Сборник игр на развитие математических способностей детей в ДОУ
картотека по математике

Царан Александра Владимировна

Сборник игр на развитие математических способностей детей в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 156»

«Сборник игр на развитие математических способностей детей в ДОУ»

Picture background

                                                                                     

Подготовили:

Царан Александра Владимировна воспитатель первой квалификационной категории;

Павлова Екатерина Александровна воспитатель первой квалификационной категории.

Оренбург, 2025 г.

Игры с цифрами и числами.

1. «Птички на веточке».

Цель: упражнять в беге, развивать внимание, формировать навыки количественного и арифметического счета, с учетом гендерных особенностей. Содержание игры. Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, перепрыгивая через гимнастические палочки (или веревочки), имитируя полет птиц. Музыка останавливается, дети встают на палочку, как скажет педагог, либо покажет карточку с цифрой: по одному на палочку, по двое (мальчик девочка, мальчик – мальчик, девочка – девочка), по трое (трое мальчиков, трое девочек, мальчик – девочка – мальчик и т.д.). Быть внимательным, быстро ориентироваться – вставать по сигналу на палочку, кто неправильно встал, не нашел себе место – тот проиграл.

2. «Математическое одеяло».

Цель: учить выполнять задания по схемам, решать арифметические задачи на сложение, закреплять знание геометрических фигур, цифр. Содержание игры. На полу лежит одеяло, с изображением цифр. Дети метают мешочки с песком различными способами на одеяло, затем подсчитывают количество набранных очков.

3. «Змейка».

Цель: упражнять в ходьбе, в беге врассыпную, формировать навыки порядкового счета. Содержание игры. Дети разбиваются на команды по пять человек, встают друг за другом и держат за пояс впереди стоящего ребенка. Идут в колоннах, произнося слова:

Полосатая змея

В гости к тетушке ползла.

Только хвост сопротивлялся

И за кустики цеплялся.

После этих слов все дети разбегаются, а педагог показывает цифру, и только ребенок под этим номером в цепи ловит свою команду, собирает змейку. Побеждает та команда, чей ловишка быстрее поймает участников своей команды.

4. «Развешиваем цифры».

Цель: закрепить представления детей о числах и их графических изображениях, о порядке расположения числе в ряду, совершенствовать навыки выполнения разных видов бега в чередовании с ходьбой. Содержание игры. Дети делятся на две по команды. Перед ними висит веревка, на которую нужно повесить цифры в правильном порядке. Цифры лежат в корзинке возле команды. Первый участник команды берет цифру 1 и бежит к веревке и вешает ее, возвращается на свое место. Далее бежит второй участник команды. Все цифры должны висеть в соответствии с числовым рядом. Моно на пути к веревке поставить преграды, которые детям придется оббегать, перепрыгивать, перелазить и пр.

5. «Путешественник».

Цель: упражнять детей в порядковом и обратном счете в пределах 10, совершенствовать навык ходьбы согласно математическому заданию. Содержание игры. Для игры необходимы круги из бумаги и стрелки длинной 50 - 70 см для обозначения игровых дорожек до 20 шт., карточки или объемные цифры 2 комплекта). Размечается две дорожки: укладываются попеременно круги и стрелки, обозначающие направление движения путешественника. Путешественник передвигается по направлению стрелок, делая на кругах остановки. Укладывает на каждой остановке по порядку цифры. Возвращаясь по второй дорожке домой, путешественник вновь останавливается, укладывает цифры, только в обратном порядке.

6. «Пропущенные бусины».

Цель: упражнять детей в порядковом счете, умении определять места числа в числовом ряду (предыдущее, последующее), способствовать развитию внимания, мышления, совершенствования навыков порядкового счета. Содержание игры. Для игры понадобятся: круги из бумаги по три штуки на играющего (на одном из кругов уже написана цифра, тесьма или веревка для разметки места каждого играющего (имитация веревки для бус). Цифры. Размечается несколько дорожек в форме надетых на нить бусин (3шт: одна с цифрой, две пустые). Дети, участвующие в игре выбирают себе понравившиеся бусики. Определяют недостающие цифры и добавляют нужные из множества предложенных цифр в круги. Остальные дети проверяют, верно ли выполнено задание. Дети меняются ролями, игра продолжается. Варианты составления бусин из трех цифр могут варьироваться (уже обозначенная цифра может находиться либо только в центре, либо в любом из трех кругов).

7. «Математическая разминка – считай, меняй». 

Цель: способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, умения работать вместе, согласованно; совершенствовать навыки количественного и порядкового счета, перестроения в колонну по одному, в пары, тройки. Содержание игры. Педагог предлагает детям выполнить математическую разминку и показать, как они знают цифры и умеют считать. У игроков в руках карточки с числами от 1 до 20.

Задания:

- Постройтесь по порядку от 1 до 20. Посчитайтесь.

- Постройтесь по порядку от 20 до 1. Посчитайтесь.

- Постройтесь так, чтобы числа, которые больше 10, находились справа от этого числа, а числа, которые меньше 10 – слева (ребенок с числом 10 выводится в середину).

- Постройтесь тройками. Назовите последующие и предыдущие числа. (Выводятся любые числа из ряда и ставятся в любом порядке на ковре. На сигнал дети ищут свое место в тройке, относительно заданного числа.)

- Постройтесь парами. Найдите свою пару так, чтобы одно число в паре было больше другого на 2.

Педагог называет числа, которые должны остаться, остальные выходят за черту. На сигнал игрок с названным числом ищет партнера (пару) так, чтобы его число было на два больше. Следует выполнять построение в колонну по одному со сменой направления (слева направо, справа налево), в тройки, пары; внимательно слушать задание, выполнять в быстром темпе, стараться не ошибаться, объяснять свой выбор, правильно составляя математическое выражение (например: число 9 меньше 10, но больше 8).

8. «Из какой корзинки фрукт».

Цель: упражнять детей в счете, умении решать простые выражения, совершенствовать навыки разного вида ходьбы по заданию. Содержание игры. Для игры понадобятся карточки «фрукты» с изображением арифметических выражений на сложение или вычитание, изображение или корзинки с цифрами. Дети выбирают для себя на линии старта по одному фрукту, решают арифметическое выражение и переносят фрукт в определенную корзинку, используя определенный вид ходьбы по заданию педагога.. Упражнение продолжается пока все фрукты не будут разложены по корзинкам. На месте расположения корзинок, можно поставить одного или нескольких «контролеров», которые будут определять правильность размещения фруктов.

9. «Найди каюту».

Цель: совершенствовать умение составлять целое из частей; учить образовывать число из двух меньших чисел; совершенствовать навык бега согласно математическому заданию; развивать быстроту, внимание, сосредоточенность. Содержание игры. Посередине комнаты расположены обручи, в которых лежат карточки с примерами (6 + 2; 5 + 3; 7 + 1; 4 + 4). Участникам игры раздаются карточки с нарисованными на них точками (как в домино, через черту). Детям необходимо сосчитать количество точек на своей карточке справа и слева и запомнить их количество. По сигналу педагога «Матросы, в каюты!» дети, обегая один круг по краю ковра, бегут посередине между двумя рядами обручей, в которых лежат карточки с примерами, и стараются занять свое место в обруче (каюте), сопоставляя количество и расположение точек на своей карточке и примеры в обручах. В обруче могут оказаться 2 человека. В конце игры дети объясняют, почему заняли именно эту каюту, производят вычисления и отвечают, какое число получилось у всех членов экипажа. Бег по кругу и через середину с остановкой выполнять только после сигнала педагога «Матросы, в каюты!»; бежать легко, не наталкиваясь друг на друга, держать дистанцию; при беге через центр искать глазами пример; выбрав нужный, занять свое место в обруче.

10. «Цифры-непоседы».

Цель: учить узнавать цифры; развивать ловкость, быстроту, внимание. Содержание игры. Цифры разложены на полу врассыпную. Дети подскоками передвигаются по кругу. По сигналу, воспитатель называет цифру, дети бегут к ней и строятся вокруг, взявшись за руки. Перед тем как назвать цифру водящий может читать следующее четверостишие:

Вот уж цифры непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.

Игры с геометрическими фигурами.

1. «Кочки из геометрических фигур». 

Цель. Развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять знания детей о геометрических фигурах. Содержание игры. На полу лежат геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, таким образом, чтобы ребенок с легкостью мог по ним пройти. Перед началом игры ребенок выбирает любую геометрическую фигуру берет ее в руку, находит ее расположение на полу и четко по фигурам которую он выбрал проходит до финиша вкладывая свою фигуру в трафарет на столе.

2. «Математическое одеяло».

Цель: учить выполнять задания по схемам, решать арифметические задачи на сложение, закреплять знание геометрических фигур, цифр. Содержание игры. На полу лежит одеяло, с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Дети получают карточки – схемы, с изображённым маршрутом движения, по которому надо попрыгать на двух или одной ноге.

3. «Собери фигуру».

Цель: учить составлять целое из частей; совершенствовать навыки работы с гимнастической палкой, учить с помощью нее заполнять геометрическую фигуру разрезными формами; развивать логическое мышление, внимание, осторожность, координацию, взаимопомощь. Содержание игры. Детям предлагается встать по 7 человек в круг, в середине обозначается мелом овал. По размеру нарисованного овала делается овал из картона и разрезается на семь частей-«льдинок», которые раскрашиваются в разные цвета. Дети берут в руки гимнастические палки и начинают медленно составлять из «льдинок» овал по нарисованному контуру. Продвижение бумажных деталей нужно осуществлять осторожно, медленно. Устанавливать их в контур можно только палкой (руками не трогать). Выравнивая изображение, следует не толкаться, работать сообща, меняться местами при необходимости.

 

4. «Что за фигура?».

Цель: формировать знания об объемных геометрических фигурах: пирамида, куб, шар, конус, цилиндр; развивать тактильные ощущения, память, согласованность действий при передаче предмета в колонне над головой. Содержание игры.  Детям предлагается разделиться на 2-3 команды и встать в колонны. Водящий становится лицом к своей колонне и закрывает глаза. У каждой команды корзина с объемными геометрическими фигурами. Последний игрок в каждой команде берет из корзины любую фигуру и начинает передавать ее поднятыми над головой руками в начало колонны. Водящий, получив фигуру, ощупывает ее и, узнав, называет. Затем быстро перебегает в конец колонны, а водящим становится игрок, стоящий первым в колонне. Дети, встав в колонну, должны передавать предметы над головой в быстром темпе.

5. «Подбери по форме».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве; формировать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Содержание игры. Воспитатель показывает и называет какую-либо геометрическую фигуру. По условному сигналу дети находят в игровом зале предметы заданной формы.

6. «Найди себе пару».

Цель: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, действовать по сигналу. Содержание игры. Дети выбирают геометрические фигуры. Под музыку, дети выполняют движения, соответственно тексту.

Как фигуры хороши! (Свободные движения под музыку)

Так и пляшут от души.

Квадраты затопали, (Дети топают ногами)

А круги захлопали. (Хлопки)

Посмотрите, треугольник

Как углами завертел. (Повороты туловища вправо, влево)

И затопав, и захлопав, (Дети топают и хлопают.)

С прямоугольником запел:

Тра-та-та, тра-та-та, (Прыжки вокруг себя.)

Вот так пляска! Красота! (Музыка закончилась.)

Раз-два-три! Себе пару ищи! (Дети находят пару своей фигуре.)

7. «Щипцы и помпоны».

Цель: повторить названия геометрических фигур; закреплять их свойства; развивать моторику и речь. Содержание игры. На одном столе педагог кладёт фигуру, например, красный треугольник. На другом столе стоит коробочка с помпонами и щипцы. Ребёнку нужно при помощи помпонов выложить по контуру определённую геометрическую фигуру. Эту игру можно провести в виде соревнования между двух команд. Каждый участник команды должен выложить разную фигуру. Выигрывает та команда, которая быстрее выложит все фигуры.

8. «Самолет».

Цель: развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве; закреплять знание геометрических фигур. Содержание игры. Среди играющих выбирается «самолет». В первый раз «самолетом» может быть педагог. Все дети стоят врассыпную и, то одной рукой, то другой, делают круговые движения перед собой. А «самолет» с вытянутыми руками «летает» по комнате со словами:

Самолет летел,

Приземлиться захотел!

Квадратную дорожку строим быстро,

Самолет уже к нам близко!

Все дети бегут к коробкам с фигурами, берут квадраты и из них строят дорожку для самолета. Пристраиваются сзади к «самолету» и все вместе бегут по квадратной дорожке. Затем убирают ее. Выбирается новый ведущий-«самолет» и игра начинается сначала. Но теперь «самолет» меняет состав дорожки, т.е. называет другую геометрическую фигуру. Чтобы усложнить игру, дорожку из квадрата можно строить в виде квадрата, из кругов – в виде большого круга, из треугольников – в виде треугольников и тд.

9. «Мишка – медведь».

Цель: закреплять знания свойств геометрических фигур; развивать быстроту реакции, ловкость. Содержание игры.  Педагог (или ведущий) – медведь прячет геометрическую фигур за спиной и говорит слова:

Медведь Мишка идет,

Он фигуру несет.

У кого такая же,

Тот проходит вперед!

Педагог показывает фигуру. Дети, у кого в руках (или прикреплена на одежде) такая же фигура, спокойно проходят мимо медведя, их он не трогает. Остальные, у кого другая фигура – стараются пробежать и увильнуть от него. Медведь ловит только тех, у кого другие фигуры. Затем дети меняются фигурами.

10. «Слушай внимательно – бери быстро!».

Цель: закреплять свойства геометрических фигур, умение отличать их по свойствам; развивать быстроту реакции, наблюдательность, внимание, координацию движений. Содержание игры. Педагог раскладывает по кругу геометрические фигуры, мешочки, игрушки. Дети идут под музыку, как только музыка смолкает, педагог называет (или показывает) геометрическую фигуру. Тот, кто стоит к ней ближе, пытается быстрее всех её взять. Фигуру убирают, игра продолжается.

Игры на развитие логического мышления (пространственные, временные, сенсорные представления).

1. «Больше – меньше».

Цель: развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений. Содержание игры. Педагог называет предметы и объекты. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают.

Например:  Стоял компот, шагал Федот,

В машину сел, колбаску съел.

Бежала собачка, за нею соли пачка.

Гора стоит, а кот сидит:

Автобус ждет, жвачку жует.

Солнце высоко, коршун далеко.

Мышку не поймает, с нами поиграет.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше-ниже, шире-уже, толще-тоньше, длиннее-короче и др.

2. «Далеко – близко».

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве разными способами, определяя своё место  по  заданному  условию;  закреплять  знание  парных противоположных пространственных понятий: «далеко-близко», «вверху-внизу», «спереди-сзади», «слева-справа». Содержание игры.  Педагог предлагает детям представить себя сыщиками. Все встают в круг. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Один из детей подходит к водящему. Водящий определяет местоположение подошедшего ребенка (близко, далеко, слева, справа, спереди, сзади, вверху, внизу), используя свои ощущения. Педагог, поощряя детей, напоминает: «Чтобы стать сыщиками, надо уметь чувствовать, слышать даже с закрытыми глазами».

3. «Одинаковые варежки».

Цель: формировать или закреплять умение детей находить похожие предметы и группировать их по парам; формировать понятия «больше, меньше, одинаково».  Содержание игры. Вырезанные из бумаги варежки  двух размеров разбросаны на полу. Задача детей по команде воспитателя взять с пола варежки и собраться в кучки с одинаковыми по размеру варежками. Затем посчитать каких варежек больше или меньше.

4. «Неделя, стройся».

Цель: закрепить последовательность дней недели. Содержание игры. Детям раздают ободки, на которых разное количество кругов (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели). По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели.

5. «Узнай друга».

Цель: совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве. Содержание игры.  Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плечо каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число и называет имя этого ребенка. Затем раскручивают водящего. Он подходит к детям и на ощупь, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей, должен найти того ребенка, которого ранее назвал воспитатель.

6. «Разные машины».

Цель: закреплять умение детей представления о величине предметов и построении ряда от большого к меньшему и наоборот, закреплять умение действовать по сигналу и четко следовать правилам игры. Содержание игры.  Для игры понадобятся маски или карточки-фартуки с изображением машин разного размера, музыкальное или звуковое сопровождение. Все участники «превращаются» в машины. Дети-машины под музыку двигаются в произвольном направлении. Услышав звуковой сигнал, по заранее установленному правилу, от большего к меньшему, дети выстраивают ряд(ы). Проверив правильность выполнения задания, дети обмениваются машинками и игровое задание повторяется. По аналогии с данным упражнением можно организовать упражнение на определение высоты, длинны и ширины.

7. «Пошли, пошли».

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве. Содержание игры. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются по указанному воспитателем направлению: вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

8. «Робот».

Цель: формировать навык ориентироваться в пространстве. Содержание игры. Воспитатель дает команды ребенку: вправо один шаг, прямо три шага, влево два шага. Можно добавить цель, куда ребенок должен дойти, или препятствия. Если он выполнил все команды правильно, то доходит до игрушки. Можно добавить такие команды как поворот направо, поворот направо, подпрыгнуть вверх столько-то раз, присесть вниз и пр. В эту игру можно также играть парами, кто быстрее доберется до игрушки.

9. «Покажи, что делали».

Цель: формировать временные представления. Содержание игры. По считалке выбирается ребёнок или несколько детей, которые выполняют задания: «Покажи, что ты делал утром (днём, ночью, вечером, зимой, весной, летом, осенью)». Остальные дети отгадывают, что показали выбранные ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...

Сборник дидактических игр «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка поможет педагогам подобрать дидактические иры для детей младшего дошкольного возраста...

Педагогическая энциклопедия – консультация «Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

Педагогическая энциклопедия – консультация«Роль логико-математических игр в развитии  математических способностей детей дошкольного возраста»Цель: дать педагогам информацию о ро...

Сборник игр на развитие артистических способностей детей дошкольного возраста

Развитие артистических способностей в раннем возрасте создает благоприятное влияние на всю последующую жизнь ребенка в целом. Формирование артистизма, в будущем, дает человеку открытость к диалогу, де...