Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте
статья (младшая группа) на тему

Богданова Алла Ивановна

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте.

Актуальность темы: именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития.

Цель: анализ развития у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, используя дидактические игры, которые направлены на обучение детей.

Методы:

  • теоретические (анализ литературы по проблеме исследования)
  • наблюдение
  • словесные методы
  • методы формирования общественного сознания (упражнения, практические задания, приучения.

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перспективные действия.

Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для  этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. С общепринятыми мерками, так называемыми "эталонами", которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, , спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст "золотой порой" сенсорного воспитания. Именно ранний и дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений  

об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали , что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Основой для таких игр служат сформированные представления о построении игрового сюжета о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры - занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  • игра - занятие
  • дидактические игры

В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.С помощью игр - занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.

Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Игры - занятия по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить "почву" для последующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.

Сенсорное развитие неразрывно связано с эстетическим. Если человек способен отличать оттенки цветовой гаммы, разнообразие вкусов, запахов и звуков, то он в полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается ею. Если же опыт сенсорного развития невелик - это отрицательно скажется на развитии воображения. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. (сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством). Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по насыщенности, в качестве эталонов форм - геометрические фигуры, величина - метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, и главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве "единиц измерения" при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности. Работая с детьми необходимо поощрять экспериментирование, любознательность, постоянный интерес к предметному и природному окружению и вместе с малышами познавать мир, выказывая удивление, восторг от открытий. Манипулируя с предметами, необходимо стараться показать как можно обследовать предмет, чтобы выявить то или иное свойство или качество, вовлекая в игры - эксперименты детей и родителей. Игры и упражнения следует строить на практических действиях , требующих опоры на форму предметов. Постепенно в результате целенаправленной работы, повторений с усложнениями ребенок обучается выделять форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа -"примеривания". Лишь на основе длительного использования способов, проб и "примеривания" в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленить ее из предмета и соотносить с формой других предметов.

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета , реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в действии осуществляется анализ и синтез).

Развитие сенсорного восприятия влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Использованная литература:

  • Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя дет. сада, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, под ред. Л.А. Венгера - М: Просвещение, 1989г.
  • Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей дет. сада и родителей, Э.Г. Пилюгина, -М.; Просвещение , АО "Учебная литература", 1996г.
  • Пользовательский поиск Google, Yandex.