Воспитание положительных взаимоотношений в раннем детстве. Консультация для воспитателей.
консультация (младшая группа) на тему

Формирование у ребёнка взаимоотношений со взрослыми и детьми, выработка некоторых доступных правил поведения являются необходимой и весьма существенной частью воспитания. Решение этих задач есть первая ступень нравственного воспитания ребёнка. При воспитании детей первых трёх лет жизни можно говорить о начальном формировании некоторых нравственных черт, таких, как сочувствие, отзывчивость, симпатия, привязанность, заботливое отношение к окружающим (взрослым, детям, животным). Они возникают в процессе общения малыша со взрослыми и детьми и имеют значение для раннего возраста и всей последующей жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание положительных взаимоотношений в раннем детстве.                                                                        Консультация для воспитателей.                                                                                  

Формирование у ребёнка взаимоотношений со взрослыми и детьми, выработка некоторых доступных правил поведения являются необходимой и весьма существенной частью воспитания.                                                                                                  

Решение этих задач есть первая ступень нравственного воспитания ребёнка.                                                При воспитании детей первых трёх лет жизни можно говорить о начальном формировании некоторых нравственных черт, таких, как сочувствие, отзывчивость, симпатия, привязанность, заботливое отношение к окружающим (взрослым, детям, животным).                                                                                                                                                              

Они возникают в процессе общения малыша со взрослыми и детьми и имеют значение для раннего возраста и всей последующей жизни человека.                                            

Известно, что положительные взаимоотношения способствуют нормальному нервно – психическому развитию ребёнка, создают в группе хорошее настроение, обеспечивают безболезненное пребывание среди сверстников. Но влиться в детское общество малышу не легко: нет опыта общения, не выработаны способы построения взаимоотношений.  Он не умеет делиться конфетой, игрушкой. Иногда можно слышать: «Я хочу!», «Это моё!». Часто возникает желание завладеть тем, что дано другому.                                                                                

В семье и детском саду ребёнка учат, как следует себя вести со сверстниками, братьями и сёстрами в игре, в гостях, на прогулке и в повседневной жизни: игрушки принадлежат всем, если хочешь игрушку, надо попросить или взять такую же в игровом уголке, если товарищ огорчён, плачет, нужно пожалеть, прийти ему на помощь; проснувшись, нужно вести себя тихо, так как спят ещё другие; подвинуться на диванчике, чтобы дать место соседу и т.п.   В каком случае нравственные правила приобретают побудительную силу?                                              

Важным является то, чтобы предъявляемые требования были связаны с личным опытом. Поэтому следует дать взглянуть на свой поступок как бы со стороны, почувствовать состояние другого ребёнка, по отношению к которому совершено действие, проникнуться сочувствием в трудном для него положении. Если ясно,  кто виноват, можно объяснить малышу. Что обижать товарища нельзя: «Ему тоже хочется играть, как и тебе», «Ты тоже не любишь , когда тебя обижают».                                                                                                                                                          

Прежде, чем сформулировать правило, надо обратить внимание детей на конкретные поступки поведения.  Например, «Пожалей Иру, у неё болит пальчик», «Пойди, дай Коле зайку, он скучает». Благодаря этому общее правило усваивается сознательно.                                                                                                              

Чувства играют большую роль поведения. Поэтому нужно требования сделать привлекательными. К примеру, малыш отказывается отнести игрушку на место, можно сказать: «Покажи, как ты умеешь красиво ставить машину в гараж». Ребёнок охотно демонстрирует своё умение.                                                                            

Самые, казалось бы,  будничные дела могут  побудить  ребят на добрые поступки, если педагог сумеет затронуть чувства. Он хвалит ребёнка, который помог упавшему.  Обращает внимание на малыша, вернувшегося в группу после долгого отсутствия: «Вот и Ниночка пришла, а мы соскучились без тебя».                            

Надо пробуждать у ребят сочувствие к тем, кто младше, беспомощнее, кто ушибся, плачет. Подойти вместе с ребёнком, предложить сказать слова утешения, пожалеть, погладить по головке.                                                                                                

В течения дня бывает много поводов, когда можно подсказать, как проявить внимание и сочувствие к сверстнику, к взрослому, как проникнуться радостью товарища. Например, «Не шумите, будем тихо – тихо входить в спальню –Оля спит».                                                                                                                                          

Намечая пути и средства формирования положительных взаимоотношений, воспитатель должен помнить, что малыши 2 -3 лет отличаются наклонностью к подражанию. Если взрослые в присутствии воспитанников  резки и не сдержанны,  дают замечания раздражённо, то и ребята, не научившись ещё говорить,  много кричат, часто жалуются.                                                                                        

Положительный пример взрослых имеет решающее значение. Так, приучая ребят убирать игрушки, воспитатель первым начинает эту работу, сопровождая действия словами: «Все игрушки уберём на место, Витя унесёт кубики, Галя –машину».  В данном случае поощряется активность воспитанников. В следующий раз они охотно выполняют указания педагога или другого взрослого самостоятельно.                                                                                                                                          

Подчас ребёнок знает, что надо делать, но не знает, как надо делать, этому взрослые и должны его научить. Например, во время раздевания при подготовке ко сну воспитатель привлекает ребят к взаимопомощи: «Оля, помоги, пожалуйста, расстегнуть платье Лене, а я помогу Васе». Уместно использование педагогической ситуации: «Дети, готовы ли вы для выхода на прогулку? Всё ли у вас в порядке? Осмотрите друг друга, и, если нужно, помогите друг другу или скажите мне». Воспитанники должны сами  увидеть какую помощь оказать товарищу. Таким образом  развивается инициатива в оказании помощи сверстнику. При этом надо помнить, чтобы ребёнок благодарил за услугу не только взрослого, но и товарища.                                                                            

Успехи коллективного воспитания зависят от того, какими событиями и делами взрослые заполнили день в детском саду.                                                                                

    Сколько радости может доставить прогулка. Убирая снег на участке, воспитатель приглашает: «У кого лопатки, помогите мне носить снег в кучу. Будем строить горку для кукол».  Затем педагог отмечает, сколько снега они собрали, хорошая получится горка потому, что дружно работали. Действуя вместе, дети учатся считаться друг с другом, быть доброжелательными, заботливыми.                                                                                                                                                              

Важный импульс для формирования положительных взаимоотношений даёт игрушка. Часто предмет (мячи, каталки, строитель) служат средством объединения детей. Например, вдвоём загружают в тележку кирпичи, вместе её разгружают. Ваня везёт Лену на большой машине, а сзади толкает Петя. Присоединение к деятельности другого ребёнка является началом будущей совместной игры.  Важно не только подготовить много игрушек, учитывая интересы, умения ребят, нужно быть активным участником: «Хочешь, Диана, чтобы твоя кукла поехала в гости на машине? Посади её. Андрей тоже посадит зайку в кузов. Вдвоём им веселее. Как они рады друг другу».                                                                      

Наблюдения показывают, что малыши не умеют играть с игрушками, особенно с куклами. Первое время они носят кукол за голову, бросают на пол. Важно убедить, что так делать нельзя: «Юра, разве мама носит так твою маленькую сестричку?» Надо взять куклу и показать пример ласкового  обращения (воспитатель разговаривает с куклой спокойно, укачивает её, напевает колыбельную песенку). Кукла как игрушка должна занимать особое место, так как она олицетворяет человеческий образ.                                                                                    

Ребёнок на втором году жизни уже должен понимать значение слов «нельзя» и «можно» (нельзя ломать постройку другого, отнимать игрушку, кричать и т.п.). Дети не в состоянии установить правильные взаимоотношения со сверстниками, поэтому роль воспитателя особенно важна. При целенаправленном педагогическом воздействии успешно может быть выработана способность к сопереживанию, умение сочувствовать товарищу, приходить ему на помощь, сталкиваясь с интересами  другого,  считаться с ним.                                

В играх надо обращать внимание на общие достижения (лучше зазвучала песня, ровней стал круг, много сделали угощений для кукол), одобрять, если удачно передан мяч товарищу, оказана помощь в составлении пирамидки и т.д.                          

В играх – хороводах (типа «Ходит Ваня») важно, чтобы радость почувствовал каждый ребёнок и не был огорчён невниманием. Игры – развлечения («Догоню – догоню «, «В прятки», пускание мыльных пузырей, показ заводных игрушек, «Коза – рогатая», «Сорока – белобока» и др.) объединяют детей общими переживаниями, настроением.                                                                                                                            

Дидактические игры и занятия имеют определённое значение в деле нравственного воспитания. У воспитанников постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников (вместе послушать рассказ, посмотреть игрушки, картинки, животных, вместе поплясать, походить и т.п.) Здесь зарождаются первые интересы к действиям другого ребёнка, появляются навыки осторожного пользования и бережного отношения к предметам,  картинкам. В таких играх, как «Тук – тук, кто пришёл»,  «Передай игрушку», «Мишка болен», «Заяц на приёме» и др.   можно научить делиться игрушками, уступать их друг другу, быть внимательными, заботливыми.                                                            

Интересны и полезны для малышей показы – инсценировки, импровизированные сценки из жизни ребят. Например, дети осуждают собачку, которая сломала куколкин  дом: «Где теперь кукла жить будет?» В различных сценках с помощью кукол  даются наглядные образцы бережного, ласкового  отношения к детям, животным, проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи, взаимопонимания (например,  непослушный зайчик ел немытые овощи и заболел, надо его лечить).   Сколько эмоций проявляет малыш,  просматривая сказки («Три медведя»,  «Репка», «Колобок» и др.). Например, дети испытывают радость, когда колобок успевает уйти от злого волка, сочувствие брошенному, вымокшему под дождём зайке. Способность сопереживать радость и горе других надо развивать, ибо это основа для формирования более сложных нравственных чувств и поступков.                                                      

Способность ребёнка  сопереживать  и является таким качеством, опираясь на которое в этот период детства, можно успешно формировать отзывчивость, стремление помочь другим, заступиться и приласкать обиженного, поднять упавшего, умение соблюдать простейшие правила поведения в детском коллективе.  Содержанием картинок, стихов, сказок должны быть доступные факты из жизни взрослых или ребят. Важно раскрыть, что хорошо, что плохо, выделить примеры положительных проявлений, поступков.                                                                    

Малыши 2 -3 лет эмоционально отзывчивы на музыку. В этом отношении незаменимы коллективные музыкальные занятия, развлечения, организация детских праздников, которые вызывают особый интерес, дают яркое впечатление, побуждают к проявлению радостных эмоций, способствуют установлению тёплого контакта с окружающими.                                                                              

Воспитание положительных форм общения должно осуществляться в единстве с семьёй. Практика убеждает, что с родителями нужно встречаться задолго до того, как ребёнок приходит в детское учреждение. Уместно рассказать о некоторых правилах совместной жизни детей в детском саду. Отметить, что это помогает малышу  быстрее и легче освоиться в новой обстановке. Например, как убрать одежду в шкаф, почему колготки лучше класть в определённое место. Малыш не сразу догадывается, где можно найти необходимую вещь (в рукаве пальто или на верхней полке) и начинает плакать или ходить по раздевалке, мешая другим.  Достаточно будет напомнить, что колготки лежат на верхней полке.                                                                                                                  

Сведения о том, чем ребёнок любит играть дома? Как играет и с кем? Какая любимая игрушка, книжка? К кому малыш больше тяготеет в семье? и др. дают возможность быстрее и лучше установить тёплый контакт.                                                                            

От того, как воспитатель сумеет понять настроение ребёнка, как отнесётся к его переживаниям при расставании с родными, зависит его самочувствие в группе. Нельзя согласиться с мнением: «Это новенький плачет, привыкнет, перестанет». После крика и плача у малыша надолго остаётся угнетённое состояние. И может случиться так, что первые дни в коллективе наложат неприятный отпечаток на отношения ребёнка к детям и воспитателю.                                                              

Утром, придя в детский сад, дети живут ещё интересами и настроением семьи. Жизнерадостный, общительный Павлик спешит рассказать о любимой птичке. Воспитатель выслушивает и спрашивает: «Павлик, а ты не забыл насыпать зёрен птичке?  Застенчивого Колю подбадривает улыбкой и похвалой, подключает к игре. Серёже, которому трудно расстаться с мамой, предлагает любимого мишку. Предложенная игрушка меняет настроение ребёнка.   Утренний разговор даёт заряд на целый день. Это важно не только для ребят, но и для родителей. Уделяя большое внимание настроению малыша, тем самым воспитатель укрепляет свой авторитет, вызывает уважение к себе. Родители видят наглядный пример приветливого, заботливого отношения.  Учатся внешним формам общения с ребёнком.                                                                                            

Таким образом, в формировании детских взаимоотношений ответственная роль педагога. От его умения видеть детские души, правильно выбрать педагогические приёмы воздействия на детские взаимоотношения и отношения с людьми и вовремя их применить зависит во многом будущее ребёнка.                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Теоретические основы воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.Проблема воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников в исс...

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".

Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...

Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Одна из задач трудового воспитания детей дошкольного возраста: Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказыва...

Деловая игра с родителями. Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"

Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"...

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»

Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....