Дед Мороз в свете психологии
материал по теме

Иоффе Юлия  Евгеньевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ded_moroz_v_svete_psihologii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Почему мы зовем к ребенку Деда Мороза?

  1. Дед Мороз уже приходил к малышу на елку в детский сад. И еще мы водили его на самые престижные представления в городе, где Дед Мороз тоже обязательно был — высокий, нарядный, с зычным голосом. Но нам этого мало. Мы непременно желаем, чтобы он пришел и к нам домой, собственноручно вручил ребеночку купленный нами подарок. Почему?

  1. Мы, взрослые, очень нуждаемся в волшебном, тоскуем о нем и не смеем в этом признаться. Мы хотели бы верить в чудо, но наш возраст, статус и опыт жизненных разочарований этого не позволяют. А малыш от этого всего еще свободен. Он в Деда Мороза искренне верит. И мы, наблюдая ребенка в его доверчивой радости от встречи с Дедом Морозом, смотрим в этот момент на мир его глазами и получаем свой кусок эмоционального пирога от переживания чудесного.

  1. Это такое родительское счастье — ждать в гости Деда Мороза с подарками (для ребенка, конечно), читать вместе с малышом детские книжки, ходить в театр и в музей.

  1. Однако, приглашая к малышу Деда Мороза, нужно следовать некоторым правилам.

  1. К встрече с Дедом Морозом ребенок должен быть психологически готов.

  1. Дед Мороз — персонаж волшебного мира, волшебной сказки. Значит, ребенок уже должен иметь доступ в сказочный мир. Это становится возможным тогда, когда детское воображение уже проявляет себя, когда малыш уже научается играть с игрушками в сюжетные игры — не просто складывать пирамидки и стучать кубиком о кубик, а сооружать постройки, организовывать жизнь кукол и слушать волшебные сказки. То есть в возрасте около четырех лет.

  1. «С четырех до шести» дети верят в Деда Мороза, ждут его, вступают при встрече в контакт, выстраивают с ним игровые отношения. Индивидуальные границы готовности, конечно, могут колебаться. И некоторые малыши с удовольствием приветствуют новогоднего гостя и в три с половиной годика — особенно, если они смелы и не боятся вступать в контакт с незнакомыми.

  1. По отношению к ребеночку более младшего возраста (к примеру, двухлетнего) появление Деда Мороза не может являться обязательной и желаемой составляющей праздника. Дед Мороз для него прежде всего чужой, незнакомый взрослый. И он может сильно напугать малыша — особенно, если явится во всем своем громогласном великолепии и постукивая палкой.

  1. В силу возрастных особенностей гораздо больший интерес для двухлетки представляет елка — ее игрушки и огоньки, манипуляции с развешиванием гирлянд и с кнопкой зажигания. Это можно «сценично» обставить: в определенный момент подвести малыша к деревцу, сказать вместе с ним волшебные слова и предложить нажать заветную кнопочку. Елочка загорелась — это уже чудо!

  1. Потом можно выйти за дверь и «обнаружить» там подарок, оставленный Дедом Морозом.

  1. Слова «Дед Мороз» могут и должны звучать: это заброс в будущее, обозначение перспективы. В невидимом своем обличье новогодний волшебник принесет двухлеточке не меньше пользы, чем в «натуральном» виде.

  1. Иногда родители считают, что без Деда Мороза праздник не состоится. Если эта идея так сильно засела у них в голове, отсутствие Деда Мороза будет ощущаться как потеря, как эмоциональная дыра. Это плохо, поскольку маленький ребенок очень чувствителен к эмоциям взрослых.

  1. Вы непременно решили показать малышу Деда Мороза? Учтите: этот Дед Мороз не должен совершать никаких резких движений. Лучше, если он вообще будет стоять смирно и молчать. Как в анекдоте. Никаких приветствий хорошо поставленным актерским голосом, никаких песен и плясок.

  1. Дед Мороз должен притвориться большой куклой, которую можно потрогать за бороду, а на шубе разглядеть звезды и снежинки. То есть в отношении Деда Мороза требуется повторить все те действия, которые вы уже проделали у наряженной елки: ребенку полутора-двух лет удовольствие доставляет «предметная сторона вопроса». До развернутого, самостоятельного, диалогического общения с незнакомым существом он еще не дорос.

  1. Несколько иначе развивается ситуация, если малыш — не первый ребенок в семье, и у него есть старший брат или сестренка, с нетерпением ожидающие Деда Мороза. Поведение и эмоциональные реакции младшего двухлетки во многом определяются реакциями старших. Внутри их общей жизни он невольно оказывается втянутым и в игровое поле, и в предметные манипуляции с некоторым опережением, он копирует их образцы поведения.

  1. Поэтому и Деда Мороза он скорее всего будет воспринимать через призму эмоциональных реакций братьев и сестер.

  1. Но, возможно, в момент появления гостя присутствие мамы, папы или другого близкого взрослого, держащего ребенка за руку, не помешает: захочет малыш — подойдет поближе, познакомится. Нет — довольно и того, что посмотрит на происходящее с некоторого расстояния.

  1. Ни в коем случае нельзя форсировать «удовольствие» малыша любого возраста от общения с приглашенным Дедом Морозом. Даже если приглашение стоит денег.

  1. Может, у взрослого в голове и существует «программа» оплаченного взаимодействия: поздороваться с Дедом за руку, потрогать бороду, спеть песенку, рассказать стишок, а потом получить из мешка подарок. Но эта «программа» в реальности порой расходится с желаниями и возможностями ребенка.

  1. Если ему боязно, неловко, некомфортно, ни в коем случае нельзя настаивать на своем, уговаривать, подталкивать в объятия к Деду Морозу. Никакой радости это не доставит.

  1. И если сегодня малыш предпочитает общаться с Дедом Морозом на «дистанции», пусть так и будет. Может, так оно и лучше: кто их знает, этих волшебников?

Марина Александровская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога: "Ребенок должен верить в Деда Мороза".

Новый год – чудесный праздник! Как педагог – психолог детского сада считаю, что ребёнок должен верить в Деда Мороза! Вот уже не первый год наблюдаю, что многие родители сомневаются в том, что стоит ли...

Есть на свете Дед Мороз!?

Статья для родителей размышляющих о том, стоит ли говорить детям, что Деда Мороза не существует....

Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

Цель:  закрепление знаний детей о животных Севера, умение аккуратно выполнять аппликацию.Задачи: - закреплять умение работать с клеем, ножницами, шаблонами;- развивать умение выполнять объёмное и...

Комплекс утренней гимнастики "Где-то на белом свете, там где всегда мороз..."

Сюжетно-познавательное развитие детей в двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...

Проект педагога-психолога в детском саду "Письмо Деду Морозу"

Новый год один из самых веселых и волшебных праздников, который любят, ждут, готовят и отмечают как дети, так и взрослые. Новый год принято считать семейным праздником. Добрая традиция празднования Но...

"Дед Мороз в свете психологии" Консультация для родителей

Дед Мороз уже приходил к малышу на елку в детский сад. И еще мы водили его на самые престижные представления в городе, где Дед Мороз тоже обязательно был — высокий, нарядный, с зычным голосом. Но нам ...

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Где-то на белом свете, там где всегда мороз»

В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любов...