Главные вкладки

    Родителям на заметку
    материал по теме

    Лобанова Марина Анатольевна

    Материал может быть использован логопедами  уголке для родителей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doc1.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            

         

       Речь ребенка к шести годам при норме развития артикуляционного аппарата, интеллекта должна быть сформирована полностью.

            Однако в силу ряда причин наблюдаются отклонения в речевом развитии. Они проявляются:

    1.  В искажении произношения звука;
    2. Замене, пропуске, перестановке звуков, слогов в словах;
    3. Недоговаривании слов, фразы;
    4. В низком уровне словаря;
    5. Неграмотность в построении фразы.

           Часто наблюдается нарушение фонематического слуха – это способность восприятия звука, слова и его воспроизведение. Любые, самые незначительные отступления от нормы в речевом развитии требуют пристального внимания родителей, воспитателей, так как дефекты в речи ребенка влияют на процесс обучения грамоте в школе.

          Причины, вызывающие расстройства речи разнообразны:

    1. Неблагоприятное внутриутробное развитие коры головного мозга, курение, алкоголь;
    2. Срочные роды, родовые травмы головы;
    3. Перенесенные болезни;
    4. Врожденные дефекты в состоянии артикуляционных органов;
    5. Педагогическая запущенность.

         Несмотря на кажущуюся простоту речевого нарушения, их патологические механизмы имеют сложную форму и требуют медико-педпгогического воздействия.

         Совместная работа логопеда, воспитателей, родителей своевременно избавляет детей от речевого дефекта, что способствует успешному обучению ребенка в школе.  

    Игра для дошкольника имеет большое значение в физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей с общим недоразвитием речи. В игре осуществляется познавательное развитие детей, так как расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, совершенствуется внимание, память, наблюдательность и мышление. В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов. В играх удовлетворяется потребность в движениях.

         В процессе игры развиваются нравственные качества: смелость, честность, доброжелательность. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры драматизации – формируют произвольное запоминание текстов и движений, способствуют развитию выразительности речи.

    Дети с большим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют большого участия взрослых в их игровой деятельности. Они не уступчивы, поэтому не могут играть коллективно.

         Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок в слух разговаривает с игрушкой, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривают с детьми. У детей возникает потребность в речевом общении. Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий, необходимо следить за тем, на сколько ребенок понимает взрослого.

         Особое место занимают дидактические игры. В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение цвета, формы и величины предметов, на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение не речевых звуков. Дидактические игры «Угадай, кто говорит?», «Угадай, что я делаю?», «Как кукушка кричит?» направлены на развитие фонематического слуха, тренировку в звукоподражаниях.

         Для детей с общим недоразвитием речи большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки.

         В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, ловкость, организованность. В играх с мячами, обручами, скакалками дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко. Полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. В таких играх, как «Кот и мыши», «Мой веселый, звонкий мяч», «Лохматый пес» от детей требуется соразмерение темпа движений с речью.  

     

    1. Прежде всего, необходимо внимательно прочитать задание и, если  что-то не понятно, спросить у логопеда или воспитателя.
    2. Весь речевой материал на закрепление звуков, слогов, слов, предложений необходимо проговаривать медленно, четко, выделяя поставленный звук голосом.
    3. При подборе слов на заданный звук необходимо сначала предложить ребенку вспомнить как можно больше слов, а затем назвать их.
    4. При работе по тетради нужно использовать игровые моменты.
    5. Заниматься по тетради нужно только на положительных эмоциях, если ребенок расстроен, нездоров, то лучше отложите занятие.
    6. Длительность занятий по тетради без перерыва не должна превышать 20 минут.
    7. Занимаясь по тетради, необходимо помнить о различии между звуком и буквой. Звуки мы произносим, слышим, а буквы видим, читаем.  

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родителям на заметку

    Информация для родителей...

    Памятка для родителей "Родителям на заметку".

    Памятка для родительского уголка....

    Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

    Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

    Консультация для родителей "Родителям на заметку: Как составить детское меню?"

    Материал представляет собой шпаргалку для родителей при составлении правильного меню для ребёнка. ...