ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Число 12. Знакомство с часами. Логическая задача»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

 

Тема: «Число 12. Знакомство с часами. Логическая задача»

Цель: Познакомить детей с числом 12, его составом и значимостью в измерении времени; учить определять целый час на циферблате; развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФЭМП в подготовительной группе

Тема: «Число 12. Знакомство с часами. Логическая задача»

Цель: Познакомить детей с числом 12, его составом и значимостью в измерении времени; учить определять целый час на циферблате; развивать логическое мышление.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Закрепить счет в пределах 12.
  • Познакомить с образованием числа 12.
  • Показать важность числа 12 на циферблате часов.
  • Учить определять время по часам с понятиями «ровно час», «ровно два» и т.д.
  • Формировать умение решать простейшие логические задачи.
  • Развивающие:
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к математике, желание узнавать новое.
  • Формировать навыки сотрудничества и умения работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационные часы с большим циферблатом и двигающимися стрелками.
  • Раздаточные картонные часы (по одному на ребенка или на пару).
  • Карточки с цифрами от 1 до 12.
  • Картинки с изображением режимных моментов (подъем, завтрак, прогулка, обед, сон и т.д.).
  • Мягкие модули или кубики (12 штук).
  • Листы бумаги, карандаши

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел очень важный гость. Он есть в каждом доме, у него есть круглое лицо и две руки, но он не может говорить. Он ходит, но с места не сдвинется. Кто это?
(Дети отгадывают загадку. Ответ: 
Часы).

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами отправимся в страну Времени и познакомимся с волшебным числом, без которого часы не могли бы работать. А еще нас ждет одна интересная головоломка!

2. Основная часть

а) Знакомство с числом 12

Воспитатель: Посмотрите на наши большие часы. Сколько всего цифр вы видите на циферблате? Давайте вместе посчитаем.
(Дети хором считают: 1, 2, 3, ... 12).

Воспитатель: Верно, цифр двенадцать! Число 12 – наше главное число сегодня. Давайте попробуем его получить. У меня есть 10 кубиков. Это один десяток. (Ставит 10 кубиков в ряд). Чтобы получить 12, сколько мне нужно добавить кубиков?
(Дети предлагают добавить 2. Воспитатель добавляет).

Воспитатель: Итак, 10 и 2 – будет 12. Молодцы! А теперь давайте построим «живые часы». Я раздам вам цифры, и вам нужно встать по кругу в правильном порядке, как на циферблате.
(Дети берут карточки с цифрами и встают в круг, имитируя циферблат).

б) Определение времени на часах – 10 минут

Воспитатель: У наших часов есть две стрелки. Короткая толстая – часовая. Длинная тонкая – минутная. Минутная стрелка – быстрая, она бегает быстро, а часовая – медленная, она ходит медленно.

Правило: Когда минутная стрелка стоит ровно на цифре 12, это значит, что сейчас «ровно» какой-то час. Какой именно – нам покажет часовая стрелка.

  • Упражнение 1: Воспитатель ставит на больших часах время «ровно 3 часа». «Куда показывает маленькая стрелка? (На 3). А большая? (На 12). Значит, сейчас три часа ровно».
  • Упражнение 2: Дети повторяют это время на своих картонных часах.
  • Упражнение 3: Воспитатель показывает разные «ровные» часы (1, 5, 7, 12), а дети называют время.
  • Игра «Режим дня»: Воспитатель показывает картинку (например, «спит»). Дети должны показать на своих часах время, когда они ложатся спать (например, 9 часов). Обсуждаем, что у всех режим может быть разным.

в) Физкультминутка «Часики» – 3 минуты

Тик-так, тик-так, (Наклоны головы к плечам)
Все часы идут вот так.
Влево – раз, вправо – раз, (Наклоны туловища влево-вправо)
Мы маятник на час.
А кукушка живет в часах,
У нее свой отдельный домик. (Присели, изображая домик)
Будет время подойдет,
Вспорхнет и ку-ку пропоет! (Подпрыгнуть и сказать «Ку-ку!»)

г) Логическая задача

Воспитатель: А теперь задачка для самых внимательных и сообразительных!

Условие задачи:

У столяра было 12 деревянных брусочков. Однажды ночью его сынишка взял пилу и распилил один брусочек на три части. Сколько теперь всего брусочков у столяра?

Ход решения:

  1. Воспитатель медленно зачитывает задачу.
  2. Спрашивает: «Сколько брусочков было сначала?» (12).
  3. «Что сделал сын?» (Один брусочек распилил на три части).
  4. Ключевой вопрос: «Что случилось с одним целым брусочком? Он исчез?» (Нет, он превратился в три маленьких).
  5. Рассуждение: Было 12 целых. Один брусок мы «убираем» (превращаем в 3 части). Значит, 12 - 1 = 11 (это оставшиеся целые брусочки). И добавляем 3 новых распиленных. 11 + 3 = 14.
  6. Ответ: 14 брусочков.

Для наглядности можно использовать счетные палочки: 12 целых палочек, одну убрать и положить на ее место три коротких. Пересчитать.

3. Заключительная часть (Рефлексия)

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним:

  • С каким важным числом мы сегодня работали? (12).
  • Где мы встречаем это число? (На циферблате часов, 12 месяцев в году).
  • Что мы узнали о часах? (Есть часовая и минутная стрелка; когда минутная на 12, мы смотрим на часовую и говорим «ровно столько-то часов»).
  • Как вы справились с логической задачей? Было ли трудно?

Воспитатель: Вы все сегодня были очень внимательными и умными! В качестве подарка я даю вам ваши картонные часы, вы можете их раскрасить дома и потренироваться определять время вместе с родителями.


Дополнительные материалы для закрепления в свободной деятельности:

  • Раскраска «Циферблат».
  • Дидактическая игра «Подбери часы к картинке» (картинка с действием + циферблат с временем).
  • Чтение стихотворений С. Маршака «Про часы» или Э. Успенского «Часы с кукушкой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи, объемные фигуры».

закрепить знания детей о  соседях чисел, предыдущем и последующем числе;развивать внимательность и закрепить названия объемных фигур;познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Число 8.Цифра 8 «Путешествие в страну знаний »

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Число 8.Цифра 8  «Путешествие  в страну знаний »Задачи:Образовательные:1.     Закрепить п...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Число 8. Цифра 8»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Число 8. Цифра 8»Тема: «Число 8. Цифра 8»Программное содержание.Задачи:Образовательные:1. Продолжать учить ...

План – конспект по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с цифрой 6 и числом 6»

Задача: Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; познакомить с наглядным изображение числа 6; закрепить количественный и порядковый счет в пределах 6....

Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с числом 12»

Ознакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей - десятком....