. Миша встань перед Катей» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их встать в красивую позу и назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
«Сыщики»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
Игровая задача: найти игрушки и вернуть их на своё место.
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Игровое действие: взаимодействовать с игрушками.
Содержание. Воспитатель сообщает ребенку, что ночью в группе произошел переполох и все игрушки спрятались. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в сыщика, найти игрушки по названым ориентирам, в соответствии с которыми ребенок движется к цели (т.е. к месту, где спрятана игрушка) и вернуть их на свои место. Ребенку предлагается, например, дойти до шкафа, повернуть направо, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.
«Там, где я встану»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).
Игровая задача: найти жителей Лимонного царства.
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Игровое действие: взаимодействовать с воспитателем.
Содержание. Воспитатель сообщает детям, что из Лимонного царства сбежали фрукты и овощи и их нужно найти. На предметах в группе изображены цветные фрукты и овощи, ребенку даётся конверт с парным изображением. Воспитатель задаёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать место, где спрятано изображение. Когда инструкция выполнена, ребенок открывает конверт и проверяет правильность выбора. Например, Маша, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Встань за этим столом справа. Кого ты видишь? Проверь своё ответ.
Подготовительная группа
«ГДЕ СИДЕЛ ВОРОБЕЙ?»
Дидактическая задача: формировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве.
Оборудование: фланелеграф, аппликация воробья и лесной полянки.
Содержание. Воробей летает по полянке; когда он садится, дети определяют его пространственное положение: «Воробей сел слева, на веточке, внизу, под кустиком, справа, у цветка, сзади, за дерево и т. д.».
Примечание. Воробьев может быть несколько, и дети уточняют, где сидит каждый из них.
«ДОЙДИ ДО ФЛАЖКА»
Дидактическая задача: упражнять детей в пространственной ориентации; тренировать внимание.
Оборудование: флажки на подставках.
Содержание. На песке или на асфальте, линолеуме чертится большой квадрат, который делится на 16 маленьких. В один из них ставится флажок. Ребенок начинает игру с «дома» - заштрихованного квадрата. Воспитатель направляет движение ребенка к флажку, например направо на один квадрат, налево через два квадрата, вперед в следующий квадрат, назад в соседний квадрат и т. д. (Всего 6-8 ходов.) Кто не ошибется и дойдет до флажка, забирает его к себе. Ставится другой флажок, и игра повторяется. Игру можно проводить на улице. Участвуют четверо-шестеро ребят.
«НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!»
Дидактическая задача: дать практические навыки ориентирования в пространстве; упражнять в порядковом счете.
Оборудование: звездочки.
Содержание. Дети одного ряда строятся в колонну и выполняют команду: «Коля встанет перед Игорем»; «Женя за Леной»; «Коля между Васей и Светой»; «Ира самая последняя, а Володя рядом» и т. д.
Вариант 1. Дети во время перестроения выполняют движения по заданию: «Мальчик рядом с Олей сделает шаг назад»; «Тот, кто стоит слева от Вити, хлопнет в ладоши» и т. д. Дети остальных рядов проверяют правильность выполнения команды. Если кто-то ошибся, поднимают руку и поправляют. Кто ни разу не ошибся, получает звездочку.
Вариант 2. Группа ребят строится в шеренгу. Дети запоменают порядок построения. По сигналу дети закрывают глаза, а два-три человека меняются местами (или садятся на место). Нужно определить, как ребята перестроились, и назвать место ребенка, например: «Миша стоял рядом с Игорем, он был третьим. Теперь он седьмой, стоит между Димой и Таней» или «Нет Оли, она была второй».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.
Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

Картотека упражнений по развитию пространственных представлений
Картотека упражнений по развитию пространственных представлений для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр для развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР
Данные дидактические игры и упражнения разработаны с учетом особенностей речевого развития дошкольников с ОНР и направлены на развитие пространственных представлений как средства для формировани...

Картотека игр и упражнений на развитие пространственной представлений у детей старшего дошкольного возраста
В данной работе представлена картотека дидактических игр по ФЭМП на развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр по формированию пространственных представлений.
Картотека по формированию пространственных представлений по возрастным группам....

Картотека игр, направленных на формирование пространственных представлений
Формирование пространственных представлений...

Картотека подвижно-дидактических математических игр на тему временные, геометрические, пространственные представления.
В помощь для закрепления материала....
