Инновационный опыт воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
проект на тему

в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.
 
Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. персептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovats.deyatelnost.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №9 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Илюшкиной Натальи Валерьевны.

Тема

«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

   

Актуальность темы:

   В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.   В  Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.   Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого  является сенсорное воспитание.  

   Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

   Я считаю, что эта тема наиболее  актуальна в наше время. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно  на  сенсорном  развитии  сосредоточили  свое  внимание  отечественные  и  зарубежные  ученые, так  как   сенсорное  развитие  имеет  огромное  значение  у  ребенка  на  определенном  этапе  его  развития. Из своего  опыта работы я  убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, О. Декроли),  а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,  А.П. Усова, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

   Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.  Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

   Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр  по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.  

   

    Основная цель : Формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

     В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- Развивать умение группировать и сравнивать предметы.

- Формировать сенсорные эталоны.

- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

  Принципы:

-Принцип системности: работа проводится систематически весь учебный год.

Принцип возрастной адресности: содержание деятельности происходит с учетом возраста детей

-Принцип интеграции:для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия.

-Принцип координации деятельности педагогов: деятельность специалистов согласована с образовательной деятельностью

-Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи: родители активно поддерживают формы работы с детьми в группе детского сада

-Принцип организации личностно-ориентированного воздействия с учетом индивидуальных возможностей: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии.

 Основные направления в работе:

1. Формирование практических способов ориентировки.
2. Формирование восприятия цвета.

3. Формирование восприятия формы.
4. Формирование восприятия величины.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
   

Гипотеза.

     Сенсорное воспитание в дошкольном учреждении будет эффективным, если:

     - оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного сенсорного образования и как часть развития общей культуры ребенка;

     - для его реализации создается система определенных условий:

учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника;

     - диагностика результатов сенсорного развития направлена на выявление уровня знаний ребенка-дошкольника, с целью дальнейшего воспитания и формирования его сенсорной культуры.

Научная новизна состоит в том, что:

    - дана сущностная характеристика понятий «сенсорного развития» и «сенсорной воспитанности»  дошкольников раннего возраста;

    - разработан диагностический материал определения качества сенсорной образованности и воспитанности дошкольников по средствам дидактических игр.

Основные педагогические условия:

     - целенаправленная и систематическая работа по формированию сенсорных эталонов.

    - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    - использование комплекса методов и приемов познания, исследования.

   

    Дидактические  игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.  С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия  взрослого на ребенка, а с другой – игра является  основным видом самостоятельной деятельности детей.  В дошкольной педагогике дидактические  игры  с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что  проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

   Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

   Работу по данному направлению я начала с создания предметно – развивающей среды. Это зоны сенсорного развития.

    Каждый элемент среды имеет свое функциональное значение. Определены принципы организации таких элементов (зонирование территории, подбор предметов), обеспечивающие вариативный подход в создании развивающей предметной среды.

   Был разработан комплекс дидактических игр направленных на сенсорное развитие.

   Разработаны:

- план непосредственной образовательной и индивидуальной деятельности с детьми;

- план работы с родителями по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

 

Проведение игр:

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

« Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному  признаку)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Сентябрь – ноябрь 2016г.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

« Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

«Из каких фигур состоит…?»  (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)                

Январь 2017г

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше – ближе»(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

декабрь - Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

Март 2017г.

  1. Закрепление пройденного с детьми

Апрель-май 2017г.

 Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому стараюсь больше времени уделять совместным играм и наблюдениям.

   Кроме этого реализация задач сенсорного воспитания детей  требует тесного взаимодействия с родителями. Поэтому родителей малышей я знакомлю с технологией работы по сенсорному воспитанию.

   Это позволит им:

- Углубить свои представления о раннем детском возрасте,  по-новому оценить возможности ребенка,   почувствовать его индивидуальность;

- Оценить значение дидактических игр  в умственном развитии малыша;

- Осознать необходимость включаться в игру с ребенком,   уделять больше внимания общению с ним.

  Для эффективного         взаимодействия с семьей проводятся консультации, тренинги, деловые игры, привлечение родителей к  совместному изготовлению дидактических пособий.

 

  Таким образом, в результате работы по сенсорному воспитанию,  построенной на знании научной основы, умении  методически правильно  организовать педагогический процесс,  создании необходимой предметно – развивающей среды,  во взаимодействии с родителями   и другими участниками обучения,  помогают  малышам накопить представления о свойствах и отношениях предметов, способствуют развитию мышления, памяти, воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2019-2022 учебный год на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Актуальность:Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными при...

Консультация для родителей по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.  В  Концепции дошкольного воспитания, складывается ...

Инновационный проект "Разноцветное настроение" (Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр)

laquo;Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»Б. Г. Ананьев.      Раннее детство - особый период становле...

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...

Проект: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Проект:«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Презентация самообразования по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Презентация самообразования по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...