Статья "Психологические аспекты художественно-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности"
статья по музыке

В статье раскрываются аспекты художетвенно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Описываются формы и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzykalnoe_vospitanie_dopolnennaya.docx29.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты художественно-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста в современном дошкольном образовании посредствам музыкальной деятельности

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании и развитии личности детей. Это объясняется спецификой данного вида искусства, и психологическими особенностями детей раннего и дошкольного возраста.

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственного и художественно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний.

Музыку называют «зеркалом души человеческой»«эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов)«моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский), ведь она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в формировании характера ребенка очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» (Н.А. Ветлугина). Поэтому, чем раньше начать стимулировать творческую активность, тем успешнее станет сформировавшаяся личность.

Музыкальное обучение перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой.

В связи с этим задача раннего выявления и развития музыкальных способностей приобретает особую значимость и актуальность как для специального, так и для общего музыкального образования и воспитания.  

Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не попробует себя в данной сфере. Нередко интерес к тому или иному виду деятельности указывает на способности, которые могут проявиться в будущем.  

Содержание деятельности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.   Музыка – источник особой детской радости, и использование различных педагогических форм и методов музыкальной деятельности решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (как зарубежной, так и отечественной) возникала проблема музыкальных способностей и таких ее аспектов, как структура музыкальности, онтогенез, и их диагностика. Этой проблеме посвятили свои научные труды такие известные педагоги-исследователи, как Н. Ветлугина, Л. Готсдинер, И. Крис, П. Михель, Е. Назайкинский, Г. Ревеш, К. Сишор, К. Тарасова, Б. Теплов. Существует пять компонентов музыкальной одаренности, соответствующих традиционным техническим функциям: сенсорный (ощущения), ретентивный (память), сензитивный (восприятие), моторный и идеативный (мышление).  Исследования данных авторов подтверждают то, что музыкальность имеет три главные стороны: интеллектуальную, эмоциональную и творческую.

А. Файст, В. Хеккер и Т. Циген утверждали, что программы по музыкальному воспитанию и обучению в детском саду (под ред. Н. А. Ветлугиной, Н. Е. Вераксы, И. Каплуновой, А. И. Бурениной, О. П. Радыновой) предусматривают развитие у детей, начиная с раннего возраста, в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, памяти, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися основными целями и задачами, появляются иные, отвечающие потребностям и интересам ребенка раннего и дошкольного возраста. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

  • создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  • творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  • высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  • помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

На сегодняшний день, основной целью музыкального воспитания в ДОУ является создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.Новые подходы к музыкальному образованию соответственно требуют использования новых, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Коренным вопросом педагогики музыкального образования, актуальным на разных этапах его развития, является следующий - «как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой?» И он все чаще требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение требует индивидуального подхода, связанного с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения индивидуальности человека. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

  • способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
  • ассоциативности художественного мышления;
  • выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной, чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
  • умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;
  • палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;
  • радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

В основе современных (универсальных) технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Единая цель этих работ – развитие музыкального (интонационного) мышления ребенка.

Современные методы музыкального воспитания:

1. Метод вариативности

Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания ориентирован на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально–комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.

Основная цель метода - научить детей любить и понимать музыку.  Осуществление этой цели решает задачи:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие интереса детей к разным видам искусства, приобщение к их лучшим образцам;
  • обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов детей;
  • формирование элементарных музыкальных навыков.

 2.Метод проектирования - позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.

Формы развития музыкального мышления:

  1. Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и через эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

  • развития коммуникативных навыков;
  • работы над ощущением формы;
  • развития двигательной координации;
  • развития чувства ритма.
  1. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

  1. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение, - определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
  • повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
  1. Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

  1. Игры звуками

В работе с играми - звуками выделяются условно следующие направления:

  • звучащие жесты и музыка моего тела;
  • шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

  1. Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

  1. Ритмические движения

Ритмические движения способствуют развитию музыкального восприятия, чувства ритма, культуры движений, координационного мышления, сочетания звуков и ритмов способствуют приливу сил, повышают эмоциональный тонус, побуждают ребенка к активным действиям. Научно доказано, что работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, способна улучшать язык и память детей. При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.

  1. Музыкально-дидактические игры

        Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма.

          Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут исключаться или дополняться педагогом, в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует гибкости, артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Опыт показывает, что включение в процесс музыкального воспитания инновационных технологий и методических форм позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создавать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения и гармоничного самоощущения;
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение удовлетворения результатом.

Литература

  1. Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
  2. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
  3. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
  4. Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
  5. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010 г. -  №1. – с.10
  6. Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
  7. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. – 2004. – 352 c.
  8. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983. – 255 c.
  9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 c.
  10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Малое изд. предприятие «NB Магистр»,1993. –190 c.  
  11. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002. – 279 c.
  12. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: 2007. – 521 c.
  13. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для вузов, педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 2004. – 222 с.  
  14. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
  15. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М.:,1999. – 428 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Дополнительная образовательная программа хореографического кружка (художественно-эстетическое направление) для детей раннего дошкольного возраста

Программа предназначена для детей раннего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет),модифицирована с учётом программ А.И.Бурениной,Т.Сауко "Топ-хлоп, малыши",А.И. Бурениной "Ритмическая мозайка". В нас...

Инновационный опыт воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости ...

Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством художественной деятельности

Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада- сложный и важный период в жизни каждого малыша. Поэтому подойти к нему нужно крайне ответственно. Педагогу необходимо найти тот в...

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема адаптации детей 3-4-го года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым, людям зависит его физическое и психич...