Консультация для родителей " Учите творить прекрасное"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             И в десять лет, и в семь, и в пять

                                                                    Все люди любят рисовать.

                                                                    И каждый смело нарисует

                                                                Все, что его интересует.

Все вызывает интерес                                                                                                             Далекий космос, ближний лес,

                                                                            Цветы, машины, сказки, пляски

                                                                        Все нарисуем! Были б краски

                                                                 Да лист бумаги на столе,

                                                                   Да мир в семье и на земле.

           Воображение, основа творческой личности, в современной психологии рассматривается как сложная « психологическая система». Л.С. Выготский считал, что воображение, связанное с восприятием, речью, мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли ( осмысленной инициативы) развивает интересы, способности, общительность и др. именно воображение является основой уникальной творческой личности. В дошкольном детстве оно признано центральным психологическим новообразованием.

          На сегодняшний день в педагогике и психологии сложилась «интересная» тенденция: недооценивается воображение. Задача воспитания воображения и творчества очень сложна уже потому, что ее, возможно ,осуществить только в творческой деятельности. Педагогика творческой деятельности должна быть сама творческой. Следовательно, в этой области не может быть готовых рецептов и приемов. Обучение творчеству возможно только в совместной  деятельности ребенка и взрослого, где каждый из участников полноправный член. Функция взрослого при этом: во – первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во – вторых, организует жизнь  и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений.

            Эффективные пути и средства развития воображения ученые ищут в различных видах детской деятельности. Я же остановлюсь на развитии у дошкольников воображения на основе изобразительной деятельности.                 Изобразительное творчество детей.

Формирование творческой личности- одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого  - изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что – то не получается стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.   Он приобретает знание о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками  и умениями, учатся осознанно их использовать.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. Каменский, Пестоллоци, Фребель, многие русские преподаватели, педагогики и психологии. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность отвлекает детей от гнусных событий, снимет нервное напряжение , страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Злотников в своем исследовании указывает, что « художественное творчество  характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно – практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства».

Философы и психологи подчеркивают , что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, раннее не создаваемого произведения. Что представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста?

        Итак. Интерес к рисованию появляется на втором году жизни. Малыш пока   не знает назначения бумаги, карандашей, красок, но они его очень привлекают. Он мнет и рвет бумагу, возит ее по столу, удивляется, когда на чистом листе остаются следы от маркеров и карандашей,  эта деятельность напоминает игру. Этап « пробы  пера» и « каракулей» ( доизобразительный период) продлится долго и может стать неинтересным для ребенка, если не подключится взрослый.  Пройдя путь от манипуляций с бумагой и красками к подражанию взрослому, а затем к совместной с ним деятельности ребенок начинает рисовать – отображать предметы и явления окружающего мира, фантазировать, создавать образы.  Именно с раннего возраста надо начинать применять нетрадиционное рисование: рисование пальцами, ладонями, рисование печатками, монопатию, кляксографию  и т.д. В среднем  возрасте дети обучаются рисованию по контурам, пунктирам, извилистым линиям, рисование воском, клеем, набрызгом,  а также на основе геометрических  форм и фигур. Предлагается придумать несуществующих животных,  фантастические растения или  рисование музыки.

        Рисование как определенный вид деятельности ребенка включает две стороны: графическую  (умения и навыки владения инструментами  для рисования и др.) и художественно – образную (узнавание в нарисованных предметов окружающего мира ; возникновение ассоциативных образов;   изображение предметов по замыслу и т.д.) Эти  две стороны взаимосвязаны: развитие одной стимулирует и подталкивает развитие другой.

      На первом этапе формирование графических навыков надо дать ребенку возможность самому экспериментировать с изобразительными средствами.                                            Открыв для себя возможность оставлять на бумаге след карандашом, он начинает делать это при каждом удобном случае: рисует палочкой на мокром песке и снегу, пальцем на запотевшем стекле, мелом на асфальте. фломастером на обоях, на полу, углом кубика на мебели и т.д. Интерес к такому  экспериментированию  появится у малыша независимо от взрослых, без специальной организации этого процесса. Поэтому именно взрослый должен подготовить место и материалы для рисования. Сначала ребенок, совершая произвольные движения, черкает карандашом по бумаге и оставляет на ней однообразные каракули. Постепенно движения руки дифференцируется, и каракули становятся более разнообразными: ребенку нужно дать возможность освоить пространство листа с помощью доступных ему движений. Нельзя ограничивать одним листом бумаги пусть он рисует на листах разных размеров и разных цветов. Вторая составляющая процесса художественно – образная или смысловая. В раннем дошкольном возрасте  в детских рисунках рождается некий образ. Дети  начинают приписывать- либо содержание следам, оставленным на бумаге, какое – либо содержание, например видят в них иголку или палку. Назвать то, что нарисовали, они способны с 1года и 9 месяцев.  Рассматривая вместе с ребенком его рисунок, взрослому необходимо делиться с ребенком своими ассоциациями, учить его воображать и фантазировать.

        Для успешного развития творчества необходимо, чтобы ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усвоил способ изображения любого сходного  по форме  предмета, т.е. обобщенный способ действия. Именно это обстоятельство обеспечивает ребенку и самостоятельность, и умение решать любую творческую задачу. Усваивая характер действий, дети легко  применяют их на практике, создавая любые изображения.    

         Дети конечно не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как  они приобретают  опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда.