Главные вкладки

    Доклад на родительском собрании Тема: «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в младшем возрасте»
    материал (младшая группа) по теме

    Родкина Вера Николаевна

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_rod._sobranii_vospriyatie_formy.docx29.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на родительском собрании

    Тема: «Формирование у дошкольников знаний
    о сенсорных эталонах в младшем возрасте»

           

                                                                  Муниципальное   дошкольное

                                                                    образовательное учреждение –

                                                                    Центр развития ребенка детский

                                                                    сад №8 «Лебедушка»

                                                                    Воспитатель II квалифицированной

                                                                    категории: Родкина В.Н.

                                                                    городской округ Химки

                                                                    март 2011 год

           Актуальность темы: именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития.

          Цель: анализ развития у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах используя дидактические игры, которые направлены на обучение детей.

          Методы:

    1. теоретические (анализ литературы по проблеме исследования),
    2. наблюдение,
    3. словесные методы,
    4. методы формирования общественного сознания (упражнения, практические задания, приучения).

           Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т. е. сформировать у него персептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.

          Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

    Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

    Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.     Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.). Они справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

    Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

    Игры - занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

              Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра - занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревновании и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

    С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенный знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

            С помощью игр - занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные игры.

           Занятия по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.

    Последние научные данные свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков.

            В трехлетнем возрасте у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании (особенно по замыслу), выкладывание несложных сюжетов с помощью мозаики.

    В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.

    Сенсорное развитие неразрывно связано с развитием эстетическим. Если человек способен отличать оттенки цветовой гаммы, разнообразие вкусов, запахов и звуковон в полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается ею. Если же опыт сенсорного развития невелик - это отрицательно скажется на развитии воображения.

    Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

    Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должна состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

    Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

             В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует

    постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.

             Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.

             Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

             В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия.

            В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа - примеривания. Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленить ее из предмета и соотносить с формой других предметов.

    Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

              Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а впоследствии и создать его самостоятельно.


    Использованная литература

    1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, под ред. Л. А. Венгера, - М. : Просвещение, 1989г.
    2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М.: просвещение, 1983 г.
    3. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей, Э. Г. Пилюгина, - М. , Просвещение, АО «Учебная литература», 1996 г.


    Игры на зрительное восприятие формы

             Трехлетние дети обычно рассматривают предмет и руками и глазами одновременно. Они не умеют рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии, т. е. не отдают себе отчет в том, что видят. Взглянув на предмет, ребенок гут же отворачивается от него. Если взрослый возвращает внимание ребенка к этому предмету, .малыш задерживает взгляд на какой-нибудь его части (выступ, углубление, острый угол и пр.). Этим обычно и ограничивается его зрительное знакомство с новым предметом.

    Все это говорит о том, что зрительное восприятие формы у маленьких детей фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчетливых зрительных образов формы объекта. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка. Не выделяя форму предметов как существенный признак, малыш с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми и практическими навыками. Его руки действуют неловко, плохо приспосабливаются к форме предметов, часто роняют их, а если и удерживают, то неудобным способом.

    Задача воспитателя — помочь детям овладеть рациональными приемами зрительного обследования формы предметов, научить их целенаправленному рассматриванию. Успешнее всего эта задача достигается с помощью интересных и занимательных для малышей обучающих игр.

    В предлагаемых играх содержатся следующие условия, необходимые для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов. Во-первых, в них создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть (Предмет и выделить его форму. Такая ситуация возникает благодаря тому, что рассматривание становится условием игрового общения детей друг с другом и с воспитателем (например, игры «Закрой окошко», «Где твой дом?» и др.) или успешного решения интересной для детей игровой задачи (игры «Принеси и покажи», «Чей коврик лучше?», «Кому дать?», «Геометрическое лото»).

    Во-вторых, в этих играх дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования формы. Суть их состоит в следующем. .Предлагая ребенку рассматривать предмет со всех сторон, взрослый побуждает его к согласованному движению глаз и руки по контуру формы. Своеобразие этого приема заключается в том, что рука ребенка, обводя контур предмета, как бы ведет за собой его взор.

    Участвуя в играх предыдущего раздела, малыш уже приобрел опыт осязательного обследования формы, а глаза его еще не приучены к этому. В первой игре как раз и создается необходимость в согласованных движениях руки и глаз. Такое сочетание зрительного и осязательного обследования обеспечивается с помощью специального игрового материала, в котором форма предмета имеет рельефный характер. Ребенок может воспринять ее не только глазами, но и кончиками пальцев. В дальнейшем, при повторении той же игры («Закрой окошко») рельефный контур заменяется плоскостным, прорисованным.

    Другой прием, который предлагается детям в играх этого раздела, заключается в накладывании фигуры на контур той же фигуры, прорисованный на образце. Ребенок глазами выбирает фигуру и, накладывая ее на контур, определяет, соответствует ли она по форме образцу («Закрой окошко»,. «Принеси и покажи»), В игре «Где твой дом?» ребенок соотносит фигуру с образцом уже без накладывания, только глазами.

    Эффективным приемом развития зрительного восприятия формы является также моделирование, т. е. воспроизведение контуров фигуры путем выкладывания ее формы с помощью однотипных деталей (спички без серы, палочки разной величины и цвета). Такой материал полезно предлагать детям для индивидуальных: занятий.

    Большое значение для развития зрительного восприятия формы имеет использование слова как средства фиксации целостного образа формы (круг, квадрат, треугольник и пр.). В некоторых играх, данного раздела («Геометрическое лото», «Кому дать?») дети учатся правильно называть геометрические фигуры.

    Третьим важным условием, содержащимся в данных играх, является связь познавательной задачи с эстетической. Эстетическое отношение ребенка к окружающей действительности невозможно без отчетливого восприятия формы предметов. В некоторых играх («Чей коврик лучше?») делается акцент на эстетической оценке результата конструирования детей. Это развивает не только зрительное восприятие формы, но и художественный вкус.

    Важно отметить, что в играх этого раздела формируется готовность ребенка к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и к конструированию.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на родительском собрании Тема: «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в младшем возрасте»

         Актуальность темы: именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение ...

    Семинар – практикум для педагогов. «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте»

    Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития....

    Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте

    Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, ...

    Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС

    Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого...

    Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте

    Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте...

    Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Янпольская Есения Валерьевна

    Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Я...