Как научить детей читать
статья (подготовительная группа) по теме

Мусинова Людмила Юрьевна

Данная статья адресована педагогам, заботливым родителям. В которой раскрываются приемы обучения детей чтению в добуквенном периоде по системе Д.Б. Эльконина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obucheniyu_chteniyu_v_dobukvennyy_period_zh32004.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:


Обучение чтению в добуквенный период

          Большинство педагогов полагают, что для ребенка будет лучше если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4—5 лет учиться читать легче, чем в 7—8.
            Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д.Б. Эльконин и которые выдержали уже 30-летнюю практическую проверку. О своем методе Эльконин подробно написал в статье «Как научить детей читать».

            Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам обязательные предпосылки обучения чтению. Существует механизм воссоздания звуковой формы при чтении:
выяснение порядка следования фонем в слове;
установление различительной функции фонемы;
выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных русскому языку.

             По системе Эльконина фонемный анализ включает в себя следующие стадии:

дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова;
дифференциация твердости- мягкости и звонкости-глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.
            При этом используются следующие приемы:
сопоставление моделей фонемного состава слов между собой и установление их сходства и различия;
придумывание по заданной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру.
для материализации звуков на первом этапе используются фишки одного, а затем двух и трех цветов. На втором этапе Эльконин предлагает вводить буквы, обозначающие гласные фонемы, соблюдая при этом определенные правила:
знакомить детей с буквами, как знаками фонем, не допуская смешения букв и фонем;
формировать опережающую ориентацию на гласные буквы и фонемы.
           Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двоякую функцию: кроме собственного образа они еще указывают на мягкость или твердость предшествующих согласных фонем. Еще К.д. Ушинский предлагал знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: «а—я», «о—ё», «э— е», «у—ю», «ы—и».
           Заполнение схемы слов вначале фишками трех цветов, а затем буквами фиксирует знаковую функцию буквы и помогает объяснить детям, что данные буквы обозначают одну и ту же фонему, но ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости.
На этапе .словоизменения. у детей формируется ориентация на гласные буквы и фонемы для получения нового слова при замене одной только гласной. Эльконин предлагал использовать полоску из картона, на которой написаны все гласные буквы. Ее можно прикладывать к схеме слова на картинках, заменяя одну гласную другой. Подобный способ поможет сформировать у детей основной механизм чтения: упреждающую ориентацию на гласную букву и фонему.
            Похожий принцип Эльконин предлагает соблюдать и при ознакомлении с буквами, обозначающими согласные фонемы:
дети проводят фонемный анализ, заполняя схему слова фишками трех цветов;
ставят на места знакомые гласные;
определяют согласные фонемы, стоящие перед гласными.

            Дополнительно предлагается использовать окошечки и полоски с гласными и согласными буквами.
           Эльконин считал, что целесообразно знакомить детей одновременно с двумя согласными звуками
звонким и соответствующим ему глухим. Главной целью его системы обучения можно назвать чтение полных слов с четкой постановкой ударения, поскольку именно оно создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое.
              Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное,
занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.


I период обучения
(подготовительный)
На этом этапе должно быть уделено внимание:
формированию фонемного анализа слов и общей ориентации в фонемной системе языка;
освоению системы гласных фонем и формированию ориентации на гласные фонемы;
освоению системы согласных фонем.
         Усвоив правильное произношение гласных и незаметно для себя запомнив их графические изображения, дети начинают знакомиться с артикуляцией отдельных согласных звуков.

          Во время индивидуальных занятий, выполняя упражнения для артикуляционного аппарата и усваивая произношение отдельных согласных звуков, дети ощущают, что здесь взаимодействуют губы, зубы, язык. Они быстро начинают видеть и слышать разницу между гласными и согласными, опираясь прежде всего на языковое чутье и интуицию. Именно тогда, создав подходящую игровую ситуацию, легко ввести и закрепить термины: «гласные», «согласные»

          С помощью фишек трех цветов дети учатся строить звуковые домики для своих первых слов: «ау», «иа», «уа»; «оп», «ал», «па», «пи»,  «ты», «та», «то», «те», «ку-ку», «ко-ко», «ха-ха», «хи-хи», имена братцев-гласных – «Ах», «Ох», «Ух», «Эх», «Ых», «Их» и т.д.. Эти слова стараются сразу как-то обыграть с гостями-игрушками, наполняя их смыслом, вставляют в свои сказки, используя их звуковые и буквенные модели.

            Те же слова «строят», играя в «Живые звуки (буквы)».
           Дети берут на себя роль одного из звуков и поэтому лучше запоминают последовательность звуков в слове, а также слогообразующую функцию гласных звуков. Здесь особенно помогает вариант игры: «Звуки, стройтесь в слоги» Постепенно у детей формируется ориентация на гласные фонемы.
            Вскоре дети понимают, что, добавляя к маленькому слову из двух звуков еще один или соединяя два таких коротких слова, можно получить новые слова: «ко+т», «та+к», «то+п», «пи+к»; «па+па», «ма+ма», «му+ка» ит.д. Слова не только строятся, но и перестраиваются: «топ
пот», «кот ток кто». Дети постепенно учатся трансформировать слова, каждый раз искренне удивляясь, когда из одних и тех же звуков получается что-то новое.
           Особенно нравится детям строить «звуковые домики» для слов не из фишек, а из кубиков трех цветов. Если в каждом кубике сделать окошки для букв, играть со звуками станет еще интереснее.

           Помогают нам и звуковые домики с тремя окошками и шторками трех цветов на каждом окне. С ними можно играть бесконечно, придумывая все новые варианты: «Позови звуки домой; открой окошко нужного цвета первому звуку»; «Открой окошки для своего гостя (слова)»; «Открой окошки в своем домике так, чтобы мы догадались, кого ты пригласил в гости»; «Покажи, в каком окошке живет звук» и т.д.


II период обучения
На этом этапе уделяется внимание:
- трансформации слова путем замены одной из фонем;
- формированию основного механизма чтения: упреждающей ориентации на гласную фонему и букву;
- качественной характеристике звуков.

               На индивидуальных занятиях закрепляя правильную артикуляцию звуков, необходимо уточнять их качественные признаки.
              Так как большинство детей учились произносить и дифференцировать звуки: [л—ль], [й], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], мы включаем их в свои игры и заселяем в наш дом звуков, поместив в нужном окошке их «портреты» (буквы),
 

              Для закрепления качественной характеристики звуков детям  нужно рисовать и раскрашивать их портреты в нужный цвет. После  введения терминов: «глухой», «звонкий» мы просим рисовать и обводить звонкие согласные звуки толстой линией, а глухие – тонкой.  Постепенно мы переходим к раскрашиванию целых слов, написанных на карточках печатными буквами простым карандашом.  Иногда там было по два слова: «лук люк», «мыл мил», «ток –тёк» и т.д. Дети раскрашивают каждую букву в нужный цвет, объясняя свои действия.

III период обучения
На этом этапе уделяется внимание:

переходу от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию;

- преобразованию буквенной модели слова в другую буквенную модель.

               В сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети вначале раскладывают «товары» («продукты», школьные принадлежности, игрушки) на двух витринах. Потом задание усложняется: детям нужно уточнить , в какой части слова слышен мягкий согласный звук. «Товары» можно было разложить  и на витринах братцев-гласных, опираясь на ударные гласные звуки в названии предметов.

              Поделив «товары», дети расставляют их на ступеньках выбранной витрины в зависимости от количества слогов в названии предмета.

            Подбирать слова к готовым звуковым схемам мы учим детей, играя с ними  в сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Зоопарк», «Школа» и др. Постепенно дети переходят от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.

            Перед игрой «Звуковое лото» (у детей на индивидуальных таблицах по пять-шесть предметных картинок у логопеда отдельные звуковые схемы слов) нужно уточнить у кого в словах (названиях картинок) есть твердые согласные, мягкие согласные, в каком слове
первый (последний) звук
гласный (согласный), два согласных звука стоят рядом и т.д.
            Играя в игры «Кого я позвала издалека (слышно только голосовые звуки!)»; «Позови издалека одного из гостей, а мы угадаем: кого» и др., дети начинают понимать слогообразующую функцию гласных звуков,  все реже путают звуки и слоги.


Этапы работы и игры
Выделение данного звука в слогах и словах

1. «Умная машина»
[в]
2. «Умный паровоз»
[п]
З. «Умный самолет» [р]
эти и подобные транспортные средства перевозят пассажиров только с данным звуком в имени.
4. «Звуковой домик»
в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т-тт», «К-к-к».
5. «Собираем звуки»
потребуются предметы с данным звуком в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.
б. «Доктор Звуков»
прописывает «лекарство» 10 слов со звуком [..].
7. «Проглоти звук [..]» повторить слово без звука [..].
8. «Умная стрелка» находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр.
9. «Выбери картинки»
из серии предметных картинок, на таблице с предметными картинками.

10. «Звуковое домино» по двум предметным картинкам, в названии которых есть один из двух дифференцируемых звуков: [р], [л], [с], [ш], [з], [ж], [ц], [ч].

Выделение первого и последнего звука в словах

1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».
2. «Магазин»
заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.
3. «Умная машина» сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
4. «Поймай слово за хвост!»
5. «Я начну, а ты закончи».
б. «Угадай, что я прошу»
выбрать один из трех-пяти предметов.
7. «Подели предметы»
на коробочках наклеены «портреты» звуков.

8. «Звуковое слово»:

а)
на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема;
б) логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей табличке картинку, в названии которой данный звук первый (последний).
9. «Кто в домике живет?»
с данным звуком в начале.
10. «Вагончики» в первом или последнем поедет [..]? Где слышно данный звук в данном слове?
11. «Звуковые цепочки»
по два-три слова и более.


Интонационное выделение последовательности фонем в слове
1. «Превращение в [..] жуков, змей, и т.п.»  разговаривать, выделяя нужный звук. 2.«Заколдованный (ударный гласный) звук»звучит дольше и громче в слове.
3. «Клавиши»
ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки слово из трех-четырех звуков и три- четыре клавиши фишки).
4. «Сочиняем сказку «Приключения звука
[..]..
5. .диктант. дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает.
6. «Звуковые домики»:
а) «Позови звуки домой»
по очереди;
б) «Звук потерялся»
первый, второй, третий;
в) «Звуки открывают свои окошечки друг за другом»
дети их сразу узнают и называют.
7. «
Учим говорить Незнайку» он пропускает звуки в словах.
8. «Письмо Незнайки»
про- пущены звуки (буквы). Какие?


Знакомство с гласными звуками. деление слов на части
1. « Братцы гласные здороваются» произносить свой звук долго-громко.
2. «Братцы-гласные стучат своими молоточками»
каждый раз, когда в слове встречается его звук (односложные слова).
3. «Ступеньки» («Лесенка»)
игрушки шагают по ступенькам, произнося свое имя.
4. «Братцы-гласные делят слово на две-три части»:
а) какой гласный живет в первой,  второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика)?;
б) кто из братцев-гласных кричит громче?
5. «Прошагай слово»
пропрыгать, прохлопать и т.п.
б. «Кто в домике живет?»
на каком этаже живет кот, ли-са, со-ба-ка?
7. «Кто в каком вагончике поедет?»
сколько в нем окошечек (на сколько частей делится слово)?
8. «Разложи картинки» («Подели игрушки»)
одно-, двух- сложные слова.
9. «“Пишем”» слова»
(части слова полоски) под диктовку («жук», «ли-са» и т.д.):
а) раскладывать гласные звуки (красные фишки
по одной на каждую полоску);
б) положить портрет того братца-гласного, который кричит громко-долго, в нужную частьслова.
10. «Чье слово длиннее?»
11. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики»
одно-, двух-, трехкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (Сколько раз мы открыли рот?)
12 «Кто в каком домике живет?» игрушки с одно-, двух., трехсложными названиями.

Различение ударных и безударных гласных звуков

1. «Без ошибок повтори: “оуа”, “оуа”, “оуа” и т.п.» ударяем голосом один из трех гласных звуков.
2. «Братцы-гласные спорят»:
а) К кому идут гости?

б) для кого это угощение?
3. «Подели картинки (предметы)»
всем братцам-гласным по одной-две.
4. «Кто главный?»
для кого из братцев найдут больше слов, в которых данный гласный звук ударяют голосом?
5. «Звуковые домики»
кто живет у братца Аха, Охо и др.?
б. «В чьем вагончике поедет
[..]?» 
7. Братцы-гласные собираются идти....:
а) ...в школу
кто что берет с собой?;
б) ...в поход
выбрать один из трех-пяти предметов (слов);
в) ...на прогулку.
8. «Приключения братцев-гласных»
кто что увидел? и т.п.
9. «Кто из братцев кричит в этом слове громко, а кто
тихо?» два сложных слова: .ли-са., .бел-ка. и т.д.
10. «Расставь портреты братцев-гласных (гласные буквы)»
на каждую полоску (слог) по одной гласной.
11. «Я позову вас издалека»
согласных звуков не слышно; кого это зовут?
12. «
 Позови издалека кого-то из гостей, выделял ударный гласный звук, а я угадаю кто это».
13. «Зоопарк» (таблица):
а) кого зовет братец Ах, Ох, Их и др.?;
б) кто за кем будет ухаживать?


Различение гласных к согласных звуков
1. «Называю звук
поднимаете фишку» красную, если звук гласный синюю если согласный. 

2. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками»«оп», «ат», «ук»,  «им», «ыв». Назвать второй звук после гласного.
3. «Какой второй звук в именах братцев-гласных Ах, Ох и т.д.»?
4. «Первый, второй»
определять гласные/согласные «ат – та», «оп по», «ук ку»... и т.д.
5. «Покажи фишку» (красную-синюю)
выделение гласных/согласных из потока звуков: [а], [т], [о], [у], [п], [к], [э], [и], [ы], [м], [н].
б. «Что мешает петь согласному звуку?»
губы: [п], [б], [м]; язык и зубы: [н], [т], [д].
7. « Живые звуки (буквы)».
8. «Звуки, стройтесь в слоге!»
9. «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой
согласный» (можно наоборот) [а.а-а-т], [т-а-а.а].
10. «У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого
согласный?»
11. «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный звук?»
«гав»., «мяу», «му», «кукареку» и т.д.
12. «
 Какой первый звук в твоем имени?»
Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости.
Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками


1. «Тим изменяет согласный звук, второй произносит Том».
2. «Том и Тим по-разному читают» (называют буквы)
[п/п], [т/т], [х/х] и т.д.
3. «Тим изменяет слова Тома»
«лук люк», «пол пал» и т.д.

4. «Тим и Том ссорятся» делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные звуки или нет ни одного.
5. «Том и Тим собираются...» на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать из двух- трех слов.
б. «Тим и Том готовят обед»
посуда, продукты.
7. «Тим и Том в зоопарке» в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д.
8. «Звуковое лото»
картинки, схемы слов.
9. «В каком окошке кто живет?»
в каком окошке чей звук?
10. «Магазин»
продавцы Тим и Том, чеки схемы слов.
11. «Зоопарк»
за кем из животных будут ухаживать Тим и Том?
12. «Тим и Том помирились»
Том говорит первую часть слова, а Тим вторую (и наоборот): картинки: «по-ле», «ли-са», «са-ни», «ло-си»,  «ко-ни» и т.д.
13. «Кто говорит первую часть слова, а кто вторую
Тим или Том?»

Звуковой анализ простых слов из трех звуков
1. «Пропоем в слове каждый звук» [жжжуууккк].
2. «Звуковые домики»
три окошка + шторки трех цветов:
а) позвать домой первый, второй, третий звуки;
б) повесить в окошки шторки нужного цвета.

3. «Построим дом» кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.
4. «Кто в каком домике живет?»
готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (к-с-к)», «пес (з-кс)», «лось (с-к-з)», « ель (з-к-с)», «Аня (к-з-к)».
5. « Кто больше гостей пригласит в свой домик?»
готовая схема слов.
б. «Позови домой звук»
третий, первый, второй в разной последовательности.
7. «Кто из гостей (игрушки) “написал” свое слово?.»
8.
 «Напиши слово своего гостя».
9. «Угадай, кто у тебя в гостях?»
ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: «гав», «пик», «ква», «мяу».
10. «Ловим и выпускаем звуки по порядку».
11. «Покажи картинку» —в названии которой первый звук
[..], второй [..], третий [.].
12. «Магазин» на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: «кот», «лань», «кит», «жук», «лев», «лис», «оса», «пес», «Оля кукла», «чай», «соль», «рис» ит.д.
13. « Звуковое лото: Чья картинка?.»
кому подходит эта схема (звуковой домик)?

Выделение качественных признаков согласных звуков
1. «Домики звуков» в которых находятся их портреты (буквы):
красный для гласных;
зеленый со звоночком: [й];
зеленый без звоночка: [ч], [щ];
синий со звоночком: [ж];
синий без звоночка: [ш], [ц];
сине-зеленый со звоночком: [з], [б], [д], + м], [н], [л], [р];
сине-зеленый без звоночка: [с], [п], [т], [к], [ф].
Варианты:
а) «Где живет звук [..]?» — объяснить почему?;
б)
«Какие звуки живут в этом домике?»;
в)
«Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»;
г) «Нарисуем буквы»
рисовать ручками трех цветов, тонкой линией (глухие согласные) или толстой (звонкие).
2. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом»
«лис»:
[л]-
 зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук);
[и]
красная толстая линия (гласный звук);
[с]
синяя тонкая линия (глухой твердый звук).
3. «Цветной диктант»
схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет.
4. «Кто первый?»
назвать гласный звук, звонкий согласный, глухой согласный, всегда мягкий звонкий [й], всегда мягкий глухой [ч], [щ] и т.д.
5. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.
б. «Магазин»
дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.

Формирование основного механизма чтения: упреждающие ориентации
на гласную букву и фонему
1. «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука [..]?».
2. «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным гласным звуком, с безударным гласным звуком
[..]?.
З. «Прочитай слово без согласных звуков. таблица» «Животные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна-три маленькие (безударные гласные звуки).
4. «Звукоедик»
«съел» согласные звуки.
5. «Зовем издалека» («Эхо»)
согласных звуков не слышно, громче всех « кричит» ударный гласный звук, тише безударные гласные.

Варианты:
а) «Кого я зову издалека?»;
б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся.»
б. «Живые буквы (звуки)».

Варианты:
а) «Звуки, стройтесь в слоги!»;
б) «Слоги, стройтесь в слова!»;
в) «Слоги, поменяйтесь местами!»;
г) «Поменяем гласный звук»
«стол — стул стал стыл» и т.п.

Обучение трансформации слова путем замены одной из фонем 
1.
«Живые звуки (буквы)».

Варианты:
а) «Звуки, стройтесь в слова!»;
б) «Звук
[..], поменяйся местами со звуком [...].;
в) «Звук
[..], замени в слове звук[..]».
2. «Какой звук заменили?» (по очередности в слове)
«сыч сын сыр -  сан сон сор сом сок сук суп суд сад сам» и т.д.
З. «Какое слово получится, если звук
[..] заменить звуком «слог слон стон стол стыл стал стул стук сток стык» и т.д.
4. «Звуковой домик»
готовая звуковая схема слова:
а) меняем один из согласных звуков: «каска
маска ласка лапка лапта».;
б) меняем один из гласных звуков: «Оля
Уля Эля Аля».; «Иры Ира ура эра эру— ору»; «куры кура кора кору»;
в) «Сделай первый согласный звук мягким»
какое слово получилось? Тим поправляет Тома: «лук — люк», «мал мял» и т.д. 

Звуковой анализ двухсложных слов
1. «Назови только первую (вторую) часть слова.»
2. «Позовем звуки домой»
по порядку в первую, во вторую части слова (комнаты).
3. «В каком окошке живет звук
 [..]

4. «В какой «комнате» (часть слова), в каком окошке должна гореть лампочка?» - где кричит ударный звук? «Ли са», «ку ры», «ут ка», «па ук»..
5. «Вставь портрет звука (знакомую букву) в нужное окошко».
б. «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомые буквы)».
7. «Позови домой только гласные звуки
тихо или громко?»
8. «Позови домой только согласные звуки».
9. «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?»
10. «В какой части слова гласный звук
[..]?»
11. «Какая часть слова звучит громче?» ударный гласный звук, ударный слог.
12. «Звуковые домики,
двухкомнатные из кубиков трех цветов: один-два кубика («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка»), три-три («зай-чик»).

Варианты:
а) «Кто в этом домике живет?»сколько звуков в первой части, во второй?;
б) «Кто больше?»
подобрать слова для своего «звукового домика»;
в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик».
13.
«Назови второй звук во второй части слова или другие звуки».
14. «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов».
В начале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества. Логопед задает вопросы: Какие звуки есть в твоем слове?; Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?; Сколько в твоем слове гласных звуков? ит.д.

Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственнону действию
1. «Звуковой домик» (схема слов):
а) «Кто в каком домике живет?»;
б)
«Кому еще подходит этот домик?»;
в) «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?»
2. «Часть слова» (слоги)
буквы, фишки:
а) «Подбери две части слова» (схема);
б)
«Подбери одну часть слова. (схема)»
3. «Звуки
буквы» (картинки с готовыми схемами слов + буквы):
а) «В каком окошке живет звук [..]?»;
б)
«Вставь в нужное окошко букву[..]?»;
в) «Вставь в нужное окошко портрет звуков»:
гласных;
звонких/глухих согласных,
твердых/мягких.
4. «Раскрасим слова, написанные простым карандашом, печатными буквами»
обвести ручкой (фломастером) нужного цвета:
а) все гласные звуки
красной толстой линией;

б) глухие согласные тонкой линией синего или зеленого цвета (звучат твердо или мягко);
в) звонкие согласные
толстой линией синего или зеленого цвета.
5. «Цветной диктант»
рисовать знакомые буквы («портрет звуков») ручками трех цветов (толстой/тонкой линией).

Логопедические рифмовки 


Ра-ра-ра,                                                                                             Вчерашний град
Ра-ра-ра                                                                                                                                                                                                                                     Повредил виноград.
Ночью спят все до ... (утра).
                                                                                                            Редиску в
окрошку
Ра-ра-ра,                                                                                              Режет Сережка.
Ра-ра-ра
Предыдущий день - ... (вчера).                                                             Есть в подарке у Марины
                                                                                                 
Три огромных мандарина.
Ра-ра-ра,
Ра-ра-ра                                                                                                                                                                                                                              Титр и рысь родня для киски,
У мышонка дом — ... (нора).                                                                 Репа, редька для редиски.
Ра-ра-ра,                                                                                                             У мышки в норке
Ра-ра-ра                                                                                                              Сырные корки.
У сластен в зубах ... (дыра).
                                                                                                           Тридцать три огромных
рака,
Ра-ра-ра,                                                                                               Все в нарядных красных фраках.
Ра-ра-ра
В бой идут крича ... (.Ура!)
                                                                                                 
Вот окрошка высший класс!
Ра-ра-ра,                                                                                              В ней домашний хлебный квас.
Ра-ра-ра
Дым поднялся от . -. (костра).                                                             Ты не ешь зайчишек, лис!
                                                                                                 
Лучше гречку ешь и рис.
Ро-ро-ро,
Ро-ро-ро
                                                                                                                                                                                                                                    От солнца ласковых лучей
Выпил бык воды ... (ведро).                                                                Проснулся в рощице ручей.
Ро-ро-ро,                                                                                                      Послала бабушка Марину
Ро-ро-ро                                                                                                                                                                                                                                                         В лесок соседний по малину.
У ореха есть .. - (ядро).
                                                                                               
Варежки у Вали,
Ро-ро-ро,                                                                                           Валенки у Вари.
Ро-ро-ро
Эскалатор есть в . -. (метро).                                                                        На уроках лепки
                                                                                                         
Мы лепили репки.
Ро-ро-ро,
Ро-ро-ро
                                                                                                                                                                                                                                             Листок под лупой рассмотри:
У Мальвины друг
— .. (Пьеро).                                                               Там тли пасется ровно три.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ?

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ...

Как научить детей читать?

Все родители хотят, чтобы их дети выросли умными, умеющими ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать, что именно чтение в значительной мере способствует формированию э...

"Как научить детей читать стихи выразительно "

В данном материале рассмотрены противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов, важность развития интонационной выразительности у дошколят.  Даны рекоменд...

Консультация"Как научить детей читать стихи с выражением"

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, но будет полезна и родителям....

Консультация "Как научить детей читать"

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»...

Семинар-практикум для родителей "Я читаю сам" или "Как научить детей читать"

Материал содержит информацию для родителей детей старшего дошкольного возраста об особенностях обучения грамоте детей дошкольного возраста и практических приёмах, используемых на начальном этапе знако...