Консультация для родителей "Вопрос ко времени"
материал по теме

 

Каждому внимательному и любящему родителю хочется знать, правильно ли развивается его ребенок. На что обратить внимание?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОПРОС КО ВРЕМЕНИ

Каждому внимательному и любящему родителю хочется знать, правильно ли развивается его ребенок. На что обратить внимание?

      Существует определенная зависимость между календарным возрастом ребенка и вопросами, которые он может и должен задавать, если его интеллектуальное развитие соответствует возрасту. И здесь вариативность гораздо меньше, чем в случае контроля навыков или умений ребенка.  Ведь навыки и умения – это зачастую результат активности родителей, которые как могут и умеют, стараются «развить» своего ребенка. А вот вопросы – собственная активность мозга малыша, и ничего больше. Причем именно с помощью вопросов ребенок получает информацию, которая нужна ему в данный момент, и таким образом сам направляет свое развитие в актуальную для него сторону. Порой родителям кажется, что  ребенок задает множество разных вопросов, не поддающихся классификации. Однако существует не так уж много видов вопросов, ответ на  которые интересует ребенка. Все они появляются в строгой последовательности.

       

  КТО И ЧТО

     Уже к концу первого года жизни или начале второго кроха интересуется: «Кто это?», или «Что это?».

      Вероятно, кто-то скажет, что дети в этом возрасте и говорить- то не умеют. А речь в данный момент не обязательна. Более того, сам вопрос как раз способствует увеличению словарного запаса и стимулирует развитие речи. Достаточно вопросительной интонации и хоть какой-либо звуковой продукции. Ребенок указывает пальчиком на интересующий его предмет или живой объект, чуть приподнимает брови и произносит что-то типа: «А-а?» И внимательный родитель тут же отвечает. Детишки любят повторять один и тот же вопрос несколько раз. Это не каприз и тем более не тупость. Но – поддержка и закрепление полученной информации.

ГДЕ И КОГДА

      Эти вопросы появляются одновременно или один за другим во второй половине второго – начале третьего года жизни. Сперва они чаще всего направлены на членов своей семьи (включая домашних животных) и только потом переходит на предметы неодушевленные. Это понятно, поскольку именно живые существа склонны постоянно передвигаться в пространстве и куда-то исчезать.

     Примеры: «Где Барсик?», «Когда придет папа?», «Когда пойдем?» часто за вечер ребенок может поинтересоваться нахождением папы несколько десятков раз. Эти же вопросы заменят другие, ребенку пока недоступные. Например, «Где бабушка ушла?» - естественно, переводится с детского как: куда ушла бабушка?

КАК

Этот вопрос часто бытует в форме: «Как сделать?» Время его появления – начало или середина третьего года жизни. В этом возрасте ребенку просто необходимо огромное количество информации. Как починить машинку? Как закрыть коробку? Как надеть сапожки? Как залезть на эту лестницу7

        Отметим, что дети продолжают задавать и предыдущие вопросы. Но у активного ребенка КАК? Несомненно, выходит на первое место. У крохи с «исследовательски-философским» взглядом на жизнь этот же вопрос обычно существует в форме «Как устроено?». Часто это именно те малыши, которые упорно разбирают на винтики бытовые приборы, на «запчасти» - кукол Барби и на странички – переплетенные книжки.

КОРОЛЕВСКАЯ ПАРОЧКА

ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ

      В начале четвертого года жизни на сцену выходят эти вопросы. Это самые первые «объяснительные» вопросы. Вопреки распространенному мнению, малышу ни к чему знать на них ответ, пока    они не возникнут. Мозг крохи занят другими проблемами, и все «досрочные» объяснения он пропустит мимо ушей. Но вот когда началось…

Тут уж будьте любезны ответить и подробно объяснить.

ПОПРОБУЕМ ПОМОЧЬ

      А что делать, если ребенок не задает полагающихся вопросов? Ведь в отличие от складывания пирамидки его нельзя уговорить или заставить их задавать. Да и «потренироваться» в вопросах представляется весьма затруднительно.

     Рекомендация в этом случае одна. Если ребенок не задает полагающиеся ему по возрасту вопросы, то вы делаете это за него. И сами же на него отвечаете по ситуации.

    - Что это? – Это самолет!

   - Где мама? – Мама ушла в магазин.

   - Когда придет дедушка? – Когда стрелочка на часах будет вот здесь!

   - Почему Саша плачет? – Потому что у него сломалась машинка.

   - Почему надо шубку надевать? – Потому что зима пришла, и холодно стало.

     Ребенок на любом уровне развития – имитатор. Есть серьезный шанс, что он будет не только слушать вас, но и копировать вашу манеру речи. Он станет задавать вопросы. Пусть вначале механически, но потом, поупражнявшись, включатся соответствующие структуры мозга. И ребенок будет задавать эти же вопросы уже осознанно, а значит – начнет получать из мира информацию, которая ему нужна здесь и сейчас. А это, как мы уже знаем, очень важно для его полноценного интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Знакомство дошкольников со временем"

Консультация для педагогов "Знакомство дошкольников со временем"...

Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии

С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...

Консультация для родителей "Сколько времени можно проводить за компьютером дошкольникам?"

Трудно переоценить ту роль, которую играет компьютер и производные от него гаджеты в последние 10-15 лет нашей жизни. Сегодня это, без преувеличения, величайшее изобретение человечества проникло практ...

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у дошкольников»

laquo;Формирование временных представлений у дошкольников»...

Консультация "Совместное проведение свободного времени"

Консультация "Совместное проведение свободного времени"...

Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей"

Готовность ребёнка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности включает в себя и другие важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую поз...