Психологические аспекты обучения и воспитания в раннем возрасте
статья (младшая группа) по теме

Информация для родителей «Психологические аспекты обучения и воспитания в раннем возрасте» Научение в раннем возрасте. Воспитание в раннем возрасте. Психологическое значение игрушек.Общая ситуация развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otpravit.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35 «Соловушка»

Города Набережные Челны Республики Татарстан

Информация для родителей

«Психологические аспекты обучения и воспитания в раннем возрасте»

Подготовила:

воспитатель второй категории

Давыдова Татьяна Вячеславовна

Набережные Челны,

 2011

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Общая ситуация развития

Возраст от рождения до трех лет является одним из основ ных в жизни ребенка, так как в этот период во многом опреде ляется его будущее психическое развитие. На данном этапе у ребенка появляются три важнейших новообразования: прямохождение, которое обеспечивает ребенку ориентацию в про странстве и приток необходимой для его развития информации; речевое общение, играющее огромную роль в развитии мышле ния и саморегуляции поведения и помогающее ребенку приоб щаться к человеческой культуре; предметная деятельность — благодаря ей развиваются способности ребенка.

Каждый из этих факторов незаменим, а все вместе они до статочны для разностороннего развития растущего человека.

Ведущая деятельность в младенчестве (по Д.Б. Эльконину) — эмоциональное общение с матерью. Поэтому на данном этапе мать является ключевой фигурой в жизни ребенка. Преж де всего, она должна полностью удовлетворять все насущные по требности ребенка: в пище, тепле, эмоциональном комфорте, телесном контакте. Именно в этот период от характера общения q матерью зависит, как будут складываться в дальнейшем эмо циональные контакты человека с другими людьми. Таким обра зом, на данной стадии развития формируется чувство базисного доверия (или недоверия) к другому человеку.

Научение в раннем возрасте

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметно-манипуляторная деятельность. Ранний возраст — это сенситивный период для усвоения и развития речи. К одному году ребенок умеет произносить отдельные слова, называет вещи своими именами, реагирует на слово как на целостную систему: он связывает слово с обстановкой, ситуацией. К 1,5 — 2,5 годам малыш научается комбинировать слова, объединять их в двух-, трехсловные фразы. К 3 годам ребенок прислушивается к тому, о чем говорят взрослые между собой. Ему нравятся сказ ки, стихи, рассказы, т.е. ребенок, может познавать мир не только через органы чувств, но и в его идеальном, понятийном отраже нии. В этот период взрослым необходимо разнообразить свою речь, сделать ее по возможности яркой и понятной для ребенка.

Словарный запас ребенка: до 1,5 лет — от 30 до 100 слов; к концу 2-го года — 300 слов, а к 3 годам 1200—1300 слов.

У родителей часто возникает беспокойство, связанное с за держкой речевого развития ребенка. Если до 2 лет ребенок мало говорит, но все понимает, то повода для беспокойства нет. Не редко от 2 до 3 лет идет быстрый прирост речевой активности. Следует помнить, что в усвоении речи имеются значительные индивидуальные различия.

Психологические механизмы усвоения речи:

  1. подражание (особенно влияет на фонетику);
  2. условно-рефлекторное обуславливание (связано с ис пользованием взрослыми разнообразных поощрений, ко торые ускоряют развитие речи у детей);
  3. формулировка и проверка гипотез (собственное детское словотворчество).

Проблемы раннего двуязычия. Если ребенок растет в среде, где говорят на двух и более языках, то, чтобы избежать явления, на зываемого «языковой интерференцией», необходимо в разных ситуациях говорить только на каком-то одном языке.

Раннее детство — период бурного развития познавательных процессов. Для детей характерна повышенная любознатель ность, поддержка которой ведет к быстрому интеллектуальному развитию. В это время ребенок переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, у него зарождается способность к произвольной регуляции поведения.

В раннем детстве очень важно дать ребенку возможность ис следовать окружающий мир (самостоятельно или с помощью взрослых) и обеспечить ему разнообразные впечатления как ис точник информации.

Если вы хотите, чтобы развитие ребенка шло ускоренными темпами, давайте ему больше заданий на воображение, поощ ряйте стремление к самостоятельности, рисованию, констру ированию, творчеству. Иными словами, общение с взрослыми и совместные творческие игры — основное условие развития способностей ребенка.

Последствия ранней сенсорно-двигательной депривации (лишение ребенка необходимых стимулов для его психофизи ческого развития, например, свободного передвижения в про странстве) трудны, но преодолимы. А вот последствия речевой, эмоциональной и интеллектуальной депривации серьезны и ус тойчивы.

Воспитание в раннем возрасте

Ранний возраст — это период, когда ребенок впервые стал кивается с запретом, социальной нормой. Прежде всего, это ка сается приучения к туалету. Постепенно к концу раннего детства появляется способность к произвольной регуляции поведе ния.

Поэтому в данном возрасте главной задачей в воспитатель ном аспекте становится постепенное приучение ребенка к по рядку, аккуратности и бережливости. Все это вырабатывается путем взаимодействия ребенка с игрушками (собрать их после игры, починить сломанные и т.п.). Главное при этом — не пере усердствовать и не забывать о ведущих потребностях ребенка, всячески давая ему понять, что он любим.

Психологическое значение игрушек

В раннем детстве особое место в жизни ребенка занимают игрушки, которые оказывают неоценимое влияние на его ин теллектуальное и личностное развитие.

Пока в жизни ребенка нет никаких правил и запретов, он не может понять, какие предметы являются «серьезными», а с ка кими он может играть сам, не спрашивая разрешения родите лей. Ночной горшок — первая «серьезная» вещь в жизни ребенка, с которой явно играть нельзя. Появление первой «не игрушки» связано с приучением к туалету, т.е. с введением определенной нормы.

Играя с игрушками, ребенок делает следующие открытия: есть желания, которые он может удовлетворить сам, без помощи матери, т.е. он не вполне безоружен перед лицом своей очевид ной беспомощности; многие труднопереносимые переживания игрушка делает преодолимыми (например, ребенку, отлученно му от тела матери, трудно заснуть одному, поэтому большинство детей сами находят выход: укладываются спать вместе с мягкой игрушкой, замещающей отсутствующее тело матери и создаю щей иллюзию присутствия «друга»).

Как правило, ребенок сильно привязывается к одной мягкой игрушке, сопровождающей ритуал его отхода ко сну. Он очень дорожит ею, дорожить ею должны научиться и родители. Следу ет помнить, что эта игрушка заменяет маму в вынужденные ми нуты одиночества и тревоги перед наступлением темноты, на нее переносится сложный комплекс чувств, изначально адресо ванных матери.

На стадии освоения первых правил и запретов преобладают игры с материалом (в песок, «построить и разрушить», с водой, с наполнением сосудов и выливанием из них воды и т.д.). Эти игры символически отображают потребность в освоении спосо бов произвольной регуляции выделительных функций собст венного тела (регуляция функций выделения нередко удается ребенку не сразу и ассоциируется с чувством тревоги и ощуще нием собственной «неумелости»).

При игре с материалом одновременно удовлетворяются и принятие первых правил, и протест против них. Ведь строит ре бенок что-то по правилу или по «форме», построив, может раз рушить, проявив протест против правила. Таким образом, удов летворяются противоречивые, амбивалентные желания, харак терные для анальной фазы развития ребенка. Ошибаются те воспитатели и родители, кто запрещает детям разрушать только что построенные ими домики из кубиков или пирамидки.

Каждый воспитатель наблюдал детей, чрезвычайно бережно обращающихся с игрушками и агрессивно, а порой и жестоко относящихся к животным и ровесникам.

На этой фазе развития чрезвычайно важно сформировать у ребенка правильные представления о том, на что может быть направлено деструктивное (разрушительное) действие, а на что не может. Разрешенным направлением деструктивных действий может стать безопасное для самого ребенка и окружающих про странство игры типа «построить и разрушить», а однозначно за прещенным — направление разрушительных действий на лю дей, животных, предметы, ценные для других людей и любимые ими.

На стадии ролевой игры ребенок делает еще одно откры тие — мир игрушек подвергается расщеплению: оказывается, одна и та же игрушка может выступать в совершенно различных качествах (тарелку, например, можно назвать лодкой и отпра вить в плавание). Эту магическую функцию игрушки ребенок открывает сам.

Таким образом, в игре с материалом и в ролевой игре ребе нок создает подвластный ему мир и населяет его воображаемыми или реальными персонажами, а затем наделяет игрушки новы ми качествами: их прагматическое, утилитарное значение от щепляется от непрагматического, неутилитарного, определяе мого самим ребенком.

Роль игрушек с фиксированным значением особенно велика для детей с физическими недостатками, задержкой психическо го развития или надолго прикованных к постели из-за длитель ной болезни. Для таких детей проблема адаптации к реальному миру является гораздо более острой, чем для здорового ребенка. В их жизни игрушка с фиксированным прагматическим значе нием выполняет не только обучающую роль, но и дает столь не обходимое чувство могущества, компетентности, «похожести» на других людей.

Детям с физическими недостатками труднее реализовать свое право на игру, так как ограничения в движениях не дают возможности играть с обычными игрушками. Есть некоторые способы решения этой проблемы: изготавливать специальные (электронные, радиоуправляемые) игрушки, что дорого, а зна чит, не всегда доступно для семьи среднего достатка, использо вать игрушки, уже имеющиеся на рынке, но с минимальными изменениями их функций, что может при желании осуществить любой взрослый, стремящийся помочь ребенку.

Игрушки, предлагаемые для детей-инвалидов, это очень симпатичные животные или просто мордашки с лапками, кото рые пищат, улыбаются, ползают, прыгают и другими способами выражают симпатию их обладателю, если он возьмет их в руки или нажмет на одну из клавиш на пульту управления. Это осо бенно важно для ребенка-инвалида, который не привык к мысли, что он что-то может реально изменить в окружающем мире. Игрушки с дистанционным управлением позволяют осва ивать недоступное пространство ребенку, который, например, не может ходить.

Любая игрушка для ребенка — это наглядный, кристаллизо ванный образ одного или нескольких связанных друг с другом качеств людей или предметов. Например, ребенку с дефектом речи или голосового аппарата очевидна негативная реакция взрослого на произносимые им звуки (родителям в этом случае трудно подавлять чувства, которые у них возникают, ведь стра дание постоянно скрывать невозможно). Для такого ребенка не заменима игрушка, которая включается на его голос: она гаран тирует положительную обратную связь и эмоциональное под крепление, какие бы странные звуки ребенок ни произносил. Такая игрушка может пригодиться и позже, особенно застенчи вым, стесняющимся говорить при посторонних детям, когда к ним обращаются взрослые: ее можно ставить перед робким ре бенком во время его ответов на занятиях в детском саду.

Ребенку, длительное время лишенному движения или долго находящемуся в больнице в отрыве от родителей, нужен в пер вую очередь игрушечный цыпленок в натуральную величину.

Следует несколько слов сказать о современных компьютер ных играх для детей дошкольного возраста, которые якобы спо собствуют развитию высших психических функций: памяти, мышлению, вниманию, восприятию, способности к концентра ции.

Реальный опыт родителей и воспитателей нередко свиде тельствует об обратном: ребенок, посвящая все свободное время компьютерным играм, теряет интерес к общению со сверстни ками, чтению, подвижным и ролевым играм. Снижаются его це леустремленность, способность к волевому усилию, общий энер гетический потенциал, нарастает усталость.

В компьютерной игре создается искусственный мир легко достижимых целей. Автоматизируется навык немедленного дей ствия, следующего непосредственно за восприятием ситуации на экране. В силу этого автоматизируется и само мышление: оно становится стереотипным, свернутым, реактивным. Прину дительный темп, заданный игрой, побуждает ребенка пережи вать успех, прежде всего от скорости выполнения собственного действия.

Кроме того, компьютерные игры в своей массе не требуют координации усилий с другим человеком, а потому не способст вуют развитию навыков общения. Если такими играми увлека ется ребенок, уже имеющий трудности в установлении контак тов со сверстниками, то эти трудности лишь усугубляются.

Создавая иллюзию легко достижимой цели, компьютерные игры снижают мотивацию и способность ребенка к волевому усилию в реальном мире. Как следствие, у ребенка может воз никнуть зависимость от компьютерных игр по типу наркотичес кой. В силу вышеизложенного следует быть внимательными к детским компьютерным играм и в зависимости от индивидуаль ных особенностей ребенка регламентировать время этих игр тем или иным образом.

        В заключение хочется отметить, что ребенку раннего возрас та необходимы игрушки, приобщающие его к миру взрослых, а также кубики, материалы для поделок, конструкторы и игруш ки, помогающие осваивать социальные роли людей.

Список литературы:

1. Смирнова Е.О. Психология дошкольника: первый год жизни. Часть 2. Абакан, 1997.

2. Смирнова Е.О. Психология дошкольника. Ранний возраст (1—3 го да). Ч. 3. Абакан, 1997.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до 7 лет). М.,1960.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

Конаева С.В., воспитатель ГБДОУ детского сада №114 Центрального района Санкт-Петербурга Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитан...

"Опыт внедрения наиболее перспективных методик и технологий обучения и воспитания детей раннего возраста в практическую деятельность"

Методики и технологии обучения и воспитания детей раннего возраста в практическую деятельность....

Статья "Психологические аспекты художественно-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности"

В статье раскрываются аспекты художетвенно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Описываются формы и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста посредством музыкальной деятел...

Особенности обучения и воспитания детей раннего возраста

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в резу...

Программа по развивающему обучению и воспитанию детей раннего возраста «Вместе с мамой»

Главная цель программы «Вместе с мамой» - эмоциональное развитие детей раннего возраста, способствование  их быстрому физическому и умственному развитию, воспитание интереса к окружаю...

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками....