Главные вкладки

    Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"
    материал на тему

    Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения" поможет родителям и воспитателям правильно подготовить ребенка к посещению детского сада. Здесь содержатся полезные рекомендации и правила для родителей, а также анкета в помощь воспитателю, при знакомстве с ребенком и его семьей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptaciya_rebenka_k_usloviyam_doshkolnogo_uchrezhdeniya.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

               Ребенок подрос и может посещать детский сад.
    Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается заболеваниями детей.
               Как же подготовить ребенка к детскому саду?
    Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что происходит с ребенком, когда он приходит из семьи в детский сад.
    Уже с первых дней  жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. 
    К 2-3 годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым.
    При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат, приемы воспитания, характер обучения) меняются.
    Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем это выражается?
    У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела.
    У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса и др.

       Что же должны делать родители?
    Прежде всего, им необходимо заранее познакомиться с условиями дошкольного учреждения, приблизить к ним условия воспитания в семье (режим, характер питания, приемы воспитания и т.п.)
    Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой, поблагодарить и т.д.) необходимо положительно настроить малыша.
    Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным, у него может ухудшаться аппетит.
    Итак, знание особенностей периода адаптации, факторов, влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников дошкольного учреждения могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к условиям дошкольного учреждения.
            По каким признакам можно судить о том, что период адаптации закончился.
    Объективные показатели: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая прибавка в весе.


    Работа с родителями

    Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
    Еще  до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
    Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
         Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
         Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
          В нашем детском саду существует правило: близкие родственники могут прийти в группу в любое время и находиться в ней столько, сколько найдут нужным. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры буду проводиться только с их согласия.
          В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

     

    Рекомендации для родителей

            Ваш ребенок переходит из обычного, привычного уклада семьи в новые условия детского сада, в большой коллектив детей, сталкивается с незнакомыми ему взрослыми – часто это бывает сложным для ребенка. Адаптация – это приспособительная реакция, проверка всех слабых мест ребенка. Ломаются все системы организма, происходит ослабление иммунитета.
          Отчего же зависит успех адаптации? Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая подготовка. Организм детей первых 3-х лет жизни подвержен заболеваниям и родители должны закалять их. С этой целью необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года (до 4-6 часов в день), проводить гимнастику, учить ребенка выполнять доступные физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, метания, лазания. Важные средства закаливания – воздушные ванны и водные процедуры. Вследствие несовершенства терморегуляции малыш легко может вспотеть, если его излишне купают, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям.
    Слишком легкая одежда, не защищающая от холода, в которой ребенок зябнет, может стать причиной заболевания.
    В период адаптации необходимо обеспечивать малышу состояние «теплового комфорта» путем некоторого утепления его. Оденьте ребенку теплую фланелевую кофточку, колготки.
    Очень важен для процесса привыкания режим дня ребенка в семье, который должен совпадать с режимом детского учреждения. Это отражается на физическом и эмоциональном состоянии ребенка (он становится уравновешенным и спокойным). Сон для малыша от 2-3 лет рекомендуется: дневной с 12.30 до 15.00 ч., ночной с 9.00 до 11.30 ч., вечером с 16.00 до 18.00 ч. Питание должно быть четырехразовое в 8.30, 12.00, 15.30 и 18.30. В течение первых 2-х недель в зависимости о поведения ребенка, необходимо сохранять все имеющиеся у ребенка привычки (разрешается приносить любимые игрушки).
    При выраженных нарушениях эмоционального состояния в первые дни разрешается присутствие мамы, которая должна помочь ребенку познакомиться со взрослыми и детьми.
    В течение 1-ой недели желательно утром кормить ребенка дома, а приводить в детский сад ближе к концу завтрака. Желательно, чтобы в первые 2-3 недели дня мама приходила за малышом к концу прогулки, помогла ему раздеться, и он обедал в ее присутствии. По окончании обеда, если ребенок отказывается спать в (1-2 недели) ребенка рекомендуется уложить на дневной сон дома. В целях профилактики переутомления и перевозбуждения дневной и ночной сон на период адаптации можно удлинить на 1-1,5 часа. Если ребенок не спит в детском саду, нужно чтобы малыш спал дома вечером. Для этого необходимо создать благополучную обстановку: включить легкую приятную музыку, сделать массаж. На ночь можно давать ребенку настойку валерианы, пустырника, витамины С и А, В1, В2, липоевую кислоту, оротат натрия
     в течение 15 дней. Опыт общения ребенка с окружающим, полученный до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Не ограничивайте его общение в узком кругу семьи, оставляйте дома ребенка с родственниками и знакомыми, разрешайте играть со сверстниками.
    Поддержите у ребенка благоприятное эмоциональное состояние: осуществляйте все виды деятельности с ребенком без спешки, в спокойном темпе, избегая громкой речи, конфликтов. Учите ребенка самостоятельно играть с игрушками: выполнять действия с куклой (кормить, укладывать спать, гулять), машинкой (возить кирпичики, сгружать), строительным материалом (строить воротики, дорожку) и т.д. Поощряйте малыша, поддерживайте, направляйте на совместную деятельность (с вами и с другими детьми.)


    Памятка для родителей

    Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.
    · Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
    · Установите четкие требования к  ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
    · Будьте терпеливы.
    · Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
    · Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
    · Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
    · Если увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
    · Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
    · Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
    · Каждый день читайте ребенку.
    · Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето – прекрасная пора для открытий!
    · Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте и …
    · Поощряйте любопытство.
    · Не скупитесь на похвалу.  
    РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ!!!

    Анкета для родителей

    Мы рады видеть вас и Вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
    Нам было бы интересно получить Ваши ответы на следующие вопросы.

    1. Сведения о родителях:
    · Ф.И.О. мамы
    Образование, место работы, должность, рабочий телефон
    · Ф.И.О. папы
    Образование, место работы, должность, рабочий телефон
    2. Состав семьи.
    3. Домашний адрес, телефон

    4. Сведения о ребенке:
    · Фамилия, имя
    · Дата рождения
    · Какое имя предпочитает (любимое имя)
    · Легко ли рассмешить ребенка?

    5.Испытывает ли ребенок трудности в общении:
    - с детьми
    - с взрослыми
    · Любимая игра (игрушка)
    · Любимая пища

    6. Как ребенок просыпается утром:
    - активен, в хорошем настроении
    - с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам

    7.В играх с детьми:
    - активен, лидер
    - легко присоединяется к играющим детям
    - испытывает трудности

    8.Любимое занятие, интересы:
    - лепка, рисование, конструирование
    - подвижные игры, физическая активность
    - книги, познавательные игры



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

    Консультация для родителей по вопросу адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Даются некоторые рекомендации....

    Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

    Ребенок подрос и может посещать детский сад.Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - ...

    Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

    Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения....

    Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

    1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие!   2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных мом...