Семинар-практикум для родителей "Я читаю сам" или "Как научить детей читать"
материал (старшая группа)

Ихсанова Гульнара Юсуповна

Материал содержит информацию для родителей детей старшего дошкольного возраста об особенностях обучения грамоте детей дошкольного возраста и практических приёмах, используемых на начальном этапе знакомства детей со звуком и буквой. Главной задачей в обучении детей грамоте отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Материал может быть полезен как педагогам дошкольных учреждений, так и родителям старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_seminar-praktikum.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум "Я читаю сам" или "Как правильно научить детей читать"

  1. Информационная часть:

Заботливые родители дошколят озадачиваются вопросом: а нужно ли учить читать ребенка до школы? Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка читать до школы, другие советуют налегать на алфавит чуть ли не с пеленок. Попробуем разобраться…

 – Так всё-таки – пора или не пора? Как по-вашему, в каком возрасте стоит начинать учить грамоте? (варианты ответов родителей)

Многие родители торопятся в 3–4, а то и в 2 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцатого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет ещё слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Желание форсировать обучение ребенка считается «искусственной акселерацией». Организм и психика ребенка развиваются поэтапно, каждый возрастной период приходит вслед за другим.

Жан-Жак Руссо писал, что, нарушая этот порядок, мы выращиваем плоды, не имеющие ни вкуса, ни зрелости, и которые незамедлительно испортятся.

Родители очень часто торопятся научить читать, форсируют, забывая о том, что чтение — это процесс, к которому ребёнок ещё не готов даже в физическом плане. Учёные считают, что обучение чтению раньше 5ти лет – это обкрадывание важных процессов, которые должны развиваться в этом возрасте, а также нецелесообразная нагрузка на ребёнка, так как абсолютно не гарантирует высокую технику чтения или особую успешность в дальнейшем.

Готовность к обучению чтению физиологически и психологически наступает в предшкольном возрасте, то есть только после 5 лет.

 – С возрастом мы разобрались. Давайте поговорим о том, что необходимо, чтобы научить ребёнка читать? Как вы считаете? (варианты ответов родителей)

К сожалению, простого запоминания алфавита недостаточно. Начнём, казалось бы, издалека – с головного мозга.

Чтение – это настолько сложный мыслительный процесс, что для его формирования требуется зрелость и слаженная работа большинства зон головного мозга.

Процесс чтения – это анализ и синтез, а за эти процессы отвечает левое полушарие, которое созревает позже правого. Поэтому в младшем возрасте ребёнок воспринимает всё образно, целостно, как картинку. То есть для него буква – это рисунок, а не символ, обозначающий звук, который он слышит или произносит. 

Также не стоит забывать, что чтение – это сложно организованный и энергозатратный процесс. А головной мозг ребёнка еще не готов к такой нагрузке. Многие учёные считают, что раннее обучение чтению истощает мозг ребёнка, что мешает ему в дальнейшем развиваться в полную силу.

Но в то же время, всё вышесказанное не означает, что мы должны успокоиться и не прилагать никаких усилий до школы. Если ребёнок к моменту перехода в школу не усвоит способа слияния слогов, то в начальной школе вам придётся тратить гораздо больше времени на выполнение уроков. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям школьной жизни и обучения. 

Этапы обучения чтению

1-й этап — ребенка следует обучить звуковому анализу слов, которые он произносит. Он должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а также различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.

2-й этап — знакомство с буквами.

3-й этап — выделение слогов в словах и чтение слогов.

4-й этап направлен на обучение детей чтению слов разной длины, а также на закрепление этого навыка.

Начинать лучше со слов, состоящих из 2-3 букв, а затем постепенно переходить к словам из 6—8 букв. А когда вы почувствуете, что малыш легко справляется с длинными словами (или не боится их читать), то тогда можно переходить к чтению текстов.

Тексты для чтения ребенка должны иметь достаточно большой шрифт (размер букв должен быть обязательно больше, чем в обычных книгах для взрослых, и желательно несколько больше, чем в учебниках для детей первого класса).

Начинать следует с коротких, но обязательно занимательных, веселых рассказов и сказок.

 Напомним вам, что для дошкольников игра – это ведущий вид деятельности. Все дети любят играть! Любые знания малыши легко усваивают играя. В игре развиваются мышление, память, внимание. Незаметно для себя, дети учатся выполнять сложные задания, преодолевать трудности на своем пути, проявлять творческие способности, стремиться к успеху.

Главной задачей в обучении детей грамоте отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением.

Сегодня, мы расскажем и покажем вам, как проходит обучение грамоте детей в детском саду, а также поиграем в игры, которые мы используем в работе с детьми.

1 этап работы. Цель: Формировать у детей представления о звуках окружающего мира, продолжать закреплять понятия и термин: звук, слог, слово. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов разной слоговой структуры.

Презентация

Практическая часть: Знакомство с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников.

Какие же игры и упражнения можно использовать с детьми на первом этапе обучения. Мы говорим детям о том, что наша речь состоит из звуков. Это - речевые звуки. Они разные: гласные и согласные.

Что такое гласные и согласные звуки? Как ребенку их запомнить и различать? Расскажем детям сказку.

Видео

Вашему вниманию предлагаются игры, которые взрослый может использовать как подготовку к обучению грамоте. Эти игры и упражнения помогут ребенку научиться различать понятия ЗВУК и БУКВА, подготовит к чтению. Давайте сыграем! [3]

  •  «Хлопни, если услышишь в слове звук А» … или «Сигнальщик»

Цель: учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход: – Я буду называть слова. Если услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (хлопнуть один раз).

Слова: аист, арка, ослик, лук, корова, дом, маска, уши, очки…

Рекомендации: произносите слова медленно, выделяя звук А. По окончанию игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова: дом, лук и т.п. А также, почему нужно было подать сигнал на слово «очки»?

  • «Три слова» или «Общий звук»

Цель: учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова. Как усложнение: звук, который встречается во всех трёх словах.

Ход: – Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: УТКА, УШИ, УЗЕЛ. (Звук У) 

– Где ты услышал звук У в слове: в начале, середине, в конце? (в начале).

Рекомендации: если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце, а затем в середине слова. Надо помнить, что ребенку легче выделить звук в начале слова и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова.

Усложнение: сердце, дыра, виноград. (ответ – звук Р, потому что звук Д встречается не во всех словах, в отличие от буквы Д)

  • «Путешествие» или «Разведчик»

Цель: учить ребенка находить предметы, в названиях которых есть заданный звук.

Ход: – Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названиях которых есть звук С. Но, чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу жёлтую фишку на найденный мной предмет, а ты клади розовую.

Рекомендации: не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно, если он ошибся. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания, затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.

«Звуковой кубик».

Дети стоят в кругу и передают кубик друг другу. По звуковому сигналу (бубен, колокольчик) движение кубика останавливается, а ребенок называет слово с любым звуком (на гранях кубика наклеены буквы). В игре можно использовать магнитофон с музыкальным произведением).

  • «Волшебники»

Цель: учить детей преобразовывать одно слово в другое, путём замены одного звука в слове другим. Вызывать интерес и желание играть со словами.

Ход: – Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся превращать слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.

ТОК – СОК, ДОМ – СОМ, Маша – Саша, ноты – соты, мытый – сытый, тушить – сушить.

Усложнение: заменить конкретный звук на другой, не зависимо от его положения в слове. Например: замените в слове звук Ш на звук С.

Шок – сок, наш – нас, нож – нос, Машка – маска, кашка – каска, сутки – шутки, усы – уши, басня – башня, сытый – шитый, пляс – пляж…

  • «Цепочка слов» (с мячом или «волшебной палочкой»)

Цель: учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова, начинающиеся на этот звук.

Ход: – Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. 

РАК  – КОЗА  – АИСТ…..

!!! Будьте внимательны: не путайте ребёнка, мы ищем звук (то что слышим и произносим, а не букву). Поэтому, если я назову слово «арбуз», то на до будет подобрать слово на звук С, а не на букву З.

И напоследок, предлагаем сыграть в игры, которые требуют внимания и самоконтроля – качеств, без которых ребёнку будет очень сложно освоить навык чтения. Самоконтроль развивается в семье. Можно начинать с возраста в 1,5 – 2 года, играя в простые игры с простыми правилами (Каравай, Колпачок, Солнышко и дождик и т.п. – где на определенные слова нужно выполнять определенные движения).

С 3 лет добавляем игры, где ребенку нужно выполнять какие-то определенные действия на разные сигналы («Гномы и великаны», «Свисток и дудочка» и т.п.), а также игры, где ребенок может как выиграть, так и проиграть. «Мозаика» – выкладывание определенного узора, рисунка по образцу.

В более старшем возрасте игры со слуховыми инструкциями:

  • «Повтори – не ошибись» – когда нужно повторить то движение, что я назову, а не покажу (Поставь руки на плечи – а показать руки на поясе…)
  • «Запрещённое движение» – выбирается одно простое движение, которое нельзя повторять за ведущим (например, руки на поясе). Ведущий в спокойном темпе показывает различные движения, ребенок повторяет, кроме «запрещённого».
  • «Болгария» – взрослый и ребёнок ведут диалог, где, отвечая на вопрос «да» нужно отрицательно мотать головой, а отвечая – «нет», кивать головой.

Вопросы для игры: 

  • Правда, что утром мы ужинаем?
  • Бегемот больше тигра?
  • Кошка ловит мышей?
  • Абрикосы белые?
  • Яблоки растут на берёзах?
  • Вы любите своего ребёнка?
  • Сегодня шёл дождь?
  • Лимон кислый?
  • У Вас дочка?
  • Чай пьют из сковороды?
  • Вы сегодня ходили на работу?
  • Вы учитесь в школе?
  • Груша – это овощ?

Предлагаем вам оценить нашу встречу цветными фишками. Если представленный материал был для вас интересным и полезным – красная.

Синяя - если вы не узнали ничего нового, зеленая – если вам это не интересно. Спасибо, желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей читать

Данная статья адресована педагогам, заботливым родителям. В которой раскрываются приемы обучения детей чтению в добуквенном периоде по системе Д.Б. Эльконина...

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ?

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ...

Как научить детей читать?

Все родители хотят, чтобы их дети выросли умными, умеющими ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать, что именно чтение в значительной мере способствует формированию э...

"Как научить детей читать стихи выразительно "

В данном материале рассмотрены противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов, важность развития интонационной выразительности у дошколят.  Даны рекоменд...

Консультация"Как научить детей читать стихи с выражением"

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, но будет полезна и родителям....

Консультация "Как научить детей читать"

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»...