"Раннее детство: воспитание любознательности"
материал (младшая группа) по теме

Вера Николаевна Садовникова

Рекомендации для родителей по вопросам детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannee_detstvo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство: воспитание любознательности.

        Маленький ребенок по своей природе исследователь. Уже в первые месяцы после рождения дитя замирает, слушая звуки окружающего мира – шумы, музыку, речь.

Неравнодушен он и к зрительным стимулам – лицу взрослого, яркой погремушке. На основе безусловного ориентировочного рефлекса начинается познание окружающего мира.  Ориентировочная реакция возникает непроизвольно, рефлекторно, само собой.

Академик И.П. Павлов, открывший феномен ориентировочной реакции, назвал ее «реакцией на новизну».

Изучение познавательной активности раннего детства имело общетеоретическое значение, так как эта проблема была связана с выявлением истоков высших форм ориентировочной деятельности и прообраза той познавательной активности человека, «которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентировку в окружающем мире» (И.П. Павлов).

Наука утверждает: ориентировочное поведение и исследовательское поведение могут быть самостоятельными формами реагирования, а могут присутствовать одновременно.

Ориентировочный рефлекс в узком смысле этого слова определяется как «неспецифическая реакция настройки анализаторов при действии вновь появляющегося раздражителя». Иными словами, звуки или зрительные стимулы, тактильные ощущения или осязательные действия руки вызывают у маленького ребенка ориентировочные реакции соответствующих анализаторов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус); нервные импульсы поступают в соответствующие зоны центральной нервной системы_ это одно из главных условий развития мозга в первые месяцы и годы жизни. Вот почему особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, а также общению взрослого с ребенком.

От элементарной ориентировочной реакции следует отличать исследовательское поведение как сложную, построенную по типу цепного рефлекса деятельности, направленную на детальное ознакомление с объектом и включающую целую систему условных ориентировочных реакций. Исследования последних десятилетий были направлены на изучение влияния ориентировочных процессов на воспитание и обучение, что нашло отражение в постановке и разрешения ряда проблем сенсорного, умственного воспитания, развития познавательной активности, действий игрового экспериментирования.

В ранний период жизни малыш не способен к сложной ориентировочно - исследовательской деятельности. Однако быстрый темп нервно-психического развития, накопление чувственного опыта, социализация, рост активности, смена ведущих видов деятельности в относительно короткий промежуток – все это позволяет предложить возникновение существенных качественных изменений ориентировочно – исследовательской деятельности детей второго и третьего года жизни.

Эти изменения связаны с качественно меняющимися возрастными особенностями ориентировочной активности ребенка, его познавательного развития.

Исследовательскую направленность действий можно наблюдать уже у младенцев первого полугодия жизни; они активно включаются в обследование игрушки до тех пор, пока не будет исчерпана новизна предмета и не угаснет ориентировочный рефлекс на него. Этот комплекс активности называют: самоподкреплением новизной (Д.Б. Эльконин), аутостимуляцией (А.М. Фонарев, Л.Н. Павлова), презентацией через действие (Дж. Брумер), стремлением к компетенции (Р. Уайт), но в основе его лежит стремление ребенка к практическому освоению окружающей действительности.

На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения – «реакции на новизну», любопытства – малыш переходит к сознательной ориентировочно – исследовательской деятельности. Ее можно характеризовать как любознательность, которая обнаруживается в целенаправленном познавательном интересе к тому или иному явлению.

Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он вступает как потребность в освоении нового, овладении способами удовлетворения «жажды знаний». Объективно – исследовательская деятельность, поднятая на уровень второй сигнальной системы, речи и мышления.

Воспитанную в ребенке любознательность можно считать чертой характера, формирующей его личность. Она не возникает спонтанно, а является результатом воспитания, образа жизни в семье, общения со взрослыми, которые сознательно формировали его интересы.

Окружающей мир глазами малыша.

К концу третьего года жизни в поведении ребенка появляются новые закономерности: он обнаруживает целенаправленный интерес к окружающему миру. Да, он и раньше проявлял исключительное любопытство ко всему, что находилось в поле его зрения: новые предметы, коробочки. Все представляло интерес для маленького исследователя. Теперь же в его поведении появляется нечто новое: он избирательно относится к информации из окружающего мира. Его интересует только сам предмет и свойства, обнаруженные в нем, а те закономерности, которые, раскрывают какое – либо явление. Кто не переживал вместе с ребенком горе по поводу нечаянно отпущенного воздушного шарика? Сколько слез! А потом вопрос: почему воздушный шар летает, а мяч нет? Он познает открытое и замкнутое пространство, зависимость движения от скорости и многое другое. Мир учит его во всем своем многообразии и неожиданности, будит в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому. У ребенка формируется любознательность – желание познавать закономерности окружающего мира, а это уже не «всеядное» любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса!

Готовьтесь, уважаемые родители! В конце третьего и на четвертом году вам не уйти от ответа на вопросы: «Где ночует солнышко?», «О чем думает деревце?».

Эти вопросы говорят о способности малыша к анализу и синтезу, сравнению и обобщению, пока на детском уровне. И по этому выглядит так забавно и непосредственно все, чем он интересуется. Но нам, взрослым, важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Педагогическая ценность детского экспериментирования.

С целью формирования познавательных эмоций, развития любознательности рекомендуем особый тип игр-занятий. В их основу положены элементарные экспериментирования, подводящие ребенка к познанию объективных реалий окружающего мира, физическую природу которых он будет познавать в школе, а пока только наблюдения, накопление практического опыта жизни в окружающем мире, воспитание познавательных интересов и добрых чувств.

Игры – занятия с элементами экспериментирования содержат как исследовательский, так и игровой компоненты и осуществляют постепенный переход от игр – забав к учебно – познавательной деятельности. Они бесценны для развития такого замечательного качества, как наблюдательность, которая, как справедливо отмечают психологи, является  доступным начальным методом исследования. Именно наблюдательность способствует развитию внимания и внимательности, вызывает желание находить новое в знакомом, подмечать новизну в окружающем мире.

Программное содержание игр-занятий с элементами экспериментирования.

  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие- результат».
  • Воспитывать познавательную активность, желание узнать новое. Учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
  • Переводить действия игрового эксперементирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
  • Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
  • Практически ознакомить с отдельными явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений окружающего мира (объем, масса, движение, скорость, время; пространство – полое, сквозное, замкнутое).
  • Учить впечатления выражать словами.
  • Обогащать впечатления ребенка поэтическими и фольклорными произведениями, адресованными детям раннего возраста.

Примерные игры-занятия с элементами экспериментирования для детей от 2 лет до 3,6лет.

Водичка-водичка

Цель: Закрепить первоначальные представления об объектах неживой природы, в частности о воде (прозрачная; течет, журчит; нужна всем: животным, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются); использовать игры с водой, использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде.

Материал: Иллюстрации к потешки «Водичка-водичка», прозрачный кувшин с кипяченой водой, прозрачные стаканчики, кукла, тазик.

Ход занятия

        Покажите ребенку картинку, на которой изображена умывающая девочка (иллюстрация Ю. Васнецова).

«Кто изображен на картине? Что делает?»

Чтение потешки:

Водичка-водичка

Умой наше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Спросите у ребенка: «Какую водичку ты видел, когда умывался, мыл руки, купался?». Прозрачную.

Предложите умыть куклу. Медленно лейте воду над тазиком, давая малышу возможность почувствовать значение слов «вода течет, журчит, булькает…».

В конце предложите детям выпеть воду из стаканчиков.

Какого цвета водичка?

Цель: Познакомить с приемом окрашивания воды.

Материал: Гуашь, прозрачные стаканчики, наполненные водой, бумага; трафарет воздушного шара: пакет для цветных вкладышей (18-15 см); кисть.

Ход занятия

Уточните цвет красок: красная, зеленая, синяя, желтая. На бумаге оставьте след каждой краски, называя ее цвет, – лист станет разноцветным.

Переходим к опыту. Ребенок действует самостоятельно, под руководством взрослого.

Дайте четыре краски, стаканчики с водой, тряпочки.

Сначала предложите порисовать красной краской. Прием размывания. Ребенок закрашивает лист. Обратите внимание на то, что вода стала красной. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит ее можно окрасить». Ребенок проделывает тоже самое с другими красками.

После этого вложите высохшие листы в трафарет с изображением воздушного шарика.

Волшебные краски

Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов, получаются дополнительные (оранжевый, фиолетовый, зеленый).

Материал: Гуашь, кисти, стаканчики для воды.

Ход занятия

Предоставляется выбор ребенку с какой краской он начнет свою работу. Кисть промывают в разных стаканчиках. После этого игра в фокусника. Наливаем в красную воду желтую. «Что получилось? Какого цвета стала водичка? Оранжевого. Такого цвета бывает апельсин, мандарин».

Аналогично смешивают другие краски.

Цветные льдинки

Цель. Показать, как вода превращается в лед.

Материал: Формочки для льда, кувшин с водой, цветная вода.

Ход занятия

        Побеседуйте с малышом о зиме, спросите о приметах (идет снег, холодно, вода на реке замерзает). Уточните: на морозе вода превращается в лед. Налейте в одну формочку прозрачную воду, а в другие цветную. Во время прогулке вынесите формочки на мороз.

 Дети наблюдают, за тем как вода превращается в лед.

Какие предметы держатся на воде?

        Цель: Изучить свойства легких и тяжелых предметов.

Материал: Набор предметов из разных материалов: щепка, гвоздь, бумажный кораблик, резиновая игрушка, резиновый шарик, ватный снежок; широкое блюдо наполненное водой.

Ход занятия

Предложите малышу рассмотреть подобранные предметы, а затем по очереди опускать их в воду. Комментируйте происходящее.

        В процессе игровых действий опытным путем установите: не все предметы держатся на воде – на поверхности плавают легкие предметы, а тяжелые тонут. Предложите подуть на воду, направив плавающие предметы в определенную сторону.

Где ночует солнышко?

Цель: Обратить внимание на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе: восход наблюдаем из одного окна, а заход – из другого.

Ход занятия

Утром, предложите ребенку «поздороваться» с солнышком. Подведите его к окну и протяните солнышку ладошки:

Здравствуй, здравствуй, солнышко!

Солнышко колоколнышко!

Лей щедрее, солнышко,

Золото в ладошки!

Пусть с солнышком «поздороваются» игрушки –Зайка, Мишка.

        В течение дня обратите внимание на то, что солнышко уже не там, где было раньше. Оно гуляет по небу.

        Вечером покажите закат солнышка и скажите: «Солнышко уходит, садится, прячется за горизонт. Оно уходит спать. Видишь оно в другой стороне. Скажем солнышку до завтра. А утром опять будем его встречать!».

Солнце спряталось за ветки,

Спать легли лесные детки,

Кто в берлоге, кто на ветке,

Кто в дупле, а кто в канавке

У воды в зеленой травке,

Мой малыш – в своей кроватки.

Солнечный зайчик

Цель: Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечные лучи, вызывая блики на стенах.

Материал: Зеркало небольшого размера.

Ход занятия

Разворачивайте игру ситуативно по желанию ребенка: он может просто наблюдать, как скачет зайчик, или попросит поиграть с зеркальцем самостоятельно. Захочет поймать солнечный зайчик, пытаясь взять его в руки. Можно пускать зайчиков одновременно с ребенком – каждый своим зеркалом; зайчики будут догонять друг друга.

Какая машина уедет дальше?

Цель: совершенствовать навыки экспериментирования, развивать наблюдательность.

Материал: Разноцветные машины, доска укрепленная на высоте 50 см.

Ход занятия

Рассмотрите вместе с ребенком машинки. Спросите «А чья машинка уедет дальше – твоя или моя?».

Затем по очереди пускайте машины «под горку», сообщая им начальную скорость. Отмечайте, какая машина уехала дальше.

Поменяйтесь машинками и повторите эксперимент. Определите победителя по результатом всех заездов.

Рекомендации родителям:

  • научитесь дома или на улице находить необыкновенное в обыкновенных предметах;
  • создавайте интересные ситуации экспериментирования с игрушками и предметами быта;
  • дайте ребенку радость открытий;
  • воспитывайте желание познавать и любить мир;
  • накапливайте яркие впечатления детства – практический опыт, обогащайте интеллект ребенка.

Впечатления раннего детства остаются  с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память. Поэтому важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни – необыкновенного в обыкновенном.

Л. Павлова, ведущий научный сотрудник, канд. психологических наук, доцент, Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

Педагогические рекомендации родителям

  • Беседуйте с ребенком, развивайте у него эстетическое отношение к окружающему; обогащайте художественными впечатлениями, читая ему сказки, рассказы, стихотворения; вместе рассматривайте картины, иллюстрации в книгах.
  • Проявляйте интерес к детскому творчеству, обогащайте его содержание новыми образами, сюжетами, замыслами.
  • Конкретной помощью, советом, а иногда и показом совершенствуйте изобразительные навыки, умения, которые ребенок получил на занятиях в детском саду.
  • Предоставляйте разнообразные художественные материалы с целью формирования устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
  • Собирайте рисунки юного художника и берегите их.

«Рисуем, творим, лепим»

В ребенке должен развиваться художник с неиссякаемой потребностью все делать своими руками. Для того, чтобы малыш научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображение различных линий, округлых форм и т.д.). Этот процесс  требует упражнений. Выполняемых в определенной системе и последовательности. Результатом обучения должно стать успешное владение кисточкой, карандашом, т.е. развитие мелкой моторики, а также умение различать цвета, чувствовать объем.

        Метод сотворчества педагога с детьми и мамой способствует развитию творчества в изобразительной деятельности. Обыгрывание того или иного персонажа создает условия для эмоционального восприятия ребенком содержания занятия. Задача педагога и родителей – помочь ребенку с учетом его возрастных и психологических особенностей овладеть средствами самовыражения во взаимодействии с окружающим его миром.

        Ранний возраст– это нежный возраст, поэтому  к каждому занятию готовиться надо тщательно и с любовью. Заранее продуманное, хорошо организованное занятие позволяет малышам проявлять творческие способности, как при выполнении заданий, так и в свободной деятельности.

Дорога для Колобка.

Цель: Развивать мелкую моторику, фантазию. Закреплять навыки наклеивания элементов разной формы и величины, формировать интерес к аппликации, расширять словарный запас.

Материал: Листы зеленой бумаги, заготовки для аппликации.

Ход занятия

Здравствуйте, дети! Здравствуйте взрослые! Сказки любите? А про Колобка сказку слыхали? Давайте вспомним, сказку. Особое внимание уделить чем сказка закончилась. Грустный конец у сказки! давайте придумаем другой – счастливый – конец: поможем Колобку убежать от лисы!

Давайте сделаем веселую дорожку через зеленую полянку.

Детям раздают зеленую бумагу. Давайте побыстрей сделаем тропинку, и он убежит по ней от лисы. Дети с помощью родителей наклеивают изображение тропинки на зеленую полянку. Скучная  дорожка у нас получается.  Вовсе не сказочная! Давайте посадим вдоль тропинки разноцветные цветы. (Раздают силуэты цветов.) Где растут цветы? Правильно в траве, а не на тропинки. По тропинке ходят люди, животные – там ничего не растет. Сажаем ребята цветы. Серединку   цветка делает из пластилина. Какая красочная полянка! Молодцы! Теперь наш Колобок далеко укатится от лисы. А куда катится наш Колобок? Домой! К бабушке и дедушке! Колобок прощается с детьми. До свидания.

«Танцуем, поем, прыгаем»

Планирование музыкально-ритмических занятий имеет свою специфику и характеризуется комплексностью, объединением различных видов музыкальной деятельности; элементами ритмических движений; многократностью повторений заданий и упражнений; небольшим объемом требуемых умений и музыкального репертуара.

Малыши любят повторять знакомый репертуар: чем свободнее они выполняют известные им действия, тем больше радости это им доставляет. Результат музыкальных занятий во многом зависят от активности и эмоциональности мамы: она для малыша  - пример во всем. И если она поет и танцует, то ребенок быстрее включается в деятельность.

Волшебные колечки

Цель: осваивать образно-игровые движения, развивать музыкальных слух, память, сенсорное  восприятие, вестибулярный аппарат, формировать умение выполнять игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки, приобщать к повторению отдельных слов в песнях, активизировать творческую активность.

Материал: разноцветные палочки, палочка –стержень, Волк (кукла бибабо).

Ход занятия

Какие вы красивые! Я приглашаю вас танцевать. (Дети выполняют простейшие танцевальные движения: хлопают, топают, кружатся.)

Посмотрите, какие у меня колечки, не простые, волшебные. Сегодня они превратятся в разные предметы, а мы с ними будем играть. Игра начинается!

Я по ком ноте хожу (держит перед собой колечки, нанизанные на палочку, поет песню; дети хлопают в ладоши).

Всем колечки покажу;

Вот колечки хороши!

Посмотрите, малыши!

Нечаемо роняет колечки на пол и просит детей собрать их и нанизать на палочку.

Молодцы! Все колечки собрали! Вот они наши колечки1 волшебство начинается! Ты, колечко, покрутись, в руль машины превратись!

(Дети садятся на стулья, в руках как руль, держат кольца.)

Внимание, отправляемся в путешествие!

Мы едем, едем, едем

В далекие края.

Хорошие  соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

А в песенке поется

О том, как мы живем.

Тра-та-та, тра-та-та,

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Кошку-забияку,

Обезьяну, попугая.

Вот компания, какая!

Весело мы с вами покатались на машинах! А волшебство продолжается! Ты, колечко, покрутись, в домик птички превратись! (Дети кладут колечки на пол и превращаются в птичек, которые летают по залу под музыку.)  в период музыкальной паузы каждый ребенок «залетает в домик». Повтор 2-3 раза.

Ребята к нам в гости пришел Волк-волчок – серый бочок. Он хочет птичек напугать, кольца-домики забрать. Давайте прогоним Волка.

Кулачками мы помашем,

А потом потопаем ногами.

Кулачками стукнем по коленкам,

А потом потопаем ногами.

Кулачки за спину спрячем,

А потом потопаем ногами.

Кулачками снова мы помашем, а потом потопаем ногами (песня-танец «Кулачки»).

Убежал волчок – серый бочок, напугали мы его кулачками. молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Раннее детство: воспитание любознательности»

Тема: «Раннее детство: воспитание любознательности»...

Воспитание любознательности в раннем возрасте

В данной статье раскрываются понятие "любознательность", ее основные аспекты, дается перечень игр для развития любознательности....

Воспитание положительных взаимоотношений в раннем детстве. Консультация для воспитателей.

Формирование у ребёнка взаимоотношений со взрослыми и детьми, выработка некоторых доступных правил поведения являются необходимой и весьма существенной частью воспитания. Решение этих задач есть перва...

Духовно - нравственное воспитание "Учиться любви с раннего детства"

Духовно - нравственное воспитание в дошкольном учреждении в деятельности педагога - психолога. Доклад педагога - психолога «Учиться любви с раннего детства» на XI Образовательных чтениях Хва...

Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье с раннего детства»

Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков здорового образа  жизни в семье с раннего детства» поможет, как действовать любящим родителям, чтобы воспитать своего ребенка здоровым....

Духовно- нравственное воспитание с раннего детства

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с темой нашего заседания. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.Ребенок не рождае...

Нравственное воспитание детей раннего детства по средствам игры.

laquo;Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.» Н.В. ШелгуновАктуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников н...