Девочки и мальчики - два разных мира
статья (подготовительная группа) на тему

Психофизиологические особенности развития мальчиков и девочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon devochki_i_malchiki_-_dva_raznyh_mira.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО г. Саяногорск детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин»

Консультация для родителей

Мальчики и девочки – два разных мира?

Подготовила

Учитель-дефектолог

Гузь Ирина Геннадьевна

г. Саяногорск

2011г

Учёные, изучая природу женского и мужского начал, пришли к выводу, что мужчина и женщина изначально запрограммированы природой на две различные тенденции в развитии. Женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть, женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской на прогресс. При этом женский пол передаёт по наследству информацию о прошлом (набор наследственного материала, который закреплён длительным отбором), а мужской пол – информацию о настоящем (об экологических или социальных катастрофах или о стабильной ситуации). Благодаря женщине, человек сохраняет постоянство своего облика: строение и физиологию своего организма, психологические особенности. Мужчина даёт многообразие человеческого облика (разный цвет глаз, волос, кожи, разрез глаз, черты лица).
         Можно сказать, что мужчина – это лаборатория природы, в которой испытывается всё новое, как хорошее, так и не очень. Поэтому беременность мальчиками протекает тяжелее, чаще случаются выкидыши либо роды протекают с осложнениями. Мальчиков с патологией рождается больше, чем девочек. Мальчики умирают чаще, правда и рождается их больше. Так природа компенсирует человечеству численность мужчин. Исследователи отмечают, что на 100 зачатий девочек приходится 120 – 180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнаёт, что она беременна. На 100 девочек рождается 103 – 107 мальчиков. Хотя при рождении, как правило, у девочек по сравнению с мальчиками меньше масса тела, рост, удельный вес мускулатуры, уже через 4 недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии.

По статистике, у мальчиков больше случаев задержки психического развития, гемофилии, неврозов. Часто болеющих мальчиков больше, чем девочек, особенно в критические периоды роста: на третьем, четвёртом и седьмом годах жизни. По некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в развитии цветовосприятия тоже чаще встречаются у мальчиков. Среди детей  с различными речевыми дефектами (заикание, алалия, дислексия и другие) также значительно больше мальчиков.

Известно, что пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия и ничто не может его изменить. Пол ребёнка зависит от отца. Половые различия закладываются уже на ранних этапах эмбрионального развития (с 6 недели). Уже на 8 – 10 неделе формируются внутренние половые органы и начинают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влиянием происходит формирование не только анатомических особенностей пола, но и особенностей развития головного мозга.

Так, мозг мальчика имеет слабые межполушарные связи: мальчики обычно либо левополушарны (воспринимают мир через символы, знаки), либо правополушарны (воспринимают мир через образы, эмоции, интуицию). У девочек, напротив, мощная перемычка между полушариями головного мозга. Они одновременно могут быть успешны как в искусстве, так и в точных науках. Девочки более организованны, сообразительны. До двенадцатилетнего возраста они, как правило, опережают мальчиков как в физическом, так и в психическом развитии. Отсюда различия в восприятии мира мальчиками и девочками:

Мальчики:

- Один раз получив информацию, ищут в ней смысл, не терпят повторов.

- Менее коммуникативны, общаются по смысловому признаку (логическому).

- Реагируют на логические (смысловые) сигналы.

Девочки:

- Смысл информации считывают медленнее (мешают эмоции), возможны повторы.

- Более коммуникативны, общаются по эмоциональному, личностному признаку.

- Оценивают эмоционально только то, что для них является значимым. Чаще замыкаются в себе и комплексуют.

- Воин, добытчик, осуществляет внешние связи.

            - Жизненный принцип: «Либо победи, либо убеги!»

- Стереотип поведения: «Пришёл, увидел, победил!»

 - Реагируют на собственные перцептивные сигналы (зрительные, звуковые).

- Оценивают эмоционально всё и всех. Им важнее, не что оценивают, а кто оценивает и как.

            - Охранительница дома, очага, детей, осуществляет внутренние связи.

- Жизненный принцип: «Вода камень точит!»

- Стереотип поведения: «Не получается прямо, пойду в обход!»

Физиологические процессы в организме мальчика и девочки также протекают по-разному. Проявляется это уже с рождения. У мальчика протекание физиологических процессов можно сравнить с ярко горящим костром или с мощной струёй воды под напором. А у девочки – это сравнимо с тлением углей в угасающем костре или с капанием воды: кап – кап.

Схема протекания физиологических процессов:

Мальчики.

-Раздражитель

-Сигнал в мозг

-Реакция: резкий выброс адреналина в кровь, в мышцах образуется сахар, который должен немедленно сгореть (немедленно возникает высокая двигательная активность: резкое движение, выпад, удар, бег,…)

 Девочки:

-Раздражитель

-Сигнал в мозг

-Реакция: через некоторое время, после тщательного осмысления проявляется в виде эмоций (плач, смех, крик,…)

В.И.Гарбузов отмечал, что фундаментальной основой восприятия, реагирования и поведения человека являются инстинкты. Выделяется семь основных инстинктов.

1. Инстинкт самосохранения. У мальчиков он ослаблен. Отсюда мужская отвага, склонность к риску. У девочек – наоборот  обострён. Отсюда осмотрительность, осторожность, консерватизм, стремление к стабильности, интуитивное предчувствие опасности.

2. Инстинкт продолжения рода. Отсюда – полигамность мужчин и моногамность у женщин.

3. Альтруистический инстинкт. У мальчика это проявляется в великодушии сильного, надёжности, тенденции к опеке и защите слабого. У девочки – в высокой способности понимания других, сопереживании, отзывчивости, готовности пойти на компромисс.

4. Инстинкт доминирования. У мальчика – это врождённая тенденция к лидерству, организаторские способности, соревновательность, верность слову и делу. А также объективность и справедливость, отважность, решительность, стойкость в невзгодах. У девочки – тенденция к максимальной привлекательности, способность к перевоплощению, обострённое чувство вкуса. А также эмансипационные тенденции, гордость полом, вечное скрытое и явное соревнование с мальчиками. Этот инстинкт способствует самосовершенствованию как женщин, так и мужчин.

5. Исследовательский инстинкт. У мальчика стимулирует развитие таких черт, как предприимчивость, активность и самостоятельность. А у девочки он рождает изменчивость и многоликость. Обеспечивает творческий подход женщины к воспитанию ребёнка. Подвигает её к поиску красоты даже в будничном, каждодневном. Этот инстинкт прежде всего творческий. Благодаря ему талантливы дети, и он – основа обучения ребёнка.

6. Инстинкт свободы. Это высший инстинкт. В нём смысл жизни, её ценность. Из него развивается гордость мужественности и гордость женственности.

7. Инстинкт достоинства. Он трансформируется в чувство достоинства, сопряжён с инстинктом свободы. Это – высшая диада инстинктов. Лишение достоинства, как и свободы, выключает механизм сохранения жизни.

Таким образом, становится понятно, что мужественность и женственность – ненадуманные категории, не схема, а естественное, природное, наилучшим образом обеспечивающее самовыражение мальчика и девочки, мужчины и женщины.


Список использованной литературы

  1. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества Л., 2001
  2. Два пола: зачем и почему? Составитель и редактор Соколова Е.И. СПб., 2002
  3. Еремеева В,Д,, Хризман Т,П, Мальчики и девочки – два разных мира М., «Линка-Пресс» 2008
  4. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир Книга для воспитателя детского сада М., «Просвещение» 1991
  5. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек С-П «Детство-Пресс» 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девочки и мальчики - два разных мира (семейная психологическая гостиная)

Работа с родителями по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста, раскрытие методов и приемов для достижения результатов по гендерному воспитанию детей, обмен опытом работы....

Родительская студия "Девочки и мальчики-два разных мира"

Что такое гендерное воспитание детей?...

Газета для любознательных родителей "Девочки и мальчики - два разных мира"

Воспитание девочек и мальчиков по – другому называется гендерным воспитанием.Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в общ...

"Девочки и мальчики - два разных мира"

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочк...

Консультация для родителей :" Девочки и мальчики - два разных мира".

О разных методах подготовки к школе девочек и мальчиков. Рекомендации для родителей...