Памятка для семейных групп
календарно-тематическое планирование по теме

 

Рекомендации разработаны в помощь  родителям детей дошкольного возраста, решившим создать семейные группы дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_semeynyh_grupp.docx26.71 КБ
Файл rekomendacii_po_planirovaniyu.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

Планирование физкультурно-оздоровительной работы

 с детьми младшего дошкольного возраста.

Для утренней гимнастики (ежедневно) можно использовать комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Занятия проводятся 2 раза в неделю в помещении (4 темы в месяц, которые повторяются 2 раза)

На прогулке можно проводить любую из подвижных игр (в зависимости от погоды)

После дневного сна желательно проводить гимнастику «пробуждения» (потягивания, самомассаж).

Примерное сезонное планирование ознакомления детей

с художественной литературой

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

ОСЕНЬ

Малые формы детского фольклора

Загадки, считалки, колыбельные песенки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы, поговорки.

«Дедушка Ежик», «Дождик-дождик, полно лить…», «Гуси, вы, гуси…»

Загадки, считалки, колыбельные песенки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы, поговорки.

«Аты-баты…», «Где это видано…», «Наша-то хозяюшка…»

Сказки

«Теремок», «Колобок», «Волк и козлята», «Смоляной бычок»

«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сивка-Бурка»

Авторские сказки

В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», К. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», Н. Абрамцева «Дождик»

В. Гаршин «Лягушка-путешественница», В. Бианки «Хвосты», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Стихи

А.К. Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…», И. Токмакова «Дождик», К. Бальмонт «Осень»

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», «Уж небо осенью дышало», А. Плещеев «Скучная картина!», А. Майков «Осень»

Рассказы

Е. Чарушин «Волчишко», В. Бианки «Первая охота», К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

Н. Сладков «Осень на пороге»,

Л. Толстой «Девочка и грибы»,

М. Горький «Воробьишко»

ЗИМА

Малые формы детского фольклора

Загадки, считалки, колыбельные песенки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы, поговорки.

«Заяц Егорка…», «Тень-тень, потетень…», «А баю, баю, баю, лежит Ваня на краю…», «Расти коса…», «Дон! Дон!...»

Загадки, считалки, колыбельные песенки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы, поговорки.

«У кота ли, у кота колыбелька золота…», «Стучит, бренчит по улице…»

Сказки

«Заюшкина избушка», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Три поросенка»

«Котофей Котофеевич», «Лисичка-сестричка и Серый Волк»

Авторские сказки

Л.Н. Толстой «Три медведя», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», С. Козлов «Такое дерево», Ш. Перро «Красная шапочка»

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «12 месяцев»

Стихи

И. Суриков «Зима», А.С. Пушкин «Зимний вечер», С. Есенин «Пороша», И. Токмакова «Как на горке снег…»

А.С. Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя…», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», К. Бальмонт «Снежинка», С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза»

Рассказы

Ю. Коваль «Иней», Е. Чарушин «Томка», В. Сахарнов «Кто прячется лучше всех»

Г. Снегирев «Любопытные» (из книги «Про пингвинов»), А. Митяев «Мешок овсянки»

ВЕСНА

Малые формы детского фольклора

Загадки, считалки, колыбельные песенки, скороговорки, присказки и сказки, пословицы, поговорки.

«Солнышко, ведрышко…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга», «Дождик-дождик, пуще…»

Загадки, считалки, колыбельные песенки, скороговорки, присказки и сказки, пословицы, поговорки.

«Гори, гори ясно…», «Скок-поскок, молодой дроздок…»

Сказки

«Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса»

«Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Сестричка Аленушка и братец Иванушка»

Авторские сказки

К.И. Чуковский «Мойдодыр»,

С. Козлов «Необыкновенная весна», «Доверчивый ежик», В. Сутеев «Мышонок и карандаш», Б. Заходер «Волчок»

Н. Сладков «Медведь и солнце», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  А.М. Ремизов «Зайка», Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

Стихи

Л. Квитко «Ручеек», С. Есенин «Черемуха душистая…», Е. Благинина «Дождик, дождик…», Н. Матвеева «Она умеет превращаться»

А.С. Пушкин «За весной, красой продой…», «Гонимы вешними лучами», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», А. Плещеев «Весна»

Рассказы

Л.Н. Толстой «Пришла весна, потекла вода», Е. Чарушин «Как Томка научился плавать», Н. Павлова «Земляничка», В. Берестов «Как найти дорожку»

В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Ласточка, ласточка»

Содержание работы

по знакомству с окружающим миром

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

ОСЕНЬ

Мир предметов

Познакомить с обобщающими понятиями «животные», «птицы», «насекомые», рассказать о каждой группе, показать иллюстрации. Познакомить с предметами для игр и труда. («Что это, как используем, зачем нужно…»)

Рассказать детям о домашних и диких животных и птицах, объяснить, почему их так разделяют.

Учить детей отгадывать загадки. Рассказать о предметах народно-прикладного искусства.

Мир вокруг нас

Познакомить детей с профессией «педагог» (воспитатель, учитель). Рассказать детям о военных, что  они защищают Родину.

Побеседовать с детьми об имени и отчестве родителей, их профессии. Обсудить с детьми их адрес (город, улица, дом, квартира), где они живут. Рассказать детям, что существуют разные рода войск, зачем они нужны, чем помогают.

ЗИМА

Мир предметов

Познакомить детей с признаками предметов, что они имеют разный цвет, форму, величину. Объяснить детям обобщающие понятия «игрушки», «посуда», «мебель».

Познакомить с обобщающими понятиями: «электрические приборы», уточнить понятия «овощи», «фрукты», «ягоды». Учить детей самостоятельно определять, из чего сделан предмет, ощупывая и выполняя действия с ним.

Учить детей отгадывать загадки.

Мир вокруг нас

Рассказать детям о профессии «шофер», «продавец». Рассказать детям о празднике Новый год. Побеседовать с детьми об их семье, кто родные, какие обязанности, о помощи близким.

Рассказать детям о традициях празднования Нового года. Познакомить детей со своей страной, городом, улицей. Рассказа о достопримечательностях города, показать иллюстрации.

ВЕСНА

Мир предметов

Рассказать детям о материалах, из которых сделан предмет (бумага, ткань, глина, металл и др.). познакомить с обобщающими понятиями «фрукты», «овощи», «деревья», «цветы».

Познакомить с понятиями: летняя, зимняя одежда; уличная, домашняя обувь.

Учить детей отгадывать загадки.

Побеседовать с детьми о бережном отношении к предметам, связать это с материалом, из чего они сделаны

Мир вокруг нас

Рассказать детям о праздниках 8 Марта и 23 февраля.

Рассказать детям о военных в воздухе и на воде (авиация и Морфлот).

Рассказать о профессиях «дворник», «врач».

Познакомить детей с флагом России, гербом, рассказать о президенте.

Рассмотреть иллюстрации Кремля и других достопримечательностей города.

ЛЕТО

Мир предметов

Познакомить детей с обобщающим понятием «транспорт», «одежда». Побеседовать с детьми о работе светофора.

Познакомить детей с названиями предметов для рисования и другой творческой деятельности.

Рассказать детям о видах транспорта: наземный, воздушный, подземный, водный.

Рассказать об особенностях животных северных и южных стран.

Учить детей отгадывать загадки.

Мир вокруг нас

Познакомить детей с названием улицы, где они живут.

Рассказать детям о профессии почтальона.

Показать детям предметы русского народного творчества и побеседовать.

Рассказать детям о детском саде, школе, библиотеке. Познакомить с трудом взрослых, чем они там занимаются, как называются их профессии.

Примерное планирование занятий

по формированию элементарных математических представлений.

Младший и средний дошкольный возраст

№ п/п

3–4 года

4–5 лет

Игры

1.

Уметь составлять группу из отдельных предметов, пользоваться словами: «много», «мало», «один»

Уметь сравнивать две группы предметов путем наложения, приложения, находить одинаковое

«Медведь и пчелы»

«Разноцветные шарики»

«Найди такой же»

2.

Познакомить с квадратом, учить различать и называть круг, квадрат. Уметь классифицировать предметы по величине и цвету

Познакомить с прямоугольников, различать и называть прямоугольник, квадрат, круг, треугольник. Уметь классифицировать предметы по величине

«Цветные автомобили»

«Разложи по корзинкам»

3.

Уметь сравнивать 2 группы предметов путем наложения и приложения

Учить сравнивать 2 группы предметов путем наложения и приложения. Учить считать в пределах двух, пользоваться цифрами

«Найди пару»

«Разноцветные шарики»

4.

Познакомить с треугольником, уметь обследовать осязательно двигательным путем. Уметь классифицировать предметы по величине, цвету, форме

Упражнять в счете в пределах двух. Уметь классифицировать предметы по величине, форме, цвету

«Найди свой домик»

5.

Продолжать сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения

Познакомить с образование числа «нуль» и цифрой

«Разложи по порядку»

«Бабочки и цветы»

Наблюдения с детьми  в природе

Осень

Необходимо учить детей определять состояние погоды с помощью наводящих вопросов и делать выводы (осенью холодно, идут дожди, надо одеваться теплее и т.д.)

Учить замечать связь между явлениями природы: идет дождь – земля мокрая, светит солнце – лужи высохли.

Обращать внимание детей:

На небо (ясное, голубое, чистое, покрыто тучами), учить подмечать изменения в цвете.

На появление желтых листьев после первых заморозков.

Исчезновение насекомых.

«Полеты» жучков на паутинках.

Птиц стало меньше, улетели скворцы, ласточки.

Зимующие птицы все чаще ищут, что поесть рядом с жильем человека.

На красоту березы в «золотом наряде» и различие окраски деревьев и кустарников.

Листопад.

На ранние сумерки.

На звезды и луну в разных фазах.

Предлагать детям:

Осмотреть цветники и огород, вспомнить, что мы сажали, как ухаживали.

Подготовить грядки и цветники к зиме.

Походить по «осеннему ковру», вспомнить стихи и песни про осень.

Собрать осенний букет из листьев и плодов рябины.

Собрать листья, семена ясеня, каштана, клена для ручного труда.

Вспомнить, как люди готовятся к зиме (сбор урожая, заготовки и т.д.).

Послушать музыку «Времена года».

Рассмотреть иллюстрации – что сначала, что потом.

Зима

Проводятся ежедневные наблюдения за погодой: дается ее словесная характеристика, анализ. Развивая наблюдательность и речевую активность, следует обратить внимание:

Как скрипит снег под ногами в морозную погоду.

На птиц, прилетающих на участок, на кормушку, за их повадками вспомнить названия.

Как хлопьями падает снег.

Как летят, порхают снежинки в свете фонарей.

Как красиво вокруг после снегопада, как величественно стоят деревья в снежном убранстве.

Что снежинки тают быстрей на руке, чем на варежке. Почему?

На красоту природы в ясный солнечный день.

На пар дыхания.

На деревья и кустарники. Рассказать, что зимой «они спят», нельзя ломать ветки и т.д.

В конце зимы на яркость солнца и снега (невозможность смотреть).

Появление сосулек, капель. Из чего сделаны сосульки? Какой они формы? Когда сосулька тает?

Изменение долготы дня в начале и конце зимы.

На оттепель, как солнце стало пригревать.

Ветер, метель.

Рассматривание веток тополя, ели, березы.

Предлагать детям:

Померить высоту сугробов в начале, середине, конце зимы.

Перед прогулкой продумать, как одеться и что взять с собой.

«Укрыть» деревья и кусты снежком как одеялом.

Провести опыты со снегом, закрепить свойства снега, льда и воды.

Сделать цветные льдинки для украшения участка.

Уточнить, как появился лед? Развивать логическое мышление.

Ответить на вопрос, куда деваются в метель и в сильный мороз птицы.

Ежедневно подкармливать птиц, обращать внимание, как они ждут еду, на вновь прилетающих птиц, сравнить и описать внешний вид, посчитать «гостей».

Помочь расчистить дорожки.

Сделать постройки из мокрого снега, поиграть в снежки.

После метели обойти участок, найти сугробы, ответить на вопрос: «кто их намел?»

Наблюдение за обитателями уголка природы, посадка лука, овса.

Уход за комнатными растениями, отметить, что зимой они тоже не растут.

Весна

Продолжать с детьми ежедневно анализировать погоду, выделяя характерные для весны признаки. Развивать наблюдательность, умение высказывать увиденное словами.

Обращать внимание детей:

На увеличение дня.

На оставшиеся сосульки. Если разбить, что мы услышим? Почему с нее капает вода:

На лужи в течение суток.

На весеннее небо, отметить его красоту, полюбоваться узором веток на голубом фоне.

На непостоянство погоды.

Вспомнить стихи Ф. Тютчева, побеседовать об образном показе времен года.

На прилет скворцов.

На «ремонт» воронами гнезда.

Появление и рост молодой травы.

Первоцветов.

Как набухают почки и распускаются листочки на деревьях и кустах.

Сравнить мать-и-мачеху и одуванчики, чем отличаются и похожи.

Влияние погоды на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья, птицы не могут летать и т.д.).

На первую грозу.

На цветение деревьев.

Предлагать детям:

Игры с водой (запруды, попускать лодочки).

Понаблюдать за поведением птиц (щебет, купание, веселые игры).

Поискать приметы весны в природе.

Учить анализировать ситуацию, делать выводы.

Поискать, где дольше сохранился снег.

Вспомнить, что мы сажали в прошлом году, названия.

Поискать насекомых, рассмотреть их, уточнить внешний вид, пользу.

Рассмотреть первоцветы, развивать умение любоваться красотой, учить бережно к ним относиться (это «первая еда» – нектар после зимы для пчел, бабочек, шмелей).

Поработать на участке, цветнике, на огороде. Воспитывать желание трудиться, любоваться результатами своего труда.

Лето

Продолжать с детьми ежедневные наблюдения за погодой, обращая внимание:

На утреннюю прохладу.

На росу.

На теплый летний дождь, уточнить, как он нужен растениям.

На дождевых червей после дождя.

Пение птиц, учить различать синицу, скворца.

За перелетами бабочек.

На развитие и цветение цветов на клумбах, на лужайках.

На гусениц.

Работу муравьев.

Постепенное превращение цветов рябины в ягоды.

Как краснеют ягоды вишни, боярышника.

Где быстрее сохнет дорожка после дождя, почему?

На тень от деревьев и людей, длину и перемещение.

Как ворона учит птенца летать искать пищу.

На поведение питомцев на прогулке в траве.

На то, что солнце днем очень печет, нельзя загорать и ходить без головного убора.

Детям предлагаются:

Игры с песком, уточнить, что из мокрого песка лучше получаются постройки.

Провести опыты, где быстрее убегает вода (на земле, в песке, на асфальте).

Понаблюдать за работой в цветнике и на огороде, зачем это делают.

Выполнить небольшие поручения (выбросить сорняки, принести ведерко песка на дорожку, полить растения).

Собрать небольшой букет и украсить группу.

Рассмотреть иллюстрации с ягодами и грибами, уточнить внешний вид и знания об ядовитых грибах и ягодах.

Рассматривание иллюстраций о временах года, уточнение характерных особенностей каждого времени года.



Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Мероприятия, направленные на обучение ребенка, необходимо записывать в специальную тетрадь «Дневник (младшего) воспитателя семейной группы». На титульном листе дневника нужно указать Ф.И.О. педагога, Ф.И., возраст ребенка и учебный год (2011-2012 учебный год).

Примерное заполнение дневника:

Дата

Мероприятия

15.12.10 г.

  1. Чтение художественной литературы «Теремок», «Руковичка», «Детки в клетке»
  2. Физкультурное занятие (прыжки на двух ногах с продвижением вперед, бросание мяча одной рукой, подлезание под шнур)
  3. Математика (счет до 5, цифра 3)
  4. Прогулка (рассматривание птиц, кормление, подвижная игра «Ловишка», сооружение горки для куклы)
  5. И т.д.

 РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

(МЛАДШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ)

СЕМЕЙНЫХ ГРУПП ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАНЯТИЯ

Обучение детей семейной группы проводится в повседневной жизни. Каждый день рассказывайте ребенку об окружающем мире, читайте книги, играйте и многое другое. Чтобы ничего не упустить и охватить все аспекты, можно составить примерное расписание занятий.

        Например:

Понедельник        Развитие речи

                        Физкультура

Вторник                Математика

                        Рисование

                        Музыка

Среда                Ознакомление с окружающим миром

                        Физкультура

Четверг                Конструирование

                        Обучение грамоте (старшие дошкольники)

Пятница                Лепка

                        Музыка

Каждое занятие длится:

- 2-3 года – 10 минут;

- 3-4 года – 15 минут;

- 4-5 лет – 20 минут;

- 5-6 лет – 25 минут;

- 6-7 лет – 30 минут.

Между занятиями должен быть перерыв (игры, самостоятельная деятельность) не менее 10 минут не зависимо от возраста ребенка. Занятия важно проводить ежедневно, это дисциплинирует ребенка, формируется усидчивость, развиваются важные для обучения в школе качества.

Ознакомление детей с художественной литературой (чтение произведения, ознакомление с авторами и жанровыми особенностями текста (стихи, сказки и т.д.) можно проводить ежедневно.  Информацию по проведению занятий с детьми можно получить в методическом кабинете детского сада.

ПРОГУЛКА

Два раза в день следует организовать прогулку с детьми с включением подвижных игр и наблюдения за объектами живой и неживой природы. Не реже одного раза в неделю проводить для детей развлечения (показ кукольного театра, праздник мыльных пузырей, конкурсы  и т.д.).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельные игры ребенка, конечно, занимают большую часть его времени, но и они должны осуществляться под наблюдением взрослого. Следует предлагать ребенку безопасные для его жизни игрушки и предметы-заместители.  Игры, игрушки, пособия не должны находиться в комнате в течение года бес сменно. Условно их можно разделить на три категории: сегодня (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); вчера (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); завтра (содержание, с которым предстоит по знакомиться в недалеком будущем).

Эмоциональная насыщенность — неотъемлемая черта развивающей сре ды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуж дает любопытство, то и запоминается до вольно легко. Эту особенность детской памяти родителям всегда надо учиты вать. Поэтому на про тяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что пе дагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно лег ко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то де лал сам: ощупывал, вырезал, строил, со ставлял, изображал.

Обязательно проводить их санитарную обработку с моющими средствами.

Не оставляйте ребенка без присмотра даже на короткое время.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

Памятка "Заповеди семейного воспитания"

Предлагаю вашему вниманию заповеди семейного воспитанияПо материалам Л. М. Фридмана....

Памятка «Основные семейные традиции»

Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как д...

Памятка "Ошибки семейного воспитания"

Памятка "Ошибки семейного воспитания"...

Памятка "Десять семейных заповедей"

Родителя могут познакомиться с десятью заповедями, которые помогут им завоевать любовь и уважение своих детей....

Памятка родителю "Семейный праздник""

Тема: Кукляндия-веселая страна!"Приглашение родителей на встречу  с воспитателями....