Психологические особенности детей 2-х – 3-х летнего возраста.
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Сизикова Людмила Александровна

О психологических особенностях детей раннего возраста. О методах создания психологического комфорта для ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osob.2-3_let.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  д/с « Звёздочка»

Доклад для родительского собрания

Психологические особенности детей 2-х – 3-х летнего возраста.

                                                                                                 воспитатель:  Л. А. Сизикова  

п. Пурпе.        

Ранее детство – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др.

Дети начинают общаться со сверстниками, что значительно расширяет их круг социальных контактов. Но так как все основные психические процессы (мышление, внимание, память) носят непроизвольный характер. Наша задача создавать условия психологического комфорта для ребенка. В чем это заключается? В единстве и понятности требований, которые предъявляем МЫ – взрослые. Если в детском саду и дома эти требования, и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему трудно будет в них сориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно. В будущем у него не сформируются собственные твердые представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом поведении. Малыш данного возраста не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить. Он обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Следует привлекать малыша в доступной форме к равноправному участию в повседневных делах, которыми занимаются взрослые. Например, вместе можно накрыть на стол, вместе можно разложить ложки, поставить хлебницу. В такой семье детям спокойно, уютно. Активно действуя, дети узнают многие свойства предметов и их назначение, упражняются в простых трудовых действиях, испытывают огромное удовольствие от полученных результатов, становятся более ловкими и умелыми. Все с чем малыши познакомились в жизни, они отражают в игре, дополняя ее содержание новыми сведениями, полученными из книг, телевизора, разговоров с взрослыми и из наблюдений. Например, помогая при сервировке стола, ребенок узнает, что для еды нужны разные виды посуды, и что они имеют разные свойства: тарелка бывает большая и маленькая, глубокая и мелкая, легкая и тяжелая. Или действия с бумагой, ребенок обнаруживает. Что она рвется, гнется, разрезается. Многие мамы боятся доверить ребенку ножницы. Из предосторожности дайте маленькие ножницы с тупыми концами под вашим непосредственным контролем пусть разрезает полоски. Вы на глазах у малыша используете их, создавая аппликацию. ребенок понимает, что делает что-то нужное. Не забывайте похвалить малыша за выполненные действия, подчеркнув значимость его для вас и для конечного результата. Как показывают исследования, если подмечать только успехи малыша, игнорируя его промахи, то малыш обретает уверенность в себе, раскованность, он не боится поражений и его предметные действия получают интенсивный толчок к развитию. Однако  если, отрицательную оценку

не вводить в течение долгого  времени, малыш перестаёт замечать свои ошибки и за любое, даже ошибочное действие. Возьмите за правило не хвалить за хорошее поведение дома, на улице, за столом – маленький человек должен осознать: это норма.

Ни в коем случае не оскорбляйте, не унижайте ребёнка ( « Растяпа», вечно ты..).

Отрицательная оценка подрывает самоуважение, развивает чувства неуверенности в себе.

Самооценка ребёнка формируется под огромным влиянием взрослых.

Крайне важно понять, что ваш ребёнок, как любой человек, индивидуален, неповторим, не похож на других. Поэтому принимайте его таким, каков он есть, не сравнивайте его с другими. Дело не в том, лучше он или хуже, он просто другой: другие возможности, способности, темпы развития. Надо разглядывать в нем его отличие от других, поддерживать и развивать его индивидуальные черты, разумеется, в соответствии с ценностями, принятыми в человеческом обществе. Если вы высказываете недовольство чем-то, то начните сначала с хорошего, объясните, как можно исправить ошибки: молодец

сколько кирпичиков перевёз хороший шофёр будешь, только всю площадку засыпал, пройти негде. Давай вместе соберём, сложим. Когда вам приходится наказывать ребёнка, надо, чтобы он понимал, за что его наказывают. Но при этом должен чувствовать, что его любят, что вы огорчены только из-за поступка. Ребёнок нуждается в активном, а не пассивном взрослом. Он выражает большой интерес, радость при встрече, предпочитает в качестве партнёра того взрослого, который с ним часто и интересно играет. На основе совместной предметной деятельности у ребёнка возникает привязанность к отдельным взрослым, чаще всего к матери. Постепенно к трем годам малыш становится более умелым и самостоятельным. Он умеет пользоваться многими предметами (ложкой, чашкой, карандашами, игрушками). Практически уже одевается. Малыш всё чаще стремится действовать как взрослый: готовить обед, стирать, гладить. К трём годам он всё настойчивее заявляет: «я сам!». Позволяйте ему всё, что он может делать сам, а в остальном - помогите. Однако малыш не всё может сам (стирать, варить) ваш ребёнок и тут может найти выход: он начинает играть в то, что очень хочется делать, но пока недоступно, поэтому в таком возрасте появляется игра. Через игру ребёнок развивается физически, эмоционально. Через игру он творит вновь свой реальный жизненный опыт, приобретаемый в общении со взрослым, в наблюдении за его жизнью собственной практической деятельности. Благодаря играм со сверстниками, общению в семье, интенсивно развиваются умственные способности детей. Ребёнок учится сопоставлять, находить сходства и различия между предметами, делать выводы. Речь его обогащается новыми словами. Ребёнок строит новые длинные достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию, малыш с жадностью запоминает то, что  интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же мальчиках и девочках как он сам. Ваш ребёнок слушает помногу раз и запоминает. Если вы читаете и рассказываете торопливо, невнимательно, малышу не нравится, и он поправляет, затем он хочет прочитать сам, сопоставляя услышанную историю с картинками в книжке (он читает аккуратно следует за буквами, которых ещё не знает)

                                   Игрушки для детей от двух до трёх лет:

   для развития самостоятельной игры детей 3 года жизни имеет подбор сюжетно-образных игрушек: кукол, игрушечных животных, машин. В игре с этими игрушками воспитывается доброта, отзывчивость, эмоциональность. Посуду лучше покупать крупного размера, доступны детям этого возраста настольные игры (на больших картинках люди известных профессий - дворник, врач, продавец.) Игрушки для развития движений - мячи, кегли, конструкторы. В поле зрения ребёнка не должно быть одновременно много игрушек, достаточно четырех, чтобы развернулась интересная игра, а остальные хранятся в определённом месте. Напоминайте, что после игры ребёнку надо убрать игрушки на своё место. Чтобы не было в тягость уборка занимайтесь вместе с ним. Не важно, сколько уберёт, главное участие. Заранее дайте знать, что пора убирать игрушки. Можно сделать, например сигналом к уборке игрушек не хитрые стишки:                       динь ляля,

динь ляля,

спать Олечке пора.        А теперь за дело нужно

Все игрушки ждут        убирать игрушки дружно,

когда к ним подойдут        мигом мы взялись за дело

и на место уберут!        и работа закипела.

                                       

                                                  Родителям нужно:

-относится к уборке как к важному делу, уделять этому процессу специальное время.

-определить постоянное место для игрушек.

-убирать вместе с детьми.

-показать своим поведением доброе, теплое отношение к игрушкам.

МДОУ  д/с « Звёздочка»

Доклад для родительского собрания

Психологические особенности детей 2-х – 3-х летнего возраста.

                                                                                                 воспитатель:  Л. А. Сизикова  

п. Пурпе.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Возрастные и психологические особенности детей 4 -5-летнего возраста».

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.Возросли   физические возможности: движения ста...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...