Выступление на методическом объединении воспитателей по теме "Математическое развитие детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
материал по математике
Выступление на методическом объединении воспитателей по теме "Математическое развитие детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.4 КБ | |
| 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 201»
Математическое развитие детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность
подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Тукбулатова Ляйсан Фаргатовна
г. Оренбург, 2025
План выступления
- Введение
- Примеры экспериментальной деятельности по формированию элементарных математических представлений
- Практическая часть
- Вывод
СЛАЙД 1
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Дети – это прирожденные исследователи. Это прослеживается в стремлении детей всё исследовать, узнать и постигнуть неизвестное. Они стремятся найти ответы на возникшие у них вопросы. Дети с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Математика по праву занимает значительное место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, учит логике, развивает гибкость мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность помогает детям продуктивнее усваивать математические знания и формировать интерес к ним и осуществляется с помощью игр, опытов, экспериментов, экскурсий и наблюдений.
СЛАЙД 2
Наиболее эффективным методом исследовательской деятельности является эксперимент. Он позволяет детям активно исследовать мир, самостоятельно открывать закономерности и получать практический опыт. В процессе экспериментов дети учатся анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи и добывать необходимые знания.
Начиная с самого младшего возраста, дошкольник начинает катать мяч, а потом и кубик. Исследуя эти предметы, он делает вывод, что мяч круглый - катается, а кубик не катается из-за уголков. В дальнейшем, исследовательская деятельность осуществляется в следующих областях математики:
- Измерения условными мерками жидкостей, сыпучих веществ, линейных параметров;
- Сравнение величин объёма, веса, длины, формы;
- Счет с использованием одного анализатора (зрения, слуха, осязания) или исключением одного из них;
- Независимость количества от расположения;
- Сравнения множества предметов;
- Объёмные формы.
СЛАЙД 3
Я бы хотела привести примеры применения исследовательской деятельности в математическом развитии детей в нашем саду.
Измерение длины предмета (Измерение ленты)
Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.
Материалы: лента (60 см), мерка – полоска (20 см), счетные палочки. На доске или на столе горизонтально прикреплена лента.
Я предлагаю посмотреть, какая красивая лента. Из нее мы сделаем бантики – вот такой длины (показываю мерку). Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать? (выслушиваю ответы, затем предлагаю показать, как надо измерять и объясню правила измерения).
Порядок измерения длины: начать измерять от самого края; отметить конец мерки; после того как мерка
уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться); перенести мерку и продолжить измерение. Спрашиваю сколько бантиков получиться? Как узнать? (Пересчитать палочки.)
Вывод: Проводя данный вид измерения, дети узнают, что такое мерка, а также правила измерения. Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.
СЛАЙД 4
Взвешивание, сравнение предметов по весу и занимаемому объему.
Цель: учить взвешивать и сравнивать предметы по весу и занимаемому объёму.
Материалы: камень и вата (50г), весы.
Демонстрирую детям камень и вату (50 г) и спрашиваю, что тяжелее? Все дети ответят, что камень тяжелее ваты. На вопрос «почему?» возможно получить следующие варианты ответов: «Потому что камень всегда тяжелый», «Потому что он тяжелее всего», «Потому что он большой», «Потому что вата легкая». Далее предлагаю измерить на весах камень и вату, в результате чего, дети увидят, что вата оказалась тяжелее камня.
Спрашиваю, почему так получилось?
Возможны следующие варианты ответов детей: «Потому что, ваты больше», «Потому что вата скручена в рулон и ее много». По итогу упражнения делаем вывод, что вес камня меньше веса ваты.
СЛАЙД 5
Независимость количества от расположения в пространстве.
Цель: показать детям независимость количества предметов от расположения в пространстве
Материал: бусы
Детям предлагаются два ряда бус с одинаковым количеством бусинок.
Спрашиваю: Одинаково ли количество бусинок в обоих рядах?
Затем на глазах детей один ряд бусин расставляю на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняю.
- Одинаково ли количество бусин в двух рядах?
Дети в этом случае могут ответить, что в первом ряду бусин меньше, чем во втором. Затем возвращаю бусинки в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество бусинок одинаково и в первом и во втором ряду.
Вывод: Количество предметов не зависит от их расположения в пространстве.
Практическая часть. А сейчас я предлагаю вам побыть детьми и в игровой форме немного поэкспериментировать. Игра проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
В результате решения проблемы, возникшей в игре, дети должны понять, что между меркой и результатом измерения сыпучих веществ, существует обратно пропорциональная зависимость - чем больше мерка, тем меньше их количество необходимо для заполнения емкости.
Для организации исследовательской деятельности необходимо использовать оборудование: таз с крупой, три одинаковые прозрачные емкости, три различные по объему мерки (маленькая, средняя и большая), игральный кубик.
Рассказываю детям, что скоро наступает зима, и мышке, суслику и хомячку, нужно запастись кормом. Предлагаю детям помочь зверюшкам.
Перед началом игры детей делю на три команды, каждая команда получает свою мерку, с помощью которой они будут переносить из общей тары (таза) крупу в свою норку (прозрачную емкость). Далее озвучиваю проблемный вопрос: «А как вы думаете, если каждая команда за один ход будет пересыпать одну мерку, то какая команда быстрее наполнит свою емкость? Чья зверюшка быстрее наберет корма?». Дети выдвигают гипотезы. Большинство дошкольников склоняется к версии, что это команда, которая имеет самую большую по объему мерку. Предлагаю проверить гипотезу, провести эксперимент. Дошкольники подсчитывают количество различных по объему мерок для заполнения одинаковых емкостей, таким образом, они узнают, сколько раз нужно пересыпать меркой крупу из общей тары, чтобы заполнить свою.
Завершая своё выступление, хочу отметить, что используя экспериментирование, ребенка не нужно будет заставлять учить математику, он сам будет стремиться узнать новое, главное создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность самому ответить на свои вопросы.
Список литературы:
- Утюмова Е.А. Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений – Педагогическое образование в России – 2022.
- Воронина Л.В. Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математике - Педагогическое образование в России – 2015.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Области применения исследовательской деятельности в математике Измерения условными мерками жидкостей, сыпучих веществ, линейных параметров; Сравнение величин объёма, веса, длины, формы; Счет с использованием одного анализатора (зрения, слуха, осязания) или исключением одного из них; Независимость количества от расположения; Сравнения множества предметов; Объёмные формы
Измерение длины предмета (Измерение ленты)
Взвешивание, сравнение предметов по весу и занимаемому объему
Независимость количества от расположения в пространстве
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении тема:"Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста"
Знакомство с нетрадиционными формами оздоровления детей дома и в детском саду. Мероприятия, которые провожу в детском саду для оздоровления детей .Презентация на тему:"Нетрадиционные средства оздоровл...
"Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
"Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"...

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» ...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Выступление на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Доклад из личного опыта работы с дошкольниками...

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».
Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....

Реализация проекта «Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность посредством участия в природоохранном социально-образовательном проекте "Эколята -Дошколята"
В октябре 2021 года Детский сад был включен во Всероссийский реестр участников природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята» при поддержке Министер...
