Взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Сообщение на педагогическом совете. (Из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovete_2.docx391.29 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями по вопросам  формирования у детей основ безопасности.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задачи взрослых (педагогов и родителей) состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой с опасными жизненными ситуациями.
             Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных жизненных ситуациях (на проезжей части, дома при работе с электроприборами, при работе ножницами, при катании на велосипеде, самокате и т.д). Поэтому нашей главной задачей является стимулирование развития у детей  самостоятельности и ответственности.

              Изучив литературу, я пришла к выводу, что больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, на приобретение детьми определенных навыков поведения, опыта. Без взаимодействия с родителями это просто невозможно. Так как полученные знания в детском саду нужно закреплять дома.

    Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей моей группы, я выделила следующие темы:
1. Контакты с животными.

2. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

3. Открытое окно, дверь балкона как источник опасности.

4. Изучаем свой организм.

5. О ценности здорового образа жизни.

6. О навыках личной гигиены.

7. Забота о здоровье окружающих.

8. Правила оказания первой помощи.

9. Детские страхи.

10. Осторожно, проезжая часть.

11. Правила поведения в общественном транспорте.

12. Если ребенок потерялся на улице.

Подробно хотелось бы остановиться на некоторых из них.

  1. Контакты с животными.
    Так как животные окружают нас повсюду: дома, в детском саду, на улице, считаю необходимым объяснить детям, что можно и, что нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. И часто бывает, что дети приходят из дома, исцарапанные кошками. Индивидуально беседую с родителями о том, что бы они следили дома за животным. Кошка или собака не должны облизывать ребенка, спать с ним в кровати, царапать. Домашнее животное обязательно должно быть привито в ветеринарной клинике. И прежде чем заводить домашнее животное родители должны все тщательно продумать: как это скажется на здоровье ребенка, нет ли у ребенка аллергии на шерсть животного. В нашей группе есть аквариум. Детям рассказываем о том, как нужно следить за рыбками, как их кормить, не опускать в  воду аквариума посторонние предметы, т. к. это может пагубно сказаться на обитателях аквариума.
  1.  Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

    Цель: Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате, разъяснить правило «НЕЛЬЗЯ».
Предметы быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

-  Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, электроприборы);

-  Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (ножницы). Со  второго полугодия во 2 младшей группе начинаем знакомить детей с ножницами. Паралельно проводим консультации и беседы с родителями,  на которых объясняем и показываем родителям какие должны быть ножницы (с тупыми кончиками, соответствующей длины), объясняю родителям, что в домашних условиях они должны следить за работой детей с ножницами, не оставлять их одних. Детям объясняем, что при работе с ножницами они должны быть аккуратными по отношению к окружающим, не передавать ножницы острием вперед, не размахивать ножницами по сторонам. Для наглядности демонстрирую опасную ситуацию с куклой, смотрим мультфильм «Уроки острожности».

-  Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для детей месте (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режущие и колющие инструменты), это все совместная работа педагога и родителей.
По данной теме наиболее актуальны беседы, в которых я объясняю, чем нельзя пользоваться детям, это только для взрослых. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты.
Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен сам зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Здесь широко использую художественное слово, например «Кошкин дом» С. Маршака, минутку безопасности « Осторожно – огонь», смоделировать ситуацию квартира (дом), группа, участок детского сада (обследование на предмет опасности) – «Найди опасные предметы».

  1. Изучаем свой организм.

Цель: познакомить детей со строением тела, в доступной форме рассказать как устроен организм человека, внутренние органы (руки, ноги, сердце, органы дыхания, органы слуха, мозг)
Так, малыши уже могут показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Обращаю их внимание на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова вверху (в самом надежном месте); руки на пол пути (ими удобно пользоваться и вверху и внизу); ноги длинные и крепкие (удерживать и передвигать все тело); в самом низу – ступни (опора). В левой стороне туловища расположен замечательный орган, который помогает нам жить - сердце, защищенное грудной клеткой.  С детьми использую дидактическую игру «Если хочешь быть здоров», «Что есть у куклы?», сюжетно-ролевую игру «Доктор». Использую чтение художественной литературы А.Пиль «Мое тело», Р.Ротенберг «Расти здоровым». Так же провожу с детьми беседу  «Доктор Кролик советует». Родителям при изучении данной темы рекомендую изучение литературы «Строение человека» малышам, энциклопедию «Моя первая книга о человеке», использование дома подвижной игры «Обманные движения».

  1. О навыках личной гигиены.

    Цель: продолжаем изучать устройство и работу организма, обратить  внимание детей на его сложность и хрупкость; объяснить необходимость бережного отношения к своему телу, уход за ним. Создаем привычку к режиму. Учим детей мыть руки, причесываться, дома  чистить зубы два раза в день. Формировать у детей навыки личной гигиены. Воспитываем чувство взаимопомощи. Объясняем  и учим детей тому, что важно помогать друг другу например завязать или развязать шарфик, одеваясь на улицу; застегнуть пуговицу на кофточке, если товарищу трудно; подсказать товарищу как нужно правильно надевать колготы, а не смеяться над его неудачами. Напоминаем, что предметы личной гигиены: платок, расческа и т.п. являются индивидуальными средствами гигиены человека. Важно! Правила личной гигиены выступают не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающему сохранить и укрепить здоровье.

    По данной теме использую художественную литературу В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Б. Барто «Девочка чумазая». С детьми провожу игровые ситуации «В гости приходит кукла», дидактическую игру «Что хорошо, что плохо». С родителями беседую о самостоятельном выполнении детьми правил личной гигиены дома.

  1. Правила оказания первой помощи.
    Цель:
     знакомство с правилами поведения при травмах.

 - при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.
Первую помощь ребенок может себе оказать и самостоятельно:

-  Сильно озябло лицо на морозе – растереть его шарфом, рукавичкой, но не снегом;

-  Озябли ноги – побегать, попрыгать, пошевелить пальцами;

-  Промокли ноги – переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.

  1. Детские страхи.
    На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (боязнь темноты, оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным), поэтому очень важно:

-  Относиться к этим страхам серьёзно, не игнорируя их;

-  Дети рассказывают о том, чего они боятся (избегать при этом оценивающих высказываний – «Ты боишься такого маленького паучка?»);

-  Стараюсь помочь детям выразить свои страхи словами («Ты испугался тогда, когда…»);

-  Я рассказываю детям о собственных детских страхах;

-  Даю описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

-  Иногда допускаю в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);

-  Постоянно реагирую на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось?»).

У нас в группе один мальчик испытывал панический страх потерять своих родителе. У него беспочвенно возникало это чувство (в игре с другими детьми, за обеденным столом). После длительного общения с родителями, консультаций психолога, работы с ребенком (для выявления данной проблемы) мы справились с его страхами. Ребенок чувствует себя хорошо, с удовольствием ходит в детский сад, страхи исчезли.

  1. Устройство проезжей части.
    Цель
    : Знакомим детей с правилами поведения на улицах, рассказываем о правилах дорожного движения, объясняем, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города.

 Беседы: часто ли дети бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подбираем сюжеты из художественной литературы С.Ю. Волков «Про правила дорожного движения», А.Усачев «Правила дорожного движения ля будущих водителей и их родителей», или известных мультипликационных фильмов «Незнайка в городе.

     1. Рассказ о том, как дети ранней весной играли на тротуаре, а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу и лужам.

     2. Однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на дорогу.

3.Дети играли в мяч рядом с просёлочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги. Вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колёса и лопнул.
Разыгрываем ситуации правильного и неправильного поведения на улице (сюжетно-ролевые игры «Автобус»). Использую дидактическую игру «Наш город», «Домино». Вместе с детьми из строительного материала имитируем проезжую часть, перекресток.

Используем ситуации-загадки: я описываю какую-либо ситуацию, дети её оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Использую моделирующие ситуации «Один на улице», «Я иду в детский сад». И мне здесь не следует торопиться с собственной оценкой, я ненавязчиво направляю обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы, например: «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?»

 «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
Цель:
 Рассказываю об уличном движении, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, подземный и наземный переход). Объясняю, что такое светофор, показываю его наглядное изображение, знакомлю с сигналами.
Учу детей различать и называть цвета светофора (красный, жёлтый, зелёный), а также тому, что они обозначают. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев.
А закрепляем представления детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы, кукольный театр «Дорожное путешествие» при участии родителей. Изготавливаем атрибуты к играм «Светофор», «Перекресток», «Воробушки и автомобили».

  1. Если ребёнок потерялся на улице.
    Цель: Формировать представление о себе через элементарные знания и действия. «Я знаю как меня зовут, как зовут мою маму и папу, знаю где я живу». Детям объясняю, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребёнком, продавцу в аптеке, кассиру в магазине), и сказать о том, что он потерялся; назвать свой адрес и номер телефона.. А для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию. Для закрепления этих навыков, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобрать литературные сюжеты Л.М. Шипицина «Азбука общения», А.Л.Барто «Девочка чумазая», в которых действующие лица – дети, сказочные персонажи, животные (например «У меня пропал щенок…»), разыграть тематические сценки « Я потерялся»; Игра – беседа «Кто я?»

Вся эта работа не будет иметь должного результата без систематического и тесного взаимодействия с родителями. Так как не достаточно получать знания в детском саду,  их нужно закреплять дома. Перейдя в старшую группу, эти темы будут рассмотрены шире и добавятся новые, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с родителями

  1. Игровые тренинги «Общественный транспорт»
  2. Фото-выставки «Осторожно – дорога», «Правила поведения на улице и общественном транспорте»
  3. Круглый стол «Опасные предметы»
  4. Индивидуальные консультации «Домашние животные», «Верные друзья» (о правилах личной гигиены)
  5. Творческие совместные выставки «Дорожные знаки», изготовление атрибутов к игре.
  6. Досуг «Кошкин дом»
  7. Информационные листы «Памятка для родителей»

Используемая литература:

  1. Программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред. Парамоновой.
  2. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Р. Б. Стеркина, О. Л.Князева,  Н. Н. Авдеева.

     

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида № 1701

Взаимодействие с родителями  по вопросам

формирования у детей основ безопасности.

Подготовила

Воспитатель

Мишахина Е.А.

Москва, январь 2012 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности

Безопасность- зто не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных жизненных ситуациях....

Взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности.

Самое главное в  работе воспитателя – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном...

Взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности

Взаимодействие с родителямипо вопросам формирования у детей основ безопасности...

Организация работы по взаимодействию с родителями воспитанников по вопросу формирования основ безопасного поведения у дошкольников.

В детском саду работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста выстроена через различные формы, но все они заложены на «фундаменте» традиционных и нетр...

Взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности.

     Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных гр...