тематический курс для родителей"Предупреждение форм дискриминации детей в семье"
методическая разработка по теме

семинар по правовому воспитанию для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_pravovomu2.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический курс для родителей

«Предупреждение форм дискриминации детей в семье»

Вискова О.В.,

педагог- психолог МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 269»

ПОЯСНИ'IЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Российская пресса свидетельствует о том, что положение детей в стране катастрофически ухудшается. Каждый год в России происходит 1500 преступных покушений со стороны родственников на жизнь детей, убивают 200 детей в год, 1500 насилуют, 2000 кончают жизнь самоубийством из-за жестокого обращения с ними ближайших родственников .

Только в 1959 году взрослые обратили внимание на защиту прав ребенка. В 1989 году появилась «Конвенция о правах ребенка». До этого времени ребенок был только объектом воспитания.

В Конвенции «О правах ребенка» представлен весь спектр его прав, в том числе право на законную защиту от всех форм дискриминации и эксплуатации. Очевидно, что взрослым (педагогам, родителям) трудно согласиться, что в семье, ДОУ, школе проявляется дискриминация. Но реальность такова, что имеет место системная дискриминация прав ребенка. Почему это происходит? Как предупредить различные формы дискриминации детей в семье? На эти и другие вопросы предстоит ответить педагогам и родителям в ходе предполагаемого курса.

Цель курса: повышение правовой компетенции родителей; формирование «родительской позиции».

Было бы ошибкой считать, что, избежать дискриминации удастся только с помощью обученности родителей. Знания еще не являются мотивом поведения. Человек может освоить решить проблему, если он сам участвует в деятельности. Поэтому все занятия будут проходить в деятельностном режиме. Предполагается расположение родителей за круглым столом, что сводит к минимуму проявления авторитарности. Чтобы подчеркнуть центрированность на ребенке, перед каждым родителем будет находиться карточка с именем его ребенка, так же будут использоваться различные игры на воспоминания детства.

Тематический курс рассчитан на 16 часов. Каждая встреча будет продолжаться не более двух часов, гак как они будут проходить после рабочего дня родителей. Такая продолжительность наиболее целесообразна с точки зрения возможностей для осмысления проблемы.

При прохождении курса родители должны научиться понимать причины дискриминации детей, строить свои отношения с ребенком как с субъектом права, а не объектом. Важно, чтобы они научились интерпретировать поведение ребенка, понимать внутренние мотивы его поступков, которые вызывают у них гнев, раздражение, что может привести к различным формам физического и психического насилия.

Результатом должна стать сформированная родительская позиция - «ребенок равноправный субъект отношений».

                                              Тематический план

Дата

Тема | Кол-во часов

1

2

Сентябрь.

Конвенция о правах ребенка - как основа \ 2 ч. выравнивания положения ребенка в мире взрослых

Октябрь.

Проблемы дискриминации прав ребенка. Причины. Пути решения.

2 ч.

3

Ноябрь.

Виды и формы дискриминации прав ребенка в семье.

2 ч.

4

Декабрь.

Споры вокруг «наказаний» ребенка

2 ч.

'5

Февраль.

Автоматические словесные реакции взрослых - как форма дискриминации ребенка.

2 ч.

6

Март.

Самоуважение, достоинство - путь к самовыживанию, унижение достоинств - путь к уничтожению личности

2 ч.

7

Апрель.

Интерпретация поведения ребенка, как способ предупреждения дискриминации

2 ч.

8

Май.

Построение образа «дома радости» для ребенка 2 ч.


ОРГПРОЕКТ

               Проблемно-целевого семинара

«Конвенция о правах ребенка - как основа выравнивания положения ребенка в мире взрослых»

Сентябрь

Цель семинара:

  1. Понимание неравенства положения детей в мире взрослых.
  2. Осмысление «Конвенции о правах ребенка» как руководства к развитию правовых отношений
    взрослых с детьми.

Ход семинара:

1. Игра «Круг воспоминаний».

Родители постепенно вспоминают различные эпизоды своего детства (как положительные, так и отрицательные и высказывают, по желанию, свои ощущения).

любимая игрушка в детстве;

ситуация которая вызвала радость, восторг;

наказание;

поступление в школу;

первая учительница;

обида, связанная с несправедливостью;

гордость, достижение.

2. Дискуссия: «Взрослым быть не легче, но лучше чем ребенком»!

Э ЛеШан.

  1. Прослушивание записи ответов детей на вопрос «Когда меня обижают, мне ...».
  2. Говорят факты.

Сейчас в России живет около 37 миллионов детей, за один только прошлый год их стало на 700 тысяч меньше, а за последние пять лет - на 3,7 миллиона - таким образом, потеряна десятая часть юного поколения страны. Сейчас в России беспризорников- 2 миллиона,

Академия медицинских наук России провела официальные исследования, при которых выяснилось, что из-за последствий школьных нагрузок только половина нынешних шестнадцатилетних учащихся доживет до пенсии.

5. Работа в подгруппах с «Конвенцией о правах ребенка» (каждая группа работает с тремя статьями Конвенции).

Обсудите статьи. Как вы их понимаете и как реализуете права ребенка по этим статьям в семье.
Нарисуйте образ (эмблему) каждой обсуждаемой статьи.

6. Круглый стол «Конвенция о правах ребенка как основа выравнивания положения ребенка в мире взрослых».

  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия.

Всем родителям выдаются стихи для размышлений.

Твои дети - не твои дети.

Они приходят в мир благодаря тебе, но ты их не приводишь

И хотя они с тобой, они тебе не принадлежат.

Ты можешь предложить им свою любовь,

Но не мысли свои, потому что мысли у них собственные.

Ты можешь дать приют их телам, но не их душам,

Потому что души их обитают в доме завтрашнего дня,

Которые ты не можешь посетить даже в мечтах

Можешь попытаться быть как они, но не пытайся, но не пытайся сделать их такими, как ты,

Потому что жизнь не возвращается назад и не останавливается на дне вчерашнем

Халио Гибрад

                                                                       ОРГПРОЕКТ

Проблемно-целевого семинара

«Проблемы дискриминации прав ребенка. Причины. Пути решения»

Октябрь.

Цели семинара:

1. Осмыслить сущность, формы, виды дискриминации прав ребенка взрослыми, понять их причины.

Ход семинара:

1. Анонимный опрос:

Из предложенного перечня понятий постараться выделить и подчеркнуть слова, относящиеся к понятию «дискриминация»:

Ограничение, своеволие, право, исключение, свобода, неприятие, различие, предпочтение, равноправие, привилегия, уничтожение, нарушение равенства, охрана, отсутствие возможности.

  1. Обсуждение «Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования» (ст. 1, 2)
  2. Групповая работа по подготовке круглого стола. Родители делятся на 3 подгруппы и выполняют
    одно задание: «Постарайтесь как можно полнее найти, выделить основные виды, способы и
    формы дискриминации прав ребенка. Определите их причины.»
  3. Круглый стол «Проблемы дискриминации прав ребенка»
  4. Лекция

6 Домашнее задание:

изучить «Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования»

  1. Рефлексия.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования


                                                ОРГПРОЕКТ

Проблемно-целевого семинара «Виды и формы дискриминации прав ребенка в семье»

Ноябрь.

Цели семинара:

  1. Осмысление различных видов и форм дискриминации в семье
  2. Понимание их причин, поиск различных способов предупреждения дискриминации ребенка в
    семье

Ход семинара:

1. Групповая работа

Каждая команда родителей выбирает одно из предложенных заданий

-. В дискуссии по правам ребенка были высказаны две точки зрения: сейчас нет массовой дискриминации прав ребенка в семье

Повсеместно нарушаются права родителей, поэтому имеет место дискриминация ребенка в семье

Проанализируйте каждую точку зрения и тем самым проясните свою позицию.

- Ни один родитель не ставит цель дискриминации ребенка, но она имеет место. В чем причина?

-Определите виды дискриминации по следующим высказываниям и ситуациям

Когда ты вырастешь, тогда будешь разговаривать.

Не хочу разговаривать с двоечником

Ты еще ребенок, не человек, ты будешь еще человеком, если будешь слушаться взрослых

Ты старший. Должен отвечать за свои поступки

Ты еще мал смотреть такие фильмы

Не мешай, когда взрослые разговаривают

:

Подумайте, как можно сказать по -другому, не нарушая равенства.

- Приведите примеры или ситуации национальной, мировоззренческой дискриминации

  1. Круглый стол «Дискриминация ребенка в семье. Причины. Пути решения».
  2. Лекция психолога по материалам книги Г.Хоментаускас «Семья глазами ребенка» (об отношении к детям разного возраста)
  3. Презентация литературы по воспитанию детей разного пола
  4. Домашнее задание.

Заполнить анкету (смотри приложение № 1)

  1. Рефлексия.

Литература:

  1. Г.Хоментаускас «Семья глазами ребенка»
  2. Д.Эниум «Воспитание сына»
  3. Д.Эниум «Воспитание дочери»


ОРГПРОЕКТ

Проблемно-целевого семинара «Споры вокруг наказаний»»

Январь.

Цели семинара:

  1. Понимание недопустимости физических наказаний
  2.  Осознание последствий физических насилий.
    Ход семинара:

1. Игра «Вспомни детство»

Закончи фразу: «Когда я вырасту большим, я никогда не буду своих детей...»

  1. Вступительное слово о жестоком обращении с детьми, которое выражается в различных формах.
  2. Групповая работа.

Все родители делятся на подгруппы и выполняют одно задание

«Проанализируйте разные точки зрения по отношению к наказаниям. Включитесь в спор двух психологов и выскажите свою точку зрения».

Телесное наказание из рук любящих родителей - это нормальное педагогическое средство, исключающее вредоносное действие, а вовсе не попытка одного разъяренного человека сделать больно другому (Джеймс Добсон)

Порка - это первый вершок аршинной дубины населения. Именно из нее рождаются драки, ав конце концов - убийства, изнасилования, терроризм. Такое принятое поведение дома формирует человека и подталкивает его в пользу насилия, когда он не знает, как поступить (Джон Бэльюсек)

  1. Круглый стол «Споры вокруг наказаний»
  2. Анализ анкет родителей
  3. Лекция психолога «Наказание - психологический риск, дискриминация достоинства ребенка»
  4. «Педагогическая копилка» Чем можно заменить наказания (взыскания). Какие существуют позитивные меры воздействия?

8. «Говорят дети»

- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой

9. Результаты опроса дошкольников в детском саду

Когда ты не убираешь игрушки, что говорят твои родители? Когда ты не слушаешься маму или папу, что они делают?

10. Домашнее задание.

Составьте договор отношений с ребенком, либо правила семьи.

11. Рефлексия.

Литература:

  1. Добсон Д. «Непослушный ребенок» М., 1992
  2. Доронова Т.Н. «Дошкольные учреждения и семья» М., 2001
  3. Леви Л. «Нестандартный ребенок» М., 1989
  4. Фромм А. «Азбука для родителей» Л., 1991


ОРГПРОЕКТ

Проблемно-целевого семинара

«Автоматические словесные реакции взрослых - как форма дискриминации ребенка»

Февраль.

Цели семинара:

  1. Понять степень воздействия на ребенка оскорбительной лексики
  2. Научить сдерживать автоматические вербальные реакции

Ход семинара:

  1. Обсуждение домашнего задания о наказании
  2. Игра «Что я слышал от родителей».

«Совершим маленькое воображаемое путешествие в детство. Медленно и спокойно погрузитесь в воспоминания о том, что и как происходило в то время, когда вы были маленькими. При желании мысленно задайте себе вопрос «Что чаще всего говорили мне родители?». Совершайте эти действия без насилия над собой, ждите, что воскресится в памяти. Мысленно задайте себе следующие вопросы:

что вы слышали от родителей о своей внешности, о том, как вы выглядели?

что говорили родители о вашем характере?

что вы слышали от родителей о том, как вести себя?

Запишите свои воспоминания, проанализируйте ваши ощущения, когда звучали ласковые, ободряющие слова, либо когда звучали обидные, колючие высказывания, если такие имели место? Обсуждение.

  1. Лекция психолога «Что нам мешает слушать ребенка»
  2. Работа в парах «Как это слово отзовется»

«Представьте себя ребенком, который слышит эти слова. Какие чувства они у вас вызывают?

1. Приказы, команды

Сейчас же перестань! Убери! Быстро в кровать! Делай уроки! И т.д.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы

Если ты не прекратишь плакать, я уйду! Смотри, как бы не стало хуже! Ещё раз это повторится, и я возьмусь за ремень!

3. Мораль, проповеди, нравоучения

Ты обещал вести себя как подобает! Ты должен уважать взрослых!

4. Совет, готовые решения

А ты возьми и скажи... Почему бы тебе не попробовать... Я бы на твоём месте дал сдачи. Когда я был в твоём возрасте...

5. Доказательства, логические фразы, нотации

Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки! Сколько раз тебе говорили! Не послушалась -пеняй на себя!

6. Критика, выговор, обвинения

На что это похоже?! Опять все сделала не так! Все из-за тебя! Вечно ты! Зря я на тебя надеялась!

7. Обзывалки, высмеивание, ярлыки

Плакса - вакса. Маша - растеряша. Не будь лапшой. Ну, просто дубина. Какой лентяй

8. Догадки

Я знаю, что все из-за того, что ты....Я все равно вижу, что ты меня обманываешь.

5. Групповая работа.

Решение проблемных ситуаций.

6. «Говорят дети»

  1. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше
    внимания на ваши замечания, если вы скажите спокойно, с глазу на глаз.
  2. Результаты опроса детей в детском саду
  1. какими ласковыми словами называют меня родители;
  2. как меня называют родители, когда рассердятся
    7.Домашнее задание:

  1. Понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то
    случилось. Не узнаете ли вы в них некоторые типы высказываний из нашего списка?
  2. Попробуйте провести один день без слов критики, либо упрека в адрес вашего ребенка.
    Заменяйте критику фразами одобрения.

 Подумайте, как избежать отрицательных последствий оскорбительной лексики
8. Рефлексия.

Литература:

  1. В.Каппони, Т.Новак «Сам себе взрослый, ребенок и родитель».С-П. 1995г.
  2. Ю.Б. Гиппернрейтер Общаться с ребенком. Как?» МЛ 997г.
  3. М.Ш.Курчинка «Ребенок с характером» С-П., 1996

ПРИЛОЖЕНИЕ «Меняем негатив на позитив»

Непредсказуемый

Шумный

Спорщик

Упрямый

Любопытный

Дикий

Деспотичный

Нетерпеливый

Беспокойный

Привередливый

Занудный

Рассеянный

Гибкая творческая натура

Бойкий энтузиаст

Уверенный в себе, скрупулезный

Упрямый, настойчивый, последовательный

Любознательный

Энергичный

Прирожденный лидер

Целеустремленный

Предусмотрительный

Разборчивый

Рассудительный

Впечатлительный


ОРГПРОЕКТ

Проблемно-целевого семинара

«Самоуважение, достоинство ребенка - путь к психологическому самовыживанию и

самореализации»»

Март.

Цели семинара:

Осмысление особенностей формирования чувства самоценности ребенка (до 18 лет).

1Предупреждение оценок, унижающих тоинствоетей..семинара;.

Обсуждение домашних заданий

Групповая работа по подготовке круглого стола.

Каждая группа выбирает одно из предложенных ниже заданий


1. «Душевная копилка ребенка работает непрерывно, а чем он младше, тем неизгладимее ' влияние того, что мы в нее бросаем» Что может помешать формированию чувства собственного достоинства?

2. Много споров вокруг оценки и самооценки. Как они взаимосвязаны?

  1. Какие условия необходимы, чтобы у ребенка сформировалось чувство самоценности?
  2. Может ли унизить положительная и отрицательная оценка?

5.Как эти ситуации могут повлиять на представления ребенка о себе, его самоценности.

Он слушает, что говорит ему каждый из родителей. Мама говорит, что нормальные

люди не дерутся. Папа говорит ему, что мужчина должен драться.

Он слушает, что родители говорят о нем друг другу. Отец, к примеру, говорит: «Джонни

слабак». На что мать может ответить: «Нет, он еще просто мал».

Он отмечает, как каждый из родителей реагирует на поведение другого по отношению к

ребенку. Отец может отругать его за то, что он вернулся домой слишком поздно. Мать может выбранить отца за то, что тот был слишком строг.

Он отмечает, как каждый из родителей велит ему вести себя, и как они ведут себя сами.

Отец может говорить ему, что красть стыдно, и в то же время утаивать от налоговой службы свой доход. Мать может говорить, что врать не хорошо, и, тем не менее, позволять ему говорить кассиру в кино, что ему не двенадцать лет, а не четырнадцать.

3. Лекция «Некоторые механизмы формирования положительного отношения к себе»

«Говорят факты»

Результаты посещений уроков 1-2 классов обычной московской школы. Каждый отличник получал в среднем по 23 одобрительных высказывания: «Молодец!», «Берите с него пример!», «Я знаю, что ты все выучил!», «Отлично, как всегда!»

У двоечников все оказалось наоборот, критических замечаний было по 25 в день: «Опять ты», «Когда же ты, наконец», «Просто не знаю. Что с тобой делать» и др. и только одно

положительное обращение.

4.Результаты диагностики самооценки старших дошкольников

5. В конце занятий родителям выдается памятка.

(см. приложение № 2) '15, Рефлексия. Литература:


Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» М.,1997 TФ.Кемпбелл «Как на самом деле любить детей»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Уважаемые родители!

Чтобы не допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Как это можно сделать?

  1. Безусловно принимать его
  2. Активно слушать его переживания и потребности
  3. Бывать вместе
  4. Не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется
  5. Помогать, когда просит
  6. Поддерживать успехи
  7. Делиться своими чувствами (значит доверять)
  8. Конструктивно разрешать конфликты
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, исключить
    оскорбительную лексику

10. Обнимать не менее 4-х раз в день.

Ю.Б.Гиппенрейтер


ОРГПРОЕКТ Проблемно-целевого семинара

«Интерпретация поведения ребенка - как способ предупреждения дискриминации детей в семье»

Апрель

Цели семинара:

  1. Формирование педагогической рефлексии.
  2. Умение интерпретировать поведение ребенка в разных ситуациях.
    3 Предупреждение ситуаций, унижающих достоинство ребенка.
    Ход семинара:

  1. Анализ домашнего задания.
  2. Психологический практикум «Учимся понимать ребенка»
    Проанализируйте всевозможные мотивы поведения детей.

Мама возвращается домой и видит как ее дети (старший дошкольный возраст) оставили на столе грязные стаканы из-под молока. Почему? - Ребенок вырвал из дневника лист с замечаниями. Почему? и др.

3. Тест на децентрацию (В.Петровский)

Подумайте и запишите, как бы ваш ребенок продолжил фразу:

  1. Я радуюсь, когда ...
    Я грущу, когда ...
    Я сержусь, когда ...
  2. Я горжусь, когда ...

  1. Мини-лекция о психологическом механизме позитивного толкования поведения, состояния
    ребенка (Пезешкиан Н. «Основы позитивной психотерапии»)
  2. Презентация книги и кассет «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» Э.Ле Шан.

Литература:

  1. Джайнот «Родители и дети»
  2. Петровский
  3. Э. ЛеШан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

  1. Домашнее задание. Провести тест с ребенком на децентрацию

 Говорят известные педагоги: «Каждый момент в его (ребенка) жизни достоин понимания и уважения так же. Как и в нашей, ибо для него он значим ничуть не меньше» (Я.Корчак)






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Предупреждение заикания у детей"

В статье выделены несколько групп детей с фактором риска по заиканию.Обращается внимание на важность создания условий для нормального соматического и нервно-психического развития детей....

Консультация для родителей "Предупреждение заикания у детей"

В консультации представлены причины возникновения заикания у детей, советы родителям, как себя вести, чтобы у ребёнка не возникло заикание....

Рекомендации родителям "Предупреждение неврозов у детей"

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувств...

Информация для родителей "Предупреждение утомления у детей дошкольного возраста"

Рекомендации для родителей дошкольников: как правильно организовать свой день, чтобы предупредить появление утомления у детей....

Семинар-практикум для родителей "Предупреждение агрессивности у детей"

Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста посвящен теме детской агрессивности. Позволяет родителям познакомиться с понятиями "агрессия" и "агрессивность", причинам...

Программа взаимодействия с родителями «Инновационные формы сотрудничества воспитателя с семьями воспитанников подготовительной группы по календарно-тематическому планированию в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Сегодня в нашем обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует инновационных ресурсов.  Одним из ос...

План профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав детей в семье ДОУ и предупреждению семейного неблагополучия

План профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав детей в семье ДОУ и предупреждению семейного неблагополучия...