Организация игровой и двигательной активности детей в период летнего семейного отдыха
методическая разработка (младшая,средняя группа) по теме

Мосягина Наталья Васильевна

 

      Лето - это период отпусков. Кто-то отправится вместе со своими детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Но родители порой не подозревают, насколько познавательной для ребенка может быть даже обычная прогулка по парку.
      Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходимо каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Воспитателям важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_i_pamyatka.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация игровой и двигательной активности детей
в период летнего семейного отдыха»

Наступает пора летнего отдыха. Хочется верить, что Вы и ваш ребенок проведете его с пользой – за городом, на берегу реки или моря, где можно позагорать, вволю покупаться и поиграть на берегу с водой и песком.

Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Предложите ему инструменты: совок, ведро, формочки разного цвета, объема и конфигурации, грабли, воронку и небольшое сито, а также пластиковые баночки и бутылочки, и он часами будет копаться в песке, насыпая его в формочки и ссыпая его обратно. Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким горлом, насыпая туда песок через воронку. Расскажите, как образуется песок: песчинки – это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.

Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего, обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого: во-первых, он другого цвета (темнее), во-вторых, из него можно делать различные постройки, «печь пирожки».

Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбу покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлеба. Таким образом, ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.

В другой раз возьмите с собой набор игрушечной посуды, с которой можно организовать игру «Столовая». Тут песок будет выступать не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли, сахара. Для приготовления первых и вторых блюд юному повару понадобиться вода, а трава, цветы и листья пригодятся для салатов.

Может быть, ребенок организует другую игру – «Гости», в которой он пригласит на праздничный обед друга или подругу. Задача взрослого – подсказать ребенку тему для новой игры, а он уже приложит собственную фантазию.

Можно уделить внимание строительству из песка мостов, дорог с туннелями, домов, загородных домов с фермами, садом, огородом и клумбами. Для обыгрывания построек желательно использовать набор игрушек «Домашние животные», машинки, а также бросовый материал (бруски, дощечки).

Показывая ребенку игры с песком, предупредите его, что нужно быть внимательным и следить, чтобы песок случайно не попал в глаз.


Развиваем координацию и ловкость

Веселый всадник

Предложите ребенку пробежать или проскакать верхом на палке мимо нескольких песчаных горок (куличей), расположенных на одной линии на расстоянии 2–3 метров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и постараться не разрушить эти горки. Можно постепенно усложнять задание, добавляя к нему новые элементы. Пусть ребенок, например, проделает тот же путь задом наперед.

Попади!

«В цель». Предложите ребенку с заранее определенного расстояния (обозначьте его чертой) кидать в песчаную горку или вырытую в песке ямку маленькие камешки, желуди или шишки. Если ребенок с легкостью попадает в цель, то попросите его отойти на 1 метр.

«В ворота». Сделайте ворота – для этого на расстоянии 1 метра друг от друга воткните в песок палки или нарисуйте две линии. Ребенок с расстояния трех шагов должен прокатить мяч в ворота. После каждой удачной попытки уменьшайте ширину ворот, рисуя для этого новые линии или втыкая палки ближе одна к другой.

«В круг». Нарисуйте круг диаметром не менее 1 метра. Предложите ребенку попасть в круг с расстояния в 1,5–2 метра. Затем увеличьте это расстояние. Бросать мяч надо так, чтобы он попадал в центр круга.

Задом наперед

Поставьте на одной прямой 3 куличика и попросите ребенка обойти их змейкой, двигаясь вперед спиной. Нужно постараться ни разу не задеть препятствия. Перед тем как ребенок начнет движение, предложите ему внимательно изучить свой путь. Во второй раз он должен будет обойти препятствие еще скорее, а в третий раз – бегом. Если эта задача ему удалась, то можно попробовать поставить 5 куличей на одной линии.

Переправа

Начертите на песке «ручеек» – 2 параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга (расстояние может быть до 1 метра). Предложите малышу перепрыгнуть через этот «ручеек», отталкиваясь двумя ногами. Главное условие – «не намочить ножки» (не заступить за линию).

По камешкам

Нарисуйте на разном расстоянии друг от друга круги и предложите ребенку перебраться по ним от старта к финишу, словно по камешкам через речку или по кочкам через болото. Кружки можно пронумеровать. Чтобы пройти к финишу, ребенок должен будет пройти по всем цифрам по порядку.

10

С Т А Р Т

6

1

2

3

5

4

7

8

9

10

Ф И Н И Ш

Следы на песке

Оставь свой след

Взрослый идет по песку, оставляя на нем свои следы. Ребенок, делая широкие шаги, проходит по следам взрослого. Затем, наоборот, ребенок прокладывает свою дорожку, а взрослый передвигается по ней мелкими шажками. Проигрывает тот, кто первым не попадет в след другого.

Канатоходец

 Попросите ребенка пройти по нарисованной на песке линии как будто по канату. Линия может прямой или извилистой. При этом ступни надо ставить вплотную одна к другой. Руки разводятся в стороны, спина держится прямо – так легче удерживать равновесие. Когда же «канатоходец» пройдет весь путь и ни разу не «упадет», то, конечно, заслужит аплодисменты взрослого.

Изучаем свойства воды

Итак, ребенок начинает знакомиться со свойствами воды. Для этого снабдите его всем необходимым: лейкой, воронкой, прозрачными емкостями разной формы и величины, мерным стаканчиком. В первую очередь обратите внимание на прозрачность воды – любой предмет, лежащий на дне хорошо видно.

Продемонстрируйте ребенку еще одно свойство воды. Она не имеет вкуса. Для доказательства налейте в три чашки кипяченую воду: в одну чашку добавьте чайную ложку сахара, в другую -  соли, а третью оставьте нетронутой. Предложите ребенку попробовать воду из всех чашек на вкус.

Убедиться в том, что вода не имеет запаха, можно понюхав разные жидкости, например шампунь, фруктовый сок, водный раствор валерианы, и сравнив их запах с «запахом» чистой воды.

Покажите ребенку, что вода льется и принимает форму того сосуда, в которой налита, используя  для этого баночки различной формы.

Предложите ребенку проверить поговорку «Вода дырочку найдет». Для опыта используйте пластиковую бутылку, в нижней части которой проделано несколько отверстий разной величины. Заполнив бутылку водой, ребенок увидит, что она начинает вытекать. Причем чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся из бутылки.

Для измерения объема бутылок разной емкости предложите ребенку воспользоваться мерным стаканчиком и воронкой. Наливая через воронку воду в бутылку, не забывайте считать количество стаканчиков. Проделав тоже самое с бутылкой другой формы, ваш ребенок узнает, в которую из них входит большее количество воды, и вместе с вами сделает вывод о том, какая из двух бутылок больше.

Можно провести вместе с ребенком и еще один эксперимент, погружая в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них  тонут, а какие нет. Обратите внимание ребенка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.

Познакомьте ребенка со свойствами воды – растворителя. Для этого дайте ему несколько прозрачных стаканчиков с водой и краску, акварель и гуашь. Ребенку будет интересно получать разные оттенки одного и того же цвета, добавляя в стаканчики разное количество краски. Окрашивание воды поможет понять закономерности смешения цветов. Сочетание красной и желтой краски дает оранжевую воду, желтой и синей – зеленую, синей и красной – фиолетовую.

Когда юный художник закончит опыты по окрашиванию, поставьте воду в морозильник. А на следующий день покажите ребенку цветные льдинки и вместе понаблюдайте, как она будет таять. Таким образом, можно узнать еще об одном свойстве воды – ее способности превращаться на морозе в лед.

Для того чтобы продемонстрировать способность воды превращаться в пар (испаряться), понаблюдайте вместе с ребенком за кипящей водой. А затем проведите опыт: накройте емкость с вскипяченной водой крышкой и посмотрите, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и падает вниз.

Налейте в блюдце немного воды и оставьте его на несколько дней. В конце концов, вода испариться, и блюдце станет пустым.

Продемонстрируйте ребенку животворное свойство воды. Для этого поставьте в воду цветок, а другой такой же оставьте без воды – пусть ребенок понаблюдает, какой из них завянет быстрее.

Полезные и забавные игры с водой

Стираем – маме помогаем. Когда вы соберетесь стирать, привлеките к этому полезному делу своего ребенка, обеспечив его для этого всем необходимым. При этом можно загадать маленькому помощнику загадки или выучить подходящее по смыслу стихотворение.

Тонущий корабль. На поверхность воды в таз или ванну положите мыльницу, миску или небьющуюся тарелку. Затем покажите ребенку, как из лейки или любой другой посуды с носиком тонкой струйкой лить в нее воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей емкости достигнет критического, и она начнет крениться и тонуть.

Если в этой игре использовать мелкие камешки или монетки, то выигравшим будет считаться тот, кто использует большее количество предметов для того, чтобы его «корабль» утонул.

Дальнее плавание. Сделайте вместе с ребенком бумажный кораблик, а затем спустите его на воду. Покажите, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Спросите у ребенка, от чего, по его мнению, зависит дальность пути кораблика.

Меткий стрелок. На воду бросают надувной круг в 1,5 – 2 метрах от берега. По сигналу ребенок начинает бросать мяч, стараясь попасть в цент круга.

Игры в воде

Ловцы жемчуга

Игра проводится на глубине по колено (потом по пояс). Взрослый бросает на дно 5–10 предметов. В зависимости от количества игроков число предметов может быть больше или меньше. Дети входят в воду и стараются найти их. Выигрывает ребенок, собравший больше предметов.

Гонки раков

Игра проводится на глубине по колено. Дети лежат на воде, касаясь дна руками. По сигналу взрослого они передвигаются по дну на руках вперед (ноги выпрямлены и вытянуты назад). Побеждает тот, кто приход к финишу первым. Второй вариант игры проходит так же, только дети передвигаются по дну на руках назад.

Улитки

Игра проводится на глубине по колено. Дети стоят в линию лицом к берегу. По команде ведущего они начинают двигаться вперед. Побеждает тот, кто выйдет на берег последним. Стоять на месте нельзя, надо непрерывно двигаться вперед.

Желательно использовать летнее время для того, чтобы научить ребенка плавать. В этом Вам могут помочь рекомендации, изложенные в памятке, которую предлагаем Вашему вниманию.

.


Уважаемые родители!

В следующем учебном году Ваши дети будут посещать бассейн в детском саду. По возможности, используйте летний период для того, чтобы научить ребенка плавать.
Помните, что купаться и учиться плавать ребенок должен только под руководством старших и только в специально отведенных местах, отвечающих следующим условиям:

  1. вход в воду должен быть пологим;
  2. дно водоема также должно быть пологим, неглубоким и не иметь ям;
  3. на берегу и на дне не должно быть камней, осколков стекла и прочего мусора, который может поранить ребенка;
  4. поблизости не должно быть никаких промышленных и прочих стоков.

Научите детей основным правилам поведения на воде:

  1. не заходить в воду глубже, чем по грудь;
  2. не брызгаться, не топить друг друга;
  3. не кричать и не звать на помощь ради розыгрыша.

Несколько полезных
советов

  1. Ребенок может купаться только при хорошем самочувствии. Даже при небольшом недомогании купание вредно.
  2. Нельзя купаться раньше чем через час после еды.
  3. Поначалу продолжительность купания должна составлять не более
    2 - 3 минут. Постепенно увеличивайте это время до 10 - 15 минут, но не более.
  4. Войдя в воду, ребенок должен сразу окунуться, а потом побольше двигаться, играть.
  5. После купания необходимо сразу насухо вытереться полотенцем.

        

          Упражнения для тех,
         кто учится плавать

  1. Поплавок.
    Стоя в воде, вдохнуть воздух, а затем присесть, обхватив руками колени и пригнув голову. Поднявшись спиной вверх, не торопясь, выдохнуть воздух в воду, пуская пузыри. Стараться как можно дольше продержаться таким «поплавком» - на сколько хватит дыхания.
  2. Работа ногами.
    Лечь на мелком месте грудью на воду, выпрямить свободно ноги и упереться руками в дно. Лицо поднято над водой. В таком положении перебирать ногами вверх и вниз попеременно. Носки оттянуты и слегка повернуты внутрь. Колени не сгибать, дыхание не задерживать.
  3. Скользящая стрела.
    Стоя в воде по грудь, лицом к берегу, вытянуть руки вперед, сложив ладони «плотиком». Оттолкнувшись ногами от дна, проскользнуть «водной стрелой» по поверхности воды по направлению к берегу. Лицо при этом должно быть опущено в воду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация игровой и двигательной активности детей в период летнего семейного отдыха»

Материал содержит рекомендации для родителей по организации отдыха детей в летний период....

"Конспект занятия по игровой и двигательной активности детей в подготовительной группе"

Игровая и двигательная активность  детей на занятиях  физкультуры,поддерживают их интерес и любовь  к спорту и здоровому образу жизни....

Организация двигательной активности детей в летний период

Для того чтобы сформировать и развить у детей желание заниматься спортом и здоровым образом жизни. Мы рассмотрим условие оздоровления в ДОУ, организацию двигательной активности детей....

Организация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста на прогулке в летний период времени

на сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также ...

Консультация для воспитателей "Методика организации и руководства двигательной активности детей на прогулке"

Консультация для воспитателей "Методика организации и руководства двигательной активности детей на прогулке"...

«Организация и проведение двигательной активности детей раннего возраста»

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня двигательной подготовленности, от услови...

Организация и руководство двигательной активностью детей на прогулке.

в статье описаны возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей, какие подвижные игры лучше планировать на прогулке в зависимости от времени года, какие виды движений в какое вр...