Девочки и мальчики - два разных мира (семейная психологическая гостиная)
методическая разработка на тему

Радионова Елена Ивановна

Работа с родителями по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста, раскрытие методов и приемов для достижения результатов по гендерному воспитанию детей, обмен опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon devochki_malchiki_dva_raznykh_mira.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая гостиная для родителей по гендерному развитию детей старшего дошкольного возраста

 на тему 

« Девочки и мальчики – 2 разных мира»

(МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»,

педагог – психолог I квалификационной категории

Радионова Е.И.)

Цель:

  • Помочь родителям осознать разницу в полоролевом и гендерном развитии детей.
  • Обогатить их знания в области гендерного развития детей, помочь выбрать  методы и приёмы для достижения результата воспитания.
  • Вызвать у родителей интерес к процессу реализации задач гендерного развития детей в ДОУ.
  • Стимулировать к обмену родительским опытом.

«Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

 А.С.Макаренко.

Миллиарды людей живут на планете Земля, и все люди делятся на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир, по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

И именно в дошкольном возрасте начинается интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

В современной науке принято чётко разграничивать понятия мужского и женского начал, связывая их с понятиями пола и гендера.

Важность и актуальность проблемы состоит сегодня в том, что в современном обществе наблюдается маскулинизация девочек (мужские качества) и феминизация мальчиков (женские качества), т.е. другими словами трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый.            

Анкетирование родителей по вопросу гендерного воспитания детей         

Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Это биологический пол человека. Дети начинают различать пол к 2-3 годам, они начинают воспринимать себя либо девочкой, либо мальчиком, и соответствующим образом обозначают себя.

Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, и возникают они во взаимодействии с людьми. Гендер называют социальным полом. С момента рождения ребенка начинается его гендерное развитие и воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить.

 То есть с момента рождения начинается гендерная социализация: процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

 Гендерная устойчивость формируется в возрасте с 4до 7 лет: детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами (сильный пол), а девочки – женщинами (слабый пол) и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Когда биологический и социальный пол идентичны, то наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми. А если эти полы не совпадают, то происходят психологические отклонения.

Как же понять, что у ребенка не сформирована гендерная идентичность? Учёные считают, что об этом свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребенка:

·  предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

·  стремление быть с взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

·  активно выраженное желание изменить свой пол и имя;

·  рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

·  стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др.

Народное воспитание в русских традициях.

В наши дни родительская семья остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. В семье ребенок душой и телом отдыхает. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определяет характерные особенности их личности. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания в русских традициях, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно. Например:

-при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

-Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. В данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность.

Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, нужно знать о мальчиках и девочках как можно больше. Рекомендации: различия между девочками и мальчиками.

Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира».

Обмен опытом родителей по воспитанию девочек и мальчиков.

Работа детского сада по гендерному развитию детей.

1. Для изучения уровня гендерного развития детей дошкольного возраста используем небольшую анкету, которую проводим в виде беседы с ребёнком. Цель — выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Беседа включает вопросы:

Как тебя зовут?

Ты мальчик или девочка?

Мальчик и девочка — одинаковые или разные?

В какие игры играют мальчики, в какие — девочки?

С кем интереснее играть — с мальчиками или девочками?

Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?

Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?

Кто в твоей семье самый сильный?

Кто в твоей семье самый красивый?

Что в семье делают папа и мама?      

Ключ: За каждый верный ответ ребенок получает 1 балл.

 Высокий уровень - 10 баллов,

средний уровень – от 9 до 5 баллов,

низкий уровень – меньше 5 баллов.

2.При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Особая роль отводится сюжетно-ролевой игре. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе.

3. Тематические занятия:

  • Мужчина и женщина, – какие они? 
  • Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина. 
  • Маленькие рыцари и маленькие принцессы. 

На занятиях формируются представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях. Составной частью к данным занятиям выступает использование жанров народного фольклора: заучивание и чтение народных прибауток, потешек, народные игры для девочек и мальчиков.

Физкультурное развлечение по гендерному развитию детей по теме  «Мальчики и девочки».  

Воспитав будущих настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем быстрее адаптироваться в социальной среде.  Надеемся, что предложенные нами рекомендации помогут Вам в воспитании сына или дочери, в воспитании будущего мужчины и будущей женщины.

Рефлексия гостиной: «Облака настроения». Весёлое облако – положительное мнение о встрече, печальное облако – отрицательное мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девочки и мальчики - два разных мира

Психофизиологические особенности развития мальчиков и девочек....

Родительская студия "Девочки и мальчики-два разных мира"

Что такое гендерное воспитание детей?...

Газета для любознательных родителей "Девочки и мальчики - два разных мира"

Воспитание девочек и мальчиков по – другому называется гендерным воспитанием.Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в общ...

"Девочки и мальчики - два разных мира"

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочк...

Консультация для родителей :" Девочки и мальчики - два разных мира".

О разных методах подготовки к школе девочек и мальчиков. Рекомендации для родителей...