Счёт до четырёх. Число и цифра 4 для детей средней группы
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Прошина Галина Вячеславовна

· сформировать представления о числе и цифре 4. Умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством;

· сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спроси у того, кто знает»;

· закрепить счетные умения, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерности чередования фигур, отличающихся цветом;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по формированию элементарных математических представлений

«Счёт до четырёх. Число и цифра 4»

для детей средней группы  

Программное содержание:

  • сформировать представления о числе и цифре 4. Умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спроси у того, кто знает»;
  • закрепить счетные умения, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерности чередования фигур, отличающихся цветом;
  • тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материал к занятию:

демонстрационный материал: картинка с изображением белки.

раздаточный материал: 4 желтых треугольника, 4 круга синего цвета, карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка; карточки с нарисованными на них грибочками, на которых   разное количество грибов (парные, на количество детей.)

Ход занятия

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о времени года «Осень».

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (осень)

 - Как вы определили, что сейчас осень? (листья пожелтели и опадают, солнце светит меньше, птицы улетают)

-  Что делают осенью лесные жители? (белка делает себе запасы на зиму, медведь собирается спать, зайчик скоро поменяет шубку)

-  У белки в лесу сейчас много хлопот, нужно и за  малышами бельчатами присматривать и запасы делать на зиму? Не успевает белка сделать запасы и просит вас помочь. Хотите помочь белке? Сможете?

2. Актуализация знаний

Игра «Собери орешки»

Дидактические задачи:

  •  актуализировать счет до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления  пар и пересчётом, сравнение и упорядочивание предметов по высоте;
  •  тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Дети садятся за столы, где разложены по 3 жёлтых треугольника и 3 синих круга на каждого ребёнка.

Воспитатель: Ребята, треугольники – это бельчата.

- Сколько бельчат у белки? (3)

- Белка насобирала им орешки, но волнуется, хватит ли орешков.

- Как это узнать?  (дети могут сосчитать бельчат и орешки, бельчат – 3,

орешков -3, их поровну).

- Как белке показать, что орешков действительно хватит? (нужно дать каждому бельчонку по одному орешку).

  1. Затруднение в ситуации

Игра «Собери орешки» (продолжение)

Дидактические задачи:

  • создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счета до четырёх;
  • сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  • тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Воспитатель рассказывает, что белка нашла ещё один орешек. На стол кладутся круги по количеству детей. Каждый ребёнок берёт по одному кругу.

 Воспитатель:  Ребята, помогите белочке сосчитать сколько всего орешков?

 Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого круга: один, два, три...(некоторые дети могут сбиться, так как они еще не знают счета до четырёх).

Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?

Фиксация затруднения:

 Воспитатель:  Смогли вы помочь белочке сосчитать орешки? ( Нет, да)

Выявление причины затруднения:

Воспитатель: Почему не смогли? (потому, что не знаем, как считать дальше).

Постановка образовательной цели (опыт целеполагания)      

Воспитатель: Что же нам  нужно сделать, чтобы помочь белочке?   (научиться считать дальше)

 -Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить у того, кто знает).

4. «Открытие» нового знания

Игра «Собери орешки» (окончание)

Дидактические задачи:

  •  закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четырёх, умение считать  до четырех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;
  •  сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
  •  тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

Воспитатель: Ребята, значит, что нам надо теперь сделать? (надо узнать, как считать дальше)

- Кто знает, какое число следует при счете за числом 3 (выслушивает ответы детей, хвалит тех, кто ответил правильно)

 При счете за числом 3 идет число 4.

- Как получили 4 орешка? (было 3, нашли ещё один).

- Сколько всего стало орешков? (4)

(Воспитатель вместе с детьми считают до четырех. Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета до четырёх: при счёте надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая: один, два, три, четыре. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: «всего четыре предмета»).

Воспитатель:  Поровну ли теперь орешков и бельчат? (нет).

- Чего больше? (орешков больше, бельчат меньше).

- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (надо пригласить еще одного бельчонка или убрать один орешек).

  Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники желтого цвета. Дети берут по треугольнику и уравнивают группы предметов. Пересчитывают и сравнивают  их.

Воспитатель: Сколько бельчат? (четыре).

- Сколько орешков? (четыре)

Воспитатель хвалит детей и делают вывод, что бельчат и орешков поровну (четыре и четыре поровну)

Воспитатель: Все бельчата получили орешки, и приглашают вас с ними попрыгать под веселую музыку.

Затруднение в игровой ситуации

Игра «Заготовим орешки на зиму»

Дидактические задачи:

  •  создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;
  •  сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  • тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.

Воспитатель рассказывает, что бельчата решили спрятать орешки на зиму. И чтобы не забыть, где искать орешки, они решили обозначить цифрами деревья, в дуплах которых будут прятать орешки.

Воспитатель:  Ребята, помогите подобрать карточки с цифрами к каждому дереву по порядку (слева направо).

  Может возникнуть затруднение: какой цифрой обозначить четвертое дерево.

Воспитатель: Почему не смогли? (потому что не знаем, как обозначается число четыре).

Преодоление затруднения

Игра «Заготовки на  зиму» (продолжение)

Дидактические задачи:

  • познакомить детей с цифрой 4, соотносить цифру с количеством;
  • закрепить умение преодолевать затруднения способом «спроси у того, кто знает»;
  • тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь.

Воспитатель:  Что нужно сделать, если не знаешь, но очень хочется узнать? (надо спросить у того, кто знает).

   После вопроса воспитатель показывает цифру четыре.

Воспитатель:  Это значок говорит о том, что предметов четыре.

Дети выбирают из цифр, лежащих на столе, цифру четыре и обозначают четвертое дерево.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Собери грибы»

Дидактическая задача: развивать внимание, мыслительные операции, закрепление счета до четырех.

Воспитатель: Ребята, мама белка попросила вас собрать для бельчат по 4 грибочка каждому. Дети идут на «полянку», на которой разложены грибы. Дети собирают каждый по 4 гриба.  

Вместе с воспитателем дети проговаривают способ счета предметов: при пересчете надо не пропустить не один предмет и не один предмет не посчитать дважды.

Игра «Наведи порядок»

Дидактическая задача: закрепить счет до четырех, умение соотносить цифру 4 с количеством.

Воспитатель: Ребята, белка просит навести порядок в дупле и разложить грибы по корзинкам. В каждую корзину нужно положить столько грибов, сколько обозначено на корзине. (Дети раскладывают грибы по корзинам)

  1. Осмысление

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: Кому вы сегодня помогли? (помогли белке сосчитать хватит ли орешков для бельчат, спрятать орешки на зиму, навести порядок в дупле)

- Почему вам это удалось? (Потому что научились считать до 4 и узнали как обозначается цифра 4).                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию формирование элементарных математических представлений на тему: «Ознакомление с числом 10 и цифрой 10» детей средней группы.

Формировать умения считать до 10, ознакомление с образованием числа 10. Закрепление знаний детей о геометрических фигурах.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19568737","attributes":{"al...

НОД по математике в средней группе по программе "Мир открытий" на тему: "Счёт до четырёх. Число и цифра 4"

НОД по математике в средней группе по программе "Мир открытий" на тему: "Счёт до четырёх. Число и цифра 4". Занятие 4...

Презентация и конспект "Число и цифра 6" в средней группе

Материал к занятию по ФЭМП в средней группе с использованием мультимедийной техники...

Конспект занятия по ФЭМП "Счёт до четырёх. Число и цифра 4" для детей средней группы

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Счёт до четырёх. Число и цифра 4"...

Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»

laquo;Счёт до четырёх. Число и цифра 4»    Цель: формировать элементарные математические представления....

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Цветные числа» по ФЭМП для детей средней группы с использованием цветных счетных палочек Кюизнера (4-5 лет)

Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие спос...

Сценарий НОД «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»

Сценарий НОД на основе технологии "Ситуация"...