НОД по математике в подготовительной группе _ Многоугольники_
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
1. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника).
2. Уточнить знание элементов (вершины, углы, стороны) известных геометрических фигур (треугольник и квадрат).
3. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, группировать по форме.
4. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких фигур другие геометрические фигуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фрагмента занятия «Многоугольник» в подготовительной группе
Группа: подготовительная
Продолжительность: 30 минут
Тип занятия: по сообщению новых знаний и их закреплению
Тема: многоугольник
Цель: познакомить детей с многоугольником
Задачи
Образовательные:
1. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника).
2. Уточнить знание элементов (вершины, углы, стороны) известных геометрических фигур (треугольник и квадрат).
3. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, группировать по форме.
4. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких фигур другие геометрические фигуры.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, мыслительные операции: сравнение, классификация, обобщение
2. Развивать пространственное воображение
Воспитательные:
1. Формировать умение работать в парах: договариваться, слушать друг друга, достичь общего результата
2. Воспитывать культуру общения
Основной метод: практический- упражнения
Частные методы и приемы:
- практические: выполнение практических действий, практических заданий с наглядным материалом
- словесные: вопросы к детям, использование художественного слова, пояснения, указания, контроль и оценка;
- наглядные: демонстрация стихотворения Е. Панина, рассматривание геометрических фигур.
- игровые: дидактическая игра: « Найди по описанию».
Дидактические средства:
демонстрационный материал: фланелеграф, набор геометрических фигур,
раздаточный материал: счетные палочки 1 на стол
Технические средства: компьютер
Ход занятия
-Дети, встанем в круг. Разрешите с вами поиграть?
-Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладем ладошку на ладошку. Это нужно для вашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши планы осуществились, повторяйте волшебные слова: « Мы ребята просто класс, Все получится у нас!» Молодцы!
-Ребята, посмотрите какой интересный, разноцветный уголок. Давайте к нему пройдем.
- Что вы здесь видите? ( геометрические фигуры).
– Они вам знакомы? Назовите их, пожалуйста.
– Правильно.
- Ребята, а вы обратили внимание, треугольник злой, а квадрат добрый.
-Интересно, почему?
– Ой, ребята, книга лежит, а в ней закладка.
– Откроем?
– Стихотворение. Но оно необычное, сейчас я вам прочитаю стихотворение, может оно нам поможет понять, почему у фигурок такое разное настроение, Автор стихотворения Е. Панин.
Жили-были два брата –
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный и прямой.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему смеешься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
А квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я квадрат».
И сказал еще нижней:
«Неизвестно – кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратный,
А проснешься без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад,
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел. Стоял без слов.
Вот так месть!
Теперь у брата …
Новеньких углов!
Ребята! В стихотворении одно слово стерто. Непонятно, сколько углов стало у квадрата. В какую фигуру он превратился? Как она называется? А вам интересно это узнать? Может быть, мы даже научимся с вами ее изображать. Итак, скажите ребята, что нам сегодня предстоит узнать и научиться выполнять?
Чтобы узнать, в какую фигуру превратился квадрат, нам нужно вспомнить уже знакомые фигуры.
Игра: « Узнай по описанию».
-Вам надо найти в группе картинки с изображением предметов, похожих по форме на знакомые вам геометрические фигуры и правильно их разложить. Перед вами лежат обручи: в красный – геометрические фигуры, которые имеют 3 угла; в синий – геометрические фигуры, которые имеют 4 угла, а в пересеченье обручей - картинки с изображением незнакомых вам по форме геометрических фигур.
- Хорошо, картинки разложили.
-А теперь присаживайтесь на свои места. У каждого в тарелочках лежат геометрические фигуры. Мы сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием? Я буду показывать картинки, которые вы разложили, а вы поднимите ту геометрическую фигуру, на которую похож этот предмет и назовите ее. ( воспитатель прикрепляет по одной фигуре на доску, которые называют дети, незнакомые фигуры лежат у воспитателя на столе).
- Посмотрите ребята, у нас остались незнакомые фигуры. Может быть вы сможете сами догадаться, как они называются. Егор подойди к столу и выбери одну фигуру и расположи ее на доске.
- Посмотрите, что это за фигура? Сколько у нее углов?
- Пятиугольник, 5 (показ картинки с изображением предмета, который похож по форме с данной фигурой)
- Верно.- Арсений, добавь следующую геометрическую фигуру?
- Как вы назовете эту фигуру? Почему?
- Шестиугольник, потому что у нее 6 углов
- Да, вы правы, это шестиугольник. Лена, расположи еще фигуру. Еще одна геометрическая фигура, как можно назвать ее? Почему?
- Семиугольник,7 углов
- И снова вы правы, сейчас я добавлю еще одну геометрическую фигуру, как вы назовете ее? Почему?
- Восьмиугольник, 8 углов
- Правильно, дети, а 5? 6? 7? 8? Это много?
- да
- Тогда как мы можем еще назвать эти фигуры?
- Многоугольники
-Вы хорошо справились с заданием, правильно отвечали на вопросы, были внимательны и не делали ошибок, молодцы.
« Эксперимент над квадратом».
Ребята, мы теперь знаем много новых фигур: пятиугольники, шестиугольники, семиугольники и т.д. Может быть, мы уже сможем узнать в какую фигуру превратился квадрат, и какое слово стерто в стихотворении? Что для этого нужно сделать? (отрезать углы у квадрата). ( Давайте вспомним стихотворение, что сделал треугольник квадрату? Обрезал углы. Правильно.)
- Хотите поэкспериментировать вместе со мной?
-Но для этого нужны ножницы. А вы помните правила работы с ними?
-Кто расскажет?
-Берем четырехугольник и отрезаем ему правый верхний угол.
-Посчитайте, сколько уголков? Назовите фигуру?
-Теперь, отрежем нижний правый угол.
-Посчитайте углы. Какая фигура получилась?
-Как интересно. А вам? Продолжим? (Да)
-Обрезаем нижний левый угол.
--Считаем углы. Назовите фигуру.
-А вы заметили, что чем больше уголков отрезаем, тем их больше становится?
Продолжим?
-И отрежем последний верхний левый угол. Посчитаем углы. Назовите фигуру.
-Посмотрите, с одного четырехугольника получили столько разных многоугольников. Назовите все многоугольники по порядку, которые по ходу эксперимента у нас получались.
-Был брат, квадратом и было у него сколько углов? А теперь сколько стало?
- В какую фигуру он превратился? Давайте вместе закончим стихотворение:
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел. Стоял без слов.
Вот так месть!
Теперь у брата,
Восемь новеньких углов.
- Какой фигурой стал квадрат?
- Восьмиугольником
-Молодцы! С экспериментом справились, отлично.
- Что нас удивило, проводя этот эксперимент? (треугольник хотел, чтобы квадрат стал младше его)
- Какое мы открытие сделали? ( А получилось наоборот, углов образовалось еще больше)
- Ребята, я предлагаю провести эксперимент с треугольником, но уже дома с родителями.
Ребята, а вы знаете, как называются части многоугольника (показать на рисунке, повторить или выучить вершины, стороны и углы) Нам даны только вершины. Сможем ли мы нарисовать многоугольник? Что для этого нужно? (ответы детей) Давайте вместе научимся изображать многоугольник и правильно его называть. (показ многоугольника )
Показ выполнения задания воспитателем. ( ИКТ )
-На листе расположены вершины, они пронумерованы в определенном порядке. Наша задача последовательно соединить вершины, не нарушая порядок цифр. Начинаем соединять вершины под номером один и два, соединили, получили первую сторону многоугольника. Дальше нужно соединить вершины (2 и 3), вторая сторона, и так последовательно соединяем все вершины фигуры, пока не соединим последнюю вершину, снова с первой. С каждой вершины могут выходить только две стороны. Соединять, обязательно в последовательности цифр, тогда многоугольник будет законченным. И вы сможете посчитать углы и стороны.
-Какая у меня получилась фигура?
-Посчитайте углы.
-Назовите ее.
– Правильно, это пятиугольник.
Индивидуальная работа ребенка у доски.
-А сейчас, Арсений у доски начертит фигуру самостоятельно в такой последовательности, как показала я. Посчитает углы и назовет фигуру.
-А мы внимательно наблюдаем и оценим работу Арсения по критериям:
1) Все ли вершины последовательно соединены.
2) С каждой вершины выходит только две стороны.
3) Посчитать углы и назвать фигуру.
Хотите самостоятельно нарисовать многоугольник, если даны только вершины? Что для этого нужно сделать?
« Обведи по точкам и назови фигуру».( работа в парах, после выполнения задания дети меняются карточками и оценивают работу соседа по критериям, данными воспитателем)
Критерии:
- Все ли вершины последовательно соединены.
- С каждой вершины выходит только две стороны.
- Посчитать углы и назвать фигуру.
Самостоятельная работа детей.
-Теперь, каждый самостоятельно нарисует фигуру, посчитает углы и назовет свою фигуру. ( после выполнения задания, дети друг с другом меняются карточками и оценивают работу соседа по критериям. Воспитатель еще раз проговаривает детям критерии).
-Ребята, какие у вас получились фигуры?
– Как узнать?
-Как их можно назвать одним общим словом?
– Что мы научились делать, выполняя это задание?
« Собери многоугольники из частей». (работа в группах)
-Ребята, скажите, а как можно построить многоугольник, если у нас есть только его части? (показать, ответы детей) У нас только 2 конверта, а нас шестеро. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
-Для этого мы разделимся на 2 команды по три человека. – От чего зависит успех, работая в команде?
– Правильно.
– Ваше умение договариваться, слушать друг друга, организованность, слаженность в команде, помогут вам быстро и четко выполнить задания,
- В конвертах для каждой команды находятся части многоугольников. У каждой команды должно, получится по 2 фигуры.
-Ваша задача, построить фигуры, посчитать углы и назвать фигуры.
-Как мы получили многоугольники? Каким способом?
– Молодцы! Организованно и слаженно работали команды. Фигуры построили правильно.
-Рефлексия.
.Ребята, с какими новыми фигурами мы с вами познакомились? Каким общим словом можно их назвать? Смогли ли мы расшифровать стертое слово в стихотворении? Что для этого мы сделали? Чему сегодня вы научились?
-Ребята, давайте поиграем в игру: «Продолжи фразу». Я зачитываю вам начало предложения, а вы его заканчиваете.( С мячом)
1. -. Сегодня я научился…
2. -Было трудно….
3. . –Было интересно узнать, что…
4. –Меня удивило…..
- Ой, ребята, какой интересный паровозик. На вагончиках изображены какие-то задания, они вам ничего не напоминают? Кажется, мы уже такое уже выполняли. Что изображено на первом вагоне? (ножницы и квадрат). Было у нас такое задание? Какой мы проводили эксперимент? На втором вагоне, какие – то вершины, цифры вам это задание знакомо? И рисовать многоугольники мы тоже уже умеем. Посмотрите, на третьем вагоне многоугольник и отдельные части его. Мы выполняли такое задание? Что мы делали? Правильно.
- У вас на столах лежат у каждого по три кружочка разного цвета. Зеленый кружок « У меня все получалось». Желтый кружок – « Некоторые задания вызывали у меня затруднения». Красный – « Я допускал ошибки, надо тренироваться». Вы сейчас подумаете, и оцените свою активность на каждом этапе занятия. Вам нужно приклеить по одному кружочку на каждый вагон, то есть, оценить себя, как вы справлялись, выполняя эти задания.
Оценка работы детей воспитателем?
Ребята, вы меня сегодня порадовали, работая в парах объективно оценивали работу товарища, следуя поставленным критериям, команды добились успеха, выполняя задания умениями договариваться, слушать друг друга, организованность, слаженность тоже присутствовала. ( отметить индивидуально, работу детей по заданиям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»
Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Занимательное путешествие в страну Математики"
Занятие итоговое. Было проведено в мае в рамках районного месячника педагогического мастерства.Занятие интересно тем, что использовано много методов и приемов.Так как занятие проводилось в конце года,...

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной группе "Многоугольники"
Непосредственно- образовательная деятельностьв подготовительной к школе группеОбразовательная область«Познавательное развитие» (развитие математических представлений и сенсорной культуры)...

КОНСПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ФГОС НА ТЕМУ: « НАШ ДРУГ ЦАРИЦА МАТЕМАТИКА » Воспитатель: Иванова М.И. В подготовительной группе (6-7 лет)
Виды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, продуктивное, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-эстетическое.Цель: воспитывать любовь к математике; чувст...

Конспект по элементарной математике (ФЭМП) подготовительной к школе группе Тема: «Развивающей игры по математике в подготовительной группе с палочками Кюизенера»
Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера.Задачи:• Закрепить основные цвета, формы и величину предметов (состоящих из палочек Кюизенера...
