Влияние воспитательного воздействия родителей на развитие личности ребенка.
статья по теме

Баталова Ольга Владимировна

Статья для печати

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vliyanie_semi_na_razvitie_lichnosti_rebenka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние воспитательного воздействия родителей на развитие личности ребенка.

Баталова О.В.

Педагог-психолог

г. Ступино

   В современном человекознании одним из важнейших направлений становится поиск путей благоприятного социального развития личности ребенка. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества привело к бурному росту научно-практических изысканий в области психологии родительско-детских отношений.

    Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. Так, например, недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия…

    Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. В последние годы наметился рост интереса к проблемам семейного воспитания и в нашей стране. Изучение особенностей отношений детей и родителей в отечественной психологии проводится в основном в рамках педагогической, возрастной и медицинской психологии, при этом решаются важные вопросы влияния того или иного поведения, личностных качеств, установок родителя на формирование ребенка как личности или на возникновение отклонений и нарушений в развитии, определяются типы неправильного воспитания ребенка в семье.

    Выделяют 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям, им легче наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Жесткий контроль за поведением ребенка – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны.

Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности.

   

    Семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать:

  1. Неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
  2. Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
  3. Авторитаризм, безнаказанность и всепрощенство;
  4. Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
  5. Отсутствие нормального психологического климата в семье;
  6. Фанатизм в любых его проявлениях;
  7. Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
  8. Противоправное поведение взрослых.

    В консультативной практике нашего Центра встречаются разные случаи неправильного воспитания детей. Так, например, воспитательная неуверенность мамы, связанная с пониженным уровнем требований, предъявляемых ребенку, привела к тому, что ее сын не посещает школу. Ему «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, он легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Ребенок ни за что не отчитывается перед родителями. Мать при этом уже не может установить какие-либо рамки в его поведении из-за упущения в воспитании.

    Такие случаи в нашей практике не единичны. Очень многие родители не знают как правильно воспитывать своих детей.

   Многие аспекты взаимодействия родителей и детей остаются не изученными, и на наш взгляд социально-психологическое их изучение может способствовать теоретическому и практическому осмыслению этой проблемы.

    Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

  1. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
  2. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
  3. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
  4. Уважение к личности должно быть положено в основу семейного воспитания;
  5. Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
  6. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

   И в заключении хотелось бы отметить, что одна из важнейших функций семьи – это благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать:

  1. Ребенок – не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок – воспитатель себя.
  2. На детей влияют не только наши преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
  3. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздействие телевидения на развитие личности ребенка

Воздействие телевидения на развитие личности ребенка...

Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка"

Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.»А. С. Макаренко...

Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка"

Родительский авторитет способствует формированию личностных особенностей ребенка....

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка"

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Сл...

Консультация для родителей. «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей.«Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение...

Консультация для родителей « Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка"

Самое большое влияние на  формирование  личности ребенка оказывает семья.  Отношения в ней должны основываться на взаимопонимании, на принципах равенства,  уважения. Взрослые должн...


 

Комментарии

Жалина Мария Александровна

Уважаемая Ольга Владимировна! Ваша статья очень актуальна. Как верно сказано: "Важнейшая функция семьи – это благополучие ребенка в семье".