" Некоторые особенности детского рисунка и приёмы оказания помощи в его совершенствовании ".
материал по теме

Воробьёва Екатерина Михайловна

 

Когда маленький ребенок впервые начинает рисовать? О чем обычно он рисует? В каком случае рисунок считается интересным, талантливым? Почему ребенок может без конца изображать одно и то же? Нужно ли помогать детям, когда они рисуют? Какой должна быть помощь взрослого?

 В каком случае необходим показ взрослого и каким он должен быть? Эти и другие вопросы часто задают родители, обеспокоен­ные слабыми и непривлекательными рисунками своих детей.

В чем же заключается основная помощь взрослого? Содержа­ние и характер этой помощи, прежде всего, определяются возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и уровнем общего развития.

На что должны быть направлены действия взрослых? Рассмот­рим вначале некоторые общие, но весьма важные моменты, способ­ствующие развитию детского рисунка.

Вместе с тем совершенствованию детского рисунка способству­ет и своевременная, разумная помощь взрослого в тот момент, когда ребенок рисует. Характер этой помощи, прежде всего, зависит от воз­раста ребенка и его изобразительного опыта.

Чтобы рисунок был творческим, самобытным, оригинальным, необходимо развивать у детей фантазию, воображение, ассоциативно-образное мышление, опираться на интуицию, играть с ними: «На что похоже это облако? дерево? а вот эта лужа? Какого «цвета» слова сладкий, грустный, радость?» Способствуют развитию творческой деятельности и графические игры:   «Я начну, а ты дорисуй»  и др.

 

Чтобы произвольность рисунка возрастала, необходимо:

vповторять получившееся изображение несколько раз;

vиграть с детьми, предлагая нарисовать повторяющиеся звуки, движения, например как капает дождик, как топает Андрюша по дорожке, как закрутится мотор и колеса машины и т. д.;

vвключаться в «совместное творчество». Вы нарисуйте тучки, а сын ваш (дочь) — дождик, вы — солнышко (Андрюшу, маму, зайчика), а ребенок — глазки, ротик, вы — елочку, а малыш — огоньки на ней и т. д. Постоянно напоминайте, чтобы ребенок правильно держал фломастер или карандаш, мелок;

vзнакомить с приемами работы гуашевыми красками (разводить ее до уровня жидкой сметаны и наливать в розетку на 2/3 ворса кисточки), вначале с краской одного цвета, постепенно увеличивая число цветов до 7...8;

vучить правильно держать кисточку: не сжимать, удерживать ее тремя пальчиками так, чтобы «хвостик» смотрел почти в потолок, работать с краской аккуратно, набирать на ворс крас­кистолько, чтобы не капало;

vбумагу давать цветную, плотную (например, настольная бумага). Это способствует созданию более красочного рисунка, развитию у детей эстетического чувства цвета, а также формированию эмоционально-положительного отношения непосредственно к самому процессу ри­сования;

vучить изображать округлые и замкнутые формы, стремиться вызывать у них  ассоциации по форме и цвету на  знакомые предметы.

      С разными цветами красок знакомьте постепенно. Непременно восхищайтесь красотой каждого из них, раскрывайте их достоинства и «звучание»: «нарядный», «веселый», «озорной», «ласковый» и т. д., предлагайте найти предметы, имеющие аналогичную окраску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nekotorye_osobennosti_detskogo_risunka.zip20.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Консультации для родителей.

                                                              ГБДОУ № 64

                                                        Санкт - Петербурга

   

           « Некоторые особенности детского рисунка   и

приёмы оказания помощи в его  совершенствовании ».

         

                                                                                                                                          Воспитатель 2 яс.гр.        

                                                                                                       Воробьёва.Е.М.                                                                                                                                                                                           

Некоторые особенности детского рисунка и приёмы оказания помощи в его совершенствовании.

Когда маленький ребенок впервые начинает рисовать? О чем обычно он рисует? В каком случае рисунок считается интересным, талантливым? Почему ребенок может без конца изображать одно и то же? Нужно ли помогать детям, когда они рисуют? Какой должна быть помощь взрослого? В каком случае необходим показ взрослого и каким он должен быть? Эти и другие вопросы часто задают родители, обеспокоен ные слабыми и непривлекательными рисунками своих детей.

Сакулина Н. П., известная исследовательница детского творчества, объясняет, что первые рисунки возникают в зависимости от того, когда взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаши. По собственной же инициативе малыш может заниматься рисованием только к двум годам. Если вы хотите приобщить ребенка к рисованию раньше, давайте ему бумагу, карандаши, фломастеры и побуждайте личным примером.

С того момента, когда ребенок начинает проявлять повышенный интерес не только к самому процессу рисования, но и к тому, что он рисует, можно считать, что он выделил для себя новый вид деятельности — рисование.

О чем дети рисуют? Обо всем. Но чаще всего рисунок — результат отражения жизненных впечатлений, знаний, опыта и представлений ребенка об окружающем, а также сказочном и фантастическом мире. Ребенок рисует о том, что для него значимо, привлекательно, что его восхитило, поразило, понравилось.

Одни ученые предполагают, что детский рисунок — это отражение интуитивных, неосознанных желаний и стремлений ребенка. Другие считают, что ребенок больше всего тяготеет к орнаментальной деятель ности. Третьи связывают содержание рисунка с наличием изобра зительного опыта у детей. Высказывается также мысль о том, что дет ский рисунок — это своеобразная форма символической речи.

Опыт работы показывает, что, действительно, отдельные детские рисунки выглядят, как графический рассказ. Однако не всегда со держательная сторона рисования привлекает ребенка. Иногда он рисует только потому, что ему нравится сам процесс рисования.

Для него рисование — увлекательная игра с разноцветными красками, каран дашами, фломастерами, цветными мелками и даже действующими в рисунке образами. Часто детские рисунки бывают однотипными и повторяющи мися.  Это  объясняется  тем,  что  ребенок  стремится  усовершенствовать удачно найденный прием. Однако повторяемость, как отмечает совершенно справедливо известная исследовательница детского творчества Е. А. Флерина, есть признак и «рутинерства» детского рисунка. Достигнув некоторых успехов, ребенок слишком долго «дер жится» за них. Появляются стереотипы, устойчивые схемы. Если взрослые не оказывают своевременную помощь, рисунок ребенка не развивается. К сожалению, такое происходит довольно часто. Одно типность рисунков бывает и в тех случаях, когда маленьких детей учат рисовать по образцам — нарисованным схемам. Трудно в этом случае воспитать у детей самостоятельность, самобытность, инициатив ность. Вот поэтому и появляются часто повторяющиеся рисунки. Данный вопрос тесно соприкасается с другим: нужно ли учить малень кого ребенка рисовать? Сразу уточним: учить рисовать не нужно. Приглядитесь, они и без нас, взрослых, рисуют. Но помочь сделать рисунок интересным, содержательным, художественно выразительным, а процесс рисования подлинно творческим, увлекательным и эмоцио нально насыщенным — необходимо.

В чем же заключается основная помощь взрослого? Содержа ние и характер этой помощи, прежде всего, определяются возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и уровнем общего развития.

На что должны быть направлены действия взрослых? Рассмот рим вначале некоторые общие, но весьма важные моменты, способ ствующие развитию детского рисунка.

Чтобы ребенок мог успешно что-нибудь нарисовать, он должен научиться видеть, и прежде всего, основную форму изображаемых предметов. Помогают сориентироваться в этом вопросы типа «На что это похоже?». Ребенок определяет, что предмет или его от дельные части похожи на морковку, огурец или на квадрат, тре угольник и т. п.

Кроме формы, маленький «художник» должен уметь видеть строе ние, цвет изображаемого объекта, его величину, соотношение частей, их местоположение. Ребенку легче будет сделать это, если он на учится (а этому поможете вы) устанавливать зависимость всех призна ков от среды обитания, образа жизни или назначения предмета через вопросы: «Почему у коровы длинный хвост, а у зайца ко роткий?», «Почему в автобусе тебе удобно было все видеть?»,

 «Почему машина может ехать быстро?» и т. п.

Развивать у ребенка наблюдательность, способность замечать выде лять самое главное и существенное также помогают игры типа «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т. п.

Учить замечать художественную выразительность и образность окружающих предметов такие сравнения, как «листья на дереве, словно кружево», «у ивы веточки, как косицы у девочки» или «дерево веселое», «солнышко радостное». Помогают увидеть образность и поэти ческие строки: «...синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса как будто пухом зеленеют», «...как молоком облитые, стоят сады вишневые».

Помимо способности видеть, важным условием создания выразительного рисунка является умение точного изображения. А для этого должна быть достаточно хорошо развита рука. Присмотритесь к ваше му ребенку, когда он рисует. Первыми признаками «легкой» руки являются уверенность, быстрота, легкость, смелость нанесения линий и форм. Карандаш (кисть) он держит свободно, раскованно, ненапряженно, штрихует аккуратно, не выходя за контур.

«Легкая и послушная рука» — это важное условие, так как из-за неразвитости моторики руки ребенка часто страдает и содержательная сторона рисунка. Ребенок не в состоянии изобразить то, что видит, знает, задумал. Навыки изображения, способность произвольно управ лять, корректировать свои движения, а также умение работать раз личными изобразительными материалами формируется у маленьких детей постепенно.

Чтобы рисунок был творческим, самобытным, оригинальным, необходимо развивать у детей фантазию, воображение, ассоциативно-образное мышление, опираться на интуицию, играть с ними: «На что похоже это облако? дерево? а вот эта лужа? Какого «цвета» слова сладкий, грустный, радость?» Способствуют развитию творческой деятельности и графические игры:   «Я начну, а ты дорисуй»  и др.

Вместе с тем совершенствованию детского рисунка способству ет и своевременная, разумная помощь взрослого в тот момент, когда ребенок рисует. Характер этой помощи, прежде всего, зависит от воз раста ребенка и его изобразительного опыта.

Второй год жизни. Взрослые должны знать, что работа ребен ка этого возраста с бумагой и карандашом вначале не имеет изобра зительного характера. Малыша привлекает только манипулирование и игра с ними:

чёрканье, постукивание. Дети с удовольствием наносят случайные штрихи, линии, мазки. Для того чтобы повысить интерес к процессу рисования, сделать его более устойчивым, усаживайте ре бенка рядом с собой, когда пишете или рисуете, давайте ему бумагу, карандаши и советуйте действовать, «как я».   Предлагайте разноцвет ные фломастеры и карандаши, учите замечать, что они разноцвет ные, удивляйтесь «разноцветной красоте», показывайте свободные места на бумаге. Это подготавливает малыша к умению равномерно разрисовывать все пространство листа; восхищайтесь его действиями.

Позже, когда ребенок начнет рисовать направленные линии, произ водить округлые движения, побуждайте замечать, что они на что-то по хожи: «Какой замечательный у Алеши получился дымок», «Какие красивые ленточки нарисованы у Марины». Провоцируйте самого ребенка присматриваться к своим случайным штрихам и делать попытки к узнаванию:  «Кого Андрюша нарисовал? Кто это у него здесь бегал? Кто это такой кругленький?»

Иногда дорисовывайте каракули ребенка и спрашивайте, на что они похожи: «Смотри, сколько у тебя дыма, давай нарисуем колеси ки и поиграем с получившимся «паровозиком».

На третьем году жизни, помимо манипулирования с материалами, появляется преднамеренность предметного или близкого к нему изобра жения. Чтобы ускорить этот процесс, продолжайте учить узнавать в штрихах знакомые образы, спрашивайте ребенка, о чем он рисует; по-прежнему весьма эффективным остается прием совместного твор чества (дорисовывания). Найдя в начертаниях хотя бы намек на образ, малыш испытывает непомерную радость. У него возникает потреб ность повторить и поиграть с рисунком. Так он овладевает некото рой произвольностью изобразительных действий.

Однако найденная форма надолго не сохраняется. Рисунку еще свойственна большая подвижность и неустойчивость. Чтобы произвольность рисунка возрастала, необходимо:

  1. повторять получившееся изображение несколько раз;
  2. играть с детьми, предлагая нарисовать повторяющиеся звуки, движения, например как капает дождик, как топает Андрюша по дорожке, как закрутится мотор и колеса машины и т. д.;
  3. включаться в «совместное творчество». Вы нарисуйте тучки, а сын ваш (дочь) — дождик, вы — солнышко (Андрюшу, маму, зайчика), а ребенок — глазки, ротик, вы — елочку, а малыш — огоньки на ней и т. д. Постоянно напоминайте, чтобы ребенок правильно держал фломастер или карандаш, мелок;
  4. знакомить с приемами работы гуашевыми красками (разводить ее до уровня жидкой сметаны и наливать в розетку на 2/3 ворса кисточки), вначале с краской одного цвета, постепенно увеличивая число цветов до 7...8;
  5. учить правильно держать кисточку: не сжимать, удерживать ее тремя пальчиками так, чтобы «хвостик» смотрел почти в потолок, работать с краской аккуратно, набирать на ворс крас ки столько, чтобы не капало;
  1. бумагу давать цветную, плотную (например, настольная бумага). Это способствует созданию более красочного рисунка, развитию у детей эстетического чувства цвета, а также формированию эмоционально-положительного отношения непосредственно к самому процессу ри сования;
  2. учить изображать округлые и замкнутые формы, стремиться вызывать у них  ассоциации по форме и цвету на  знакомые предметы.

С разными цветами красок знакомьте постепенно. Непременно восхищайтесь красотой каждого из них, раскрывайте их достоинства и «звучание»: «нарядный», «веселый», «озорной», «ласковый» и т. д., предлагайте найти предметы, имеющие аналогичную окраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом

При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...

Консультация для родителей "Детский травматизм и оказание первой помощи"

Консультация для родителей "Детский травматизм и оказание первой помощи"...

Консультация для родителей «Детский травматизм и оказание первой помощи»

Детский травматизм и его предупреждения очень важная и серьезная проблема, особенно в период летних каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без пр...

Детский травматизм и оказание первой помощи

Детский травматизм и оказание первой помощи. Консультация для родителей...

Детский травматизм и оказание первой помощи

Детский травматизм и оказание первой помощи...

Детский травматизм и оказание первой помощи

Детский травматизм и оказание первой помощи...

Методы и приёмы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка - дошкольника.

Проблема псилого - педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого - педаго...