Консультация для родителей
материал (старшая группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Михневский центр развития ребенка - д/с «Осинка»

Ступинского муниципального района.

  Консультация для родителей

На тему: «Влияние семьи на духовно-

нравственное воспитание детей ».

Подготовила и провела

воспитатель

Iквалификационной категории

Кислякова Е.А.

 

 

 

 

Важнейшая из формул выведенная Г.Н.Волковым, гласит: « Что такое питание?- Пример и любовь. Больше ничего!» Трагедия современности в исчезновении примеров, в том числе и семейного образа жизни. Формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Дети много времени проводят в ДоУ, Затем в школьном возрасте - в школе, кружках, секциях, занимаются с репетиторами и т. д. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи. Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми. Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Рыночные условия диктуют свои требования. При этом возникает серьезная проблема сохранения духовно-нравственного воспитания в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для российского общества. Если церковь призывает своих прихожан быть духовными людьми, хотя бы внешне соблюдать заповеди и устои, то светская духовность общества ни кем не контролируется и не фиксируется. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер.

Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие и порядочность. Вместе с тем духовность-результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя полюбить труд, не трудясь. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки». Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов (« мама спит», «нужно не шуметь»; «раздели конфету на всех или предложи попробовать»), терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», «помоги ей найти очки», «будь снисходительным к пожилым людям») соблюдения этикета и т.д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Духовное развитие заключается, во-первых, в освобождении от принуждения из вне, когда ценность принимается личностью не под давлением, во-вторых, в объеме и круге интериоризованных личностью ценностей, когда их палитра многоцветна, как и сама жизнь. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Любовь - одна из важных сфер семейного воздействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п. Она создаёт единую психическую и духовно-эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему можно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны помнить, что их любовь к ребёнку -залог его психического здоровья. Именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. У 85% подростков, которые совершали правонарушения, не было тёплых, доверительных отношений с родителями в дошкольном детстве. Г.В. Волков приводит данные, что 95% преступников, отбывающих наказания, на вопрос, помнят ли они о том, что им в детстве пели колыбельные песни, ответили отрицательно. Наблюдения показали, что пение колыбельных песен вызывает у детей положительные эмоции, успокаивает, оказывает усыпляющее действие. Происходит объединение двух людей, мать и ребёнок обучаются языку общего ритма естественным путём. Ребёнка надо ласкать, прижимать к себе, гладить, обнимать, чтобы он слышал дыхание матери. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило : родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят ему : «Я тебя люблю», « Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире».

Для наших родителей полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители не всегда понимают, что чаще всего ребенок обращается к ним за пониманием.

В своей работе с родителями мы стараемся поддерживать тесные взаимоотношения, которое выражается в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. На первом - же родительском собрании мы родителям объясняем о возрастных особенностях детей. Конкретно в этом году для нашего возраста мы делаем акцент на игровую деятельность, объясняли родителям, что в таком возрасте для развития ребенка это очень важно.

Совместно с родителями обновляем материал по духовно-нравственному воспитанию в родительском уголке. Проводим праздники «Рождества» и «Пасхи», с участием детей, родителей, сотрудников детского сада. В группе вместе с Татьяной Ивановной собираем материал по духовно-нравственному воспитанию.

Хочется отметить, что в нашем поселке Михнево на базе подростково -молодежного клуба «Эдельвейс» с ноября месяца 2008 г. Совместно с благочинием , осуществляет свою работу православный семейный клуб «Преображение». В теплой обстановке за чаепитием с блинами обсуждаются волнующие (злободневные) вопросы. Ведется серия просмотров фильмов на тему «Крепкая семья - сильная Держава».

В клубе имеется ящик для вопросов священнику. В этом году уже прошел конкурс постных блюд. В перспективе - паломнические поездки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Михневский центр развития ребенка - д/с «Осинка»

Ступинского муниципального района.

  Консультация для родителей

На тему: «Влияние семьи на духовно        -

нравственное воспитание детей ».

Подготовила и провела

воспитатель

I квалификационной категории

Кислякова Е.А.

Важнейшая из формул выведенная Г.Н.Волковым, гласит: « Что такое питание?- Пример и любовь. Больше ничего!» Трагедия современности в исчезновении примеров, в том числе и семейного образа жизни. Формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Дети много времени проводят в ДоУ, Затем в школьном возрасте - в школе, кружках, секциях, занимаются с репетиторами и т. д. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи. Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми. Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Рыночные условия диктуют свои требования. При этом возникает серьезная проблема сохранения духовно-нравственного воспитания в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для российского общества. Если церковь призывает своих прихожан быть духовными людьми, хотя бы внешне соблюдать заповеди и устои, то светская духовность общества ни кем не контролируется и не фиксируется. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер.

Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие и порядочность. Вместе с тем духовность-результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя полюбить труд, не трудясь. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки». Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов (« мама спит», «нужно не шуметь»; «раздели конфету на всех или предложи попробовать»), терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», «помоги ей найти очки», «будь снисходительным к пожилым людям») соблюдения этикета и т.д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Духовное развитие заключается, во-первых, в освобождении от принуждения из вне, когда ценность принимается личностью не под давлением, во-вторых, в объеме и круге интериоризованных личностью ценностей, когда их палитра многоцветна, как и сама жизнь. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Любовь - одна из важных сфер семейного воздействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п. Она создаёт единую психическую и духовно-эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему можно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны помнить, что их любовь к ребёнку -залог его психического здоровья. Именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. У 85% подростков, которые совершали правонарушения, не было тёплых, доверительных отношений с родителями в дошкольном детстве. Г.В. Волков приводит данные, что 95% преступников, отбывающих наказания, на вопрос, помнят ли они о том, что им в детстве пели колыбельные песни, ответили отрицательно. Наблюдения показали, что пение колыбельных песен вызывает у детей положительные эмоции, успокаивает, оказывает усыпляющее действие. Происходит объединение двух людей, мать и ребёнок обучаются языку общего ритма естественным путём. Ребёнка надо ласкать, прижимать к себе, гладить, обнимать, чтобы он слышал дыхание матери. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило : родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят ему : «Я тебя люблю», « Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире».

Для наших родителей полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители не всегда понимают, что чаще всего ребенок обращается к ним за пониманием.

В своей работе с родителями мы стараемся поддерживать тесные взаимоотношения, которое выражается в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. На первом - же родительском собрании мы родителям объясняем о возрастных особенностях детей. Конкретно в этом году для нашего возраста мы делаем акцент на игровую деятельность, объясняли родителям, что в таком возрасте для развития ребенка это очень важно.

Совместно с родителями обновляем материал по духовно-нравственному воспитанию в родительском уголке. Проводим праздники «Рождества» и «Пасхи», с участием детей, родителей, сотрудников детского сада. В группе вместе с Татьяной Ивановной собираем материал по духовно-нравственному воспитанию.

Хочется отметить, что в нашем поселке Михнево на базе подростково -молодежного клуба «Эдельвейс» с ноября месяца 2008 г. Совместно с благочинием , осуществляет свою работу православный семейный клуб «Преображение». В теплой обстановке за чаепитием с блинами обсуждаются волнующие (злободневные) вопросы. Ведется серия просмотров фильмов на тему «Крепкая семья - сильная Держава».

В клубе имеется ящик для вопросов священнику. В этом году уже прошел конкурс постных блюд. В перспективе - паломнические поездки.



Предварительный просмотр:

          Консультация для родителей на тему:

«Формирование связной речи детей старшего возраста.

           "Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели"

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов, ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивать уверенность в своих силах.

Развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Если родители были чутки к своему ребёнку, много общались с ним, внимательно слушали его, предоставляли достаточную двигательную свободу, то ребёнок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

Но практика часто показывает противоположные результаты, родители очень часто, не уделяют своему ребенку должного внимания, они куда-то спешат, опаздывают… и им совсем некогда поговорить, рассказать, объяснить, ребенку что-то новое интересное. И, к сожалению, очень часто мы можем услышать от родителей фразу в адрес «разговорившегося» малыша, - «Сядь, молчи и не болтай! ».

А ведь именно дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов: "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Вот, например игры и упражнения, которые можно использовать родителям в домашних условиях.

  Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Упражнение "Давай поговорим" 

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

Упражнение "Повтори скороговорку"

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

В первую очередь родителям нужно обратить внимание:

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

Именно в дошкольном детстве происходит активное усвоение разговорного языка, становления и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, включающее в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!



Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации для родителей по развитию речи.

Советы по развитию лексико – грамматического строя языка предназначены для родителей детей старшей группы компенсирующей направленности.


Назначение: Материал будет полезен учителям - логопедам, воспитателям, родителям.
Цель: привлечь родителей к работе по преодолению лексико – грамматических нарушений у детей с ОНР посредством дидактических игр.
Задачи: 1. Показать родителям актуальность данной темы.
2. Познакомить родителей с играми и упражнениями для формирования лексико – грамматического строя языка.

Все родители хотят, чтобы их дети умели правильно говорить. Но для этого недостаточно выговаривать все звуки, нужно иметь достаточный словарный запас, уметь правильно выстраивать предложения.
Рассмотрим основные трудности на пути к красивой речи.
Объем активного словаря детей отстает от пассивного, то есть они понимают большое количество слов, но сами в речи их не употребляют, трудно усваивают слова с обобщающим значением, как и обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Возникают сложности и при словообразовании и словоизменении. Дети неправильно образуют названия детенышей животных, птиц. Например,
как называется малыш у медведицы? – медведик. Ребята затрудняются образовать форму множественного числа от слова, предъявленного в единственном числе, и наоборот. Например: лев – левы, пень – пени…
Как правило, дети испытывают трудности при употреблении антонимов. Например, при подборе антонима к слову
крупный, называют прилагательное маленький, а к слову низкий – большой.
Грамматические ошибки выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, затруднениях в применении предлогов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Эти ошибки очень стойкие. Ребенку с общим недоразвитием речи недостаточно просто услышать языковую норму, для введения ее в активный словарь нужны многократные упражнения, как на занятиях, так и в повседневной жизни: на прогулке, во время игр. Сегодня я расскажу вам, как можно развивать грамматический строй речи в процессе обычных дел, не усаживая ребенка на специальные занятия.
Большинство таких игр них не требует специальной подготовки, их можно использовать на кухне или по дороге в детский сад.
Всегда и везде можно
считать предметы. Главное в этих упражнениях – обращать внимание на правильное окончание. По дороге в детский сад или из детского сада можно считать деревья, дома, машины и т.д. Например: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин… Поднимаясь или спускаясь по лестнице, можно считать ступеньки. Накрывая на стол можно посчитать посуду: ложки, тарелки, вилки, кружки, ножи и т. д. Собирая урожай можно считать фрукты и овощи. Играя вместе, вы можете посчитать игрушки: кубики, кукол, машинки, матрешек и т.д.
Можно давать ребенку задания на согласование имен прилагательных с существительными. Использовать эти задания можно в разных местах: дома, в магазине, на улице. Как и в предыдущем упражнении, главное здесь – обращать внимание на правильные окончания. Попросите ребенка найти предметы определенного цвета, формы или вкуса. Например:
какие ты видишь предметы синего цвета? Это могут быть синие сапоги, синяя машина или скамейка, синее ведро. Можно дать задание найти круглые предметы. Это могут быть круглый мяч, круглое яблоко, круглый клубок… Подбирайте предметы и по вкусу: сладкий сахар, сладкая конфета, сладкий торт и т.д. Если это оказалось просто, попросите найти что-то твердое, гладкое, тяжелое и т.д.
На кухне можно поиграть в игру
«что из чего?». Попросите ребенка ответить, какой суп или салат получится из мяса, рыбы, гороха, фасоли и т.д. Например, из гороха получится гороховый суп, из молока – молочный… Также можно спросить, какой компот или варенье получится из каких – нибудь ягод и фруктов. Например, из яблок можно сварить яблочный компот или яблочное варенье. Не забывайте следить за правильным употреблением окончаний. После съедобного можно перейти к несъедобному. Вспомните вместе с ребенком, из каких материалов сделана посуда и мебель, образуйте качественные прилагательные. Например, если стакан из стекла, он какой?- стеклянный, разделочная доска из дерева, значит она какая? – деревянная и т.д.
Загадывайте друг другу
загадки по описанию, при составлении которых используются только имена прилагательные. Например: пушистая, ласковая, усатая, зеленоглазая (кошка). Аналогичные загадки можно придумывать, используя глаголы; ребенок должен угадать по действию. Например: мычит, ходит, дает молоко (корова).
Для закрепления названий детенышей животных поиграйте в игру
«У кого кто?». В ней ребенку нужно назвать детенышей животных и птиц. Например: как называется малыш у слонихи? – слоненок. В похожей игре «назови семью» требуется вспомнить название самца, самки и детеныша. Например: папа – тигр, мама – тигрица, малыш – тигренок.
В играх
«чей след?» и «чей нос?» можно потренироваться в образовании притяжательных имен прилагательных. Например: след лисы (чей?) – лисий; нос волка (чей?) - волчий.
Для закрепления правильного употребления имен существительных с притяжательными местоимениями есть игра
«жадная кукла». «Давным – давно жила на свете очень жадная кукла. Про все, что она видела, сразу говорила: «Мое!» Взрослый показывает какой- нибудь предмет, а ребенок подбирает подходящее к нему местоимение. Например, морковь – моя морковь, лук – мой лук, полотенце – моё полотенце, конфеты – мои конфеты.
Игра
«скажи наоборот» поможет расширить словарь антонимов. Подбирайте слова разных частей речи, чтобы увеличивался словарь прилагательных, наречий, глаголов. Например: длинный, а наоборот – короткий; весело, а наоборот – грустно, покупает, а наоборот – продает и т. д.
Поиграйте в очень простую игру
«один - много». Скажите ребенку: «Я буду говорить про один предмет, а ты – про много». Здесь можно использовать слова из любых лексических тем: фрукты, овощи, посуда, транспорт, мебель и т. д. А можно просто называть то, что вы видите по дороге в детский сад. Например: машина – машины, дом – дома, магазин – магазины…
По пути в детский сад можно играть в
«четвертый лишний». Ребенок должен не только назвать «лишнее» слово, но и объяснить свой выбор. Например: стол, шкаф, кукла, кресло. «Лишнее» слово – кукла, потому что это название игрушки, а остальные слова – названия мебели. В игре можно использовать не только существительные, но и глаголы или прилагательные. Например: веселый, радостный, зеленый, счастливый. 
Дома можно отрабатывать употребление предлогов. Поможет в этом игра
«прятки» с любимыми игрушками вашего ребенка. Например, где спрятался мишка? – под столом. Где спряталась кукла? – на шкафу и т. д.
Детям достаточно сложно научиться правильно употреблять приставочные глаголы. Здесь может помочь игра в машинки
"ехали - ехали". Постройте горку, гараж, мост, дом и отправляйтесь в путь, не забывая при этом обговаривать все свои действия. Например, машина из гаража (что сделала?) – выехала, до моста (что сделала?) – доехала, мост (что сделала?) – переехала и т.д.
Дети будут обязательно допускать ошибки при выполнении этих упражнений. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу, а просите «сказать красиво».
Помните, что вы сами можете помочь своему ребенку сделать шаг к правильной и красивой речи.