Консультация О внедрении компьютерных технологий в коррекционно-образовательный процесс
статья (средняя группа) по теме

Лиханова Юлия Александровна

Данная консультация окажет помощь педагогам и родителям в развитии дошкольников посредством внедрения компьютерных технологий. В статье описаны возможности развивающих программ в развитии, коррекции и лечении детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МА ДОУ центр развития ребенка - детский сад № 62 г. Хабаровска.

                                        Консультация

О внедрении компьютерных технологий

в коррекционно – образовательный процесс

Воспитатель 1- квалификационной категории                                                                  Лиханова Юлия Александровна

2011 г.

О внедрении компьютерных технологий в коррекционно – образовательный процесс (из опыта совместной работы Лихановой Ю.А. и врача – офтальмолога Музыченко Г.Е.)

Лечебная и реабилитационно – профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения в младшем и среднем дошкольном возрасте успешно осуществляется посредством компьютера. Другие офтальмологические аппараты сложны в применении и поэтому малоэффективны.  

Хочется отметить, что компьютер в медицинском кабинете врача – офтальмолога – это, прежде всего, офтальмологический аппарат, который применяется для лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии.  Компьютерные обучающие программы эффективно применяются врачом – офтальмологом и нами, педагогами, для лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии.

Компьютерные игры, используемые нами, педагогами, и врачом  - офтальмологом направлены, прежде всего, на обучение и развитие дошкольников. Выявлено, что посредством обучающих компьютерных программ у детей с нарушением зрения развиваются умения и навыки, необходимые для лечебно – профилактических мероприятий с применением офтальмологической аппаратуры. Так, в процессе тренировочных игровых заданий дети младшего возраста обучаются фиксировать взор. Обращается внимание, что игровые компьютерные программы, применяемые в процессе медико – педагогической реабилитации имеют большое значение для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие указанных навыков вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (щелчком нужной кнопки мыши) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно -  моторная координация.

Решение ребенком игровых задач посредством компьютерных технологий способствует развитию психических процессов: мышления, внимания, произвольности поведения. Опыт нашей практической медико – педагогической работы доказывает, что лишь достигнув достаточного уровня развития психических процессов у ребенка можно повысить результативность лечения зрительных заболеваний и закрепить эти результаты.

Так же в процессе лечения важно учитывать игровую мотивацию, сопровождающую лечебно – профилактическую работу педагогов и врача – офтальмолога. Стремление к игре помогает ребенку без лишних усилий осуществлять лечение и коррекцию зрительной патологии. Интерес, который вызывают занятий на компьютере, лежит в основе формирования таких важных для процесса лечения и коррекционно – развивающего обучения структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развитие зрительно -  моторной координации.

Для детей младше – среднего возраста мы предлагаем игры на развитие зрительного восприятия. Это весьма распространенные компьютерные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей или найти спрятавшуюся фигуру. Так же весьма интересны компьютерные раскраски.  Дети с интересом подбирают различные цветовые решения для заданных по контуру форм и фигур.

Так же эффективны программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или картинку. Такие игры развивают не только восприятие, но и воображение детей, а так же совершенствуют зрительно – моторную координацию – система «Глаз – рука».  

Применяются нами и специальные программы для развития ориентировки в пространстве (например, «Ну погоди», а так же игры по типу лабиринтов).

Результаты данных обследований (офтальмологических и психолого – педагогических) позволяют нам утверждать, что внедрение игровых компьютерных программ эффективно для офтальмологического лечения детей с нарушением зрения и закрепления результатов такого лечения; у детей 3 - 5 лет развиваются интеллектуальные и моторные навыки и умения. Обращаем внимание, что наработанные в такой деятельности навыки и умения служит базисом для дальнейшего более сложного офтальмологического лечения на специальной аппаратуре.

Рекомендации для родителей. Применяя компьютерные обучающие программы в домашних условиях, родители должны помнить, что существуют определенные ограничения по времени. Так, детям 3 - 5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6 - 7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

Предлагаю план - конспект занятия медико – реабилитационной направленности  для детей в возрасте 4-5 лет.

Поставленные коррекционно – развивающие задачи: коррекция зрительного восприятия; формирование зрительно – моторной координации; развитие пространственных представлений.

Ход занятия:

Вводная часть (работа педагога)

1. Развитие системы «Глаз – рука».

Цель: подготовка руки и зрительного анализатора к работе на компьютере. Педагог предлагает игровое задание «Цветные шнуровки». В процессе решения дидактической задачи подбираются цветные шнурки нужного размера, и «вышивается» определенная часть картинки. Закрепляются сенсорные эталоны (цвет и величина), развивается внимание, а так же точность движения рук и пальцев.

Основная часть: (в медицинском кабинете)

Предлагается набор компьютерных дидактических заданий с целью закрепления сенсорных эталонов (цвет, величина), формирования осознанности зрительного восприятия и развития  зрительно – моторной координации.

Игра «Меньше – больше»

Цель: формирование сенсорных эталонов (величина), развитие точности ручных движений.

Выполнение: Предлагается при помощи курсора отбирать предметы по величине: большие и маленькие.

По окончанию игры ребенок оценивает результат своей работы.

Отмечаются достижения ребенка в сравнении с аналогичными заданиями выполняемыми ранее. При отсутствии положительной динамики намечаются пути коррекции. Врач при ребенке (это важно) дает рекомендации педагогу для индивидуальной работы в группе.

Игра «Раскрась картинку»

Цель: развитие осознанного восприятия, точности ручных движений, формирование умения ориентироваться в микропространстве.

Выполнение: Предлагается при помощи курсора раскрашивать картинку. Дети 4-х  лет подбирают  цветовые решения самостоятельно, называя, какой цвет они выбирают. Дети 4,5 – 5 лет выполняют задание по словесной инструкции.

По окончанию игры отмечается положительный результат ребенка. Даются рекомендации ребенку для индивидуальной работы в группе по формированию умения раскрашивать при помощи цветных карандашей.

Список литературы

1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, - 1994. – 190 с.

2. Ермаков П.В., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М.: Владос, 2000. – 237 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Обобщение педагогического опыта по  использованию здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Из опыта работы "Компьютерные технологии в коррекционно-образовательном процессе"

В данной работе освещены вопросы, связанные с использованием компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе. Представлена подгрупповая коррекционная работа в старшей логопедической гр...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе для детей с ОВЗ.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности ребенка является, в настоящее время актуальной проблемой. В статье авторы делятся опытом...

Использование иннформационно - коммуникативных технологий в коррекционно-образовательном процессе на логопункте. - статья и проект

В этой статье мы хотим поделиться опытом проведения онлайн логопедических занятий на логопункте....

Консультация "Преимущества использования компьютерных технологий в образовательном процессе"

Представляю разработанную мной консультацию для педагогов "Преимущества компьютерных технологий в образовательном процессе" и презентацию к ней....

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...