Консультация "Совместное проведение свободного времени"
консультация (средняя группа) на тему

Фоминова Елена Юрьевна

Консультация "Совместное проведение свободного времени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Совместное проведение свободного времени»

    Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма. С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей. А позволяет лучше понять ребенка, сплачивает всю семью  - организация досуговой деятельности, которую  следует  использовать как инструмент развития ребенка.

   Досуг - это часть социального времени личности, группы, общества, которая  используется для сохранения, восстановления и развития физически и духовно здорового человека, его интеллектуального совершенствования.                                            

Досуг  семьи— дело серьезное. Его надо планировать заранее, обсуждая желания всех членов семьи. Хорошо, если они совпадут и мероприятие будет удовольствием для каждого, позволит укрепить не только «дух», но и «здоровье» членов семьи.    Досуговая деятельность семьи имеет своей целью организацию рационального и благотворного для всех проведения свободного времени, развития своих способностей и талантов, удовлетворения  потребностей  в совместном ведении досуга, взаимообогащение интересов.

    Отдых детей, так же как и их рабочее время, нужно правильно организовать. Нельзя допускать, чтобы выходные дин стали для детей -днями безделья и скуки. Дети, у которых много свободного времени, которые бесцельно блуждают по улицам, часто начинают нарушать порядок и дисциплину. Вместе с тем от беспорядочного времяпровождения они быстрее, утомляются, истощают свои силы. Надо научить детей весело и разумно отдыхать, восстанавливать силы. От правильной организации свободного времени детей во многом зависит их работоспособность.                                                                                                                      

    Функции организации досуга мы уделяем большое внимание. Ведь через досуг можно проследить, как в семье реализуются другие функции, в частности, эмоциональная и функция духовного общения, функция социализации детей, с  прекрасной возможностью привлечь детей к труду, развитие их познавательных способностей и творческого  потенциала.

     Родители играют важную роль в организации досуговой деятельности своих детей. Они организуют место и время проведения досуга (прогулка перед сном, просмотр развлекательных передач по телевизору, проведение обучающих занятий и игр и т. д.), исходя из своего свободного времени.  С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, моральные, этические, социальные нормы и правила, осваивает культура общения, культуры игры со сверстниками. Кто-то из родителей должен брать на себя инициативу организации совместного досуга.

     Дошкольник познает окружающий мир - играя. Игра - его ведущая деятельность, в игре раскрываются потенциальные возможности и способности, в игре он, незаметно для себя, приобретает новые знания, умение, навыки, осуществляет поисковые действия, учится мыслить и творить.

    Кроме игры, в досуг  дошкольника включаются различные виды изобразительной деятельности, развивающей интересы ребенка. Например, рисование, лепка, аппликации, раскрашивание и др. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций.

    Так же важно заниматься физическим развитием ребенка. Физические упражнения, подвижные игры необходимо включать в досуговую деятельность ребенка. При помощи физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные задачи, Осуществляется нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. Кроме того, активность  дошкольника необходимо направлять в нужное русло, чему способствует физические занятия, подвижные игры. В каждой семье, где растут дети, необходимо создавать условия для их достаточной активности- оборудовать спортивный уголок, приобрести пособия и атрибуты для физических упражнений и подвижных игр.

    Для активации мышления ребенка родители могут вовлекать его в разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование. Это побуждает малыша к высказыванию предположений и их проверке, развивает наблюдательность, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

     Новой и перспективной формой детской досуговой деятельности является посещение музеев. Музей для дошкольника - это прежде всего встреча с чудом, удивление, восхищение, восторг, увлекательное путешествие в страну уникальных вещей. В детях пробудить интерес к этим вещам, исследовательскую активность, жажду открытий и творчества.

    Организация родителями посещение театров и выставок с целью воспитания у дошкольников положительных эмоций, эстетических чувств, формирования адекватных форм поведения в общественных местах. Театр- один из любимых детьми видов искусства. Они заворожено наблюдают за происходящим на ширме или сцене, а потом ещё долго вспоминают о спектакле. Сначала удивляются увиденному, понимая и воспринимая ровно столько, сколько доступно их возрасту; но уже скоро, приобретя зрительный опыт и знания, становится полноценным театральным зрителем.

    Одним из важнейших качеств, которое следует развивать у ребенка – это любовь к книге, интерес к ней. Начало этой любви закладывается в раннем возрасте, когда  мама или бабушка рассказывают сказку, рассматривают с ребенком  иллюстрации. Дети очень любят, когда  им читают перед сном, например, тихо напевая песенку героев. Любимым  занятием детей являются инсценировки сказок при помощи игрушки, подражая голосам животных.

     Для детей особенно полезен отдых активный, связанный с физическими упражнениями, разнообразными движениями, туристскими походами, спортивными играми. Поэтому родителям нужно позаботиться об организации походов и путешествий, спортивных игр и развлечений. Дети любят занятия, связанные с переменой мест, с новыми впечатлениями. Это стремление детей к новым местам и необходимо использовать для организации их активного отдыха в выходные дни .

    Особенно ценны прогулки с детьми в праздничные дни: Первого мая, в годовщину Великой Отечественной Войны и др. Они оставляют большое впечатление у детей. Нарядно украшенные город, село, иллюминация, портреты и плакаты, праздничное настроение родителей — все это вызывает у детей радость,  надолго запечатлевается в памяти. В эти дни дети, веселые и нарядные, гуляют с родителями по оживленным улицам, бывают в детском театре или в клубе на детском утреннике, играют с другими детьми в обстановке праздничного подъема и вместе с подарками уносят впечатление радости и счастья.

    Однако самым популярным и востребованным видом досуга детей до сих пор остаются праздники. Они формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников. Дети должны быть не только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Родители поют, танцуют вместе со своими детьми, соревнуются, изготовляют поделки. Совместное творчество приносит радость и удовлетворение всем участникам праздничного действа, сближает взрослых и детей, создаёт нравственную основу детско-родительских отношений.

     Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка. Родитель должен понимать, что в дошкольном возрасте ребенок не всегда может удержать внимание на одном предмете или деятельности на долгое время, поэтому необходимо контролировать происходящее и вовремя сменять одну деятельность другой так, чтобы это не ущемляло интересы  дошкольника, и не лишало его права выбора. Лучшей формой контроля является принятие непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.

     Таким образом, роль семьи является ведущей в организации досуговой деятельности дошкольников. Знание особенностей организации, форм и видов досуга, а так же возрастных особенностей ребенка, определяющих всю досуговую деятельность, поможет родителям правильно организовывать семейный досуг, тем самым избежав проблемы, связанные с семейным воспитанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ессе о свободном времени

Ессе о свободном времени...

" Организация свободного времени ребенка"

Формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию детей через участие в организации свободного времени ребенка....

Работа с семьей по организации свободного времени ребёнка дома

Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает...

Статья "Организация свободного времени ребёнка дома"

Организация свободного времени ребёнка дома...

Работа с семьей по организации свободного времени ребенка дома

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль....