Рекомендации для родителей." Во что можно поиграть с ребёнком"
консультация по теме

Тамахина Марина Львовна

Часто родители не знают, во что поиграть с ребёнком.Чем увлечь его, да чтобы он ещё и правильно развивался при этом?  Предлагаю для родителей, варианты "полезной" совместной деятельности с ребёнком. Надеюсь,эта информация будет для вас интересна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

«Во что можно поиграть с ребёнком».

Игры по развитию речи детей от 2 до 4 лет

Разговариваем по телефону
Возраст: 2-3 года.
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.
Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.

Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Отвечаем на вопросы
Возраст: 2-4 года.
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.
В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Что бывает…. Какое бывает…
Возраст: от 3 лет.
Начните игру словами:
«Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)
Или наоборот:
«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.
«А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Что сначала, что потом
Возраст: от 3-4 лет.
Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…
Поменяйтесь ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Что будет, если…
Возраст: от 3-4 лет.
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.
«Что будет, если я встану ногами в лужу?»
«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Что можно делать с … С чем можно делать…
Возраст: от 3-4 лет.
Вы начинаете:
«Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще…» — ребенок продолжает.
Или:
«Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Кто что делает
Возраст: от 3-4 лет.
Правила — аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
«Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»
«Чайник — свистит, кипит,…»
«Машина — едет, гудит, светит,…»
«Снег — идет, тает,…»
«Кошка — бегает, ходит, пьет, спит,…»
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик — прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед — тают.

Или много предметов на одно действие:
«Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»
«Едет — машина, поезд, велосипед, …»
«Тает — мороженое, лед, …»

Или задания, имеющие только один ответ:
«Кто чинит сапоги?»
«Кто печет пироги?» и так далее о других профессиях.
«Кто хоботом пьет воду?»
«Носит грибы на иголках?» и т.д.

Что где? Кто где?
Возраст: от 3-4 лет.
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ — на кухне, или более развернутый — на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом «отправиться» в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Что внутри?
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом — стол,
шкаф — свитер,
холодильник — кефир,
тумбочка — книжка,
пузырек — лекарство,
кастрюля — суп,
дупло — белка,
улей — пчелы,
нора — лиса,
автобус — пассажиры,
корабль — матросы,
больница — врачи,
магазин — покупатели.

Угадай, кто это?
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Больше, чем… Меньше, чем
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый ставит задачу:
«Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал.»
Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Один — много…
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
«Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее».
Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей, …»
Сначала не старайтесь запутывать ребенка — давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.
Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
«Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)
Можно и наоборот:
«Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется.
Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

Игры с песком – интересно и полезно!

Едва увидев песочницу, ваш малыш стремглав несется туда. И может там копаться очень долгое время – довольный и чумазый. Знакомая картина?

Почему же песок так нравится детям, и в какие игры можно поиграть в песочнице?

Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер.  Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение.

Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается  сказочная жизнь, строятся замки, башни. Уже давно известно, что игры в песке снимают психическое напряжение у ребенка. Да и, кроме того, малыш учится общаться с ровесниками, формирует теплые отношения с родителями.

Какие инструменты понадобятся ребенку?

Лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Не останутся без дела и игрушки, куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные.

Во что же можно поиграть?

  1. Лепка куличиков. 

Ребёнок «выпекает» из песка булочки, пирожки. Для этого понадобятся формочки, чтобы насыпать в них песок и утрамбовать их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок «угощает» пирожками маму, папу, кукол. Детям до 2х лет понадобится помощь родителей. Малышам больше нравится топтать ножкой куличики, сделанные родителями.

  1. Лепка башенки с заборчиком. 

          А за забором можно кого-нибудь спрятать.

  1. Сухой и мокрый песок. Показать ребенку, что мокрый лепится, а сухой рассыпается.
  2. Рисование палочкой, пальчиком (от мордашек до букв и цифр).
  3. Копание ямок.
  4.  Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее «мышка-нарушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
  5. Насыпание кучек.
  6. Строительство замков и рытьё «пещер».
  7. Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги).
  8. Игры в магазин (куличи являются универсальным продуктом, а в качестве платёжных средств и других продуктов часто используются палочки и листья).
  9. Оставляем следы. 
  10. Поиграйте в игру «как ходят животные». Одним пальцем – прыгают зайчики, тремя – бежит собачка, кулаком – слоник. Изобразите свои следы: для сравнения – от маминых ног – большие, малыша – маленькие.
  11. Зарывание предметов.
  12. Дождик пошел. 
  13. Намочите руки и стряхивайте капельки на песок.
  14. Закапывание руки. 
  15. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращаем внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапываем каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок.
  16. Строительство города, леса.
  17.  Можно использовать камешки, веточки, цветочки.

Игры для физического развития (2-4года)

Дорога

Игра учит  ориентироваться в пространстве, перешагивать через препятствия.

Делаем «дорогу» из старых кассет или из картинок, из карандашей, кубиков, кеглей и пр. (одна и та же быстро надоедает). Затем ребенок ходит по такой дороге.
Для начала это просто два прямых ряда кассет (кубиков, карандашей) с расстоянием между рядами примерно 30-40 см.
С каждым разом дорога  все более длинная и извилистая. Она может сужаться и расширяться.
Малыш может помочь строить дорогу, укладывать кассеты или карандаши.
Быстрая дорога  получается из длинных шнуров, к тому же из шнуров её проще делать извилистой.
Можно предложить ребенку пройти на носочках, пяточках, боком, а позднее и попрыгать.

Колобок – колобок

Развивает координацию движений

• Маленькие дети обожают кататься по полу или по земле.
• Начинайте с перекатываний с боку на бок. Это простейшее движение. Как только ребенок освоит простые перевороты, он может попытаться делать кувырки вперед.
• Для катания подходят разные поверхности – ковер, пол, трава и листья.
• Поскольку всё вышеперечисленные поверхности имеют различную текстуру, можно обсудить с малышом, какие ощущения остаются от соприкосновения с ними.

Мяч в корзине

Учит координации движений

• Эта игра одновременно и увлекательна, и полезна. Она учит ребенка координировать свои движения.
• Раздобудьте большую корзину для бумаг.
• Возьмите мяч, который удобно держать детскими ладошками.
• Начните с простого: ребенок должен просто уронить мяч в корзину.
• Постепенно отходите назад, с тем, чтобы ребенку нужно было уже забросить мяч, попав точно в корзину.

Примечание: Детям удобнее бросать мячи снизу.

Укрепляем мышцы

• Возьмите несколько игрушек разного размера и попросите ребенка поднимать их над головой.
• Начинайте с маленьких игрушек. В качестве моральной поддержки тоже поднимайте что-нибудь вверх.
• Когда перейдете к игрушкам потяжелее, покажите ребенку, как пользоваться обеими руками.
• Такие упражнения несколько раз в неделю помогут ребенку укрепить мышцы рук.

Вытянем, выгнем

Укрепляет мышцы

• Состояние здоровья имеет огромное значение, и чтобы укрепить детские мышцы, существует масса полезных и веселых упражнений.
• Сядьте в кресло и вытяните ноги вперед.
• Покажите ребенку, как вытягивать носочки вперед и выгибать ступни ног.
• Напевайте «вытянем, выгнем, вытянем, выгнем». Придумайте какой-нибудь несложный мотивчик для разнообразия.
• Еще одно хорошее упражнение: расставьте ноги на ширину плеч носками наружу. Согните колени, наклонитесь, а затем распрямитесь.
• Напевайте «согнемся, распрямимся, согнемся, распрямимся».

Прокати мяч, пролезая в обруч

Взрослый держит обруч вертикально к полу.
Малыш наклоняется и толкает большой мяч руками так, чтобы он прокатился сквозь обруч.
После этого сам пролезает за ним сквозь обруч.
Повторить несколько раз.

Перенеси игрушки

Малыш переносит по одной игрушке на расстояние 3-4 м.
С игрушкой надо идти, без игрушки — бежать.

Сбей мяч

Положите на табурет большой мяч.
Малыш, стоя перед табуретом на расстоянии 1,5-2 м, по сигналу “Сбей мяч!” бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в большой, пытаясь сбить его.

Перелет птиц

Малыш стоит в одном углу комнаты. Он — птица.
В другом углу комнаты помещается лесенка-стремянка или стул (табурет).
По сигналу взрослого “Птички улетают!” малыш, подняв руки-”крылья” в стороны, бегает по комнате.
По сигналу “Буря!” малыш бежит к лестнице (табурету) и влезает на нее: “птицы” скрываются от “бури” на “деревьях”.
Когда взрослый говорит: “Буря прекратилась”,- малыш спускается с лестницы и снова бегает (”птицы” продолжают “полет”).
Во время игры взрослый должен находиться возле лестницы, чтобы в случае необходимости помочь малышу.

Перебежки

На расстоянии 4-5 м друг от друга ставят два предмета или две игрушки.
Один из играющих — водящий — находится между предметами (в “коридоре”), в руках у него может быть мяч.
По сигналу взрослого малыш перебегает от одного предмета к другому, а водящий старается попасть в него мячом.
При попадании водящий меняется.

Сбей кегли

На расстоянии 3 м от малыша устанавливается обруч, кегли или флажок.
Малыш бросает малый мяч, стараясь попасть (перебросить) в цель.
При попадании засчитывается очко.
Расстояние можно менять в зависимости от успехов малыша.
Игра заканчивается вручением приза.

Достань ушком до…

Подавайте команды с использованием разных частей тела и разных предметов. Например: «достань ручкой до стола», «достань ножкой до дивана», «достань носиком до подушки» и т.д. на сколько хватит фантазии и предметов в доме.

Команды могут быть замысловатые, но выполнимые.  Будьте осторожны, чтобы ребенок не ушибся!

Зарядка для ножек

Упражнения полезны для профилактики плоскостопия и массажа ножек. Так на носочках ходим по квартире под какое-нибудь стихотворение или песенку.  Затем переходим к хождению на пятках.

Прыг-скок

Для малышей старше двух лет, которые уже научились прыгать предлагаем такую игру.

Выкладываем небольшие палочки (палочки от детской кроватки) параллельно друг другу на расстоянии около 30 см., допустим в количестве 5 штук и просим ребенка перепрыгнуть через каждую. Чтобы была какая-то цель, кладем на другом конце игрушку и просим ребенка принести её Вам, возвращаясь назад, оббежав палочки.

На улице можно нарисовать линии на асфальте (например, обычные классики с цифрами) или линии на песке. Для тех, кто прыгать еще не научился, можно просто перешагивать препятствия.

С помощью этой игры можно учиться перепрыгивать препятствия, держась при этом за руку взрослого.

Носим грузы на голове

Что можно носить на голове? Шапку, сито, свой горшок Ваш малыш, наверное, на голову уже примерял?!

Попробуйте поносить на голове разные предметы (например, широкую пластмассовую баночку или колечко от пирамидки с большим отверстием (для устойчивости), а сверху мячик или маленькую подушечку). Если хорошо получается, то можно рискнуть пройти с грузом по доске, лежащей на полу.

Некоторые для этой цели используют небольшие подушечки, наполненные горохом, песком или другим подобным материалом. Но мы что-то так их и не сшили.

Не забудьте посмотреться в зеркало и сфотографироваться!

Ходим на руках

Кладем ребенка животиком на мячик (диаметр примерно 20 см.), держим за ножки и слегка толкаем вперед, а потом назад. Это упражнение для развития ручек и плечиков.

Когда малыш станет легко справляться с этим упражнением, то можно держать его за ножки, и он сам пойдет на руках. Желательно, чтобы тело ребенка было параллельно полу.

Как вариант, положить впереди игрушку, чтобы ребенок пытался её достать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей на тему «Во что можно поиграть с ребёнком дома».

Как в такой быстрый век найти время на игры с детьми, ведь весь день вы проводите на работе, а вечерами другие заботы,воспитание и игры уходят на второй план.  Хотя отлично понимаете, что ва...

«Во что можно поиграть с ребёнком 5–6 лет дома»

Так как ведущая деятельность детской жизни – это игра, нам просто жизненно необходимо ежедневно откладывать свои ежедневные дела и заботы, и хотя бы на час, становиться детьми, открывать мир вме...

Консультация для родителей "Во что можно поиграть с ребенком 5-6 лет"

Консультация для родителей "Во что можно поиграть с ребенком 5-6 лет"...

Консультация для родителей "Во что можно поиграть с ребенком 5-6 лет дома"

Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способ познания окружающего. Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованнос...

Консультация для родителей «В какие словесные игры можно поиграть с ребёнком дома»

Словесные игры,которые родители могут использовать дома в играх с ребёнком....


 

Комментарии

Рыбалко Лариса Прокопьевна

Очень полезная рекомендация!Помогла мне при проведении заседания родительского клуба!Еще раз спасибо!