Главные вкладки

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе.
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Мухина Наталья Алексеевна

    Консультация для родителей по вопросу подготовки дошкольников 6-7 лет к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc29.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;

    на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе.

    Консультация для родителей

                                                                           

                                                                           Автор: Мухина Наталья Алексеевна, педагог-психолог

                                                второй квалификационной категории

                                                                          МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка

                                                                           Партизанского района Приморского края

           В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма; ребенок быстро прибавляет в росте, изменяются пропорции тела, существенные изменения в высшей нервной деятельности. Организма ребенка готовится к переходу на более высокую психо-физиологическую ступень возрастного развития. Здесь надо отметить половые различия в темпах созревания центральной нервной системы. Исследованиями отечественных психофизиологов установлено, что к 7 годам у девочек головной мозг имеет более высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется ближе к 8 годам.

          Всех людей можно условно разделить на 3 типа: левополушарные, правополушарные и равнополушарные.  У мальчиков медленнее созревает левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое – отвечает за восприятие слуховой информации), а у девочек – правое (гуманитарное, образное, творческое – пространственное, зрительное восприятие, координация). У девочек выше чем у мальчиков способность межполушарных контактов, поэтому они могут выполнять несколько видов деятельности сразу. В то же время у мальчиков в мыслительные процессы избирательно включаются либо левое, либо правое полушарие, поэтому для них характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек.

             В возрасте девочек до 7, а мальчики до 8-8,5 лет все дети как бы правополушарные, а современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей, хотя по результатам исследований в классе они составляют всего 10%.  Между полушариями находится пучок нервных волокон, соединяющих 2 полушария и обеспечивающих целостность работы головного мозга – это мозолистое тело. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8-8,5 лет, поэтому при подготовке к школе мальчиков необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела. Есть специальные упражнения, например, ухо-нос, кулак-ребро-ладонь, рисование двумя руками.

             Кроме этого следует учитывать такие индивидуальные (врожденные) особенности как: темперамент (совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения), характер и способности (задатки). Конечно, многое зависит еще от условий жизни и воспитания.

    Мышление ребенка. 

             К 6 годам у детей начинает только формироваться словесно-логическое мышление, но оно еще не сформировано, поэтому основной формой мышления остается наглядно-образное и наглядно-действенное, поэтому в занятиях с детьми надо делать упор на продуктивную деятельность в противовес умозрительным рассуждениям.

           Содействует общему психическому развитию активизация воображения, в этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач и так же устного счета, благодаря ему формируется и геометрическая интуиция. Ребенок уже может произвольно управлять (индивидуальные различия) своим поведением, а так же  процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

    • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий;
    • возрастает и независимость ребенка от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, у детей формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворенности своим местом в системе социальных отношений (например, внутренняя позиция школьника).

    Итак, показатели психологической и личностной  готовности ребенка к школьному обучению:

    1. Ребенок имеет твердое желание учиться в школе.
    2. Он имеет первоначальные умения учиться, в частности умеет выполнять простейшие требования и задания взрослых.
    3. Обладает достаточно развитыми познавательными способностями.
    4. Умеет общаться и работать со сверстниками.
    5. Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами и взрослыми.

    Наблюдая за развитием ребенка, за его деятельностью нетрудно установить, удовлетворяет ли он указанным признакам готовности  к школе.

            Уважаемые родители, надеемся, что эта информация позволит вам своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех или иных психологических характеристик, определяющих будущую школьную спешность вашего ребенка.

             Важно понимать, что готовность к школе формируется всем образом жизни дошкольника: социальной и эмоциональной ситуацией развития в семье, посещение дошкольного учреждения, состоянием здоровья ребенка.

    Литература:

    1. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.
    2. Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И. – СПб.: Питер, 2006.
    3. Журналы «Дошкольное воспитание» 2003-2004г.г., «Ребенок в детском саду» 2004г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе.

    Консультация для родителей дошкольников 6- 7 лет о психологических особенностях детей на которые нужно обратить внимание при подготовке к школе....

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и являе...

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

    В данной консультации для родителей описываются психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и о готовности ребенка к школьному обучению...

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

    Советыф родителям будущих первоклашек с учетом возростных особенностей...

    возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

    В чем особенности детей старшего дошкольного возраста...

    «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».

    Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...

    Конспект родительского собрания "Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, или знаете ли вы своего ребенка".

    Родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, или знаете ли вы своего ребенка.Цель: формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителям...