Статья "Учёт гендерных особенностей развития одарённости дошкольников в создании педагогичесих условий в образовательном процессе ДОУ"
статья по теме

     В период дошкольного детства у всех детей , живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. именно гендерные различия могут оказаться особенно значимыми в выявлении, реализации и развитии способностей как наиболее индивидуализированных проявлений личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernye_osobennosti_razvitiya_odaryonnosti.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Учёт гендерных особенностей развития одарённости дошкольников в создании педагогических условий в образовательном пространстве ДОУ.

       Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

       Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений  в том или ином виде деятельности.

      На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности, природных задатков и социокультурной среды, опосредованный деятельностью ребёнка игровой, учебной, трудовой.  При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

       Выделяют следующие виды одарённости: в практической деятельности – одарённость в ремёслах, спортивную и организационную; в познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость; в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость; в коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость; в духовно-ценностной деятельности – одарённость в создании новых духовных ценностей и служении людям.

       Каждый вид одарённости предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Каждый вид одарённости по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности.

       Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяет особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одарённости.

       Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого взрослые должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущество своего пола.

       В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведённых в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. Гендерная принадлежность характеризуется «мужественностью» - формами поведения, типичными для мужчин, или «женственностью» - формами поведения, типичными для женщин. Однако содержание работы с дошкольниками с учётом их гендерных особенностей разработано не достаточно, что приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

       Именно гендерные различия могут оказаться особенно значимыми в выявлении, реализации и развитии способностей как наиболее индивидуализированных проявлений  личности. В настоящее время в мировой психолого-педагогической науке множество работ посвящено изучению гендерных особенностей детей дошкольного возраста. Учёные считают, что достоверно установлено – девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие. Творчески одарённые мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися женскими, - чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом. С другой стороны, творчески одарённые девочки проявляют качества, традиционно считающиеся мужскими, - независимость, самоутверждение, честолюбие. При этом исследования свидетельствуют, что для успешности творчества в личности  должны  взаимодополняться мужское и женское начала.

       Выявлено, что девочки 6-7 лет в сравнении с их сверстниками – мальчиками демонстрируют более высокий уровень вербального компонента интеллектуального развития, что находит своё отражение в более широком словарном запасе, большей речевой беглости, лёгкости извлечения слов из памяти, а так же в более быстрых темпах формирования понятийного мышления. У девочек более правильная связная речь, неречевые задачи они лучше решают речевым способом.

       Мышление мальчиков обобщённое, абстрактное, а девочек более детальное, конкретное. Мальчики ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач, девочки – на результат, предпочитают типовые шаблонные задания, которые требуют тщательного исполнения. Внимание мальчиков более рассеянное, менее устойчивое; девочки более внимательны, быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.

       В отличие от девочек у мальчиков  быстрее утомляется левое полушарие, отвечающее за речевое мышление, логические операции. Мальчики ориентируются на получение информации, чаще задают вопросы, предполагающие конкретные ответы,  девочки,  ориентированы на установление контактов.

        В результате многочисленных исследований было установлено следующее: при обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснения на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

     На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своём развитии отстаёт на 1,5 года от кисти девочки.

     При оценке поведения детей и результатов их деятельности - рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции, необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, её публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретённый навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.    

       Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

       Таким образом, именно гендерные различия могут оказаться особенно значимыми в выявлении, реализации и развитии способностей и одарённости как наиболее индивидуализированных проявлений  личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника

Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Психологическое сопровождение создания безопасных условий организации образовательного процесса ДОУ

При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды  психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и ...

Особенности работы воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях воспитательно-образовательного процесса в общеразвивающих группах

Предлагаю вам презентацию мини-лекции по осуществлению клооекционной работы в амках Адаптированной образовательной программы с детьми дошкольного возраста в условиях группы общеразвивающей направленно...

Статья на тему "Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных...